Воздух вместо бензина: лёд тронулся?

Этот двигатель в октанах не нуждается.

После продолжительного затишья создатель первого автомобиля, работающего на сжатом воздухе, вновь обратил на себя внимание прессы. Но на этот раз господин Негрэ намерен довести дело до промышленного производства.

В декабре 2001 года мы уже рассказывали об этой весьма необычной концепции экологического автомобиля, не использующего в своей работе топлива как такового.

На момент публикации указанного материала, компания французского инженера Ги Негрэ (Guy Negre) загадочным образом легла на дно и не проявляла никаких признаков жизни.

У редакции «Мембраны» даже зародились смутные сомнения касательно будущего фирмы Motor Development International (MDI), занимавшейся разработкой чудо-автомобиля.

Тем не менее, все страхи оказались напрасными: мсье Негрэ снова всплыл на поверхность. Он по-прежнему полон оптимизма и вовсе не собирается отказываться от продолжения дела всей жизни.

После шести лет работы и четырёх опытных образцов он не только создал, наконец, вполне законченный автомобиль, который будет поставлен на конвейер, но и позаботился о соответствующей инфраструктуре.

Напомним вкратце принцип действия самобеглой коляски Негрэ.

Строение «воздушного» двигателя.

Вместо того чтобы сжигать в двигателе своего автомобиля углеводородное топливо или же возиться с громоздкими и неудобными аккумуляторами и топливными элементами для электрического двигателя, Ги Негрэ воспользовался своим богатым опытом в области изотермической динамики.

Что заставляет работать традиционный двигатель внутреннего сгорания? Топливо подаётся в камеру сгорания, сжимается, воспламеняется и полученная тепловая энергия преобразуется в механическую.

«А почему бы не проделать то же самое и со сжатым воздухом?», подумал, очевидно, мосье Негрэ и спроектировал схему, при которой в «камеру сгорания» вместо бензина или дизельного топлива поступает вполне обычный, но предварительно сжатый и охлаждённый до -100°C воздух.

Смешиваясь с относительно горячим «забортным» воздухом, он стремительно расширяется, «выстреливает» в рабочую камеру и толкает поршни, передавая усилие на коленвал.

При всей своей экзотичности, машина получилась юркой и выносливой: до 90 километров в час «рвёт» всего за семь секунд, а запаса топлива (хм) вполне хватит для того, чтобы в течение четырёх часов катать пассажиров со средней скоростью 50-60 км/ч. Очень неплохо для автомобиля, претендующего на статус такси.

Самое любопытное состоит в том, что отработанная смесь не просто выбрасывается в воздух, а предварительно пропускается через углеродные фильтры. То есть, автомобиль не просто не загрязняет атмосферу сам, но ещё и очищает её от выхлопов бензиновых собратьев, забирая грязный воздух для своих нужд и отдавая его уже очищенным от свинца и прочей гадости.

Притом, что автомобиль получился исключительно удачным и технологичным, дела MDI долгое время не ладились. Главной проблемой Негрэ было скептическое отношение крупных инвесторов, наученных горьким опытом ведущих автомобильных корпораций, чьи эксперименты с «чистыми» автомобилями закончились ничем.

Скрытое противодействие шло и со стороны «энергетического лобби», отнюдь не заинтересованного в снижении спроса на углеводородное топливо.

Вот такими они и будут, автомобильчики-то...

Разумеется, в такой ситуации не могло быть и речи о миллиардных вложениях в создание крупного производства, способного штамповать по десять тысяч автомобилей в сутки и теперь уже Негрэ пришлось прибегнуть к другой части своего таланта: коммерческой.

Судя по всему, француз решил взять на вооружение опыт другой малоизвестной в прошлом компании: McDonalds. Как известно, McDonalds не вкладывает ни цента в строительство бесчисленного множества забегаловок, так хорошо известных во всём мире.

Всё, начиная от оборудования для приготовления гамбургеров и заканчивая рекламными роликами, продаётся заинтересованным компаниям в обмен на обязательство свято соблюдать производственные и корпоративные стандарты McDonalds.

Взамен партнёры получают право на использование хорошо раскрученной торговой марки компании. Такая система называется «франчайзингом».

Примерно по такому пути и двинул в мир большого бизнеса Негрэ.

За десять миллионов долларов компании-партнёры получают типовой завод, построенный «под ключ», то есть, готовый к немедленному производству 2500-5000 автомобилей в год.

За меньшую сумму — всего сто тысяч долларов — заинтересованное лицо может приобрести заправочную станцию, способную обслуживать до десяти экомобилей в час.

По словам представителей MDI, на сегодняшний день в 12 стран мира (включая Южную Африку, Мексику, Испанию и Австралию) продано уже 32 лицензии, а ещё 28 заявок ожидают своего часа. То есть, если дела пойдут по намеченному плану, то в течение ближайшего времени мировое производство экомобилей составит около десяти тысяч единиц в месяц.

Экомобиль может оказаться идеальным такси.

Предполагается, что цена одной малютки составит от десяти до четырнадцати тысяч долларов. На первый взгляд — дороговато, но зато владельцам, по всей видимости, не придётся выплачивать отнюдь не маленькие «экологические» сборы.

Тем более, что в некоторых европейских городах, богатых историческими памятниками, экологически чистый автомобиль вообще может оказаться единственным видом транспорта, который сможет беспрепятственно разъезжать вокруг шедевров средневековой архитектуры.

Кстати, франчайзинг уже прижился в России, так что будьте готовы к тому, что в один прекрасный день появится «воздухомобиль», на приборной панели которого будет красоваться гордая надпись: Made in Russia.



Segway выходит в открытое море

18 сентября 2002

Поводом для изобретения велосипеда стало повреждение позвоночника

5 сентября 2002

Городской транспорт будущего: для Tango нужны лишь двое

4 сентября 2002

Пешеходы не сдаются: Segway на тротуары? Только через наши трупы!

4 сентября 2002

Ford больше не будет делать электромобили

30 августа 2002