Биологи раскрыли секрет миелинизации аксонов

В мозге один олигодендроцит может заниматься изоляцией сразу нескольких аксонов (иллюстрация с сайта medicalxpress.com).

Учёные разобрались с молекулярным сигнальным механизмом, дающим старт наращиванию «электроизоляции» нейронов. Она, в свою очередь, благотворно влияет на способности центральной нервной системы (ЦНС), в частности головного мозга.

Опыт с нейронами мыши провели исследователи из системы американских национальных институтов здравоохранения (NIH). Главной целью было узнать, как работа нейронов отражается на росте их изолирующей оболочки и что даёт сигнал такому росту. Вернее, конечно, оболочки не тела нейронов, а аксонов — этих длинных отростков нервных клеток, несущих «сообщения» к другим клеткам.

Известно, что за формирование миелиновой оболочки аксонов в ЦНС отвечают соседствующие клетки — олигодендроциты. Вырабатываемый ими миелин накручивается на аксон и выступает в роли «электрической изоляции кабеля». При этом наличие такой оболочки (миелинизация) увеличивает скорость прохождения нервного импульса на порядок.

Этот процесс в ЦНС и мозге человека наиболее интенсивно идёт с рождения и примерно до 20 лет, когда человек последовательно учится держать голову, ходить, говорить, рассуждать логически и так далее. Напротив, при ряде заболеваний (типа рассеянного склероза) миелиновые оболочки аксонов разрушаются, что ухудшает работу мозга и ЦНС.

В серии экспериментов с нейронами в чашке Петри биологи из США установили следующее. Первичным сигналом к миелинизации является электрическая активность самого нейрона. Чем она выше, тем больше он получит миелина.

В процессе электрической стимуляции культивируемые нервные клетки выпускали нейромедиатор — глутамат. Он являлся призывом для олигодендроцитов, помещённых в ту же среду. Последние формировали точки контакта с аксоном, принимались обмениваться с ним химическими сигналами и, в конце концов, начинали закрывать его миелиновой оболочкой.

При этом изоляции вокруг того или иного аксона нервной клетки практически не образовывалось, если аксон не был электрически активным. Аналогично процесс напрочь буксовал, если учёные искусственно блокировали в нейроне выброс глутамата, передаёт Medical Xpress.

Выходит, что мощную миелиновую изоляцию в мозге получают наиболее активные аксоны, что позволяет им далее работать ещё эффективнее. И важную роль в этом процессе играет сигнализатор глутамат. (Результаты работы опубликованы в Science Express.)

Японцы показали новое поколение робота-медбрата

5 августа 2011

Новый наноматериал провоцирует рост кровеносных сосудов

2 августа 2011

Корейцы научились переключать флуоресценцию у собак

28 июля 2011

Биологи научились включать гибернацию у сусликов

27 июля 2011

Аденовирус впервые перешёл от животного к человеку

19 июля 2011
  • Ольга Добрая  11 августа, 16:27
    Хочу быть их подопытной. побольше нарастить себе нейронов. А то сижу тут на мембране, вместо того, чтобы депозитный калькулятор разрабатывать.
  • Максим Подболячный  11 августа, 16:36
    Носите батарейку за ухом.
  • Ольга Добрая  11 августа, 16:45
    батарейку в смысле как в пульте от телевизора?
  • Максим Подболячный  11 августа, 16:47
    Как в пульте — это уже В ухе получится. Но можно попробовать и так. :)))
  • Ольга Добрая  11 августа, 16:56
    дык зачем батарейка то? сами пробовали? помогает?
  • Максим Подболячный  11 августа, 16:58
    Для электростимуляции нейронов.
    Надеялся поэксперементировать на добровольцах: Ольга Фокина 11 августа, 16:27
    Хочу быть их подопытной. "

Кста, неплохой был бы тест на предмет того, кто больше думает. Не поумнел — значит не думал. :)))

• Poмaн Coлжeницын  11 августа, 17:03
    Чтобы быстро улучшить работу мозга, достаточно обычной 9-вольтовой батарейки. К ее «плюсу» и «минусу» крепятся два провода, их противоположные концы помещаются в куски губки (или ваты), смоченные соленой водой. Эти кусочки губки фиксируют на противоположных сторонах головы – и вот вы уже запустили процесс транскраниальной стимуляции мозга постоянным током:
    nature-wonder.livejournal.com/200710.html
  • Ольга Добрая  11 августа, 17:04
    пока что я ограничиваюсь глицином :-)
  • Ольга Добрая  11 августа, 17:10
    нет, не надо. А то навредите мне, будете потом мучиться всю жизнь, переживать.
  • Максим Подболячный  11 августа, 17:41
    Эй! вот так, походя, спалить мой план Колоссального Издевательского Эксперимента над Олей?! Бесчеловечное вы существо. ;) Спасибо хоть не упомянули, что я еще и собирался закрепить крону жвачкой за ухом... (ой, проговорился...)
  • Максим Подболячный  11 августа, 17:41
    Ну что вы, Оленька, не беспокойтесь. У меня совести и нет-то почти. Ну минут пятнадцать помучаюсь, делов-то...
  • Ольга Добрая  11 августа, 17:59
    нет 15-ю минутами не отделаетесь ...я вам помогу подольше помучиться. Буду к вам по ночам приходить во снах как фредди и душить вас, душить...смотрели фильм «затащи меня в ад». Вот я тоже так могу :-)
  • Максим Подболячный  11 августа, 18:03
    Не смотрел. И фиг у вас что выйде супротиву такого закоренелого материалиста, как я. (где тут смайл с длииииинным языком?)
  • Сергей Асташкин  12 августа, 08:03
    -- Это не нейроны наращиваются , а «изоляция».. Просто надо учиться, многим интересоваться — мозг ответит увеличением производительности .. и меилинизацией — как части процессов.. А главный будет — на самом деле увеличение генерации нейронов из идущих из желудочка мозга прогениторов..Я про это писал лет 8 назад .. .
  • Сергей Асташкин  12 августа, 08:04
    -- Бред собачий ..
  • Галина Лофгрен  13 сентября, 00:34
    По гипотезе Р. Пенроуза наш мозг — это биокомпьютер, работающий в специальном энергетическом поле Вселенной. Миелинизация — это самый важный этап в работе такого робота. Получается, что люди — всего лишь РС на ножках.
  • Юрий Новиков  11 августа, 16:36
    а я вот задумалси, и понял что ничерта не понимаю. Миелин наворачивается на аксон как изолента ну или если придираться как двойная изолента ( как сплющенный пожарный рукав накручивался бы ) если верит приведенной выше схеме.

Но тогда получается что олигдендроцит должен ползать — двигаться вокруг аксона?

• Ольга Добрая  11 августа, 16:47
    ну она наверное не просто наворачивается а растет? у улитки панцирь тоже растет завитушкой...
  • Максим Подболячный  11 августа, 16:47
    «Каждый олигодендроглиоцит имеет множество отростков, каждый из которых оборачивает СОБОЙ часть какого-либо аксона.»
    Дотянулся, ухватил — и ползти никуда не надо. :)
  • Леонид Попов  11 августа, 16:55
    Да, полагаю там секрет в том, что миелиновый отросток именно что растёт, в процессе этого роста закручиваясь в спираль и плотнее обхватывая аксон. Это не похоже на обмотку кабеля _уже существующей_ изолентой по кругу. аналогия лишь примерная.
  • Дмитрий Голик  11 августа, 17:20
    Насколько я помню, они как раз наворачиваются на аксон. И в движении клеток нет ничего сверхъестественного — в человеке и амебоидные клетки есть, скажем, фибробласты, макрофаги и т. п.
  • Максим Подболячный  11 августа, 17:31
    «Каждый олигодендроглиоцит имеет МНОЖЕСТВО отростков, каждый из которых оборачивает собой часть КАКОГО-ЛИБО аксона.»
    В движении клеток нет ничего невероятного (в процессе написания смотрю на свои пальцы, состоящие, как ни странно, из клеток). Невероятным будет движение олигодендроглиоцита вокруг отдельно взятого аксона, с учетом того, что он еще с несколькими связан. При чем как правило с аксонами разных нейронов, так что варинат кружения вокруг одного аксона с наматыванием на него нескольких «миелиновых сосисок» с перехватами Ранвье, не проканывает. Если б олигодендроглиоциты двигались — каша получилась бы еще та...
  • Дмитрий Голик  11 августа, 19:20
    Ну что же, значится я неправильно помню.
  • Михаил Тарасов  11 августа, 21:22
    Миелиновый слой — это по сути цитоплазма глии. Олигодендроцит назодится около глии потом у него образуется вырост и он наркучивает свою «цитоплазму» (просто часть клетки с её оболочкой) на аксон. При этом 1 олигодендроцит может дать нескольким аксонам этот самый миелиновый слой :)
  • Михаил Тарасов  11 августа, 21:24
    Ему не надо самому кружится, к томуже это происходит во время развития
  • Юрий Новиков  11 августа, 21:24
    ага, мнения стало быть разделились одни говорят что бегает олигодендроцит вокруг аксона яко бинт вокруг забинтовываемой конечности, но тогда может обматывать тока одно волокно
    Или как по другому то спираль получается?
    А там точно спираль а не набор одетых друг на друга трубочек?
    Вопрос то интересный...
  • Максим Подболячный  11 августа, 21:33
    Там точно-точно спираль (ежели в профиль), и никто никуда не бегает.
  • Максим Подболячный  11 августа, 22:31
    Пока меня и тут не уличили в безграмотности, разверну ответ.
    Олигодендроцит не вертится вокруг аксона, и аксон не вращается вокруг своей оси. Вместе с тем, сторого говоря, олигодендроцит не является неподвижным. Он совершает эдакие волнообразные движения — считается, что таким образо он подает питательные вещества той таки миелиновой оболочке (которая суть его часть) да и аксону тоже.

Дмитрий Сосин — вы явно более компетентны в данном вопросе, гляньте, я не ошибся?

• Юрий Новиков  11 августа, 23:37
    то есть наружный слой самый старый а внутренний нарос последним

или отросток растет у основания и проталкивается с вращением движением всех слоев миелинового цилиндра?.

• Максим Подболячный  12 августа, 00:18
    Вот уж чего не знаю, того не знаю... :(

Думается, там все довольно скользенькое, так что проблем с проталкиванием возникнуть не должно бы ни по, ни против часовой, так сказать. А вообще, биохимика и биоэнергетика искать надо. Лично я свой ресурс знаний по даному вопросу, кажись, исчерпал. :(
    (и вы бы знали, до чего обидно это осознавать! :( )

• Сергей Асташкин  12 августа, 08:08
    -- он продуцирует миелин — а тот в свою очередь «садится» на активные участки(на активные аксоны). То же самое происходит и с прогениторами: в мозге многие адаптационные процессы связаны с активностью клеток -нейронов..Так прогениторы идут в область повышенной активности нейронов, формируя «талантливую шишку» .. так гений растит сам себя..
  • Сергей Асташкин  12 августа, 08:09
    -- Нет отростка -есть субстрат..
  • Сергей Асташкин  12 августа, 08:10
    -- Это происходит постоянно ..и никто не накручивается..
  • Михаил Тарасов  12 августа, 18:36
    Сергей, Миелин это часть клетки олигодендроглии. Вытягивается цитоплазма и она «накручивается» на аксон!
  • Юрий Новиков  12 августа, 21:04
    :) Приятно когда человек легко осознает предел своих знаний.
    Я вот всегда этому своему ощущению радуюсь.
    И льщу себе и читателям, что это не наш предел знаний, а предел знаний накопленный человечеством в данном вопросе.

Как миелиновая раковина улитка — отросток клетки олигодендроцита — наматывается на аксон? То, что одна обмотка изолирована от другой не исключает вращения аксона вокруг своей продольной оси — скорее подтверждает. Вот есть опытные данные позволяющие это вращение отрицать.? И какие красивые опыты могли бы это вращение подтвердить опровергнуть?

• Максим Подболячный  12 августа, 21:34
    «И все-таки он вертится?» ;) Далеко пойдете. ;)
    Ну как бы, аксон — длиннющая такая вытянутая тонюсенькая часть нейрона (да-да, виноват, часть с аксоплазмой и простенькими — по сравнению с чисто клеточными — органеллами). Соответственно, с одной стороны он растет из нейрона, с другой синапсисом крепится к дендриту другого нейрона, либо к телу другого нейрона, либо — редко — к другому аксону. Сомневаюсь, что в месте соединения предусмотрены подшипники. ;) Я несколько НАМЕРЕННО упрощаю. Ну и как аксон может крутится? С одной стороны он РАСТЕТ (он является лишь частью клетки — сложной, но частью) из нерона, с другой — еще и разветвляется терминалью. Предположить, что он вращается вместе с нейроном глупо, ибо уже в случае биполярного нейрона — степеней свобод не хватит. Предположить, что крутится сам аксон — тоже неумно. Как? за счет эластичности мембраны? Тогда, как минимум, посредине аксона миелиновая оболочка должна бы быть заметно толще — попробуйте резинку в руках поскручивать. Да и за счет чего бы должно происходить это его вращение? Свойства мембраны — поверхности аксона изучены довольно неплохо. Они «заточены» в основном на передаче нервных импульсов, механизма, могущего обеспечить вращение пока не обнаружено.
    Добавлю «контрольный» — миелиновая оболочка присутствует только у аксонов позвоночных, более примитивные формы жизни при, в принципе, таких же аксонах, миелиновой оболочки не имеют. Следовательно, разница между аксонами позвоночных и беспозвоночных как раз и должна бы быть в наличии/огтсутствии механизма вращения аксона. В таких условиях обнаружить этот механизм особого труда не составляло бы. Ан нет, не обнаружили...
  • Юрий Новиков  13 августа, 13:25
    :) Ну разумеется целиком нейрон не крутится. И даже аксон целиком не крутится. А вот почему то на всех схемках спиральки миелина разделены друг от друга участками голого аксона, определенной толщины — вот вам и
    « подшипничек» два торца двух смежных улиточек от двух разных олигодендроцитов . и «вискомуфта» в центре из тонкого аксона .:) Вот эти фрагменты аксона ( каждый окутанный своим цилиндриком — мотком) и крутятся один относительно другого — медленно медленно толкаемые растущей цитоплазмой олигодендроцита- ( за какое время один оборот то наматывается?).
    не, я не против может быть и вся улитка сверток скользит вокруг неподвижной шпульки веретена аксона. Тоже вариант.

Я просто твердо знаю, что не знаю, как эта улитка — богатый миелином заворот цитоплазмы олигоднедроцита формируется.

• Ольга Добрая  11 августа, 17:02
    вообще статья очень интересная. Я видела кажется до этого статью про нейроны. Такое открытие поможет людям с нарушением памяти, я думаю. Сколько лет им еще понадобится, чтобы дойти до людей?
  • Максим Подболячный  11 августа, 17:33
    Отсюда: «Понимание механизма запуска миелинизации помогло бы в разработке лекарств от таких болезней, в продлении активной молодости.»
    От вас: "Такое открытие поможет людям с нарушением памяти, я думаю. "
    Оля, чем вы читаете? ;) Бегом за батарейкой! (и я все еще жду ответа — в каких это блогах я себя успел «засветить» перевозбужденным. Модуль троллинга загружен и прогревается ;))
  • Ольга Добрая  11 августа, 17:35
    ну у меня один глаз быстренько по диагонали на статью смотрит, а второй на скрипт депозитного калькулятора ...:-)
  • Ольга Добрая  11 августа, 17:37
    тут архива то нет...как я вам найду ваши комменты?
  • Максим Подболячный  11 августа, 17:43
    Смотрите лучше обеими в одну сторону. А то если скрипт у вас того же качества, что и усвоение материала на Мембране — то кроной с вами не обойтись. Придется 150Ач аккумулятор брать — а это лишние расходы...
  • Максим Подболячный  11 августа, 17:44
    А, так это таки комменты! :))) Ну хоть на какую тему я рвал и метал, не напомните?
  • Ольга Добрая  11 августа, 17:55
    нет, я не записывала. :-) спросите у тех кто обоими глазами смотрит мембрану. А качество у меня самое самое... :-) работает стабильно без ошибок ...
  • Максим Подболячный  11 августа, 18:01
    Фричите. Тезис знаете: «пруф или не было»? Поелику доказательств привести вы не состоятельны, последующие обвинения в перевозбужденности считаю клеветой (ну, только не в том случае, если это будет комплиментом ;)).
    Про ВАШЕ качество я ни секунды и не сомневался. ;) Меня больше беспокоит качество вашего скрипта кредитного манипулятора. ;)
  • Ольга Добрая  11 августа, 18:07
    не беспокойтесь, я вам потом сцылку дам на модуль :-) посмотрите сами качественный или нет.
  • Данил Неверов  11 августа, 22:40
    Есть мнение, что современная концепция классической нейросети не применима к человеческому мозгу, ибо такая нейросеть неэффективна, очень тугообучаема (в отличии от мозга) и не может объяснить многие наблюдения.
    Предполагается, что,кроме обычных синаптических взаимодействий между нейронами свою роль (возможно, большую) играют полевые взаимодействия. Пока все это гипотезы, четкой модели учитывающей эти нюансы нет, но тем не менее, излишняя миелинизация там, где это не надо, может иметь (а может и не иметь) негативные последствия для памяти и всего остального, тк ограничивает эм поле.

Вообщем мораль — пока мы знаем мало, торопиться в этом вопросе применения на людях, надеюсь, не будут.

• Максим Подболячный  11 августа, 22:48
    Увы, Оля категоричеки против пролития света на этот вопрос, под моим чутким вивисекторством. ;)
    Что есть в контексте сабжа «полевые взаимодействия»?
  • Ольга Добрая  11 августа, 22:48
    немцы часто применяли на людях и далеко продвинулись...а у нас вон переполнение тюрем, психи по улицам ходят, лови да испытывай...может даже излечатся...:-)
  • Максим Подболячный  11 августа, 22:53
    Аморальных путей в науке ищите? ;)
  • Данил Неверов  11 августа, 23:41
    Обмен информацией между нейронами со скоростью света посредством электромагнитного поля.
  • Максим Подболячный  12 августа, 00:13
    Их бин, вы ошибаетесь. Боюсь сейчас неверно сформулировать, но обмен информацией между нейронами вполне достоверно передается синаптическими взаимодействиями и ЭМ волной по поверхности аксона.
    Некие гипотетические «полярные взаимодействия» как бы не из области недоказуемой эфирщины...
  • Данил Неверов  12 августа, 00:23
    Хм, весьма запутанно сформулировано, но я вас понял. Я не утверждаю обратного, это глупо, имеется достаточно большая экспериментальная база, даже несколько нобелевских премий. Только по поверхности аксона бежит не ЭМ волна, а так называемый спайк (нервный импульс), физически он представляет из себя изменения потенциала мембраны.
    Я говорю о том, что имеется ряд предпосылок считать, что такое описание не полно.

п.с. И еще поправочка не «полярные», а «полевые».

• Максим Подболячный  12 августа, 00:29
    п.с. Угу, исправлюсь. :)
  • Poмaн Coлжeницын  12 августа, 00:44
    Писали что-то подобное о полевых взаимодействиях:
    strf.ru/material.aspx?CatalogId=21731&d_no=37089
  • Данил Неверов  12 августа, 00:56
    Да, вот здесь
    en.wikipedia.org/wiki/Ephaptic_coupling
    есть еще ссылки.

Хотелось бы теоретическую модель, но лично я не нашел — голяк полный, хоть сам пиши :) Если знаете, поделитесь

• Poмaн Coлжeницын  12 августа, 01:02
    А сюда обращались?
    www.neuroscience.ru/forum.php
  • Данил Неверов  12 августа, 01:06
    Только сюда
    scholar.google.com :)
  • Poмaн Coлжeницын  12 августа, 01:27
    А Вы обратитесь :)
  • Poмaн Coлжeницын  14 августа, 22:00
    Вот здесь еще обсуждение было:
    nature-wonder.livejournal.com/195030.html
  • Григорий Орехов  11 августа, 17:22
    Интересно насколько важную роль играет данный процесс в обучении.
    Насколько я понимаю оболочка не просто делает аксон более активным но и защищает его от деградации и разрушения, т.к. ,полагаю, должен быть и обратный процесс, который стимулируется негативными воздействиями.
  • Александр Шаиров  11 августа, 17:40
    жаль что глУтамат, а не глЮтомат, натрия который, можно было бы поехать на завод ролтона и оптом его оптом, а потом кушать и умнеть, кушать и умнеть... %)
  • Илья Цыгвинцев  11 августа, 18:03
    Вообще-то, это именно та самая глутаминовая аминокислота, соль которой и используется как вкусовая добавка. А написание на упаковке бывает разное.
  • Qwerty Ujikol  11 августа, 18:42
    Это одно и то же вещество, так что можете покупать его килограммами и кушать. Только предварительно позвоните в скорую и попросите место в реанимации не занимать.
  • Леонид Попов  11 августа, 19:42
    Ну не совсем одно и то же, сородичи: нейромедиатор — это кислота, а самая распространённая пищевая добавка во всяких лапшах и чипсах — её натриевая соль. Хотя и сама глутаминовая кислота как добавка тоже существует.
  • Qwerty Ujikol  12 августа, 16:23
    ГлУтамат и ГлЮтамат — это одно и то же, только написание разное! Глутаминовая кислота в синапсах содержится в виде аниона, насколько я знаю, т.е. в виде глутамата. Если я ошибаюсь, скиньте ссылку, пожалуйста.
  • Леонид Попов  12 августа, 16:31
    Я имел в виду разницу не между «глУтамат» и «глЮтамат», а между глутаминовой кислотой (что наличествует в организме), и глутаматом натрия (солью) — что в пищевых добавках.
  • Qwerty Ujikol  12 августа, 17:00
    Ну так ведь исходное сообщение было посвящено именно этим двум разнобуквенным понятиям! Да и насчет глутаминовой кислоты я, кажется, вполне уверенно ответил — в качестве нейромедиатора выступает ион глутамата... По крайней мере, нигде не слышал, что этот ион должен быть связан с протоном, чтобы воздействовать на глутаматные рецепторы.
  • Андрей Ересько  11 августа, 20:20
    Лично я сделал только один вывод — из витаминов покупать только глутамевит.
  • Михаил Тарасов  11 августа, 21:25
    Витамины не надо покупать только деньги на ветер выбрасываете. Необходимо сбалансированное питание, достаточное количество овощей и фруктов и это будет даже лучше, чем витамины :)
  • Юрий Новиков  11 августа, 21:27
    или может фрагмент аксона крутится яко шпулька и наматывает на себя продуцируемую олигодендроцитом мембрану?
  • Максим Подболячный  11 августа, 21:38
    Ой... Даже возразить трудно. Погуглите фотки и схематические изображения нейронов с аксонами — этот вопрос у вас сам собой отпадет. Аксон ведь суть тоже длинный-длинный «вырост» клетки-нейрона. Перефразируя Михаила Тарасова: «Аксон — это по сути мембрана нейрона». Вытянутая, яки ооооочень длинная (и оооочень пустая — суть без цитоплазмы и прочих клеточных органелл) псевдоподия паятных многим по школьным учебникам биологии амеб.
  • Дмитрий Сосин  11 августа, 22:12
    Максим, не несите чушь пожалуйста, а лучше сами еще раз прочитайте учебник про структуру нейронов. Цитоплазмы в аксоне вполне достаточно, равно как сложных структурных внутриклеточных структур. Визикулярный транспорт нейромедиаторов в нутри аксонов по вашему в полном вакууме происходит?
  • Максим Подболячный  11 августа, 22:22
    Да, дал маху, каюсь. Увлекся. :) Хотя, при (обычно) диаметре в несколько микрон, в контексте данного объяснения (невозможности аксона «крутиться яко шпулька») такое упрощение и прокатило бы.
    Хотя еще раз напомнили, что на мембране лучше не ошибаться. :)
  • Ольга Добрая  11 августа, 22:02
    утром встанем, водички из фильтра попьем, глутамевита поедим с Q10 и пойдем на работу.
  • Максим Подболячный  11 августа, 22:06
    «Лучше б я умер вчера» © немецкей аноним. :)
  • Максим Подболячный  11 августа, 22:07
    фильтр, надеюсь, широкоизвестный нано? :)))
  • Ольга Добрая  11 августа, 22:09
    фильтр петрика :-)
  • Максим Подболячный  11 августа, 22:11
    «я нэ квачык, я петрык пъяточкин» :)
  • Сергей Асташкин  12 августа, 08:15
    -- Значит так: олигодендрацит — производитель субстрата миелиновой оболочки, чтобы «активировать» его полимеризацию — нужна активность аксона + глутамат -который тоже является продуктом активности нейронов- таким образом именно активный аксон будет «изолироваться» а рядом неактивный останется с тонким слоем ..
  • Ольга Добрая  12 августа, 09:22
    Я вот за собой замечаю...если что-то интересно, могу за несколько минут изучить, решить и осознать. Но если нет, зубри не зубри все равно не отложится...От чего это зависит? Тоже ведь химия мозга... :-)
  • Сергей Асташкин  13 августа, 08:42
    -- Интерес — это психологическое вдохновение.. Как писать стихи таланты сами продуцируют вдохновение ..
  • Антон Карманов  12 августа, 11:36
    Кто придумал аксоны, олигодендрациты- вся материя одинакова, значит все клетки- тоже. Просто в центре черепной коробки существует черная дыра, и когда материя в нее падает — появляется давление эфира. Чем больше материи падает — тем больше давление эфира, от этого и головная боль бывает. Главное, чтобы ЧД с более массивной черной дырой не сталкивалась.
  • Олег Югов  12 августа, 12:16
    «Крону» на язык по 5-10 минут в день при активной работе мозга, например чтении. Я так ещё в первом классе делал... ;-)
  • Ольга Добрая  12 августа, 13:57
    так как же эффективнее: на язык(?) или за уши(?) :-)
  • Максим Подболячный  12 августа, 14:21
    Зависит от — где у кого уши, а где язык.
  • Юрий Румянцев  12 августа, 12:38
    Я так понял, что раз миелин оборачивается вокруг наиболее активных аксонов, улучшая работы нервных клеток, то чем больше и дольше вы будите думать, тем дольше и продуктивнее вы сможете думать)
  • Ольга Добрая  12 августа, 14:06
    предлагаю провести эксперимент с батарейкой: проверка эффективности, путем приклеивания ее к разным частям тела. В качестве подопытного я выдвигаю кандидатуру: Морозова Александра. Если он станет еще больше спорить — значит эффект удался. Запасным подопытным будет Максим Подболячный :-)
  • Максим Подболячный  12 августа, 14:20
    Мы можем просто больше спорить. Для этого совершенно не обязательно над нами издеваться.
  • Ольга Добрая  12 августа, 14:31
    нет нет нет...над вами нужно обязательно поиздеваться :-) Во-первых принесете пользу науке, во -вторых — это будет воспитательной мерой. В третьих — будет новая статья для мембраны. Что может быть лучше видеть в одних трусах участников мембраны, утыканных батарейками :-)
  • Максим Подболячный  12 августа, 14:32
    «Что может быть лучше видеть в одних трусах участников мембраны, утыканных батарейками»
    Только видеть в той же ситуации участниц...
  • Александр Морозов.  12 августа, 14:37
    ага, участниц намного лучше!
    И потом, борясь с фриками мы приносим пользу всему человечеству!
  • Ольга Добрая  12 августа, 14:37
    А Морозов молчит. Наверное готовит очередную порцию пакости.
  • Максим Подболячный  12 августа, 14:41
    И в даный момент наблюдаем «Эпизод первый. Месть фриков»? ;)
  • Ольга Добрая  12 августа, 14:43
    фрики в переводе с анг. — уроды....
  • Максим Подболячный  12 августа, 14:54
  • Ольга Добрая  12 августа, 14:56
    вот я и говорю...какая взаимосвязь? лжеученые и фрики...
  • Максим Подболячный  12 августа, 15:35
    "Не всё то фричество, что лулз. " :)))
    Чудаки около науки, что не понятно?
  • Игорь Черток  12 августа, 18:03
    Если ржа окончательно не поела мои миелиновые обмотки и я что-то ещё помню, то не всё так радужно с «продолжением активной жизни» и т.п. Способности детей к обучению напрямую связаны с тем, что в мозге пока мало миелина. Чем больше его становится, тем труднее человек воспринимает новое. Это и называется «мозги костенеют». Палка, как всегда, о многих концах.
  • Максим Подболячный  12 августа, 21:44
    Не наю, правы ли вы, но рацио в этом определенно есть... Наличие и толщина миелина, по-сути, отвечает за скорость прохождения нервного импульса. Тогда, если принять за обучение выбор наилучшего пути прохождения нервного импульса в ответ на заданный возбудитель (совсем просто — дотронулся до горячего — выбирается реакция «отдернуть руку» или «почесать в затылке»), то наращивение миелиновой оболочки вследствие частого использования именно данной связи делает ту или иную реакцию доминирующей (конечно же отдернуть! и так несколько раз — задействуется именно этот аксон, обрастает миелином, с каждым следующам задействованием он обрастает еще, стает еще более доминирующим к даному раздражителю). Фактически, так формируются мельчайшие шаблоны реакций. Чем не «закостенение» мышления? По накатанному шаблону, зато быстро. :)
    Эт так, в порядке гипотезы. Я не спец в данной отрасли, сразу признаюсь.
  • Сергей Шляхтов  15 августа, 20:13
    Вы путаете все. Обучение не зависит от возраста, поскольку обучение это НОВЫЕ связи. А вот переобучение это как раз деактивация старых связей и лишь потом активация новых. Так вот, для деактивации связей Ваше предположение совершенно верно. Мораль сей басни такова, что надо учиться так, чтоб потом не переучиваться. Особенно в ключевых областях. Или сделать еще смешнее, переобучение воспринимать как новый навык (обучение), но для этого надо смотреть на вещи под разными углами, что возможно только при широком охвате знаний. В общем, надо или много знать, или осторожно выбирать то, что будешь знать (как-то так).
  • Игорь Черток  17 августа, 13:32
    >Обучение не зависит от возраста

Это действительно открытие! :)

• Сергей Шляхтов  20 августа, 23:00
    Вообще-то конечно зависит, с возрастом оно должно ускоряться. Поскольку во многих случаях требуются дополнительные навыки, которые со временем развиваются. Например, при езде на велосипеде требуется развитое чувство равновесия, а за науку я вообще не говорю (там требуются знания и умения которые дети просто еще не получили). Пространственное воображение, навыки социальной коммуникации и т.п. с возрастом только улучшаются (если конечно не рассматривать больных, но ведь так можно очень далеко зайти, не так ли?). Так что только улучшается скорость обучения при прочих равных условиях.
    А прочие условия это мотивация (она отличается по возрасту), способность концентрироваться на предмете (с возрастом обычно гораздо больше обязанностей, поэтому меньше времени на обучение), и т.п.
    С животными дело обстоит несколько иначе. Часть из них практически не способны обучаться вообще, а в большинсвте случаев могут лишь переучиваться (те же бабочки при смене типа цветка переучиваются в силу ограниченности мозга, например). Но в человеческом мозге достаточно нейронов.
  • Игорь Черток  21 августа, 10:50
    Вы как будто с Марса к нам. :) Всё ровным счётом наоборот. С возрастом способности к обучению падают просто катастрофически. Вспомните многочисленных маугли — как их пытаются научить самым элементарным вещам. И ничего не выходит. Да ладно маугли — каждый из нас за первые два года жизни получает ЛИЧНОСТЬ, а с этим ничто не сравнится. Дальше, до пяти лет, мы усваиваем столько, сколько не усвоим за всю оставшуюся жизнь.

Да, навыки с возрастом оттачиваются, но обучаемость — это как раз не навыки, а способность усваивать новое. Чисто физиологически.

• Сергей Шляхтов  21 августа, 19:35
    Странный Вы человек! Если чего не знаете, то лучше спросите, чем потом с умным видом тут заявлять. Пиаже подробно расписывает развитие ребенка, если уж по классике, есть и более современные работы, но это не такие системные исследования.
    1. Я говорил об обучении и отдельно выделили то, что переобучение на порядки сложнее. Пытались не обучить маугли, а переобучить.
    2. Есть особенности обучения и у ребенка. Развитие на ранних стадиях идет параллельно с формированием отделов головного мозга, но даже не это суть важно. Важно то, что в первые годы жизни ребенок усваивает лишь самые элементарные вещи, а не огромный массив знаний как тут пытаетесь представить. И если в этих элементарных представлениях закралась ошибка, то опять же переобучение со всеми вытекающими последствиями.
    3. Современные методики позволяют из даунов (медицинский термин) сделать вполне нормальных членов общество, просто их надо несколько иначе обучать, и не более того. Это относится как к попыткам «обучить» маугли, так и к пониманию того, что обучение это очень сложный процесс, к осмыслению которого лишь только подбираемся (пока лишь методом тыка).
    4. Физиологические ограничения на освоение нового мне не известны, если Вам известны (что проистекает из безапелляционных утверждений), то попрошу ссылки в студию или хоть ключевые слова для поиска (я привел «Пиаже», уж извините но могу лишь рассказать в общих чертах или подправить если чего не так поняли у него).
  • Игорь Черток  26 августа, 16:56
    Это Вы странный человек. С какой стати я буду у Вас что-то спрашивать? Безапелляционность моя растёт из того, что когнитивные способности мозга с возрастом уменьшаются, и это установленный факт. Ну, не знаю... Поищите «когнитивные способности» в разных вариантах. Пиаже, на которого Вы ссылаетесь — чистый психолог, он строит модель поведения; как она работает, он не знает и оставляет задачу нейрофизиологии. По крайней мере, в «Психологии интеллекта», которую я читал. Остальное знаю по ссылкам и цитатам. Судя по всему, Вы читали «Речь и мышление ребёнка». То же самое: _психологическая_ модель.

>Пытались не обучить маугли, а переобучить.

Это очень, очень странное утверждение. Я просто не знаю, что на него и ответить. Если я скажу, что маугли безуспешно учили есть ложкой, Вы заявите, что он уже умел есть по-звериному, а значит, это «переобучение». Я скажу, что он не усвоил человеческий язык — Вы ответите, что он уже знал звериный. И так далее. На мой взгляд, это будет подтасовкой, но из Вашей логики только такие «возражения» и возможны... Так что не знаю я. Разве что — маугли так и не научились абстрактному мышлению? Ну так ведь и у волков, наверное, есть что-то такое абстрактное...

Пропустил маугли период обучения операциям — всё, сделать это позже нельзя.

>Важно то, что в первые годы жизни ребенок усваивает лишь самые элементарные вещи, а не огромный массив знаний как тут пытаетесь представить.

Язык — это элементарно? Умение делать умозаключения, предвидеть, рассчитывать и так далее — это элементарно? Мне опять же нечего сказать.

И потом, с чего это Вы решили, что знания ребёнка ("вот это называется трава, когда сунешь руку вот в это, которое называется «огонь», будет больно, а когда на небе вон то яркое, то всё видно) — «элементарно», а какая-нибудь квантовая механика — нет? Чем мерять будем? У Вас есть подходящий штангенциркуль?

>если в этих элементарных представлениях закралась ошибка, то опять же переобучение со всеми вытекающими последствиями.

Именно. Переобучение пятилетнего ребёнка с русского на японский занимает недели. Пятидесятилетнего взрослого практически невозможно переобучить. То же самое и с «научить».

>Современные методики позволяют из даунов (медицинский термин) сделать вполне нормальных членов общество, просто их надо несколько иначе обучать, и не более того.

То есть, грубо говоря, «умных»? Впервые слышу. Если Вы имеете в виду социализацию даунов, то никаких «современных» методик тут не надо. Они прекрасно воспитываются и могут жить в обществе. А вот сделать из них «не-даунов» невозможно, потому что лишняя хромосома плевать хотела на любую методику.

>Физиологические ограничения на освоение нового мне не известны, если Вам известны (что проистекает из безапелляционных утверждений), то попрошу ссылки в студию или хоть ключевые слова для поиска

И вот опять возвращаемся к тому, с чего начали. Я не помню, откуда взял, что [см. мой первый комментарий] и сразу оговорился: не помню. Если поискать «когнитивные способности мозга миелин», то где-то там найдётся. Но яндекс дал 2876 ссылок, так что копаться я не стал.

• Сергей Шляхтов  26 августа, 23:42
    Про «когнитивные способности». Я вот что заметил, чем больше устанавливаю программ на компьютер, тем медленнее он работает. Посмотрел, а там масса запущенных процессов. Но ведь проблема как раз в том, что лишние процессы можно отключить, всего-навсего! Например, под гипнозом человек показывает гораздо лучшие результаты в произвольной сфере деятельности возможно именно по этой причине, и заметьте, без развитых навыков ребенок не сможет показать этих результатов. Кстати, как думаете почему младенец умеет считать намного лучше чем малыш в пять лет (по Вашей логике следует признать что люди рождаются гениями, а потом сразу тупеют)?
    Я четко дал описание что в моем понимание обучение и переобучение, и не надо Вам заниматься подтасовками! Обучение это установление новых связей, а переобучение это изменение старых связей (между нейронами). Теперь по поводу маугли, речь это проявление логически-речевого мышления, а мышление является способностью приспосабливаться к ситуации. Но поскольку ребенок уже научился приспосабливаться к другой ситуации и у него сложились стереотипы мышления, кардинальная смена ситуации приводит к тому, что часть базовых взаимосвязей надо менять, а это есть переобучение. Речь это не самый большой элемент приспособления по большему счету (если уж апеллировать к нейрофизиологии то наибольшее место занимает обработка визуальной информации, т.е. образное мышление является базовым и уже на основе его развивается речь). С другой стороны я уже объяснял, что развитие мышления у ребенка идет параллельно с ростом мозга, а следовательно можно сказать что рост мозга в несколько раз ускоряет процесс обучения.
    Элементарные (не уникальные) эти знания не потому, что они простые там или сложные, а потому что ими практически все обладают. Это и есть мерило. Следовательно остальные знания либо менее необходимы для выживания либо необходимы лишь в специфических условиях.
  • Игорь Черток  28 августа, 19:26
    Извините, по-моему, у Вас в голове каша. :( Вы не различаете навыков и способностей, языка и речи и вообще мы говорим на разных языках, так что лучше остановиться.
  • Сергей Шляхтов  29 августа, 17:19
    Это у Вас каша! Мы действительно говорим на разных языках, потому что я описываю реальность а Вы не к месту пытаетесь прилепить цитаты из учебника. Способность это потенциальная возможность делать что-то, а навык это гарантированная возможность это делать. Если исходить из «вашей» «логики», то со временем способностей становится действительно меньше, поскольку из замещают навыки. Но это все масло масляное, из этой оперы (только смысловая тавтология). Пока не освоите нормальный человеческий язык и  не начнете думать в интернет действительно лучше не заходить, там люди этим обычно обладают и Вы с ними никогда не найдете общего языка.
  • Владимир Прошкин  15 августа, 18:58
    Еее даздраствует глутамат))) едим по больше кириешек.
    И дазраствует современные СМи глутамат теперь не только усилитель вкуса)))