На Марсе обнаружены ручьи из солёной воды

4 августа сотрудники NASA заявили, что в тёплое время года на поверхности Марса могут бежать ручьи из солёной воды. По данным учёных, полученные со спутника MRO снимки позволяют увидеть на склонах гор, расположенных в средних широтах южного полушария Красной планеты, тёмные полосы, которые увеличиваются в размерах в период весны и лета и вновь пропадают к зиме.

Геофизик Фил Кристенсен прокомментировал событие следующим образом: «Мы и раньше знали, что на Марсе есть лёд, однако впервые мы получили доказательства того, что на планете есть вода, скорее всего, солёная, но жидкая. Это ключ ко всему. Для существования живых организмов вода — необходимое условие».

Тёмные полосы на склонах марсианских холмов, которые появляются летом и исчезают зимой (фото NASA/JPL-Caltech/Univ. of Arizona).

Как предполагают учёные, вода обнаруженная на Марсе — солёная. Но само по себе её открытие – гигантский шаг в изучении Красной планеты и жизни во Вселенной вообще. Природа «марсианских ручьёв» пока окончательно не ясна учёным, однако они надеются, что смогут разгадать эту тайну с помощью лабораторных экспериментов и дальнейших наблюдений.

Хотя, по признанию исследователей, они не исключают ошибки, и им пока не удалось получить 100% доказательств присутствия жидкой воды на планете (не считая истории с каплями на посадочных опорах зонда Phoenix), тем не менее они предполагают, что с водой на Марсе вполне могла зародиться жизнь.

Обнародованы детали миссии следующего марсохода NASA

25 июля 2011

Инженеры NASA построили астероид под водой

18 мая 2011

Европейцы и американцы задумали строить общий марсоход

8 апреля 2011

Учёные впервые исследовали марсианский туман

5 апреля 2011

Получен первый снимок Меркурия с орбиты

30 марта 2011
  • Дмитрий Осадчук  5 августа, 14:08
    Странно, а почему именно солёная вода? Каким образом это установили? И откуда берётся солёная вода на склонах гор? Каков механизм образования именно солёной воды? В общем, одни вопросы по статье.
  • Леонид Попов  5 августа, 14:31
    По соли — уже были исследования, на них указывающие. Это данные со спутников, плюс данные с марсоходов-близняшек Спирита/Оппортьюнити и посадочного аппарата Феникс. Посмотрите подробнее тему «вода на Марсе» (ссылка под текстом).
  • Леонид Попов  5 августа, 14:24
    Андрей, спасибо. Я у вас чуть-чуть текст подправил, ссылку на сообщение NASA дал и большую фотографию залил. Текст переведён в основную редакционную ленту.
  • 1) это еще не установили.
    2) соленая — потому что она дольше остается в жидком виде (t замерзания
    -1-2 градуса Цельсия)
    3) на склонах гор — возможно из пещер.
    4) лед в пещере тает -> талая вода растворяет породы -> образуется ПОДОБИЕ земной соленой воды
    и т. д.
  • ответил Дмитрию
  • Руслан До  5 августа, 16:41
    в п.2.
    Вы ошибаетесь. Температура замерзания воды при 1/100 атмосферы немного иная. Дам подсказку... смотрите фазовую диаграмму воды давление-температура.
    Ах, да, немного странно, как они вообще жидкую воду там нашли ибо жидкая вода при таких давлениях не образуется, а происходит прямой переход лёдпар.
  • Руслан До  5 августа, 16:45
    Хотя на счёт второй части поста — могу и ошибаться ибо всякие разные данные по давлению видел и чему верить — неясно.
  • на дне впадины вполне может сохраняться более высокое давление.
    даже до 1/25 земного.

кстати, еще никто не утверждал, что они нашли именно жидкую воду

• Ольга Добрая  5 августа, 15:16
    наконец то новости о марсе...я так долго этого ждала. Спасибо редакции. Почаще бы.
  • Ольга Добрая  5 августа, 15:25
    интересно, насколько она соленая? Если как в мертвом море, то для жизни не очень благоприятные условия.
  • Леонид Попов  5 августа, 17:49
    Жизнь обладает удивительной приспособляемостью. :-) Так что надежда остаётся.
  • Максим Подболячный  8 августа, 14:19
    Оля, а вы к фото внимательно-внимательно-внимательно присмотрелись? Жизни какой, блондинистой или рыжей? ;)

Когда-то отдыхал (недолго) в Солотвино — район в Закарпатье на так называемых «Соленых озерах» — суть затопленные старые-старые соляные шахты. Концентрация соли всяко выше, чем в мертвом море — ропа. Выходишь из воды, на ветру обсыхаешь и дальше, как рыцарь, брязкаешь коркой соляных доспехов. :) Так вот, на метр вглубь от поверхности вода там ВСЕГДА неприятненько так тепленькая — температура стабильно плюсовая, независимо от погоды, поры года. Спецы мне объясняли, что это из-за засилия каких-то микроорганизмов (не то рачков микроскопических, сродни планктону, не то еще чего, уже не упомню) и их активности. И правда, ежели водичку черпнуть с глубины — она аж красноватая от этой живности. Так что рыжие рулят! ;)

• Ольга Добрая  8 августа, 14:33
    ну если так, значит шанс есть :-). марсианская эволюция: сначала марсианский планктон, потом марсианские рачки, потом марсианские ящеры, -> марсианские обезьяны и как венец эволюции — Красивые рыжие марсианские девчонки. И тогда никаких денег не будет жалко на полет на Марс, освоится планета быстро... :-)
  • Михаил Пушной  5 августа, 15:49
  • Андрей Данилейко  5 августа, 16:10
    Это большой прорыв, молодцы, надеюсь в источниках этой воды можно найти что-то живое
  • Ольга Добрая  5 августа, 16:55
    жалко по фото не понятно, что это за фрагмент показывают. Может это край какой-ть ямы. Тогда можно предположить, что это не потоки воды, а просто песок обваливается образуя такие полосы. Или нет?
  • Леонид Попов  5 августа, 17:31
    На видео, ссылка на которое есть выше у Михаила, хорошо понятно какая именно деталь рельефа показана — там последовательно идёт приближение съёмки с орбиты вплоть до этого куска. В принципе речь идёт о крае кратера, внутрь которого вода, видимо, просачивается с близких к поверхности горизонтов, расположенных вне кратера.
  • Андрей Касьянов  5 августа, 18:22
    Сдаётся мне, что всё это лишь «утка». Тёмные полосы идут строго по «старым следам» (менее тёмным полосам), которые хорошо видны на поверхности. При этом никуда не отклоняясь и не выходя за границы. Как будто их просто затемнили в редакторе.
  • Леонид Попов  5 августа, 18:30
    NASA не занимается утками. Вода может течь по ранее вырезанным деталям рельефа, кстати. Типа пересыхающих ручьёв, повторяющихся каждую весну.
  • Андрей Касьянов  5 августа, 18:39
    Согласен, может. Но хочется подождать ещё новостей. В том числе и от нового «засланца».
    Кстати, я сам думаю, что на Марсе жизнь скорее есть, чем нет. Даже не смотря на то, что её до сих пор ещё не нашли.
  • Ильшат Тагиев  5 августа, 19:22
    А что внутри Марса?
  • Андрей Мезенов  5 августа, 20:20
    Тут вот упомянули про давление, что с таким давлением, какое на Марсе — «жидкая вода при таких давлениях не образуется, а происходит прямой переход лёдпар», давление в разных местах Марса разное, оно может расти например в ущельях или каньонах.
  • Александр Вихров  5 августа, 21:49
    Размечтались. Когда-то и в марсиан верили. Но планета мертвая.
  • Ольга Добрая  8 августа, 10:30
    она умирает, но пока еще не мертвая.
  • Александр Евтушенко  5 августа, 22:02
    Интупция подсказывает, что с местом посадки марсохода могут и передумать :)
  • Николай Захаров  6 августа, 07:24
    Так, по средневековому, смешны эти поиски жизни..сам Марс блин живой..понимание того, что всё во Вселенной живое — ключ к познанию!
  • Александр Зубарев  7 августа, 00:17
    Ещё один.. )) Хотя всегда интересно читать приверженцев «неклассических» гипотез. того же Лалетина, например ) «Истина рождается в спорах», — когда-то сказал Сократ. Любая теория бессмысленна, если она не сможет выстоять в споре с какой-то другой.

Кстати, вообще, хотелось бы здесь постиать приверженцев струнных теорий.. :)

• Дмитрий Шуклин  6 августа, 15:19
    Жаль машинка не сможет туда сесть :(
  • Дмитрий Шуклин  6 августа, 15:40
    Хотя может сесть то и сможет, но вот ходовая у неё на это не расчитана :( Или я не прав?
  • Никита Мезенцев  6 августа, 22:51
    Круто. Вода это круто. Даже соленая.
    По любому, значит, жизнь есть...
  • Сергей Лускатов  8 августа, 12:49
    К сожалению марс мертв с энергетической точки зрения, я бы сказал что в космосе летает труп планеты марс которая когда-то была живой (с энергетической точки зрения) если в трупе человека пытаться искать жизнь то что-то найти можно, также и здесь, но само занятие интересно, это да, но марс покинула душа.
  • Максим Подболячный  8 августа, 14:10
    О, как вы правы! В трупе человека жизни найти ого-го сколько можно! Насчет душ, правда, не знаю, не уверен,е сть ли они у всяких там паразитов-простейших-бактерий, но жизни полно, на десять марсов хватит. :)))
  • Андрей Яковлев  8 августа, 13:49
    а кто вообще сказал что для жизни обязательно вода нужна (кислород и тп)?
  • Лев Черемухин  9 августа, 12:00
    +1
    жизнь может быть и в открытом космосе, и на звёздах, нужно мыслить шире.
    то что может питаться и воспроизводить само себя — живое. а из чего оно, угля или плазмы — не так уж важно. просто мы не знаем других форм жизни.
  • Ольга Шилова  9 августа, 17:28
    Все удивительнее становится, ну найдут бактерии в виде жизни какие то.. а толку? не разумная жизнь ведь...
  • Андрей Мезенов  9 августа, 17:39
    многого хотите сразу) вообще разумная жизнь явление редкое, ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%8B
  • Максим Подболячный  9 августа, 17:43
    Не зарекайтесь, встречал индивидов из вида «двуногих прямоходящих, лишенных перьев» которым бактерии фору могли бы дать. ;)
  • Максим Подболячный  9 августа, 17:44
    Рискну дополнить: «разумная жизнь явление редкое» даже на Земле. :))
  • Михаил Тоцких  16 ноября, 12:32
    Я ЗНАЛ!!!! ЗНАЛ!!! ))))

Теперь если хорошенько подумать, какими бактериями, каким количеством, и с какой периодичностью бомбить марс — можно придумать как его оживить!

• Logos Judes  22 марта, 16:29
    На Марсе была жизнь, когда он летал на орбите земли.
    Но пропала, когда Солнце родило планету Меркурий, а Земля, летавшая ранее на орбите Венеры, выкинула Марс на его нынешнюю орбиту.
    После этого на Марсе жизнь закончилась и началась жизнь на Земле.
    От столкновения Земли и Марса образовалась Луна.
    www.mallex.info/science/Luna-molozhe-na-30-mln-let