Учёные застали звезду за сжиганием планеты рентгеном

Планета COROT-2b открыта три года назад по транзиту. Это позволило посчитать её диаметр (почти в полтора раза больше Юпитера). «Раздутие», вероятно, вызвано сильным нагревом и мощным рентгеновским потоком, срывающим с планеты огромные массы газа (иллюстрация CXC/ M. Weiss).

Астрономы выяснили, что газовый гигант COROT-2b получает рентгеновский поток в 100 000 раз более интенсивный, чем достаётся Земле от Солнца. Это излучение испаряет планету с приличной скоростью.

Рентгеновский телескоп Chandra позволил астрономам пронаблюдать за настоящей драмой. Жертва — планета COROT-2b, весящая как 3,3 Юпитера. Она кружит около своего солнца на расстоянии примерно 4 миллиона километров (в десять раз ближе, чем подходит к Солнцу Меркурий в перигелии).

Её родная звезда COROT-2 — жёлтый карлик, очень близкий по весу и диаметру к Солнцу. Расстояние до этой звезды составляет 880 световых лет, расположена она в созвездии Орла, и её можно увидеть в любительский телескоп среднего размера.

Комбинированный снимок в оптическом, инфракрасном и рентгеновском диапазонах показывает звезду COROT-2 (в центре кадра), окружённую фиолетовым ореолом, отмечающим очень сильное рентгеновское излучение. Планета на этом снимке не видна (фото NASA/NSF/IPAC-Caltech/UMass/2MASS, PROMPT, DSS, CXC/Univ. of Hamburg/S.Schröter et al.).

Звезда, ставшая героиней исследования, была бы едва ли не копией нашего родного светила, если бы не ряд отличий. Системе COROT-2 всего 100-300 миллионов лет. Но даже для столь молодой звезды COROT-2 необычайно активна: на её поверхности бушуют мощные турбулентные магнитные поля, а сама звезда выдаёт сильный рентгеновский поток, обрушивающийся на близкую планету.

Ситуация напоминает участь планеты WASP-12b, которую столь же близкое солнце не только сжигает, но и очень быстро поедает. Но COROT-2b в сравнении с WASP-12b — в два с лишним раза массивнее, а темп её уничтожения на несколько порядков меньший.

Потому исчезнуть полностью за время жизни звезды этот газовый гигант едва ли успеет, но похудеет изрядно. «С поверхности планеты испаряется около пяти миллионов тонн вещества в секунду», — рассказывает NASA о новом открытии.

Астрономы полагают, что такое бурное поведение COROT-2 вызвано как раз близким расположением крупной планеты. Именно она своей гравитацией способствует ускоренному вращению слоёв звезды, что вызывает к жизни сильные поля и губительное рентгеновское излучение. Если бы не COROT-2b, данная звезда ещё несколько миллионов лет назад успокоилась бы и ныне куда больше напоминала Солнце.

Косвенно в пользу такой гипотезы говорит наблюдение за звездой-компаньоном (астрономы считают, что COROT-2 входит в состав двойной системы). Она расположена на расстоянии 1000 а.е. от сестры. Эта вторая звезда в рентгене практически не видна. Возможно, как раз потому, что у неё нет столь близкой планеты, предполагают авторы исследования, результаты которого опубликованы в журнале Astronomy and Astrophysics.

Астрономы открыли более 50 новых экзопланет

13 сентября 2011

В окрестностях Земли найдена зарождающаяся звезда

8 сентября 2011

Найдена планета с претензией на обитаемость

31 августа 2011

В Млечном Пути обнаружена планета-алмаз

26 августа 2011

Самая чёрная планета поставила астрономов в тупик

12 августа 2011
  • Вадим Банит  14 сентября, 13:33
    Рисунок красивый. Жаль, маленький.
  • Леонид Попов  14 сентября, 15:00
    Покажите российский информационный ресурс, где он больше :)

(А вообще по ссылке в сообщении NASA можно найти этот рисунок в большем разрешении.)

• Вадим Банит  14 сентября, 16:24
    Нашёл.
  • Михаил Лампик  14 сентября, 16:06
    да, блин, ))) 5 миллионов тонн в секунду
    в голове не укладывается )
  • Артём Разинов  15 сентября, 03:54
    По ссылке в статье можно попасть на статью про WASP-12b. Темп поедания там указан 10^-7 масс Юпитера в год. Посчитал, получилось 6 миллиардов тонн в секунду.
    Кстати, хороший калькулятор у гугла: www.google.ru/search?q=масса+юпитера+*+10^-7+%2F+1+год+в+тоннах%2Fс
  • Ваня Крейцер  14 сентября, 17:34
    Звездомешалка.
  • Интересно, такая интенсивность излучения и снижение массы отталкивают планету от звезды?
  • Александр Буховецкий  23 сентября, 15:03
    Если планета вызывает такие возмущения у своей звезды, то звезда должна своей гравитацией просто разрывать планету.
    cometasite.ru
  • Антон Куперблюм  23 сентября, 15:17
    Луна вызывает возмущение у Земли — приливы и еще кое-что, тока что-то не похоже что-бы Земля разрывала Луну
  • Александр Буховецкий  23 сентября, 23:36
    Но вы не сравнивайте соотношение масс. Звезда во много раз массивнее планет.
    cometasite.ru