Найдена самая холодная недозвезда

Зелёным пятном отмечен на небосводе самый холодный коричневый карлик (фото NASA/JPL-Caltech/UCLA).

Группа коричневых карликов спектрального класса Y пополнилась шестью новыми недозвёздами. Один из новых объектов оказался самым холодным среди всех ранее открытых собратьев.

Коричневые карлики – неудавшиеся звёзды. Их масса подчас недостаточно велика, чтобы на них мог начаться термоядерный синтез с участием водорода, потому у них недостаточное свечение и телескопы, работающие в видимом диапазоне, их разглядеть не в состоянии.

Класс Y – самый холодный класс коричневых карликов, температура его представителей ниже условной границы 226 °C, но они всё же испускают слабое инфракрасное излучение. Именно на его поимку нацелен орбитальный телескоп WISE.

С января 2010 года по февраль 2011 года он просканировал небосвод полтора раза и выловил сотню коричневых карликов, шесть из которых принадлежат к самому холодному классу. Температура поверхности одного из них (WISE 1828+2650) доходит до 25 °C. И это абсолютный рекорд для недозвезды. Напомним, что предыдущие рекордсмены в этом классе «остыли» до 97±40 °C и 27 °C.

Название «коричневый карлик» условное. Никто не знает, какими покажутся первым людям космические объекты, температура атмосферы которых не превышает комнатную (фото NASA/JPL-Caltech).

Все новички находяся в пределах 9-40 световых лет от Солнца, отмечает глава исследования Дэйви Киркпатрик (Davy Kirkpatrick) из Калифорнийского технологического института.

(Статьи авторов работы будут опубликованы в Astrophysical Journal.)

Около Земли обнаружен пояс антипротонов

8 августа 2011

На Марсе обнаружены ручьи из солёной воды

5 августа 2011

Получен первый снимок Меркурия с орбиты

30 марта 2011

Коричневый карлик установил рекорд температуры

11 марта 2011

Измерена температура самой горячей планеты

18 января 2011
  • Михаил Зиньков  25 августа, 13:48
    Какая-то ерунда в терминологии. Типа: «самая сухая вода», «самый холодный кипяток», «самый круглый квадрат» ... Для рекламного ролика это еще куда ни шло, а для даже научнопопулярной статьи полный абсурд.
  • Дмитрий Степанов  25 августа, 14:17
    что плохого? ну самая холодная звезда.. и что? они все имеют разную температуру, в отличии от кипятка, он всегда равен 100 С. при норм атм давлении, а сухость воды всегда одинаковая.
  • Юлия Рудый  25 августа, 14:21
    Официально «самый холодный коричневый карлик», который можно назвать недозвездой. Что Вас смущает, Михаил?
  • Максим Селиванов  25 августа, 14:46
    «Температура поверхности одного из них (WISE 1828+2650) доходит до 25 °C»
    Вы статью читали или только заголовок?
  • Алексей Заикин  25 августа, 15:19
    И что конкретно Вас не устраивает в звезде с комнатной температурой на поверхности? Интригует то, что даже такой холодный объект был обнаружен.
  • Михаил Зиньков  25 августа, 15:28
    Меня не устраивает термин «холодная звезда». Слово «звезда» всегда ассоциируется со светящимся объектом. Если объект не светящийся то к нему более разумно применять другой термин. Например планета. Или сверхмассивная планета. Это более разумно учитывая, что при такой температуре не этих объектах там может быть жизнь. А согласитесь обнаружить жизнь на звезде это полный нонсенс.
  • Дмитрий Степанов  25 августа, 17:45
    мало ли с чем ассоциируется, вы почитайте определение слова звезда, (там должны идти хоть какие то термоядерные реакции), если они там есть, то это звезда, даже если там лед найдут.
  • Михаил Зиньков  25 августа, 18:30
    Ну так сами почитайте про описываемую «звезду»
    «...недостаточно велика, чтобы на них мог начаться термоядерный синтез...».
    Ни под какие критерии звезды описанный объект не подходит. Но если Вам лично хочется, чтоб это была звезда ... то тогда конечно с этим не поспоришь.
  • 123 15  25 августа, 20:10
    Думаю звезда — это объект, который сам светит. А планета — которая только отражает. Хотя пограничные (ни туда ни сюда) тоже должны быть. Чего только стоит эпопея с Плутоном.
  • Константин Когут  25 августа, 21:04
    Под планетами понимаются не излучающие стационарные тела достаточно малой массы (менее 0.01 солнечных масс) при которой в недрах тела изза низкой температуры не начинаются термоядерные реакции . Коричневые карлики (от 0.01 до 0.08 звездных масс) у них температура также недостаточна для термоядерных реакций но они светятся за счет выделения энергии при гравитационном сжатии . И в дополнение хочу сказать что ето вы не читали статью а не юлия так как написано что излучение испускается.
  • Михаил Зиньков  26 августа, 09:35
    Константин Когут
    Приведенная Вами терминология про планеты очень условна и не устоялась окончательно. Поэтому то, что Вы отнесли к черным карликам ничем не отличается от планет, а если этот карлик будет размером ровно 0.01 солнечной, то что это будет?
    Далее, Вашему сведению не существует тел во вселенной, которые бы не излучали, ну кроме черных дыр. Так, что Ваши доводы насчет свечения и массы по меньшей мере очень слабы.
  • Дмитрий Степанов  26 августа, 12:55
    во первых звездой считают тело, в котором термоядерные реакции могли идти в прошлом, во вторых«...недостаточно велика, чтобы на них мог начаться термоядерный синтез...». имеется ввиду термоядерные реакции превращения водорода в гелий, а вы не забывайте про синтез лития с превращение бора или ядер гелия(не помню), который проходит при более низких температурах
  • Юлия Рудый  26 августа, 13:56
    Разрешите мне вставить слово :) Я не астрофизик и всё же... Первое: «Звезда — небесное тело, в котором идут, шли или будут идти термоядерные реакции. Но чаще всего звездой называют небесное тело, в котором идут в данный момент термоядерные реакции».

Во-вторых, что касается коричневых (не чёрных, Михаил) карликов и термоядерных реакций. Поделить по этому принципу на звёзды-не звёзды, скорее всего, не получится (так как не ясно, есть ли термояд в нынешнем). Поясню. Я написала «Их масса подчас недостаточно велика, чтобы на них мог начаться термоядерный синтез _с участием водорода_» (пишет пресс-релиз, и я склонна ему верить, всё-таки NASA). Но русская википедия, например, говорит «вопреки распространённому мнению, в них [корич.карликах] идут термоядерные реакции, но в отличие от звёзд главной последовательности они не могут компенсировать потерю энергии на излучения и относительно быстро охлаждаются, со временем превращаясь в планетоподобные объекты». Английская вики и вовсе предлагает отделять карликов ОТ ПЛАНЕТ по принципу, что в карликах когда-то мог идти термояд.

И ещё, чтобы совсем уж запутаться, вполне вероятно, что в данном случае (как заметил Дмитрий) могут идти реакции, но не с участием водорода. Понять это сложно, потому что не указывается масса карлика (статьи нет пока).

Ну и наконец, в-третьих и в главных, я не использовала в тексте термин «звезда». Я писала «недозвезда», дабы подчеркнуть, что речь всё же о коричневом карлике (в пресс-релизе NASA их зовут «неудавшимися звёздами»). Конечно, это условное название не имеет никакого отношения к официальной терминологии.

• Юлия Рудый  26 августа, 13:57
    А вообще спасибо Михаилу, довольно познавательное у нас обсуждение вышло :)
  • Константин Когут  27 августа, 05:00
    Во первых не черные карлики а коричневые . Во вторых ето не моя терминология а терминология ученых астрофизиков а оспаривать их мнение можно только тем людям которые занимаются научной деятельностью. Я привел вам очень условную терминологию потомучто расписывать все о планетах и коричневых карликах очень долго и можно прочитать в книжке более подробно .Планеты умеют только отражать а светимости как таковой у них нету поетому и говарят что они не излучают .И насчет того что черные дыры не излучают вы тоже не правы есть такое определение как излучение Хокинга .
  • Виталий Моисеев  25 августа, 14:29
    главное, чтоб к нам такая недозвезда в гости не пожаловала...
  • Юрий Румянцев  25 августа, 15:37
    а из чего состоят такие объекты? из водорода и гелия если, то при каком давлении? меня смущает, что при такой низкой температуре давление и значит и плотность будет очень маленьким..
  • Алексей Алдошин  25 августа, 16:56
    Такая низкая температура только на поверхности, не внутри.
  • Александр Косов  25 августа, 17:26
    а внутри какая?
  • Дмитрий Степанов  25 августа, 17:58
    осмелюсь предположить, что температура около 1000000 градусов и давление так же миллион, а хим состав между солнцем и юпитером.
  • Валерий Нестеров  25 августа, 22:14
    И всё же, какова вероятность зарождения жизни в такой звезде?
    Помниться разрабатывались проекты по заселению верхних слоёв Венеры одноклеточными водорослями.
  • Юлия Рудый  26 августа, 13:59
    Боюсь, вероятность оценить невозможно. Если бы хоть где-то ещё нашли жизнь... но сейчас слишком мало данных.
  • Дмитрий Степанов  26 августа, 17:26