Учёные оценили птичий опыт в строительстве гнёзд

Самцы чернолобых ткачей строят до 25 гнёзд в год, стараясь привлечь больше самок (фото Rachel Walsh).

Биологи из Великобритании в полевом эксперименте подтвердили идею о том, что строительство гнёзд является у птиц не только врождённой способностью, а представляет собой результат индивидуального опыта и обучения той или иной птахи.

Патрик Уолш (Patrick Walsh) из Эдинбургского университета (University of Edinburgh), а также его коллеги из университетов Глазго и Сент-Эндрю изучали, как строят гнёзда самцы чернолобых ткачей в Ботсване. Эти птицы создают одни из самых сложных гнёзд и вьют их по несколько штук за сезон, что позволило биологам проследить за изменениями в «дизайне» домиков у отдельных особей.

По информации BBC News, записанный в Африке видеоматериал послужил основой для вывода: в строительстве гнезда чётко прослеживается важность опыта и мастерства, что противоречит классической точке зрения о превалирующей роли инстинкта.

«Если птицы строят свои гнёзда в соответствии с генетическим шаблоном, должно ожидать, что все птахи данного вида создают обиталища каждый раз одинаково. Но перед нами не тот случай», — говорит Патрик.

Авторы исследования обнаружили, что ткачи закручивали травинки то слева направо, то справа налево. Также выяснилось, что детали строения гнезда различаются не только от птицы к птице, — даже один конкретный ткач возводит гнездо каждый раз с отличиями от предыдущего.

Ещё британцы отметили, что чем опытнее была птаха, тем реже она роняла травинки в процессе работы. Наконец и время, затрачиваемое на различные этапы возведения гнезда, с ростом опыта конкретной птицы уменьшалось.

Учёные считают, что только прошлись по верхам и необходимо провести больше исследований для раскрытия роли познавательных способностей птиц в навыках строительства гнёзд. А о нынешней работе Уолша и его коллег повествуют пресс-релизы университетов Эдинбурга и Сент-Эндрю, а также статья в журнале Behavioural Processes.

Биологи восстановили доисторический антибиотик

26 сентября 2011

Вороны показали новое умение — использование зеркала

20 сентября 2011

Биологи открыли у воронов умение ждать

16 сентября 2011

Нильских крокодилов поделили на два вида

15 сентября 2011

Биологи подсмотрели за бактериальным осаждением урана

6 сентября 2011
  • Александр Вихров  26 сентября, 19:59
    Как я понимаю, передается опыт, то есть знание. Исследование, к сожалению, слишком узкое, не комплексное. Интересно было бы знать, строили бы птички гнезда и как, если их изолировать от родителей птенцами.
  • Алексей Заикин  26 сентября, 21:38
    По-моему, тут речь идет о приобретении личного опыта, а не его передаче.
  • Виктор Турушев  26 сентября, 23:12
    А ещё и о разуме и творчестве.
  • Ильшат Тагиев  28 сентября, 12:02
    Интересно, направление закрученности гнезда от чего зависит.
  • Александр Валанчус  29 ноября, 14:35
    Интересно было бы сделать такой опыт — дать обычному человеку пинцет и попросить его с помощью пинцета построить вот такое гнездо так же пользуясь исключительно подножным материалом. Подозреваю, если это не будет любительница вязания — то дело окажется довольно сложным.
    Вот ещё интересный момент — ткачикам, видимо, при строительстве гнезда приходится решать множество задач (попробуйте для начала с помощью пинцета каким-либо способом закрепить травинку на веточке) — неужели там нет компонента применения логики, а только инстинкт? Интересно было бы знать, насколько сложные задачи они решают в строительстве гнезда. Это можно было бы проследить покадровым наблюдением за строительством.
    Очень интересный материал.
  • Алекс Шталь  29 ноября, 14:43
    Инстинкт – мощная штука! Во время голода человек находит только съедобные грибы и растения. Даже горожанин, заблудившись зимой в лесу, идёт на болото, раскапывает снег, и есть замёрзшую клюкву и бруснику.
    И только тот, кто, подчиняясь здравому смыслу и страху перед отравлением, сопротивляется, и не сдаётся инстинкту, в конце концов, умирает от голода или начинает есть всё без разбору… Что, конечно же, плохо кончается.