Новый наноматериал провоцирует рост кровеносных сосудов

Едва заметный прозрачный кружок в центре кадра содержит наноматериал, за три дня опыта подтолкнувший рост кровеносных сосудов в мембране, взятой из куриного яйца (фото Matthew Webber).

Американские исследователи оригинальным образом решили проблему стимулирования роста сосудов в повреждённой ткани. Такая задача является одной из важнейших в регенеративной медицине и трансплантологии.

Сэмюэл Стапп (Samuel Stupp) и его коллеги из Северо-Западного университета разработали жидкость, которая, будучи введённой в ткани пациента, превращается в спутанную матрицу из нановолокон.

Каждое такое волокно покрыто выступами молекулярного размера, подражающими фактору роста эндотелия сосудов — белку VEGF. В результате эти сконструированные волокна предоставляют фон для ускоренного размножения клеток сосудов, включая формирование последних на новом месте.

По информации Technology Review, исследователи протестировали изобретение на мышах. Биологи ограничили кровоснабжение задних лап подопытных зверьков, что должно было привести к отмиранию конечностей. Введение нановолокон вызвало рост новых сосудов, привело к увеличению кровообращения в лапах и улучшению двигательных функций.

Для сравнения, в других группах мышек экспериментаторы применяли иные методы лечения, в том числе инъекции самого белка VEGF. Но нановолокна показали себя самым эффективным вариантом спасения животных и, вероятно, человека (хотя до опытов на людях ещё далеко).

Нановолокна могли бы вызывать к жизни новые сосуды и капилляры в местах, повреждённых при сердечном приступе, рассуждают авторы работы. Ещё хорошее кровоснабжение необходимо пересаженному органу, или его замене, искусственно выращенной из клеток пациента.

Ранее медики не раз пробовали вызывать рост сосудов в повреждённых тканях при помощи белка VEGF, но он плохо работал по той простой причине, что быстро выводился из нужного участка. Белок не успевал подействовать, и потому для должного эффекта его необходимо было вводить вновь и вновь. Такой способ лечения мало того что инвазивный, так ещё и дорогой.

А вот наноматериал находится в нужном месте весьма длительное время, обеспечивая стойкий эффект стимуляции роста сосудов. При этом по окончании своей работы новые волокна разлагаются в организме естественным образом.

По словам Сэмюэла, аналогичный метод можно применять и для стимулирования роста соединительной ткани, или нейронов. Просто для этих задач нужно подправить конструкцию нановолокон так, чтобы они имитировали другие белки — факторы роста. Пока же американцы намерены продолжить опыты с нынешним материалом. Впереди предстоят тесты на токсическую безопасность.

Учёные улучшили солнечные батареи без Солнца

1 августа 2011

Корейцы научились переключать флуоресценцию у собак

28 июля 2011

Биологи научились включать гибернацию у сусликов

27 июля 2011

Аденовирус впервые перешёл от животного к человеку

19 июля 2011

Китайцы создали желатин из человеческих белков

15 июля 2011
  • Андрей Лобанов  2 августа, 19:31
    В России уже давно для роста кровеносных сосудов используется вирус.
  • Георгий Ратушный  3 августа, 19:07
    «По словам Сэмюэла, аналогичный метод можно применять и для стимулирования роста соединительной ткани, или нейронов.»
    а вот последний пункт особо интересен. за отсутствием иных альтернатив
  • Андрей Лобанов  6 августа, 22:20
    Но на данный момент он не разработан, не исключено, что можно использовать и другие методы.
  • Александр Евтушенко  17 августа, 20:56