В Казахстане обнаружена гигантская птица времён динозавров

Окаменелые кости нижней челюсти последней находки примерно в два раза больше, чем у страуса, самой крупной птицы современности (фото Naish/Dyke/CAU).

Кости птицы, обитавшей на планете 83 миллиона лет назад и, вероятно, постоянно улепётывавшей от плотоядных динозавров, нашли на просторах казахского музея британские палеонтологи.

Назвали доисторическую птаху Samrukia nessovi, в честь палеонтолога Льва Нессова и мифического казахского существа Самрук, похожего на феникса.

Находку совершил доктор Даррен Нейш (Darren Naish) и его коллеги из университета Портсмута. Ранее кто-то из сотрудников неназванного музея ошибочно приписал косточки овираптозавру. Но отсутствие зубов на челюсти и прочие характеристики свидетельствуют явно не в пользу страшных ящеров.

Изначально косточки были обнаружены в формации Бостобе, которая ныне является полупустыней, а во времена обитания гигантской птицы здесь была пойма реки. Рядом возвышался лес, о чём свидетельствуют находки окаменелой древесины (фото Biology Letters).

Кстати, это не первая находка такого рода. Предыдущая гигантская птица эпохи динозавров (Gargantuavis philoinos) была обнаружена во Франции в 1995 году. Она жила примерно 70 миллионов лет назад.

Теперь мы можем быть уверены, что в мезозое наземные птицы могли быть не только размером с ворону (коих обнаружено множество). Гиганты тоже присутствовали, причём в двух разных регионах мира. Также ясно, что эти птахи обитали во времена мела бок о бок с нелетающими динозаврами (гадрозаврами, длинношеими зауроподами, тираннозаврами и другими), утверждают английские палеонтологи.

Учёные предполагают, что если птица была неспособной к полёту, то её рост составлял около 2-3 метров, если же она могла летать, то размах её крыльев должен был быть около 4 метров. На картинке показаны два возможных внешних вида гигантской S. nessovi в сравнении с человеком и «нормальной» птицей мезозоя (иллюстрация John Conway).

Исследователи не смогли определить, чем питалась S. nessovi (растениями, рыбами или же была всеядной). Прочие подробности — в статье авторов музейной находки, вышедшей в журнале Biology Letters, а также в блоге Даррена.

Учёные обвинили в триасовом вымирании морской метан

22 июля 2011

В США обнаружен последний динозавр в истории

14 июля 2011

Обнаружен скелет самого маленького динозавра

14 июня 2011

Обнаружена самая быстрая перелётная птица

28 мая 2011

Биологи объяснили свободное дыхание первых животных

16 мая 2011
  • Александр Евтушенко  13 августа, 11:13
    ...Ну, часто так и бывает намётанный глаз вдруг распознает в куче рухляди Дюрера или Пикассо :) Давно убежден, что если Атлантида существовала, то ее артефакты -- прямо перед нами, может быть и в музеях, и описаны. Мы просто неверно их понимаем.
    ...И, как кутята, тычемся во всякие темные углы, фантазируя «настоящие» чудеса :)
  • Александр Гамазин  13 августа, 11:57
    Чертовски правильные слова.
    А птица интересная. С тех пор как половину динозавров одели в перья уже и не понятно, где птицы, где ящеры:)
  • Вадим Банит  13 августа, 18:16
    Пикассо — возможно, но — Дюрера!!!
    Надо быть слепым на все 3 глаза, чтоб не увидеть гармонию в хаосе
  • Александр Евтушенко  13 августа, 19:38
    :) особенно на т р е т и й
  • Александр Вихров  13 августа, 19:23
    Слишком мало материала, чтобы что-то утверждать. Нафантазировать можно всего.
  • Евгений Матыцин  23 августа, 17:15