Астрономы предсказали кольца Плутона

Зависимость эксцентриситета (по вертикали) орбиты частиц от главной полуоси (за единицу принята главная полуось орбиты Харона). Видна концентрация материала на орбитах с определёнными параметрами (иллюстрация P. M. Pires dos Santos et al.).

Группа бразильских учёных смоделировала динамику пылевых частиц в системе Плутона и его лун. По расчётам вышло, что «бог подземного царства» должен обладать кольцами. К сожалению, они слишком слабые, чтобы их можно было заметить при помощи наземных или орбитальных телескопов.

Лучшие изображения Плутона не показывают никаких колец. Так что пока учёные могут лишь предполагать их наличие. Но зато для такого предположения есть научные основания.

Как сообщает Technology Review, астрономы тщательно смоделировали воздействие микрометеоритов на поверхности спутников Плутона (кстати, в прошлом месяце их число выросло до четырёх).

Компьютер показал, что такая бомбардировка наполняет систему Плутона приличным количеством мелких частиц. В частности, расчёты «нарисовали» солидный выброс пыли со сравнительно небольших и лёгких спутников — Никса и Гидры.

Частицы эти постепенно удаляются прочь или сталкиваются с Плутоном и Хароном за счёт дестабилизирующего действия солнечного излучения. Весь вопрос заключался в том, каков баланс между приходом и расходом данных частиц?

Выяснилось, что хотя за год до половины микрометровых пылевых частиц «вымывается» прочь, оставшихся вполне хватает на формирование, по меньшей мере, одного разреженного кольца. Его ширина — 16 тысяч километров. Оно занимает пространство примерно в районе орбит Никса и Гидры.

Авторы исследования высчитали нормальную оптическую глубину кольца Плутона. Она оказалась равной 6 х 10-11. Это далеко за пределом (10-5 — 10-6), при котором кольцо ещё можно было бы увидеть при помощи телескопа Hubble. Для сравнения, кольца Урана обладают нормальной оптической глубиной от 5 х 10-6 (самые слабые) до 2,5 (самое плотное и яркое).

К счастью, в 2015 году у нас будет возможность проверить догадки астрономов. Тогда в систему Плутона должен прибыть космический аппарат New Horizons.

(Расчёты авторов новой работы приведены в статье, размещённой на arXiv.org.)

Открыт четвёртый спутник Плутона