Учёные впервые проследили за солнечным выбросом на всём пути

Здесь показано положение и поле зрения спутников STEREO. Оранжевым изображён солнечный выброс (иллюстрация NASA/Goddard Space Flight Center/Scientific Visualization Studio).

Новый инструментарий позволяет разглядеть движение заряженных частиц от Солнца и до самой Земли на фоне мерцающих звёзд и предсказать ущерб, наносимый людям и технике.

Наблюдение корональных выбросов массы (не путать с солнечными вспышками) с Земли всегда было затруднено: извергаясь с поверхности нашего светила яркими языками, они спустя некоторое время превращаются в еле заметные рассеянные облака.

Так, когда выброс добегает до орбиты Венеры, его свечение составляет лишь одну миллиардную часть свечения полной луны. При этом заряженные частицы по-прежнему представляют серьёзную опасность для спутников и электросетей.

Чтобы решить проблему, специалисты NASA создали аналитический инструмент, который при помощи камер спутников STEREO, кружащих вдали от Земли, прослеживает движение выброса. На оттачивание техники ушло долгих три года.

И вот исследователи наконец получили возможность практически в реальном времени наблюдать за размерами, формой, скоростью и магнитным полем массивных солнечных выбросов и предсказывать, когда и в какой мере те «ударят» по планете.

Ранее учёные видели начало выброса, затем его «растворение», подсчитывали примерное время его прихода, после чего они фактически становились слепыми и глухими вплоть до удара объекта по Земле. Теперь же астрофизики в состоянии следить за движением заряженных частиц на всём их пути и просчитывать их массу.

Хронометраж движения солнечного выброса, приближающегося к Земле, отснятый спутником STEREO-A (иллюстрация Southwest Research Institute).

Умение предсказывать космическую погоду важно, ведь в защитном магнитном щите Земли возможны протечки.

В видеоролике ниже учёные демонстрируют своё исследование структуры мощного солнечного выброса, произошедшего в декабре 2008 года.

Подробнее о проведённой работе рассказывает статья в Astrophysical Journal. На сайте arXiv.org также доступен её препринт.

Учёные предрекли Солнцу скорый глубокий сон