Открыто использование грызунами древесного яда для защиты

Авторы работы отмечают, как удачно специфические морфологические структуры этого зверька и модель его поведения дополняют друг друга в целях химической защиты (фото Susan Rouse).

Биологи впервые обнаружили пример сбора растительного яда плацентарным млекопитающим. Хотя получение животными ядов от растений известно в природе, грызуны, виртуозно освоившие такой приём, удивили специалистов.

Героем исследования, проведённого группой учёных из Великобритании, Кении и США, стала африканская гривастая крыса (Lophiomys imhausi), у нас называемая косматым хомяком.

Это животное обитает в Восточной Африке. Биологи давно подозревали, что оно ядовито. Во-первых, из-за специфической окраски: яркие чёрно-белые полосы вместо маскировки. Во-вторых по поведению: при встрече с хищником хомяк испускает неприятный запах из желёз, расположенных на боку, и рекламирует свою опасность, поднимая торчком гриву. А в-третьих, из-за случаев заболевания и гибели собак после встречи с этим созданием.

Однако раньше высказывалась идея, что зверёк L. imhausi сам генерирует защитный яд. А оказалось, он заимствует его у дерева — акокантеры абиссинской (Acokanthera schimperi). Примечательно, что некоторые африканские охотники используют тот же самый источник яда для смачивания наконечников своих стрел.

Косматый хомяк не слишком фотогеничен. На рисунке — сигнал «не подходи», выставляющий «боковую линию», то есть вооружённые ядом волоски (иллюстрации Susan Rouse, Margaret F. Kinnaird, Jonathan Kingdon et al.).

Исследователи подтвердили эту гипотезу, предоставляя пойманным гривастым крысам ветви и корни акокантеры. Грызуны принимались грызть и жевать кору (избегая листьев и плодов) и размазывать слюни по своим бокам, пишет PhysOrg.com.

Анализ шерсти косматого хомяка под электронным микроскопом показал, что волосы на боках L. imhausi отличаются по своему строению от прочих. Они сильно перфорированы и насыщены порами, как губка или фитиль, а потому превосходно впитывают и сохраняют смертельный яд (карденолид, близкий аналог уабаина, способного убить слона). Этот «подарок» попадает в пасть любому животному, которое пробует отведать косматого хомяка.

Сканирующий электронный микроскоп позолил увидеть волос вблизи кончика, наполненный ядом (a), и микроволокна в промытом волосе (b), участок вблизи корня (фото Jonathan Kingdon et al.).

Как L. imhausi использует яд, не поддаваясь его действию? Почему в ходе эволюции этот хомяк (или всё же крыса, если ориентироваться на западное название) получил свои удивительные волоски? На эти вопросы биологи пока не могут ответить.

(Подробности открытия можно найти в статье Proceedings of The Royal Society B.)

Биологи объяснили различия в размерах мозга людей

29 июля 2011

Дельфины удивили учёных чувством электрического поля

27 июля 2011

Европейские мыши заполучили ген устойчивости к яду

25 июля 2011

Аденовирус впервые перешёл от животного к человеку

19 июля 2011

Японские улитки пережили переваривание птицами

13 июля 2011
  • Александр Вихров  3 августа, 21:48
    Треснула эволюция. Крысы слишком умны для неё.
  • Андрей Кошкин  4 августа, 11:25
    И в чём сенсация ?
  • Ваня Крейцер  4 августа, 22:36
    Вы не там ищете сенсации. Сенсации на НТВ. Постоянно. В основном про конец света.
  • Никита Мезенцев  4 августа, 22:43
    Какая няшка...
    На самом деле это, конечно, серьезное исследование, и новые теории о разуме и эволюции... Но вы посмотрите на эту няшку!
  • Евгений Ишутинов  4 августа, 23:47
    Кто-то очень умный спроектировал этого хомячка.