Учёные собрали стволовые клетки исчезающих видов

Несмотря на кажущуюся свирепость, дрилы (Mandrillus leucophaeus — на снимке) пугливы и от человека уходят в густые тропические леса. Вырубка деревьев привела к тому, что вид теперь считается самым немногочисленным из всех приматов Африки (фото с сайта dayrecipe.com).

Экологи, генетики и биологи объединились в одном проекте, чтобы повысить в будущем шансы на выживание исчезающих видов: учёные получили стволовые клетки белых носорогов и приматов дрилов.

Так как стволовые клетки животных потенциально можно превратить в любые другие клетки организма, впоследствии с развитием технологий появится возможность спасать животных от вымирания либо восстанавливать исчезнувшие виды.

В частности, из стволовых клеток можно будет получить сперму и яйцеклетки, а значит, с помощью самок близкородственных видов детёнышей из пробирки. Напомним, что искусственную сперму мышей таким образом впервые создали в 2003 году, а человека — в 2009-м. Из спермы также научились выращивать полноценное потомство.

В мире осталось всего семь (!) особей белых носорогов, да и те живут в неволе. Когда-то в дикой природе существовала семья из четырёх носорогов, но, судя по тому, что её никак не могут найти, их тоже уже больше нет (фото San Diego Zoo).

Новые эксперименты с клетками дрилов и носорогов, описанные в статье в журнале Nature Methods, вселяют надежду. Кстати, стволовые клетки были получены из клеток кожи животных при помощи перепрограммирования ретровирусами, рапортуют исследователи.

В дальнейшем учёные планируют внести в свои базы 10 других видов животных, а со временем может быть создан и вовсе целый «клеточный зоопарк».

Со стволовыми клетками приматов учёные экспериментируют давно и довольно-таки успешно. Но малоисследованные клетки носорогов «не подкачали» и показали способность к формированию нейронов (красный цвет) (фото Inbar Friedrich Ben-nun).

Первое время стволовые клетки могут быть использованы в медицинских целях. Например, если появится необходимость вылечить животное от дегенеративного заболевания. И только если количество выживших особей упадёт ниже критической отметки в 10 животных, придётся обращаться к своеобразной генетической базе данных.

Впрочем, самым простым, надёжным и дешёвым способом сохранения животных по-прежнему является охрана зон обитания исчезающих видов, подчёркивают биологи.

Биологи оценили общее количество видов на Земле