Учёные подтвердили внеземную природу частей ДНК в метеоритах

Метеориты содержат немало различных блоков ДНК. Для старта пребиотической химии на Земле, бомбардируемой метеоритами и кометами, были замечательные условия (иллюстрация Goddard Space Flight Center/ Chris Smith).

Новое открытие добавляет доказательств тому, что химия внутри астероидов и комет способна производить строительные блоки основных биологических молекул. А это означает, что космические тела, падавшие на Землю в далёком прошлом, могли сыграть важную роль в зарождении жизни, как ранее и предполагалось.

«Люди обнаруживали компоненты ДНК в метеоритах с 1960-х годов, но учёные не были уверены, действительно ли эти соединения были созданы в космическом пространстве или являлись лишь результатом земного загрязнения, — заявил Майкл Каллахан (Michael Callahan), астробиолог из NASA. — В первый раз мы имеем три линии доказательств, которые в совокупности дают нам уверенность в том, что эти блоки ДНК на самом деле были произведены вне Земли».

Команда исследователей взяла образцы из двенадцати богатых углеродом метеоритов, девять из которых были найдены в Антарктиде. Фрагменты небесных камней «препарировали» и пропустили через жидкостный хроматограф и масс-спектрометр.

Так учёные выявили в образцах азотистые основания аденин и гуанин, а также гипоксантин и ксантин, а ещё пурин (его в таком месте нашли впервые). Все они — строительные кирпичики живых организмов или участники биохимических цепочек в них.

Однако, помимо этих биологических компонентов в образцах нашлись родственные молекулы, практически не использующиеся земными живыми организмами. В частности, в двух метеоритах были выявлены 2,6-диаминопурин и 6,8-диаминопурин, сообщает NASA. Для земной жизни они не характерны, если не считать одно сообщение об обнаружении 2,6-диаминопурина в некоем вирусе.

«Если бы упавшие метеориты просто были загрязнены уже на Земле, вы вряд ли нашли бы в них „неправильные“ биомолекулы, — рассуждают авторы исследования. — Но если астероиды являются пребиотическими фабриками, следует ожидать, что они будут генерировать большое разнообразие азотистых оснований ДНК, с более широкими вариациями строения, нежели те, что используются земной жизнью».

Для сравнения учёные проанализировали восемь килограммов антарктических льдов теми же методами. В них тоже были найдены аденин, гуанин, гипоксантин и ксантин, но в концентрации в тысячу раз более низкой, чем в метеоритах (несколько частей на триллион против нескольких на миллиард). Это ставит под сомнение версию о загрязнении. А аномальные аналоги азотистых оснований во льду не нашлись вовсе.

Один из изученных метеоритов с такой молекулой-аналогом упал в Австралии, так что учёные взяли образцы почвы и с места его падения. В ней данное вещество выявлено не было.

Помимо того экспериментаторы имитировали рождение оснований-аналогов в лаборатории, показав, что точно такие молекулы синтезируются небиологическими реакциями с участием цианистого водорода, аммиака и воды.

Это показало возможный путь производства таких соединений на астероидах и кометах и дополнительно укрепило представление о внеземном происхождении сложной органики, выявленной ранее в метеоритах.

В космосе впервые надёжно пойман молекулярный кислород

2 августа 2011

Окаменелости инопланетных бактерий разделили учёных

14 марта 2011

Аминокислоты найдены в невозможном месте

20 декабря 2010

Фуллерены впервые найдены вне Млечного Пути

1 ноября 2010

Найдено самое старое твёрдое вещество Солнечной системы

24 августа 2010
  • Максим Подболячный  9 августа, 16:43
    Леонид, при всем уважении, что вы, что Юля — «Ученые подтвердили», «ученые обосновали»... Нет, дальше-то по тексту все нормально, конкретно кто, где и когда, но в такие заголовки так и просится дописать «британские»...
  • Максим Подболячный  9 августа, 16:47
    «если астероиды являются пребиотическими фабриками, следует ожидать, что они будут генерировать большое разнообразие азотистых оснований ДНК, с более широкими вариациями строения, нежели те, что используются земной жизнью»
    Однако, «тип» жизни, если можно так выразиться, все тот же? Углеродные цепочки, азотистые основания, универсальный расстворитель — вода?
  • Леонид Попов  9 августа, 16:53
    Пока получается как-то так. Но это не исключает теоертическую возможность построения где-то в далёком космосе жизни на основе «другой химии» / ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F
  • Максим Подболячный  9 августа, 16:55
    Универсальный растворитель — вода = активная жизнь при температурах порядка 5-20 по цельсию.
    Как вариант, те же углеродные цепи, те же (или почти те же) азотные основания, почти такие же белки но универсальный расстворитель — аммиак (молекулярная масса 17, при 18 у воды, также, как и вода в жидком виде в незначительной степени диссоциирует на ионы, т.е. является таки как и вода сильным ионизирующим растворителем) = активная жизнь при -70-(-50) по цельсию. Или ниже? Химики, поправьте.
    Как-то других видов жизни не предвижу. На рааазве что, с большой натяжеой, подумать на предмет кремниевых цепочек вместо углеродных...
  • Максим Подболячный  9 августа, 16:58
    Вот она, истинная ценность Мембраны! :) Я сушу голову над этим вопросом, ну, «постоянно» — слишком уж круто сказано, но время от времени и довольно давно. А тут — бай, и осчастливели ссылочкой. :)
  • Леонид Попов  9 августа, 17:01
    Жизнь вообще-то удивительно гибкая штука. Вот разве не прелесть бактерии на основе мышьяка? www.membrana.ru/particle/905
  • Максим Подболячный  9 августа, 17:15
    Милашки, конечно, но меня, как неспециалиста в даной отрасли, значительно больше удивляла бы замена веществ в первой четверке CHNOPS. Кстати, прикинутый мною выше вариант (с аммиаком-растворителем) модификаций базиса CHNOPS не предусматривает. Хотя, прежде чем высказываться дальше, прочту внимательно предложенную вами статью в вики (а то вдруг я велосипед открываю)...
  • Максим Подболячный  9 августа, 17:17
    3.1. Велосипед. :(
  • Максим Подболячный  9 августа, 17:40
    Они, мало того, что патогенные, теперь еще и ядовитые. :)))) Почти готовое бактериологическое оружие. Берем какой-либо реально паразитирующий на человеке штамм и кормим мышьяком до тех пор, пока мышьяк фосфор не заменит. Распыляем — и получаем патогенный организм, который вдобавок пока фосфор назад мышьяк не вытеснит, будет носителя еще и травить. ;) Хотя, может таким именно образом удасться и организм носителя на мышьяк перевести? ;)
  • Илья Лягин  9 августа, 18:03
    Эээээ... Вообще говоря, фосфора в организме меньше 2%. Так что пример не собо показателен для иллюстрации внеземной жизни, а вот приспособляемости земной — да, вполне. Вот если бы заменили углерод-кислород-азот (в сумме >35%) — это да... ))
  • Илья Лягин  9 августа, 17:00
    Странные они какие-то... Всё чавойто ищут, да про заводы-фабрики толкують... А леса за деревьями не видят...
    Все эти вещества были в исходном протопланетном газопылевом облаке. Конечно, не в таких количествах, как водород или гелий, но были. «Мамой клянусь-да!».
  • Леонид Попов  9 августа, 17:05
    «Какие ваши доказательства?» ©
  • Илья Лягин  9 августа, 17:15
    Дык...
    На вашем же ресурсе (давненько, правда...) мелькала информация о том, что задетектили «тяжелые» элементы (типа азота, кислорода, углерода) в протопланетном(ых) диске(ах)... Не вижу никаких трудностей с тем, чтобы эти элементы находились в различных химических соединениях, а не в виде многофазного элементного бульона (что-то вроде: «вот тут у нас фракция водорода, а вот тут — углерода...»).
  • Максим Подболячный  9 августа, 17:24
    Азотистые основания и элементы — «две большие разницы» (как говорят у нас в Одессе ©). Это почти что то же самое, что сказать: «в недрах земли есть железо, углерод ет сетера, не вижу никаких трудностей с тем, чтобы эти элементы находились та в виде велосипеда, а не в виде различных руд, пластов и тэдэ»... Не находите?
  • Илья Лягин  9 августа, 18:20
    Аналогия с велосипедом мне видится странной...
    А по остальному...
    Прошу прощения за банальность, но наука и техника не стоят на месте. Каких-то 50-100 лет назад элементный анализ каких-то образцов считался писком совершенства. Однако ЯМР/ЭПР и особенно масс-спектрометрия предложили гораздо более мощный инструментарий для исследования, в том числе, в области органической и биоорганической химии.
    Возвращаясь к нашим баранам: пока что «астрохимики» могут идентифицировать элементы и только некоторые более сложные соединения по спектрам. Это, в свою очередь, вовсе не означает, что вещество тупо состоит из смеси элементов. Просто пока что мы/они не можем/могут идентифицировать конкретные соединения, в том числе и органические.
  • Леонид Попов  9 августа, 18:36
    Илья, вообще-то спектр элементов 1,2 и 3 и спектр соединения 1-2-3 — выглядят по разному. Спутать одно с другим нельзя. так что если говорят, что детектировали водород и кислород — это именно водород и кислород. если говорят, что детектировали воду — так значит воду. Аналогично и со сложной органикой.
    Что касаемо синтеза азотистых оснований — это ещё нужно посмотреть — где и какие возникают условия для такого процесса. В метеоритных телах и астероидах ранней Солнечной системы, скажем, могут сочетаться в нужной концентрации вода, аммиак, ещё чего-то — плюс ультрафиолет от светила, может ещё нагрев от радиоактивных элементов или соударений тел, микрометеоритных ударов... Не знаю. Но не факт, что в открытом межзвёздном пространстве у вас будут всё те же условия для производства пурина, например.
  • Андрей Мезенов  9 августа, 17:08
    недалёк тот день, когда весь мир вздрогент, узнав, что инопланетая жизнь это обычное явление в космосе, а Земля не уникальна, как думают некоторые товарищи, хотя некоторые думают до сих пор, что Земля плоская, много же людей, сколько людей как говорится, столько и мнений.
  • Алан Гибизов  9 августа, 17:30
    > некоторые думают до сих пор, что Земля плоская

А что, она разве нет? Насколько я могу верить глазам, плоская.

• Сергей Новиков  9 августа, 19:02
    Андрей Мезенов 9 августа, 17:08 : «недалёк тот день, когда весь мир вздрогент, узнав, что инопланетая жизнь это обычное явление в космосе, а Земля не уникальна»

а откуда вывод о том, что Земля НЕ УНИКАЛЬНА?? из того, что в чьем-то гараже в изобилии разбросаны детали от Феррари, вовсе не означает, что из них сам собой возникнет автомобиль!..

Вселенная заряжена на возникновение в ней сложной органической жизни и разума — это да! но что сложная органическая жизнь широко распространены во Вселенной — это большой вопрос и  парадокс Ферми это опровергает.

есть и другие соображения, касающиеся уникальности условий Земли для развития на ней жизни... к примеру:

www.membrana.ru/particle/1985

и, кстати, нужно еще поточнее определиться с самим понятием жизни — на мой взгляд, единым живым организмом является вся биосфера нашей планеты, а не отдельные существа..

• Михаил Зиньков  10 августа, 10:02
    Я полностью согласен с Андреем Мезеновым. Все открытые и подтвержденные в последнее время факты говорят, что жизнь скорее правило, чем исключение возле любой (!) звезды. А парадокс Ферми как раз и не оправергет, а подтверждает эту гипотезу.
  • Максим Подболячный  10 августа, 10:12
    «Все открытые и подтвержденные в последнее время факты говорят»
    Факты в студию, пжалста...
  • Андрей Мезенов  9 августа, 17:33
    когда траву курят и квадратная бывает.
  • Алан Гибизов  9 августа, 18:26
    Угу, угу, а когда не курят — она скругляется и выпучивается...

Инопланетная жизнь, вероятно, есть. Также как и вероятно, есть внеземной разум.

Однако, сдается мне, выявить их так же легко, как гены на осколках астероидов, не удастся.
    Ибо до жизни добраться за вменяемые сроки нереально.

А внеземной разум не проявит себя легкодоступным нам способом, т.к. вероятно он будет развиваться наиболее оптимальным способом для выживания во Вселенной, а значит — не будет излишне шуметь на всю галактику, а будет спокойно передавать данные узконаправленными каналами, отловить которые посредством SETI или т.п. не удастся. А добраться до них мы не сможем по тем же причинам, что и просто до инопланетной жизни.

Впрочем, это изрядный оффтопик...

• Ольга Добрая  9 августа, 18:28
    она и не круглая :-) приплюснутый шарик, наверное кто хорошо поиграл в футбол с нашей планеткой.
  • Андрей Мезенов  9 августа, 19:21
    кто-то разве говорил, что она идеальна кругла?
  • Александр Вихров  9 августа, 18:51
    Вообще-то, нельзя называть пурин и аденин блоками ДНК, это блоки нуклеотидов, в которых, кроме них есть еще рибоза и фосфатный остаток.
    Но это может быть след какой-то инопланетной жизни. Астероиды ни в коем случае не фабрика биоматериалов. Они совершенно неактивные в физико-химическом отношении и температура там близка к абсолютному нулю.
  • Андрей Мезенов  9 августа, 19:28
    абсолютный нуль в вакууме никак не «ощущается».
  • Александр Вихров  10 августа, 20:40
    «ощущается» практическим отсутствием диффузии.
  • Егор Лукоянычев  11 августа, 11:25
    Метеорит в космосе относительно неподалёку от светила очень даже будет нагреваться как ЭМИ, так и солнечным ветром. В космосе ноль — энергию отдавать можно только излучением. Так что, предположительно, диффузия и химические реакции будут очень активны. Однако стабильность сложных молекул при таких условиях сомнительна... хотя в толще самого метеорита может быть.
  • Сергей Новиков  9 августа, 19:19
    выносить в заглавие статьи некие внеземные блоки ДНК — большая провокация)) внеземное происхождение сложной органики — это одно, а блоки ДНК — это совсем другое понятие! даже если б были обнаружены внеземные бактерии уже с геномом, то даже от них еще очччччччень далеко до настоящих эукариотов и вовсе не гарантировано!

www.membrana.ru/particle/2027

• Леонид Попов  9 августа, 21:19
    Вам никто ничего и не «гарантировал». Но это не просто сложная органика, а молекулы, являющиеся важными частями именно что ДНК. Отсюда и цепочка рассуждений о пребиотической химии в космосе, условиях появления жизни и тп.
  • Сергей Новиков  9 августа, 23:54
    Леонид Попов 9 августа, 21:19 : "Вам никто ничего и не «гарантировал».

а это еще в каком смысле гарантии? я-то как раз полагаю, что развитие жизни в нашей Вселенной было ГАРАНТИРОВАНО начальными условиями — фактически от БВ — после чего сначала (практически неотвратимо) нарабатывались первичные кирпичики жизни в виде более тяжелых элементов, потом более сложных неорганических соединений (той же воды, кислорода, водорода и т.д.), без которых жизнь также не возможна, как и без более сложной органики. но это практически единый процесс — только разные его этапы во времени. так что в этом смысле никаких возражений о пребиотической эволюции в космосе нет! )

но вопрос возникновения непосредственно кода ДНК — пусть даже начиная от РНК химии — остается открытым: вроде как для этого были важны именно земные условия (!) и код не был принесен сюда в готовом виде из космоса? а  синтез АТФ, похоже, тоже происходил именно в особых условиях Земли. так что говорить, что условия на Земле не так уж важны для жизни — противоречить тому, что пока мы не видим в Космосе других разумных миров, и не понимать, что вся биосфера нашей планеты работает как единый живой организм!

опять же, похоже, что век биологической эволюции планетного типа подходит к концу. так что феномен жизни во Вселеной пока не раскрыт и делать выводы об уникальности или распространенности жизни во Вселенной — явно преждевременно. скорее тогда можно говорить о том, что вся наша Вселенная — это особый живой организм, к тому же наделенный разумом!))

• Александр Макеев  11 августа, 08:36
    Уважаемый Сергей Новиков, Ваши рассуждения замечательны. Убрать бы из них религиозную сказку о сотворении всей бесконечной Вселенной Богом в один момент со всей конечной энергии-массы вещества и физических полей!, не уменьшающейся и не увеличивающейся в  последующем ни на один фотон, ни на один нейтрон, протон, электрон!
    Посмотрите на единую модель неживой, живой, интеллектуальной материи, описывающей эволюцию материи в мироздании в интегральной междисциплинарной естественнонаучной монографии:
    Макеев А. К. Синергия Сферовекторных Фракталов Мироздания. [Электронный ресурс] // Агентство научно-технической информации. Научно-техническая библиотека, сайт. – Дата публикации 20 апреля 2011. — 1093 с. С. 690-1004. www.sciteclibrary.ru/texsts/rus/stat/st3795.pdf
  • Александр Морозов.  11 августа, 08:46
    Прекратите, наконец, рекламу своего околонаучного опуса. Предлагайте ее на форумах недофизиков вроде Лалетина и Тагиева.
  • Егор Лукоянычев  11 августа, 11:29
    Забавная книженция — главное себя не обидел, даже все свои документы выложил... )))))))))))
  • Егор Лукоянычев  11 августа, 11:34
    Александр Макеев, в вашей монографии около 99% всей используемой литературы электронные ресурсы, в основном с вики — Вы вообще книги читаете??
    (извините, но не мог сдержать эмоций)
  • Сергей Асташкин  11 августа, 12:01
    -- От бактерий -гарантированно...
  • Максим Подболячный  11 августа, 12:18
    Оппа, а у них свой форум есть? Где?! :)
  • Александр Морозов.  11 августа, 12:23
    Бугага! Читаю ваше сообщение и сам ищу, кто об этом упомянул, где эти форумы находятся, интересно же! Оказалось это сказал ;)
    Я предположил просто что есть такие. Хотя если судить по количеству фриков на мембране, как раз это и есть ихний форум.
  • Сергей Новиков  11 августа, 12:26
    Сергей Асташкин 11 августа, 12:01 : « От бактерий -гарантированно...»

а можно про Ваши гарантии чуть подробнее? какими должны быть гарантии и чем они обусловлены — не уникальными ли условиями на Земле?

а то многие обоснованно сомневаются, что из прокариот гарантированно образуются эукариоты, от которых и стартует вся эволюция сложной органической жизни, а вовсе не от прокариот, как полагают некоторые... ;)

www.membrana.ru/particle/2027

• Максим Подболячный  11 августа, 12:30
    Фрики не так плохи, как кажется. Пока каждый отдельно взятый не воспринимается безнадежным и еще идут попытки его расшевелить — самого заставляют извилиной поворочать, что-то вспомнить, что-то освежить в памяти. Ну и доставляют частенько, ага. Чего стоили одни только лалетинизмы о нашептывании другими цивилизациями и загадочном тумане, где рипванвинклили его соплеменники. :)
  • Максим Подболячный  11 августа, 12:31
    Цефалоспорины четвертого поколения! « От бактерий -гарантированно...»! :))) (теги «гы» и «лол») ;)
  • Сергей Новиков  11 августа, 13:01
    Александр Макеев 11 августа, 08:36 : «Ваши рассуждения замечательны. Убрать бы из них религиозную сказку о сотворении всей бесконечной Вселенной Богом»

где это Вы у меня про бога обнаружили — можно ссылочку, плиз? я вроде как в этой гипотезе не нуждался, хотя загадок, на которые у современной науки пока нет надежных ответов, еще предостаточно, конечно))

а про гипотезу происхождения нашей Вселенной и БВ читайте лучше таких авторов как А.Виленкин modcos.com/articles.php?id=45 или еще есть красивые альтернативы, типа, теории Большого Шлепка в  мирах на бране теории струн..

• Сергей Новиков  11 августа, 13:11
    Максим Подболячный 11 августа, 12:31 : теги «гы» и «лол»

у ветеринаров, увлекающихся астрономией, постепенно проявляется некое «чувство юмора»?.. ;) до приматов далековато, однако, и понимание науки этим не гарантировано )) а вот шашлычки для приматов — логично — в верном направлении двигаетесь!)))

• Сергей Новиков  11 августа, 13:17
    Максим Подболячный 11 августа, 12:31 : «Цефалоспорины четвертого поколения! « От бактерий -гарантированно...»

«цефалоспорины противопоказаны при выраженной аллергии к любому препарату этой группы. Осторожность необходима при назначении их больным с нарушением функции печени и почек...» и, похоже, мозга))

ru.wikipedia.org/wiki/Цефалоспорины

• Максим Подболячный  11 августа, 14:30
    Я, типа, должен чуствовать себя обиженным? :) Ну да, получилось у вас, мне обидно что у вас чуства юмора нет. :)
  • Максим Подболячный  11 августа, 14:32
    Выживание всего организма никто и не гарантировал. :)
    Противопоказания стандартные, применимы к любому антибиотику. Вот только ваше замечание — это умозаключений или собственный опыт?
  • Сергей Новиков  11 августа, 14:40
    приношу свои извинения, если Вас действительно обидел своим «юмором» :) просто Ваша ссылка на теги оказалось не очень удачной — какой-то местный шутник ранее это уже использовал, и тоже не по делу и весьма обидно. вот и получилось ответное эхо..

а вообще-то у Вас юмор вполне ничего — я оценил, но с задержкой)))) еще раз извините.

• Максим Подболячный  11 августа, 15:01
    Не, не обиделся, не беспокойтесь, но огрызнуться — огрызнулся, на автомате. Извините.
    Просто эта фразочка Асташкина «От бактерий -гарантированно...», не понятно о чем и к цему что-то ответить обязывала. :)
  • Даниил Ерохин  12 августа, 00:55
    Мне ваш комментарий напомнил пару строчки из сказки о тройке:
    «Старичок словно взорвался.
     — Высочайшее достижение нейтронной мегалоплазмы! — провозгласил он. -
    Ротор поля наподобие дивергенции градуирует себя вдоль спина и  там,
    внутре, обращает материю вопроса в спиритуальные электрические вихри, из
    коих и возникает синекдоха отвечания...»
  • Михаил Оганджанян  10 августа, 00:03
    То что кирпичики жизни залетели на нашу планету из космоса это совершенно очевидно.Но груда кирпичей это ещё не дом.Есть ещё что то.Успеет ли наша цивилизация понять ,что же вдохнула жизнь в эту груду кирпичей.Я думаю что продолжая жить как мы живём,мы просто не успеем .
  • Сергей Асташкин  10 августа, 07:28
    -- Насколько интересна бывает информация, настолько глупыми бывают выводы « учёных».. Иногда кажется, что у них напрочь отсутствует понятийный аппарат ..
  • Михаил Симаков  10 августа, 14:34
    Ну, нового-то ничего они и не показали. Основания нуклеиновых кислот были идентифицированы в метеоритах еще в конце 70-х годов. А то что они внеземные — подтвердили изотопным анализом в 2008.

А так — это, скорее всего, остатки химических процессов в ледяных мантиях межзвездных пылевых облаков.

• Леонид Попов  10 августа, 15:17
    Они провели тщательное исследование в том числе мест падения, чтобы гарантированно исключить вариант с загрязнением. Ранее в этом оставались некоторые сомнения.
  • Александр Макеев  10 августа, 23:48
    Очень может быть, что биологические молекулы, падающие на Землю в метеоритах, являются не поставщиком массового количества "кирпичиков живой материи, а лишь редкими затравочными молекулами, на которых, как на матрицах-шаблонах строятся их копии.
    По моей модели формирования живой материи из неживой материи не трубуется Бога и иных внешних факторов. Подробности ищите в моей интегральной междисциплинарной естественнонаучной монографии Синергия сферовекторных фракталов мироздания. Эта монография опубликована на сай1те научно-технической библиотеки STL 20 апреля 2011 года. Эта монография является основой Единой теории поля.
  • Александр Колычев  11 августа, 12:21
    Александр Макеев
    Вы физику изучали на основе материалов русскоязычной Wikipedia?
    Судя по списку литературы — это так.
  • Николай Захаров  11 августа, 01:18
    А никто не допускает, что сами планеты живые? А планеты это слипшиеся астеройды/метеориты..
  • Александр Евтушенко  11 августа, 12:01
    Допускает :)) Артур Конан Дойл «Когда Земля вскрикнула», лет... 100 назад. Кстати, про эфир — там тоже..."неслабо"
  • Никита Мезенцев  13 августа, 19:55
    Старо как мир... Мы все с марса!