Астрофизики предсказали наличие в Галактике тысяч часовых бомб

Теоретическое исследование на тему «космических бомб замедленного действия» опубликовано в Astrophysical Journal Letters (иллюстрация David A. Aguilar/CfA).

С часовыми бомбами авторы новой работы сравнивают специфический тип белых карликов, уже подготовившихся ко взрыву как сверхновая, но отложивших этот момент на миллионы лет.

Учёные из из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics) полагают, что нашли ключ к решению загадки некоторых странных взрывов сверхновых типа Ia. Такой взрыв происходит, когда старая компактная звезда, белый карлик, — дестабилизируется.

Например, такой белый карлик может постепенно набирать массу, перетягивая газ от звезды-соседа. Сверхновая вспыхивает, когда масса объекта превышает предел Чандрасекара — 1,4 массы Солнца.

Но в таком случае вблизи места взрыва должно наблюдаться некоторое количество водорода и гелия, не успевшего попасть на белый карлик перед его взрывом. И конечно, вполне ожидаемо там должна располагаться вторая звезда — донор материала. А эти-то условия соблюдаются не всегда.

У учёных есть несколько вариантов объяснения страностей сверхновых. Но, как сообщают авторы исследования, загадки сверхновых Ia легко разрешимы, если принять во внимание вращение белого карлика.

В ходе поглощения массы извне он раскручивается всё сильнее и сильнее. И это вращение помогает ему удержаться от гравитационного коллапса и взрыва. Учёные высчитали, что при определённом темпе вращения белый карлик может, не взрываясь, пересечь предел Чандрасекара и продолжить набирать вес дальше.

После того как газ вокруг закончится, прекратятся аккреция и рост веса, а белый карлик начнёт постепенно замедляться. Это замедление до критической отметки может продолжаться миллионы лет, и даже миллиарды. За указанное время вторая звезда может тоже обратиться в белый карлик, а окружающий компаньонов газ рассеяться полностью. И лишь когда скорость вращения первого белого карлика упадёт до некоего порогового значения — последует взрыв.

Учёные предсказывают, что в нашей родной Галактике только в радиусе нескольких тысяч световых лет от Земли должны быть десятки таких «тикающих бомб», а всего их тысячи.

Пока в Млечном Пути не найдено ни одного «прекурсора» сверхновой, подпадающего под эту теорию, то есть белых карликов аномальной массы. Но зато в другой галактике в минувшем году был открыт как раз такой странный объект. Точнее, был зафиксирован взрыв типа Ia, в котором «бабахнула» звезда с аномальной массой в 2,1 Солнца.

Учёные обосновали выживание планет после взрыва сверхновых

9 августа 2011

Ярчайшие сверхновые объявлены новым типом взрывов звёзд

9 июня 2011

Найдена самая молодая чёрная дыра

17 ноября 2010

Реальную cверхновую впервые препарировали в 3D

5 августа 2010

Предсказано столкновение Солнца с облаком от сверхновой

27 мая 2010
  • Олег Апарцев  8 сентября, 09:56
    «В ходе поглощения массы извне он раскручивается всё сильнее и сильнее.»
    Кто-нибудь мог бы просвятить, за счет чего может происходить такое раскручивание?
  • Леонид Попов  8 сентября, 13:21
    Поглощаемая масса также обладает моментом импульса, то есть закручивается вокруг карлика по спирали, падая на него. А когда наконец падает — передаёт ему своё движение.
  • Леонид Попов  8 сентября, 13:22
    Ещё тут аналогия с вращающимся фигуристом, сначала раскинувшим, а потом притянувшим руки к туловищу. В данном случае в роли рук — потоки газа, перетягиваемые карликом со звезды-компаньона.
  • Олег Апарцев  8 сентября, 14:45
    То есть, это момент вращения передающийся от звезды-донора, через испускаемый газ, звезде-акцептору?
    Спасибо, понял.