Учёные обосновали выживание планет после взрыва сверхновых

Останки сверхновой, отснятые орбитальным телескопом Hubble. Выжила ли в этой катастрофе хоть одна планета, учёные пока ответить не могут (фото NASA/ESA).

В новом исследовании учёные из Кембриджа смоделировали взрыв сверхновых. Самым интересным результатом работы оказалась судьба планет, переживших великую космическую «бурю».

Новая теория базируется на нескольких компьютерных моделях, которые в свою очередь решают задачу двух тел. Эта задача классической механики в данном случае усложнялась одним значимым условием: одним из тел была умирающая звезда, постоянно теряющая массу.

В результате в достаточно простые математические вычисления пришлось внести поправки. Только так удалось построить орбиты планет, двигающихся вокруг умирающих звёзд (с определённой долей вероятности).

Получилось, что взрыв сверхновой уничтожает все объекты, находящиеся на расстоянии нескольких астрономических единиц. Те же «везунчики», что кружат на расстоянии сотен а.е., выбрасываются в межзвёздное пространство и иногда захватываются соседней звездой.

В некоторых случаях планеты остаются в системе, но их орбиты значительно увеличиваются. Тогда «дочки» звезды начинают двигаться вокруг останков сверхновой (нейтронной звезды или даже чёрной дыры). Впрочем, вряд ли можно назвать такой исход удачным, ведь условия для этого мира меняются радикально.

Учёные отмечают, что наиболее вероятным выброс планет будет, в случае если масса звезды находится в промежутке 7-20 масс Солнца.

Таким образом, нынешняя работа объясняет наличие свободных миров, которые были обнаружены ранее, а также позволяет предположить, что ещё большее их количество будет найдено впоследствии. Авторы нынешнего исследования осторожно замечают, что планет «без хозяина» может быть даже больше, чем подобных нашей, в том числе в Млечном Пути.

Однако появление блуждающих планет может быть обусловлено и другими процессами. Например, более крупные соседки могут вытягивать их с их орбит и выкидывать в космическое пространство. Также возможно, что оба механизма действуют вместе.

В будущем учёные надеются поймать хотя бы одну планету, выброшенную взрывом сверхновой. При этом они признают, что сделать это будет очень сложно, хотя бы потому, что процесс этот очень медленный и длится дольше, чем человеческая жизнь.

С орбитами всё ясно, но что происходит с возможной жизнью на таких выброшенных планетах (или их лунах)? Астрономы предполагают, что она также может пережить взрыв сверхновой. Но необходимо выполнение одного условия: достаточное количество внутреннего тепла. Например, получаемого за счёт тёмной энергии. А тепло лун может обеспечиваться за счёт приливного трения.

Статья авторов исследования выложена на сайте препринтов arXiv.org и принята к публикации в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Ярчайшие сверхновые объявлены новым типом взрывов звёзд

9 июня 2011

Учёные открыли на Ио океан магмы

13 мая 2011

Учёные впервые исследовали марсианский туман

5 апреля 2011

В кольцах гигантов найдены подписи ударов комет

4 апреля 2011

Учёные застали радио Сатурна за переменами в порядке вещания

24 марта 2011
  • Максим Подболячный  9 августа, 16:41
    Из радостніх новостей только то, что Солнішку не светит стать сверхновой. :)

«но что происходит с возможной жизнью на таких выброшенных планетах (или их лунах)?»
    Жизнь на расстоянии сотен а.е. от светила? Пусть даже и в 20 раз более массивного Солнца? Это какая-такая жизнь?

• Леонид Попов  9 августа, 18:16
    Бактерии могут приспособиться. Живут же они глубоко под землёй. С многоклеточными намного сложнее. Но тоже есть тут над чем подумать. Если сама планета будет давать тепло, а её недра — разные вещества, необходимые для пищевых цепочек — почему бы и нет? Жизнь под вечным слабеньким звёздным светом без циклов дня и ночи — богатая почва для какого-нибудь НФ-романа.
  • Илья Лягин  9 августа, 17:09
    Любопытненько...
    Блуждающие планеты, рождённые в взрыве (сверх)новы или «украденные» пролетающий мимо звездой и/или коричневым карликом (которых «нестъ числа»...) — вот она «тёмная энергия/материя» (вкупе с означенными карликами)!
  • Максим Подболячный  9 августа, 17:20
    Дык как бы планет-то больше чем солнц не украдешь, а ТМ вродь в нацать раз больше, чем СМ?
  • Леонид Попов  9 августа, 18:12
    Ну вообще-то за часть тёмной материи вполне могут отвечать красные карлики (тёмная энергия — это вообще другое). Их по последним прикидкам куда больше, чем думали раньше. Но всё на них списать не получится. На планеты тем более, сколько бы их ни было.
  • Михаил Зиньков  10 августа, 10:22
    «А был ли мальчик?» — я имею в виду темную энергию и материю. Вся эта хрень пошла только из формул в предположении большого взрыва. Но спросим себя — а формулы правильны? А большой взрыв реальность? И ответитм — не знаем, не знаем.
  • Виталий Моисеев  10 августа, 11:05
    большой взрыв был, это точно, но что его справоцировало — это вопрос. Если нельзя найти следов этой темной материи и темной энергии, значит ее просто нет и выдумывать недостающие хвосты к перегруженным формулам незачем. Массу и Энергию светлой материи тоже еще не посчитали, и в ближайшем будущем врядли это удастся, а уже темную придумали...
  • Александр Зубарев  10 августа, 12:16
    Как всё начиналось...
    Однажды ученые обнаружили красное смещение в спектрах удаленных объектов, галактик. Одним из вариантов, объясняющий это явление, было обоснование наличия красного смещения эффектом Доплера. Чуть позже, на основе этого предположения, Хаббл, сопоставляя расстояния до галактик, измеренные по цефеидам, и скорость движения, получаемую на основании красного смещения заметил закономерность — чем дальше галактика от нас, тем больше красное смещение => выше скорость галактики. (Насколько всё «прекрасно» совпадало, можно увидеть здесь ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Оригинальный_график_Хаббла.png)
    Получается, галактики разбегаются => Вселенная расширяется => когда-то давно она была сосредоточена в очень малом объеме. Вот и получился «большой взрыв».
    Современные ученые, наблюдая несоответствие в расстояниях, измеренных по «стандартным маячкам» (цефеидам, сверхновывым типа Ia и т.д.) и по красному смещению, вводят для ликвидации этого безобразия «тёмную энергию»...

Как-то всё хлипковато, вам не кажется? Интересно даже, что со всем этим случится, если всётаки когда-нибудь красное смещение объяснят не эффектом Доплера, а чем-то другим?

• Александр Морозов.  10 августа, 12:35
    а оно объясняется не эффектом Доплера и ничего общего с ним не имеет. Просто пространство само по себе раздвигается, и естественным образом длинна волны увеличивается.
  • Александр Макеев  11 августа, 00:04
    Уважаемый Михаил, ВЫ совершенно правы в Вашем скепсисе по отношению к религиозной сказке о Большом Взрыве католического аббата Леметра!
    Вселенная вечная и бесконечная. Вселенная равно пропорционально растёт объёмом времени-пространства и энергией массой вещества и физических полей! Подробности можете посмотреть в интегральной междисциплинарной естественнонаучной монографии: Макеев А. К. Синергия Сферовекторных Фракталов Мироздания. [Электронный ресурс] // Агентство научно-технической информации. Научно-техническая библиотека, сайт. – Дата публикации 20 апреля 2011. — 1093 с. www.sciteclibrary.ru/texsts/rus/stat/st3795.pdf
  • Александр Макеев  11 августа, 00:13
    Уважаемый Александр, я полностью солидарен с Вами в отношении сказки о Большом Взрыве и новомодных сказках-костыля Большого Взрыва — темной метерии и тёмной энергии. Большой Взрыв — это большая выдумка, религиозная сказка католического аббата Леметра!
    Тем не менее наблюдения астрономов выявили нечто, что астрофизики объяснили тёмной энергией и тёмной материей. А это нечто есть эффект дефицита массы космических объектов вследствие экранирования ими внешнего фактора гравитации и вследствие космологического роста объёма пространства, отодвигающего приближающийся фронт распространения потоков подквантов времени-пространства — внешнего фактора инерции-массы-гравитации!
    Вселенная вечная и бесконечная. Вселенная равно пропорционально растёт объёмом времени-пространства и энергией массой вещества и физических полей! Об этом и многом другом смотрите в интегральной междисциплинарной естественнонаучной монографии:
  • Александр Макеев  11 августа, 00:17
    Уважаемый Александр Морозов, а что же в пространстве убывает или прибывает, чтобы оно постоянно росло в объёме?! Ведь все профессиональные учёные категорически отрицают у пространства какой-либо структуры, каких-либо собственных квантов! Называют пространство абсолютным ничто, но не приводят физической модели этого самого роста объёма пространства!
    Но есть альтернативные научные знания: Макеев А. К. Синергия Сферовекторных Фракталов Мироздания. [Электронный ресурс] // Агентство научно-технической информации. Научно-техническая библиотека, сайт. – Дата публикации 20 апреля 2011. — 1093 с. www.sciteclibrary.ru/texsts/rus/stat/st3795.pdf
  • Максим Подболячный  11 августа, 00:48
    Тоже хочу быть уважаемым. :)
    Эт типа реинкарнации почившей в бозе гипотезы Непрерывного Творения?
  • Максим Подболячный  11 августа, 00:51
    «а что же в пространстве убывает или прибывает, чтобы оно постоянно росло в объёме?! Ведь все профессиональные учёные категорически отрицают у пространства какой-либо структуры»
    Ой ли, все ли? Гравитация как искривление пространства в рамках СТО сейчас самая «ходовая» теория гравитации. Неужто силой отрицания всех профессиональных (британских, что ли?) ученых искривляется нечто бесструктурное?
  • Максим Подболячный  11 августа, 00:59
  • Артур Фролов  11 августа, 03:20
    "а что же в пространстве убывает или прибывает, чтобы оно постоянно росло в объёме?! "

координатная сетка ;)

• Александр Морозов.  11 августа, 07:50
    еще один гейний современности появился. Особенно доставило это:

Подобно Галилею, который под давлением католической
    инквизиции на словах отказался от гелиоцентрической модели Мира, Дмитрий Менделеев под корпоративным давлением мирового
    научного сообщества тоже вынужден был на словах отказаться
    от включения в Периодическую систему элементов предложенных им «атома эфира» ньютония и  «сверхлёгкого
    атома» корония. Что более века крайне негативно отражалось на
    развитии всей мировой науки, на развитии Человечества.

• Александр Морозов.  11 августа, 09:01
    Половина текста в его труде может быть кратко описана следующими словами:
    «единственный в мире специалист-автор Синергии Сферовекторных Фракталов Мироздани»

«единственного в мире специалиста-автора Естественной системы элементов материи в естественных (правильных) границах всех периодов атомного уровня материи, оканчивающихся щёлочноземельным металлом.»

"единственного в мире специалиста-автора теории элементарных
    артикуляций согласных и гласных звуков речи, единственного
    человека на Земле, который понимает всё в артикуляции всех
    элементарных и всех не элементарных звуков речи! "

« единственным кормильцем двоих малолетних
    детей и самой себя»

ну вы поняли, правда?

• Максим Подболячный  11 августа, 12:26
    Еще неплохо доставляет из профиля: «Вместе с Ю. Л. Мейером, (Д. И. Менделеевым)». Вместе с Менделеевым, аха. И с Коперником тоже вместе. А уж с Аристотелем как оне на пару зажигали. :))) Я себя прям бабочкой-однодневкой почуствовал, на фоне эдакого-то аксакала... :)))
  • Леонид Желамский  4 сентября, 08:44
    Считаю Теорию Большого Взрыва — срамом, а не сказкой. Это стыд и срам науки, низкий уровень людей, состоящей в ней (в конкретной области).
  • Poмaн Coлжeницын  10 августа, 13:39
    Доплеровское красное смещение и космологическое красное смещение — вещи абсолютно разные. Почитайте здесь:
    www.sciam.ru/2005/6/cosmology.shtml
  • Александр Морозов.  11 августа, 07:48
    зря вы эту ссылку запостили, хотелось бы чтоб они сами додумались.
  • Аристарх Маяков  20 января, 08:13
    Меня всегда волновал вопрос... а как долго растянут по времени взрыв Сверхновой?

Это в космических масштабах- краткий миг.
    А в масштабах Человеческой жизни как долго взрывается сверхновая?