В Австралии обнаружены древнейшие окаменелости клеток

Диаметр найденных сфер варьируется в пределах 5-80 микрометров. Впрочем, кроме круглых учёным встретились организмы в виде палочек и эллипсоидов (фото David Wacey).

Австралийские и британские учёные нашли на Зелёном континенте окаменелости самых древних организмов, свидетельствующие о жизни на бескислородной Земле 3,4 миллиарда лет назад.

Микроскопические останки были найдены учёными из Оксфорда (University of Oxford) и университета Западной Австралии (University of Western Australia). Клетки были зажаты между песчинками, которые когда-то были частью древней береговой линии, а ныне являются частью самой древней осадочной породы.

«Мы можем с уверенностью утверждать, что возраст находки колеблется в пределах нескольких десятков миллионов лет. Это довольно высокая точность для породы, появившейся на свет 3,4 миллиарда лет назад», — утверждает профессор Мартин Бразье (Martin Brasier).

В те времена Земля была горячей (вода в океанах нагревалась до 40-50 °C), течения сильными, амплитуда приливов большой, небо серым, и вулканическая активность не останавливалась ни на минуту. Если в те времена и существовала суша, то она по площади была не больше современных островов.

Что ещё более важно, 3,4 миллиарда лет назад на планете не было растений и водорослей, а значит, и кислорода в атмосфере тоже почти не было. Получается, что найденные микроорганизмы жили и росли благодаря соединениям серы. (Такие бактерии существуют на Земле и сегодня.)

То, что найденные отпечатки имеют именно биологическое происхождение, подтверждают три фактора, пишут учёные в пресс-релизе Оксфорда.

Окаменелости представляют собой клеточные структуры одинаковых размеров и нормальной формы. Они также демонстрируют биологическое поведение: клетки собраны в группы и присутствуют лишь в определённых средах (закреплены на песчинках). Кроме того, кристаллы пирита (FeS2), обнаруженные близ микроскопических останков, вероятно, являются либо результатом жизнедеятельности, либо питанием древних форм жизни.

Клетки имеют более-менее одинаковую толщину стенок. В отличие от углеродсодержащих слоёв, сформированных в ходе геологических процессов. Кроме того, стенки окаменелостей не богаты углеродом-13, содержащимся в атмосфере. Это тоже может считаться признаком биологической активности, так как ныне живущие организмы больше полагаются на углерод-12 (фото David Wacey).

Учёные знают, о чём говорят, они уже не раз исследовали возможных кандидатов на самую древнюю жизнь. Но лишь в этот раз решились выпустить статью в журнале Nature Geoscience.

Сейчас исследователи тщательно сравнивают находку с другими формами жизни, обнаруженными ранее, чтобы выявить хоть какие-нибудь сходства.

Слева: трёхмерная реконструкция одного из микроорганизмов 10 микрометров в диаметре. Справа: сечение, показывающее сферическую форму древней клетки (иллюстрация с сайта physorg.com).

Стоит отметить, что нынешняя находка косвенно подтверждает возможность появления жизни на других планетах, на Марсе, например.

Правда, по заверению Бразье, любые находки с других планет придётся изучать не менее тщательно, чем земную: сравнивать их химический состав, составлять трёхмерные изображения микроскопических окаменелостей.

Самую древнюю жизнь геологи обнаружили в формации Strelley Pool (фото David Wacey).

Узнайте также о самых древних окаменелостях животных и самых древних следах, а ещё о гипотезе, что жизнь зародилась вовсе не в океане, а в озере.

Учёные подтвердили внеземную природу частей ДНК в метеоритах

9 августа 2011

Окаменелости инопланетных бактерий разделили учёных

14 марта 2011

Найдена самая сложная органика в межзвёздной среде

25 июня 2010

Впервые найден водяной лёд на астероиде

29 апреля 2010

Пересмотрен возраст магнитного щита Земли

9 марта 2010
  • Дмитрий Алексеев  22 августа, 20:25
    Очень интересно. Спасибо
  • Алан Гибизов  23 августа, 08:27
    Фраза «Британские ученые нашли...» настораживает :)
  • Ваня Крейцер  23 августа, 21:05
    Вам не надоело шутить одни и те же шутки? В первый раз может и смешно, но шутка повторённая в сотый раз уже не вызывает ничего кроме раздражения. Придумайте что-нибудь новое. Не можете придумать своё, поройтесь в интернете и возьмите чужое, но _новое_. Тогда вы сможете надеяться на то, что над вашими шутками кто-нибудь будет смеяться.
  • Алан Гибизов  24 августа, 11:25
    Ваня, если для Вас шутка не новая, это не значит, что она не новая для всех, не так ли? Ваше раздражение понятно, но это Ваше личное раздражение.

Вы приходите на концерт, слушаете песни разных исполнителей, и среди них слышите песню, которая Вам уже надоела — вы ее слушали в плеере весь предыдущий месяц. Но это не значит, что весь зал слушал ее весь предыдущий месяц, и что она всему залу надоела. Более того, возможно, этот конкретный исполнитель ее первый раз на сцене воспроизводит.

Неужели Вы вскочите в зале и начнете свистеть и кричать «Надоело, слышали уже, давай другую, повеселее!» ?
    Или Вы молча, нахмурясь, выслушаете надоевшее, или выйдете в холл на 5 минут. Не так ли?

Отчего же Вы тут себя ведете иначе?

• Ваня Крейцер  24 августа, 21:22
    > Ваня, если для Вас шутка не новая, это не значит, что она не новая для всех, не так ли?

Шутки про британских учёных звучат уже как минимум полгода. За кого вы держите нас, если допускаете мысль, что мы их не слышали?

Аналогия с концертом абсолютно не подходит. Надо ли объяснять почему?

• Сергей Асташкин  23 августа, 08:42
    -- Ну причём полагались на У-12 , Фракционирование У12 и 13 это свойство системы и живого организма, и оно неоднозначно.