Американо-европейская ракета получила помощь NASA

Экспериментальную ракету Ares I-X, запущенную в небо в 2009 году, можно смело считать прообразом нового носителя. Концептуально и даже обликом они схожи, а первые ступени у них идентичны (фото NASA/Sandra Joseph and Kevin O’Connell).

Любопытный проект ракеты тяжёлого класса сделал шаг вперёд, заручившись поддержкой космического агентства США. Новый носитель предназначен как для пилотируемых, так и для беспилотных миссий.

13 сентября NASA подписало соглашение с компанией ATK, предусматривающее помощь агентства в разработке перспективной ракеты-носителя «Свобода» (Liberty).

Об этом носителе, призванном выводить на низкую околоземную орбиту 20 тонн полезной нагрузки, мы рассказывали. Напомним лишь главное: в качестве первой ступени Liberty выступает серьёзно модернизированный и усиленный твердотопливный ускоритель от шаттла, а вторая — это бывшая первая ступень европейской ракеты Ariane 5, тоже модифицированная.

Соглашение не предусматривает никакого финансирования со стороны NASA, средства на развитие проекта его авторам (ATK и Astrium) придётся искать самим. Но агентство предоставит партнёрам техническую поддержку и проконсультирует по множеству вопросов, включая анализ прочности, тепловых и вибрационных нагрузок, сообщает BBC News.

Партнёры по проекту не создают никакого корабля для Liberty, а рассчитывают на внимание NASA и целой когорты частных компаний, занятых перспективными пилотируемыми проектами. Благо технически носитель Liberty способен поднять практически все пилотируемые космические машины, что проектируются в настоящее время. Увы, пока никто не выразил желание отправить свой корабль в космос именно на борту «Свободы». Также ATK и Astrium мечтают отвоевать с новым носителем кусочек пирога запусков спутников.

Одним из самых привлекательных моментов всего проекта является высокий темп работ. Ракета Liberty основана на уже существующих узлах и агрегатах, требующих только некоторой модификации и подгонки друг к другу. Партнёры по программе намерены провести первый тестовый старт «Свободы» в 2014 году, а в 2015-м должен состояться её первый пилотируемый пуск. Но что за корабль окажется на верхушке американо-европейского гибрида — никто сказать не может.

NASA запустило в космос измерители лунной гравитации