Экраноплан — уникальная разработка российских конструкторов

Экраноплан «Орлёнок»

На судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде завершается сооружение самого большого в мире аппарата-амфибии. Эту не имеющую аналогов летающую машину конструкторы называют экранопланом нового поколения. Стоимость проекта — около $90 миллионов.

Экранопланы — это скоростные низколетящие суда, использующие при движении эффект экрана, многократно увеличивающий несущие свойства крыла. Для того чтобы экраноплан взлетел, необходима большая отражающая поверхность — экран. В его качестве может использоваться водная гладь, снежное и ледовое поле или любая ровная земная поверхность.

Экраноплан предназначен для выполнения гуманитарных задач: поиска и спасения людей, терпящих бедствие в открытом море.

Это мобильное многофункциональное судно, способное в считанные минуты преодолеть несколько сот километров, сесть на воду или лёд, начать спасательную операцию, а в случае необходимости не менее успешно действовать и на суше.

При водоизмещении больше 400 тонн экраноплан «Спасатель» способен развивать крейсерскую скорость до 550 км/час. Дальность полета — до 3 тысяч км.

Он может подниматься в небо на высоту до 3 тысяч метров, при этом потребление горючего у машины значительно ниже, чем у самолета, хотя двигатели применяются на нем такие же, как и на Ил-86, — турбореактивные НК-87. У экраноплана их восемь.

Над морем «Спасатель» способен скользить на высоте от одного до четырех метров — это самый экономичный режим. Экраноплан может взлетать и садиться в условиях пятибалльного шторма, при этом спасательные средства разворачиваются прямо на его крыльях. И все это происходит на глазах у руководителя спасательной операции, чья кабина находится в хвосте корабля на высоте 20 м от поверхности воды.

Планируется, что в машине длиной 73 метра и с размахом крыльев 44 метра может расположиться госпиталь с операционной, реанимацией и ожоговым центром.

Самолеты, которые обычно используются для поиска потерпевших бедствие судов, — далеко не самое активное спасательное средство. Они лишь могут сбросить на воду плоты. Что же касается спасательных судов, то они могут эффективно работать в радиусе около полусотни миль, да и то если шторм невелик. Вертолеты, в свою очередь, обладают малой вместимостью. А экранопланы позволяют решить целый комплекс проблем.

На экраноплане будет установлена сложнейшая аппаратура для поиска пострадавших. Члены экипажа за пять минут смогут развернуть надувные лодки с подвесными моторами. А начать движение к цели летающий корабль может уже через четверть часа после получения соответствующего приказа.

Экраноплану при дрейфе не страшен ураганный ветер силой до 40 метров в секунду, пятиметровой высоты волна: он ведет себя в таком случае как обычный поплавок. Крылья его устроены так, что сглаживают волну, а сзади судна образуется тихая бухточка, где и принимают пострадавших. Пятьсот человек — это количество людей, с которыми «Спасатель» может взлететь. Взять на борт он может и семьсот-восемьсот человек, и находиться в штормовом море до прибытия помощи.

По мнению создателей «Спасателя», в технологии строения экранопланов Россия обогнала другие страны лет на двадцать: «Сегодня только Россия владеет технологией создания именно морских экранопланов. „Спасатель“, конечно, не станет панацеей от катастроф — он просто способен очень быстро прийти на помощь в той ситуации, когда счёт человеческим жизням идёт на минуты».

Статья подготовлена по материалам журнала «Итоги».