Обнаружено влияние микробов в кишках на работу мозга

Один из авторов открытия — профессор Джон Крайен (John Cryan) из университетского колледжа Корка (University College Cork).

Биологи открыли, что бактериальное содержимое кишечника в некоторой степени воздействует на эмоции и поведение животных, а значит, вероятно, и человека.

Принимаемые перорально бактерии-пробиотики способны корретировать химию головного мозга и таким путём снижать тревожность, подавлять депрессию. К такому выводу пришли учёные из Ирландии и Канады после опытов на мышах.

Исследователи скармливали одной группе грызунов бактерии Lactobacillus rhamnosus (встречающиеся в кишечнике, а также в различных йогуртах). Контрольной группе давали чистый бульон.

Через некоторое время мышки с бактериальной подпиткой показали гораздо меньше признаков поведения, ассоциируемого с тревогой и депрессией (например, нежелание залезать в узкие проходы, кажущиеся зверькам опасными). Также подопытные мыши продемонстрировали заметно меньший уровень гормона стресса кортикостерона.

Дальнейшее расследование показало, что у «микробных» мышек добавка L. rhamnosus повлияла на работу ГАМК-рецептров в зонах мозга, связанных с тревогой и депрессией. Так впервые было продемонстрировано, что пробиотики оказывают непосредственное влияние на химию мозга в нормальных условиях.

Биологи доказали, что связующим звеном между микрофлорой кишечника и мозгом является блуждающий нерв. Для проверки этого положения команда разорвала данный нерв у другой группы животных. Их поведение, а также уровень гормона стресса вернулись к обычному (контрольному) уровню, несмотря на бактериальный корм, рассказывает MedicalXpress.

Определённые пробиотические организмы могут быть полезным дополнением к лечению связанных со стрессом психических расстройств, полагают авторы эксперимента. Результаты исследования опубликованы в PNAS.

Канадец вставил себе видеокамеру вместо глаза

30 августа 2011

Российский исцеляющий нанобинт выходит на рынок

29 августа 2011

Впервые в чашке Петри выращен полноценно работающий сфинктер

18 августа 2011

Инженеры научились прятать электронику под татуировкой

15 августа 2011

Биологи раскрыли секрет миелинизации аксонов

11 августа 2011
  • Виктор Назаров  31 августа, 18:55
    Для меня — не новость. Фирма «Партнер», «Бифидок» слышали?..
    Без микрофлоры кишечника пища у человека ВООБЩЕ не усваивается.
    Но... Другой вопрос: кто спонсировал эту статью? :)))
    Lactobacillus rhamnosus...Лактобактерии у взрослых людей не сохраняются, поэтому большинство из нас плохо переваривают молоко. У детей они есть, в йогурты их добавляют...
    А мозг снабжается лучше любого органа...
    Выводы...
  • Леонид Попов  31 августа, 19:37
    Честно, не понял мешанину. Причём тут «бифидок» и мозг? Причём тут школьная истина про «пища не усваивается без микрофлоры»? Причём тут реклама? И причём тут снабжение мозга? По-вашему лактобактерии по кровотоку до мозга добираются и внедряются в него? И если для вас «это не новость» — почему бы вам было раньше своё открытие не опубликовать?
  • Леонид Попов  31 августа, 19:40
    Там ведь речь не о напрашивающейся цепочке — «мозг лучше питается» — «депрессии меньше» — а о том, что есть сигнальная система — через нерв — от микрофлоры кишечника к мозгу, которая управляет в мозге экспрессией генов, отвечающих за работу клеточных рецепторов ГАМК, в свою очередь, управляющих эмоциями и поведением.
  • Виктор Назаров  31 августа, 21:51
    Так нет же никакого открытия... :)))
    Чисто рекламная статья. Укажите , плиз, в статье места, где говориться о НОВОМ.
  • Александр Вихров  31 августа, 21:04
    Лактобактерии это не обязательно. Пробиотики разные есть.
  • Игорь Черток  31 августа, 21:40
    Опомнились! Этому открытию уже 122 года! :)

«Все-таки странно, насколько наш разум и чувства подчинены органам пищеварения. Нельзя ни работать, ни думать без разрешения желудка. Желудок определяет наши ощущения, наши настроения, наши страсти. После яичницы с беконом он велит: „Работай!“ После бифштекса и портера он говорит: „Спи!“ После чашки чая (две ложки чая на чашку, настаивать не больше трех минут) он приказывает мозгу: „А ну-ка воспрянь и покажи, на что ты способен. Будь красноречив, и глубок, и тонок; загляни проникновенным взором в тайны природы; простри свои белоснежные крыла — трепещущую мечту и богоравный дух — и воспари над суетным миром и направь свой полет сквозь сияющие россыпи звезд к вратам вечности“.

После горячих сдобных булочек он говорит: „Будь тупым и бездушным, как домашняя скотина, — безмозглым животным с равнодушными глазами, в которых нет ни искры фантазии, надежды, страха и любви“. А после изрядной порции бренди он приказывает: „Теперь дурачься, хихикай, пошатывайся, чтобы над тобой могли позабавиться твои ближние; выкидывай глупые шутки, бормочи заплетающимся языком бессвязный вздор и покажи, каким полоумным ничтожеством может стать человек, когда его ум и воля утоплены, как котята, в рюмке спиртного“.

Мы всего только жалкие рабы нашего желудка. Друзья мои, не поднимайтесь на борьбу за мораль и право! Заботьтесь неусыпно о своем желудке, наполняйте его старательно и обдуманно. И тогда без всяких усилий с вашей стороны в душе вашей воцарятся спокойствие и добродетель; и вы будете добрыми гражданами, любящими супругами, нежными родителями, — словом, достойными и богобоязненными людьми».

• Александр Блумер  1 сентября, 00:31
    И кто автор этих замечательных наблюдений?
  • Александр Блумер  1 сентября, 00:47
    Спасибо за цитату! Уже нашел (и вспомнил) — Джером К. Джером, «Трое в лодке, не считая собаки». Гениальная книга. ))))
  • Ваня Крейцер  1 сентября, 05:43
    В точку! =)
  • Антон Карманов  1 сентября, 11:44
    Про блуждающий нерв там, кажется, не было..)
    И про ГАМК тоже.
  • Антон Карманов  1 сентября, 11:34
    Оо, крутая новость!
  • Юлия Власенко  5 сентября, 01:38
    Все же у Д.К. Джерома больше акцент сделан на психологической зависимости от еды, базис которой — вкусовые ощущения.
    Но в данной статье речь о другом. Здоровое питание, которое позволит поддерживать микрофлору кишечника в нормальном состоянии, и тем самым подавлять тревожность например, не особо приносит удовлетворение от самого процесса еды.
    Т.е. то, что описано в статье, на самом деле мало связано с цитатой из книги.
    Но на самом деле интересно мне другое — уже давно известно, что гастроэнтерологические проблемы напрямую связаны со стрессами и нервными перегрузками.
    И чем больше стресс, тем больше обостряется недуг.
    Обратная связь? Мы например, постоянно нервничаем в силу каких либо обстоятельств/причин, плохо питаемся (как известно во время стресса аппетит отсутствует, о здоровом сбалансированном питании и говорить не стоит), зарабатываем например гастродуоденит — а пробиотики, восстанавливая микрофлору еще и вероятно снимают стресс.
    Интересная цепочка вырисовывается.