Физики придумали магнитную шапку-невидимку

Здесь показаны два противоположно направленных магнита (силовые линии отмечены синим цветом). Один из них спрятан в многослойную оболочку (жёлтый цвет), благодаря которой для первого магнита его фактически не существует (иллюстрация J. Prat-Camps; A. Sanchez, C. Navau, D.-X. Chen/UAB).

Британцы придумали, а испанцы описали прототип устройства, которое защищает объекты от внешнего магнитного поля, при этом не нарушая картину его силовых линий. Благодаря этому спрятанный объект обнаружить невозможно.

Ранее мы видели разработки, которые скрывали объекты от света и звука. Учёные также получили возможность прятать события в пространстве и времени. Нынешнее изобретение (пока не реализованное) – логическое продолжение линейки устройств.

Впервые, ещё в 2007 году, теорию создания «антимагнита» предложила группа теоретиков под руководством Джона Пендрая (John Pendry) из Имперского колледжа Лондона. Довести её до ума удалось Альваро Санчесу (Álvaro Sánchez) и его коллегам из Автономного университета Барселоны (UAB).

Отметим, что защитить объект от воздействия внешнего статичного магнитного поля не слишком сложно. Для этого достаточно создать сверхпроводящую оболочку, в которой при очень низкой температуре токи могут циркулировать без сопротивления. Когда такая оболочка окружает магнит, в ней наводятся токи, которые «обнуляют» первичное внешнее поле. В результате в картине силовых линий магнитного поля образуется «дырка».

Другое дело – сделать защищаемый объект «невидимым» для внешнего магнитного поля, то есть не нарушить его силовые линии. Для этого необходимо создать такой материал, который бы противодействовал «дырке». Он с одной стороны должен создавать её, но с другой это никак не должно отражаться на силовых линиях. Однако такого противоречащего самому себе материала не существует.

Группа Санчеса придумала своеобразную матрёшку из чередующихся слоёв: сверхпроводящих и несверхпроводящих с различной магнитной проницаемостью. Силовые линии в такой конструкции преломляются на границах оболочек и выходят из ловушки не изменёнными.

Оболочка необязательно должна содержать что-то или представлять собой замкнутый контур (в данном случае цилиндр). В зависимости от количества слоёв спрятать объект можно и за дырявой «стеной», хотя это и скажется на невидимости (иллюстрация J. Prat-Camps; A. Sanchez, C. Navau, D.-X. Chen/UAB).

Такая шапка-невидимка может противостоять магнитному полю любой формы и почти любой силы (сверхпроводимость разрушается при превышении определённых значений).

Испанские учёные провели компьютерное моделирование и выяснили, что «антимагнит» будет работать уже с четырьмя такими слоями, но почти идеального результата можно добиться лишь с десятью слоями, окружающими небольшой магнит.

Что касается применения такого устройства, то испанцы видят его прежде всего в медицине. Например, при проведение МРТ некоторым пациентам необходимо скрывать от внешнего магнитного поля чувствительные электронные имплантаты, так как они могут сломаться и искажают получаемые изображения.

Кроме того, новинка может быть интересна военным (некоторые мины реагируют на магнитные поля) и службам, обеспечивающим правопорядок и безопасность.

Профессор Санчес надеется, что описанный им и его коллегами принцип другие физики вскоре воплотят в жизнь. А Фёдор Гёмёри (Fedor Gömöry) из Словацкой академии наук (Slovenská akadémie vied) заявляет, что он и его группа уже обладают необходимым оборудованием и планируют создать антимагнит в течение ближайших месяцев.

Физики заподозрили нейтрино в преодолении скорости света

23 сентября 2011

Физики обосновали спасение килограмма эффектом Холла

19 сентября 2011

Европейцы испытали плащ невидимости для танка

6 сентября 2011

Новое зеркало нарушило закон отражения лучей

2 сентября 2011

Физики предсказали нейтроны в форме куба

17 августа 2011
  • Имя Фамилия  26 сентября, 19:08
    Эсминец Элридж, Тесла, НЛО, мировой заговор, конец света... Господа альтернативщики, налетай! ;-D
  • Геннадий Бражник  26 сентября, 19:24
    Профессор Санчес постарался создать проблему для служба безопасности аэропортов. Теперь вместо рамки поставят рентгеновские аппараты, и введут дозиметрический паспорт на каждого пассажира. Перспектива не радует А если и метро «обезопасят»?....?
  • Максим Селиванов  26 сентября, 19:27
    Геннадий, рентгеновские аппараты уже стоят, и ими пользуются для «неспокойных» направлений.
  • Геннадий Бражник  26 сентября, 19:38
    Максим, тогда их придется еще поставить и на каждой кассе в супермаркете
  • Максим Селиванов  26 сентября, 19:59
    Зачем?
  • Геннадий Бражник  26 сентября, 20:12
    Чтобы вести строгий учет на выходе по магнитному шрих-коду, проставленному на буклете профессора Санчеса.
  • Максим Селиванов  26 сентября, 19:29
    Ну чтож, осталось придумать гравитационную шапку невидимку, и с вязанием шапок можно завязывать )).
  • Геннадий Бражник  26 сентября, 19:49
    На каждого программиста есть свой хакер — это техногенная эволюция, так что «завязать» с шапками не получиться )). Сезон в разгаре
  • Геннадий Бражник  26 сентября, 20:24
    Интересно узнать, а можно ли из такой шапки-невидимки, например, позвонить по сотовому? Какие есть мнения?
  • Александр Гадяев  27 сентября, 00:58
    Геннадий Бражник

По моему нельзя. Раз уж я внутри и меня никто не видит, то и я не смогу увидеть, что вокруг творится.

Палка о двух концах.

Настоящая бутылка для джинна.

• Сергей Асташкин  27 сентября, 07:52
    -- Да ,..кажется, я про это здесь неделю назад писал.. Только опять всё немного не так.
  • Валерий Травин  27 сентября, 12:31
    А что если оттуда еще и воздух откачать? как там, с абсолютной пустотой
  • Андрей Яковлев  27 сентября, 13:09
    не совсем понятно, как это может быть использовано службами «обеспечивающим правопорядок и безопасность».
  • Роман Сурков  27 сентября, 17:45
    А что будет со светом, если его пропускать через сей прибор? Это ж электромагнитная волна. Получится фильтр. Внутри цилиндра мы будем получать только электрическую составляющую, так?
  • Илья Цыгвинцев  27 сентября, 22:09
    Не факт. Магнитные и диэлектрические проницаемости сильно зависят от частоты. Насколько я понял из текста новости, устройство предназначено для сокрытия предмета от постоянного магнитного поля.

Есть аналогичные устройства и для света.

Что касается «только электрической составляющей» — это вряд ли. Она же генерируется переменным магнитным полем в эл/м волне.

• Александр Гадяев  28 сентября, 00:36
    Поскольку слоев несколько, гипотетически возможно подобрать такое их сочетание, что получится широкополосный фильтр. Вряд ли удастся перекрыть абсолютно все диапазоны, но...
    Кстати в статье пишут про любую форму, значит речь идет и о переменных полях.
  • Илья Цыгвинцев  28 сентября, 18:02
    Цитата из работы: «in the dc case (electromagnetic waves in the limit of zero frequency), for which the electrical and magnetic effects decouple».

Т.е. поле статическое, и его можно рассматривать отдельно от электрического.

Там же, определение «антимагнита»: «The magnetic field created by any magnetic element inside the inner region — e.g. a permanent magnet — should not leak outside the region enclosed by the shell.»

Магнит постоянный.

• Александр Гадяев  29 сентября, 02:36
    Ну даже если и так, все же можно в такой «шапке», из которой торчат только пластиковые манипуляторы робота, подкрасться к заминированному автомобилю и попытатся его разминировать или уничтожить струей воды.
  • Алексей Номеров  14 октября, 21:42