Второй полёт гиперзвукового аппарата, созданного по заказу исследовательского агентства Пентагона DARPA, закончился провалом. Так же как и первый, состоявшийся более года назад. Инженерам никак не даётся в руки технология, потенциально способная породить новый вид оружия.
Тестовый гиперзвуковой летательный аппарат Falcon HTV-2 (Force Application and Launch from Continental United States Hypersonic Technology Vehicle) отправился в свой второй рейс 11 августа 2011 года. Сначала, в полном соответствии с планом, ракета-носитель подняла эту машину на большую высоту и разогнала до скорости 20 М (примерно 21 тысяча км/ч, это близко к первой космической).
Далее самолёт Falcon отделился от носителя и начал самостоятельный полёт в верхних слоях атмосферы, скользя в ней с темпом, который приводил к нагреву обшивки едва ли не до пары тысяч градусов.
К сожалению экспериментаторов, через несколько минут полёта связь с аппаратом была потеряна. Он упал в Тихий океан. Аналогично закончился первый такой же тест, проведённый в 2010 году.
По замыслу авторов самолёта, аппарат такого типа (напомним, что сам HTV-2 — лишь небольшой прототип), стартуя с территории США, мог бы доставлять некую боевую нагрузку в любую точку земного шара в пределах часа.
С учётом того, что «мощный пинок» этому бескрылому планеру должна придавать лёгкая ракета космического класса, HTV-2 по применению пока больше похож на боеголовку МБР, чем на действительно самостоятельный самолёт. (Дальнейшее развитее проекта может изменить такое положение дел.)
Но и в таком виде Falcon может маневрировать в атмосфере в довольно широких пределах. И траектория его полёта не совпадает с простой «баллистикой» у МБР, аппарат может подскакивать в атмосфере, словно плоский камешек, пущенный по воде.
Задача «Фалкона» – проверка технологии теплозащиты корпуса и систем управления. С последними, похоже, американцам и не везёт.
Между двумя тестами инженеры внесли в конструкцию «Фалкона» ряд изменений. В частности, изменили центр тяжести, чтобы уменьшить угол атаки, а также добавили маленькие реактивные движки для разворота машины, в помощь классическим управляемым аэродинамическим поверхностям.
Однако всё это не помогло аппарату успешно выполнить задание (а автономный полёт должен был продолжаться намного дольше, чем то время, что удалось показать — 30 минут против 9).
«Мы знаем, как забросить самолёт в ближний космос. Мы знаем, как отправить его в атмосферный гиперзвуковой полёт. Но мы ещё не знаем, как достичь желаемого контроля на аэродинамическом этапе полёта. Это досадно. Я уверен, есть решение. Мы должны найти его», — приводит Gizmag слова Криса Шульца (Chris Schulz), менеджера проекта.
Испытания «Фалкона» будут продолжены, но точную дату третьего старта американцы не называют.
Обновление от 29.08.2011:
Агентство DARPA выпустило небольшое видео, на котором запечатлён августовский полёт HTV-2. Ролик снят с борта океанского судна, следившего за испытаниями.
При чем тут системы управления, если «через несколько минут полёта связь с аппаратом была потеряна»?! от неумения рулить связь не теряеться, сгорел просто, проблемы с теплозащитой.
Это не аргумент, а грязный приемчик.
Вы ответьте, как оно будет охлаждаться, а потом обвиняйте меня в приверженности стереотипам.
Это выглядит как «отмазки». Впрочем, не буду спорить. Нет — так нет.
Ну и для размышления вопросик. Если эта штука падая нагреваясь до 2000 почему то дальше не нагревается, то куда девается тепло без испарителей, бочек воды и еще чего нибудь.
Во-вторых, обсуждаемый в статье пепелац — это скорее боеголовка, чем самолёт, и многоразовость боеголовке не нужна по определению.
«The vehicle started encountering more significant air density in the lower thermosphere at about 400,000 ft (120 km), at around Mach 25, 8,200 m/s»
Я про Шаттлы вспомнил в связи с тем, что даже если в 70-хх могли защитить куда более крупный самолёт при гораздо больших скоростях, то сейчас проблемы с теплозащитой точно нету.
Есть ли альтернатива у плиточной теплозащиты?
www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/248/04.shtml
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C
Если вспомнить сколько стоит ракета, это на цене сильно не скажется.
Общая масса теплозащиты Бурана составляет 9 тонн (http://www.buran.ru/htm/48-3.htm)
Золото стоит $1750 за тройскую унцию (31 грамм). Берем калькулятор и...
5,08*10^8 долларов. Или полмиллиарда вечнозеленых президентов. Ну да, ну да...
Вывод: слухи о цене теплоизоляционных плиток сильно преувеличены :) Я извиняюсь за распространение слухов.
С другой стороны, «да хоть алмазами» тоже не канает ;)
A. The Space Shuttle Endeavour, the orbiter built to replace the Space Shuttle Challenger, cost approximately $1.7 billion
(c) nasa.gov
то-есть 1,7*10^9 долларов. Один и 7 десятых миллиарда.
Надо понимать, это столько стоит вся программа. Включая ПИР, заводы, транспорт, стартовые позиции, подготовку пилотов, персонала и т.п. Полный цикл. А не производство одного конкретного изделия.
На этом фоне покрытие в полмиллиарда на один аппарат становится заметным...
1.7 млрд стоил один только Шаттл Endeavour, который был построен в замен погибшей Challenger.
Один пуск Шаттла, по разным данным, стоил от 400 до 900 млн $.
Предназначен он для «стартуя с территории США, мог бы доставлять некую боевую нагрузку в любую точку земного шара в пределах часа.» и явно не приспособлен к посадке.
Зачем ему кабина?
Другой вопрос, что на активное маневрирование такая защита не рассчитана, она имеет сильно пористую структуру и большие механические нагрузки для нее противопоказаны. Думаю косяк именно в этом, система управления не может обеспечить безопасные нагрузки на теплозащитный слой.
www.buran.ru/htm/tersaf5.htm
К примеру, можно использовать термопару.
Термопара с одной стороны может давать электрический ток при нагреве, с другой стороны, она может охладить, если через неё пропустить ток.
Я, вообще-то, предлагал брать энергию от нагрева. Термопара же — это два спаянных разнородных проводника и больше ничего.
P.S.
Это как идея, могут быть и другие реализации. Но идея кажется мне перспективной, т.к. позволяет теоретически тепловую нагрузку собрать в нужном нам месте, а не под крылом самолёта.
такой метод охлаждения применяют для электротехнических шкафов, но там а) нет ограничений по массе и б) нагрев несопостовимо ниже
Имхо более реально перед аппаратом лазером или сжиганием топлива создавать воздушную кавитационную полость.
Насавцы пишут что сделать систему активного охлаждени реально, собственно для Шаттла такой вариант изначально и рассматривался, только выбор сделали в пользу пассивных чешуек, так как решили что это будет дешевле и надёжнее.
Тем более в случае с Шаттлами лишний бак с водородом переть не нужно, бак там и так есть.
Но аргумент сильный.
P.S.
Всё же я думаю можно использовать разность температур под крылом самолёта и поверх самолёта.
Среди вариантов реализации были межконтинентальная баллистическая ракета с обычной боеголовкой и гиперзвуковая крылатая ракета X–51, запускаемая со стратегического бомбардировщика B–52. Первое решение отвергнуто в начале 2011 года из-за опасений, что запуск МБР может быть воспринят Россией или Китаем как начало ядерной атаки; очередной запуск X–51 в июне 2011-го завершился неудачей.
По этому поводу есть хороший пример — гонки скоростных катеров.
К стати не только поведения атмосферы, но и ее состояния, потоков и т.д.
Тут мы имеем аппарат, летящий на 20 М. Какой естественный поток может быть для него заметным, да вы что? На 20 М, считайте, что летите через неподвижную атмосферу.
Вы посмотрите гонки скоростных катеров. Если этот катер идет к примеру со скорость 100 км/ч, то получается как бы по ровному зеркалу. Но когда 200 км/ч, то случаются неприятности в виде полного разрушения.
Самолеты вон тоже не сразу начали быстро летать. Автоколебания там по моему были.
Ну и скажем простой пример. Кирпич на дороге. На малой скорости вы аккуратно через него переваливаетесь, на большой (в зависимости от настроек подвески) вы можете не заметить или мало его прочувствовать. На на скорости 200 к примеру вас швырнут куда нибудь в рекламный щит как ракету.
Все упирается в систему стабилизации. Если она не успевает сработать, то беспорядочное вращение на такой скорости — это полное разрушение как того катера.
Утритесь мы устойчиво летаем на гиперзвуке.
П.С.
Мда, а вот с отделкой изумрудами, особенно в США будет проблема, блеск не тот. Но ведь можно обратиться к французам они вроде как союзники и с века этак 19-го, методом штамповки мелких партий хлебо-булочных изделий, производят эти камешки ;)
Ваша ирония совершенно ошибочна, в реальности существуют даже специальные службы отслеживающие всеми доступными способами все новые технические идеи появляющиеся в России. И проще всего и эффективнее это делать в интернете и на мембране в том числе.
А может из-за большой скорости спутник связи не смог уследить за девайсом
Кризис, прекращение поставок редкоземельных металлов, неудачные испытания, а они все за старое держатся.
Просто обтекаемость лучше тупым концом вперед.
Шаубергер врядли представлял, что может быть создан аппарат, летящий в 20 раз быстрее скорости звука.
Чтож, не построить пиндоссам этого девайса, ведь они не могут общаться с духами...
ru.wikipedia.org/wiki/Медиум
— Неужели вы веруете, что насовцы сидят и читают мембрану, ждут, когда же, наконец, на мембране расскажут, чтож нам дальше делать-то...-
А вы уверены что нет – www.membrana.ru/particle/2203
Вы обратите внимание на дату и форму корпуса.
Я тогда хотел дать подробный рисунок и описание самой управляемой боеголовки и схемы ее управления во второй части, но меня втянули в политическую склоку и забанили за не восторженное высказывание о бреде , который рекламировали в то время на мембране израильтяне…
— … А дата — это имеется ввиду май 2012? -
Не понял вопроса!?
«Григорий Коганицкий о преодолении противоракетной обороны
Григорий Коганицкий, 5 марта 2004»
А насчет «треугольненько» – на следующей неделе соберусь с духом и найду в архиве вторую часть статьи с эскизами.
— Я попозже изучу вашу статью, но не стоит обольщаться: идеям свойственно «летать в воздухе» —
Вы не обратили внимание на фразу в статье — «Статья написана по материалам работы, выполненной по моей личной инициативе в 1996-1999 годах.»
Так что янки потребовалось всего лишь пятнадцать лет, что бы помахать сачком в воздухе.
Не говоря о том, что, к этому времени, определенные экспериментальные работы у советских разработчиков на эту тему, уже были выполненны…
— Ну даже если и так, они воспользовались вашей идеей, что из этого? Это что-то меняет? –
Вы опять меня не поняли …
У янки просто нет своих идей – эта нация полностью импотентная в интеллектуальном плане
Есть украденные со всех сторон и предельно примитивно выполненные чужими руками идеи (эта кстати не моя…) и есть ГРОМКИЙ БАРАБАННЫЙ БОЙ.
Хороший пример международная космическая станция – техническое развитие «мира» или их марсоход .
по моему — ничего.
Именно физические свойства гравитации определяют все остальные физические факторы воздействия, на таких скоростях!!!
Я говорю не о той гравитации, что изложена в учебниках.