Отсняты детальные тепловые портреты Урана и Нептуна

Яркие полосы на Нептуне — высотные облака, отражающие много света (фото Mike Brown/Caltech).

Новые снимки двух крупных планет демонстрируют, насколько отличны они в ИК-области от того облика, что мы привыкли видеть на традиционных кадрах.

Астроном Майкл Браун (Mike Brown) из Калифорнийского технологического университета при помощи адаптивной оптики телескопа обсерватории Кека (W. M. Keck Observatory) получил несколько ярких и подробных снимков двух газовых гигантов и их лун в инфракрасном диапазоне.

Напомним, Браун больше всего известен по открытию карликовой планеты Эриды и ряду исследовательских работ по объектам пояса Койпера. А поскольку некоторые спутники планет-гигантов по строению и составу родственны самым удалённым телам в Солнечной системе, Брауна в новой серии кадров интересовали именно луны.

Например — Тритон (крупнейший спутник Нептуна). Существует гипотеза, что он сам некогда был объектом пояса Койпера.

Майкл и его коллеги выполнили съёмку этого спутника, чтобы попробовать создать сырую карту состава его поверхности, передаёт Space.com. Это могло бы помочь уточнить или опровергунть гипотезу с гравитационным захватом данного тела. «Но Нептун был слишком захватывающий, чтобы не остановиться и не сфотографировать его, пока вы рядом», — признаётся Браун.

Нептун и Тритон (справа внизу). Штормы, которые бушуют на Нептуне и формируют яркие (в ИК-диапазоне) полосы облаков, несильно уступают аналогичным зрелищам на Сатурне и Юпитере. А ведь для невооружённого глаза Нептун представляется равномерно синим с немногочисленными деталями, чуть более тёмного оттенка (фото Mike Brown/Caltech).

По тому же принципу в кадр попал и Уран, хотя и здесь основной целью американских астрономов были спутники.

В видимом диапазоне голубовато-зелёный Уран показывает деталей ещё меньше, чем Нептун. А вот в инфракрасном свете ярко проявились его высотные облака. Любопытно, но в отличие от Нептуна они не создают широких лент.

Уран и его луны в инфракрасном диапазоне. Яркое пятно слева вверху — Миранда, слабое пятнышко правее и выше Урана — Пак. На диске газового гиганта видны две мощные облачные системы на данной частоте сверкающие едва не ярче всех спутников (фото Mike Brown/Caltech).

Кроме того, в выбранном для изучения диапазоне длин волн сам Уран довольно тусклый, а вот его кольца проявились очень хорошо.

Открыт четвёртый спутник Плутона

21 июля 2011

Учёные открыли на Ио океан магмы

13 мая 2011

Учёные добавили аргументов в пользу жизни на Титане

16 декабря 2010

Учёные объяснили аномалию на спутнике Сатурна

16 декабря 2010

Луны Сатурна пойманы за игрой в космический пейнтбол

15 октября 2010
  • Моше Кривицкий  27 сентября, 18:36
    А яркие полосы насколько теплее?Или как сказал бы Вицин из операции *ы*: сколько градусов ниже нуля?
  • Александр Митькин  27 сентября, 19:44
    моя версияя по поводу фокусировки солнечного тепла пока не срабатывает.
    Хотя, если фотографировал аппарат, то с какой стороны от Солнца?
  • Леонид Попов  27 сентября, 19:56
    А если подумать? Съёмка велась с Земли (обсерватория Кека указана), Расстояние от Солнца до Нептуна — 30 а.е. Где солнце? Естественно, практически за спиной у «фотоаппарата» или совсем рядом с ним. То есть мы видим освещённое полушарие Нептуна, а не полумесяц, например.
  • Евгений Ишутинов  27 сентября, 23:19
    На снимке Нептуна можно разглядеть лицо человека с бородкой в профиль и с короной на голове. Может это портрет самого Нептуна? Ниже его изображения можно увидеть что-то похожее на трезубец.
  • Дмитрий Простов  29 сентября, 10:04
    Пойду тоже чего-нибудь покурю )
  • Илья Лягин  28 сентября, 12:24
    Не может ли это (яркое свечение в ИК-спектре) быть результатом рэлеевского светорассеяния? У Тритона, например, известно явление криовулканизма, а потому частицы микронного (примерно) размера вполне могут фонтанировать вверх, давая более яркий засвет по сравнению с Нептуном. Да и, судя по фоткам Нептуна, примерно в области засвета находятся более тёмные полосы (у Урана такого нет).