Стартовала первая китайская космическая станция

Первая космическая станция Поднебесной должна проработать на орбите два года (фото Xinhua/Wang Jianmin).

Новая орбитальная лаборатория предназначена в первую очередь для отработки ключевых технологий, необходимых для создания долговременной многомодульной станции.

Аппарат «Тяньгун-1» (Tiangong-1, то есть «Небесный дворец-1») отправился на орбиту в 17:16 по московскому времени 29 сентября 2011 года. Эта станция должна послужить не столько для научных экспериментов, сколько для проверки техники: систем стыковки, жизнеобеспечения, энергетики, связи и так далее.

Китайская космическая лаборатория насчитывает в длину 10,5 метра, а максимальный её диаметр составляет 3,35 м. Вес её равен 8,5 тонны (фотографии CMSE и c сайтов china-defense-mashup.com, chinanews.com).

"Тяньгун-1" состоит из двух цилиндрических отсеков. Больший называется экспериментальным. Здесь находятся места для научного оборудования, а также спортивные тренажёры, спальные места для трёх обитателей станции и прочие бытовые системы.

Эффективный используемый объём этой части станции составляет около 15 кубометров. Интересно, что нижняя и верхняя стороны жилого отсека окрашены изнутри в два тона, подражающих земле и небу. Так, мол, китайским космонавтам будет легче ориентироваться в условиях невесомости и вообще – они будут чувствовать себя комфортнее.

С открытого торца экспериментального отсека, заканчивающегося конической секцией, стоит стыковочный узел для приёма кораблей серии «Шеньчжоу».

На орбиту станцию подняла ракета-носитель "Великий поход 2-F T1". Первоначально намеченный на 2010 год старт не раз переносили по техническим причинам. Это была неготовность станции, а кроме того, план скорректировали из-за неудачного запуска ракеты из серии «Великий поход» в августе 2011 года. Носитель, предназначенный для вывода в космос «Небесного дворца», решили дополнительно проверить (фото CMSE).

Меньший отсек «Тяньгуна» – сервисный (китайцы также именуют его «ресурсным»). Основную его начинку составляют система электропитания станции, аппаратура связи и авионика.

Департамент пилотируемой космической программы Китая (China Manned Space Engineering) разработал целую программу строительства нескольких орбитальных станций.

В жизни первенца программы — «Тяньгун-1» — должно состояться три важных события. Это визит беспилотного корабля Shenzhou 8 с первой для Китая стыковкой на орбите в ноябре 2011 года. А ещё — две экспедиции посещения по два или три тайконавта в каждой (Shenzhou 9 и Shenzhou 10) в 2012 году.

По окончании срока службы станцию контролируемо сведут с орбиты (иллюстрации CMSE).

В соответствии с планом нынешнего полёта после выхода в космос аппарат «Тяньгун-1» должен выполнить два манёвра для формирования окончательной рабочей орбиты. Она будет круговая с высотой в 350 километров.

Однако незадолго до запуска «Шеньчжоу-8» станция понизит высоту своего полёта до 343 км. В течение двух дней после старта беспилотного корабля он должен пристыковаться к орбитальному дому.

Далее последуют 12 дней совместного полёта, после которого кораблю дадут команду на расстыковку и повторную стыковку для дополнительной проверки автоматики.

Китайская космическая программа развивается сравнительно быстро. От первого запуска человека на орбиту в 2003 году к первому луннику в 2007-м и выходу в открытый космос в 2008-м. Новые спутники, теперь вот космическая лаборатория, а в перспективе – постоянный форпост на орбите (иллюстрация CMSE).

Китай повторяет путь, некогда пройденный СССР. Первые «Небесные дворцы» можно с натяжкой уподобить "Салютам", а многомодульную станцию (на рисунке) – "Миру". Её китайцы намерены построить к 2020 году. Но говорить о слепом копировании советских технологий было бы ошибочно.

На переднем плане мы видим грузовой корабль, далее идёт основной модуль, справа и слева от которого расположены дополнительные лабораторные модули, а на заднем плане – пилотируемый корабль (иллюстрация с сайта chinanews.com).

Только затем «Шеньчжоу-8» отстыкуют окончательно, и в течение суток с этого момента он должен будет вернуться на Землю. Станция же вновь повысит свою орбиту и перейдёт в «режим ожидания».

Если все эти манёвры пройдут успешно, они откроют дорогу экспедициям посещения на «Тяньгун-1». Каждая сможет продолжаться до двух недель.

На Землю упадут два спутника

23 сентября 2011

Американцы представили проект мощнейшей ракеты в мире

15 сентября 2011

Американо-европейская ракета получила помощь NASA

14 сентября 2011

NASA запустило в космос измерители лунной гравитации

10 сентября 2011

Отсняты самые чёткие следы людей на Луне

7 сентября 2011
  • Константин Босенко  29 сентября, 18:22
    Срисовали и это, хотя я искренне рад за Китай. Больше народа в космосе, быстрее развитие технологий.
  • Леонид Попов  29 сентября, 18:33
    Это вы по Салюты, видимо? «Срисовали» — это очень примитивное представление. Да, делали с «оглядкй на», но если посмотреть внимательно, это не копирование. Там ни габаритные размеры, ни вес, ни детали компоновки не совпадют. Также как «Шеньчжоу» — не срисовка с «Союза», свой проект, хотя некоторое сходство есть несомненно.
  • Константин Босенко  29 сентября, 19:26
    Как будто кроме «Союза» у нас и срисовать нечего. Китайцы покупают и воруют технологии по всему миру. А так же переманивают специалистов. Не секрет, что часть инженерных кадров с Хруничева работают в Китае... Я думаю, что и многие чертежи уже давно там(даже не часть, а скорее всего все чертежи).
  • Леонид Попов  29 сентября, 19:35
    Все чертежи там, а станция по ним получилась другой. Чудеса, правда?
  • Александр Морозов.  29 сентября, 20:18
    После сборки забыли обработать напильником ;)
  • Константин Босенко  29 сентября, 21:04
    Вы мой пост дочитали? Там и чертежи и инженерные кадры, а масштабировать инженеры умеют. Тем более при детальном рассмотрении характеристик можно увидеть, что действительно значимых отличий как таковых нет.
  • Леонид Попов  29 сентября, 22:42
    Константин, представление, что, мол, китайцы только копировать и умеют, глубоко ошибочно. Да, общая идеология станции похожа на «Салют» — но что тут придумать можно свежего — бочка и есть бочка. Но сходство тут в основном внешнее. Говорить, что чертежи просто «промасштабировали» — несерьёзно, ей богу. Ну посмотрите на компоновку ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Salyut-4_diagram.gif, где двигатели коррекции орбиты расположены и баки, авионика, где и какие помещения для экипажа, где СБ...
    Другие пропорции и даже число «цилиндров», совсем другие стыковочные узлы... Тут не масштабирование — тут всё переделано, что на деле означает проектирование заново.
    Не, я не спорю, к нашему опыту присматривались и если уж переманивали спецов, значит учились у них. Ничего тут нет плохого, зачем повторять ошибки, которые кто-то уже совершил до тебя? Но считать, что они тупо по старым чертежам лепят... нет слов...
  • Илья Киселев  30 сентября, 13:38
    Леонид, я вот всё думаю... когда Вы устанете?
  • Steven Lerner  6 октября, 02:56
    Леонидб можно как-то связаться с вами вне этой переговорки?
    Есть кое-что, возможно интересное вам для статьи.
  • Василий Коровин  3 ноября, 10:58
    А вроде где-то писали, что мы им передали свои старые разработки, плюс они наняли нескольких наших космических инженеров, т.е. сходство всё-таки не просто так, но этого никто и не скрывает.
  • Ильшат Тагиев  29 сентября, 18:30
    Китайцы — молодцы!

Вот только не поглотили бы они нас...

• Иван Иванов  30 сентября, 17:10
    А чем грозит поглощение для рядового гражданина?
    Это что-то плохое?
  • Ильшат Тагиев  30 сентября, 18:12
    Иван Иванов,
    Трудно сказать, что хорошо, что плохо.

Всё зависит от того как всё проходит.
    Но мне представляется, что то, как это задумал Китай, нет ничего хорошего.

• Михаил Зиньков  3 октября, 11:44
    Не надо боятся мифического поглощения, когда идет реальное вымирание. Кого они поглотят? Пустую землю, так ей всеравно. А такими темпами, какими гнобит собственная власть свое население, до пустой земли не так далеко осталось ...
  • Сергей Скалба  29 сентября, 18:58
    Если не изменяет память, в 60-х Китай собрал свой первый грузовик. В 2010 сняли с производства, как устаревшую модель, мотоцикл EBR-125, тот самый, что на моей фотке. Теперь — космическая станция.
    Надеюсь, у них все получится.
  • Илья Лягин  29 сентября, 19:56
    Интересненько получается... На фотке (в левом нижнем углу):
    www.membrana.ru/storage/img/t/ti9.jpg
    диагональ составляет >2 человечков. Внимание вопрос: это фантазия художников, в тайконавты будут принимать только карликов, или оболочка будет из фольги, обклеенной мишурой и обмазанной глиной?..
    И да: кто-нибудь может мне объяснить функциональную необходимость жёлтых/оранжевых матрацов, стыдливо прикрывающих что-то на внешней обшивке (в два человеческих роста)? Или тайконавты будут спать снаружи повахтово: 2 спят, 1 бодрствует?..
  • Леонид Попов  29 сентября, 20:34
    Ну во-первых, это не фотка, а вольный рисунок, а он, конечно, приблизительный. Правда и диаметр станции в разных источниках называется разный. Я использовал сообщение китайского департамента пилотируемой программы, но может там была опечатка. Наверное позже появятся более точные данные.
    Оранжевые чехлы прикрывают от пыли солнечные батареи. Я думаю чехлы эти сняли непосредственно перед тем, как установленную на РН станцию закрывали обтекателем ракеты.
  • Василий Коровин  3 ноября, 11:02
    Яркие цвета (чтобы бросаться в глаза) у технологических заглушек и тентов, которые должны быть убраны непосредственно перед стартом. А если их снаружи не видно (или видно недостаточно), то к ним прицепят красный флажок на верёвочке. У нас тоже из ракеты поначалу много красной фигни торчит.
  • Анатолий Богусловский  29 сентября, 20:13
    желтые и оранжевые матрацы — это чехлы солнечных панелей, которые при разворачивании в космосе будут убраны.
  • Александр Стрелец  29 сентября, 20:52
    Китай и космические технологии...
    Ломает стереотипы
  • Макс Рудаш  29 сентября, 21:57
    Если тут есть господа слегка за 40, то наверняка помните, как в нашем детстве ходил анекдотец про то, что в Китае запущен первый искусственный спутник, в результате чего 10 000 000 китайцев получили грыжу. Мы понимающе подсмеивались, справедливо гордясь своими достижениями в космосе, и понимая что в Китае, с их культурной революцией и всеобщей голодухой, это невозможно в принципе. И вот посмотрите, прошло каких-то 40 лет, и китайцы запустили не только спутник, а и тэйканавта, а теперь и станцию. Особо контрастно это выглядит на фоне одним за другими неудачными пусками у нас. И посмеиваться над китайцами мы уже давно перестали... Спесь давно сбита, космос наш в затяжной стагнации.
  • Анатолий Богусловский  29 сентября, 22:12
    Вот увидите, через 10-15 лет, у них свой МКК появится!
  • Роман Чухров  29 сентября, 22:57
    А посмеиваться над китайцами просто не прилично, ибо в нищете ничего смешного нет... Тот «цветущий» китай, который вы видите — это от силы сто миллионов...
    А станция да — копия салюта, уж не знаю в каком масштабе, даже параболическая антенна на том же месте... Если это достижение, то — ура товарищи, китайцы уже догнали частную космонавтику других стран))...
  • Леонид Попов  29 сентября, 23:37
    Роман. БМВ — копия Мерседеса. Даже фары на том же самом месте. И двигатель спереди, и привод задний.
  • Роман Чухров  30 сентября, 00:43
    Ну вы сравните, скайлаб с салютом, а потом это китайское чудо, может будет меньше поводов для иронии..
    ИМХО. В наше время сделать то же что делали 40 лет назад в десятки раз проще, дешевле. Не вижу причин для восхищения... То что «они догонят» никто не сомневается. А вот что они будут делать, когда надо будет придумывать самим? Вот тогда и увидим...
  • Антон Куперблюм  30 сентября, 00:59
    Я уже достаточно давно — лет 10 — работаю с различным оборудованием сделанным в Китае для местного рынка.

Значительная часть выглядит явно сконструированной в Китае — есть у них свой неповторимый стиль. Много чего содрано конечно, но тем не менее есть свои весьма оригинальные и эффективные находки.

Надежность — высшая.

Поломки и глюки отсутствуют как класс. А если что и находится то устраняется в часы/дни.

Повторяю — это продукция для внутреннего рынка, а не некондиционное барахло которое идет на экспорт.

• Иван Касьянов  30 сентября, 08:16
    Если все так просто то почему бы вам самим такое же не построить? Хотябы макет да на земле, но со всеми действующими агрегатами и узлами на должном уровне. Сделаете? тогда честь вам и хвала, можете продолжать позорить китайцев, нет — тогда будьте любезны молчать в тряпочку.
  • Qwerty Ujikol  30 сентября, 10:28
    По поводу анекдота — читал совсем недавно, что в Китае беспрецедентный уровень смертности от переутомления — чуть ли не 600 тысяч в год, или около того. Это их расплата за китайское экономическое чудо. Там один ученый (китаец) образно сравнивает экономику страны с драконом, у которого начинает борохлить сердце.
  • Макс Рудаш  30 сентября, 10:56
    Лучше от переутомления, чем от алкоголизма (в России сопостовимая смертность от алкоголизма), уж поверьте. Это расплата за российское... уж не знаю какие слова подобрать.
  • Александр Морозов.  30 сентября, 11:24
    еслиб у нас умирало 600 тыщ в год от алкоголизма, то за 20 лет уже никого бы не осталось.
  • Qwerty Ujikol  30 сентября, 11:29
    Я думаю, китайцы нам сейчас очень сочувствуют... В свое время Китай превратился в полуколонию из-за охватившей страну опиумной наркомании, на которую ее подсадили англичане. Потребовалась череда кровавых войн и революций с миллионными жертвами, чтобы сегодня Китай процветал.
  • Илья Киселев  30 сентября, 13:43
    @Макс Рудаш

«Особо контрастно это выглядит на фоне одним за другими неудачными пусками у нас.»

А удачные пуски у нас считаются? Да и потом, 100% удачных пусков нет и быть не может ни у кого. Просто статистический максимум, который кому то конееееечно говорит о том, что гибнет Россия, гибнет!

• Иван Чертенков  30 сентября, 13:52
    Роман. Китай от меня находится в 800 метрах. Город Хей-хе, провинциальный такой городишко... и нищеты там не больше чем у нас. А если судьба закинет Вас на юг Китая то оценку «...сто миллионов...» пересмотрите в сторонй увеличения в разы.
  • Иван Чертенков  30 сентября, 13:54
    «нас» выходит 2 млн 400 тыс.? Вы о ком?
  • Сергей Асташкин  30 сентября, 13:57
    -- « Александр Морозов 30 сентября, 11:24
    еслиб у нас умирало 600 тыщ в год от алкоголизма, то за 20 лет уже никого бы не осталось»

--Да с математикой у вас — пипец..

• Антон Куперблюм  30 сентября, 14:53
    даже если убивать по миллиону китайцев КАЖДЫЙ ДЕНЬ то через 5 лет их все еще будет больше миллиарда.
  • Роман Чухров  30 сентября, 15:17
    Я был на юге китая и знаю о чем говорю — это, пожалуй, вторая по сегментированности общества страна после индии. ГОРОДА Китая не имеют ничего общего с большей частью населения оного. Весь китайский прорыв основан на рабстве большей части населения и потому меня бесят восхищения Китаем.
    З.Ы. Россию сравнивать с ним вообще бред ввиду неимения чего либо общего в экономике/быте/культуре/истории/.../.../.
    З.З.Ы. Китай находится в удручающем положении, но это понимают только его жители или те, кто хоть что-то о нем знают...
  • Роман Чухров  30 сентября, 15:21
    Собирать устройства на основе элементной базы производства японии, тайваня (вот где восхищаться надо), кореи могут все, но китайцы в первую очередь, потому что в 100500 раз дешевле нанять 100500 китайцев, а не 10 европейцев или 50 русских...
  • Алексей Ковалёв  30 сентября, 15:23
    да-да. нужно чётко разделять китайское барахло, которое вы видите на базаре от того, что они умеют действительно делать. особенно при гос. поддержке, когда задача не впердолить продавцу, а доказать всему миру, что и космические дворцы они умеют запускать...
    Есть у китайцев отличные изделия, которые служат десятилетиями — это факт. А нам же хвастаться всё меньше и меньше поводов
  • Роман Чухров  30 сентября, 15:26
    То есть чтобы выразить мнение о деятельности целого государства мне нужно иметь не меньше него возможностей, да вы, батенька, максималист)).
    Ладно я «убогий» не поспорю с целым Китаем, но вот товарищ Бигелоу то умудрился))
  • Макс Рудаш  30 сентября, 17:30
    Я написал «сопоставимое», то есть относительно общей численности населения. 600 000 китайцев — это сопоставимо с 50 000 россиян по численности. Именно такие потери ежегодно несёт Россия от алкогольной смертности и болезней, являющихся последствиями алкоголизма.
  • Макс Рудаш  30 сентября, 17:31
    Не Благовещенск, случаем, на связи? :-)
  • Иван Чертенков  1 октября, 03:31
    Блага, она самая
  • Михаил Зиньков  3 октября, 12:07
    Рашид Штанчаев
    Смешной Вы. 600 000 китайцев в год от переутомления. А Вы хоть в курсе, что население России УМЕНЬШАЕТСЯ каждый год (!) вот уже 20 лет подряд (!) на почти на 400 000 человек (!). Вдумайтесь! Уменьшается! Не умирает там или что еще, а УМЕНЬШАЕТСЯ. Знчит УМИРАЕТ больше, чем РОЖДАЕТСЯ каждый год на 400 000 человек.
  • Антон Куперблюм  29 сентября, 22:21
    через 10-15 лет они полетят к марсу.
  • Георгий Делидов  30 сентября, 00:38
    Все?
  • Антон Куперблюм  30 сентября, 00:59
    Не больше половины.
  • Steven Lerner  2 октября, 10:41
    Антон, это как в анекдоте:
    — кум, ты чув, москали на Мисяць полетилы!
    — Як, уси?

Вряд ли китайцы полетят куда-то за пределы земной орбиты в обозримом будующем. Не тот вариант.
    Азиаты, по своему складу, перфекционисты. Они великолепно справляются с полировкой и оттачиванием технологий, но новых технологий, революционных, прорывных — не создают. Это менталитет, если хотите.
    Лет 30-40 назад все гудели, что Япония вот-вот заткнет Америку за пояс... И что? Японцы — молодчины, они прошли большой путь и вышли на уровень практического совершенства в технологиях, созданных в Америке и Европе. Япония, наверное, самый большой импортер новых технологий в мире. Но в экспорте технологий они дааааалеко позади лидеров — США и Израиля.
    Южнокорейцы — умницы, трудяги, молодчаги.... Но в том же направлении. Телевизоры Самсунг сейчас, пожалуй, лучшие в мире, но это американские технологии: LED, LCD, микропроцессоры и т.д.
    Тайваньцы... ASUS лучший на всем мировом рынке лэптопов. Лучше мазерборды, лучшие батареи, изумительные HD экраны... Но процессоры Интелл, а видеокарты nVIDIA, и блоки мемори Corsair и Kingston, а hard drives и солид стейт драфйвы Seagate, OCZ Technology, тот же Kingston.

Полет на Марс — серьёзное мероприятие. Это совсем другой уровень.
    Вы знаете, что НАСА отдала на откуп частным компаниям практически все свои дела в ближнем космосе, ориентируясь в основном на дальний космос.
    Из частников дальним космосом интересуется только СпейсЭкс. Эта компания просто фантастическая. Позавчера Эллон Маск объявил о работах по полностью многоразовым носителям и кораблям. Это супер-прорыв, если у него получится. Полюбопытствуйте видео-анимацией:
    www.youtube.com/watch?v=p176UpWQOs4&feature=player_embedded
    Маск считает реальностью (сегодня прочел) снизить стоимость запуска Фалькон-Дракон до ПОЛУМИЛЛИОНА долларов.

«It’s a very tough engineering problem. I wasn’t sure if it could be solved for a while,» he said. «But then relatively recently, within the last 12 months or so, I’ve come to the conclusion that it can be solved. And SpaceX is going to try to do it.»
    That may sound like science fiction, but Musk said the main obstacle is the cost of space travel. If the cost of moving to Mars roughly equaled the cost of a home in a middle-class California neighborhood — say, $500,000 — some people would do it, he said.

Раньше они работали над таким вариантом посадки только для Дракона, но, судя по этому заявлению, они достигли такого прогресса в этом вопросе, что пошли дальше — на вертикальную ракетную посадку отработавших ступеней ракет. Это супер-прорыв.
    На фоне того, что Маск много раз заявлял, что он лично собирается лететь на Марс, плюс объявленные уже в разработку носители с полезной нагрузкой от 53 до 416 тонн на НОО, плюс кооперация по атомным и магнитоплазменным маршевым двигателям для межпланетных кораблей... Это looks like they have a plan. И то, Маск называет сроки около 2025 года.

Китай же... Сверхмощных носителей нет и не видно в обозримом будующем. Разработок в технологиях ядерных или магнитоплазменных двигателей не видно.
    А вот лицензии они скупают массово. Лицензию на FSW они купили у англичан сразу после НАСА и Боинга. И не пожадничали, как некоторые, не будем тыкать пальцами.

• Игорь Черток  2 октября, 14:18
    Южнокорейцы — умницы, трудяги, молодчаги.... Но в том же направлении.

Насколько я представляю, в области нейроинтерфейсов южные корейцы идут своим путём (не в смысле «отличным от других», а в смысле «на собственных исследованиях»).

• Андрей Кошкин  30 сентября, 07:00
    Читаю и удивляюсь. Такое впечатление , что в Китае обезьяны. Те же люди, мечты, идеи, те же чувства у людей. Другое дело политика партии направлена на производство, вот и развиваются. У нас политика на ресурсы, вот и окапываемся.
  • Александр Морозов.  30 сентября, 09:09
    это сидя в России можете так говорить. Езжайте в китай и оттуда попробуйте в поисковике набрать «маодедун козел» и засеките время, через которое за вами приедут. Не все так просто.
  • Qwerty Ujikol  30 сентября, 10:20
    Вы уже пробовали? Чувствуется, что человек с опытом... китайского троллинга...
  • Илья Киселев  30 сентября, 13:46
    китайский троллинг — это 5)))
  • Михаил Зиньков  3 октября, 12:17
    Александр Морозов
    Ну и бред же Вы написали батенька. Начал сомневаться в Вашей адекватности. А поконкретнее — бывал, искал и всеголишь ничего такого не нашел ...
  • Александр Морозов.  8 октября, 09:23
    Это не бред, это гипербола. Но в ней есть доля правды.
  • Василий Коровин  3 ноября, 11:10
    Прикольнее засечь время, которое потребуется на поиск всех необходимых иероглифов для этого словосочетания.
  • Александр Привалов  30 сентября, 07:30
    Ребят, кто-нибудь знает, почему китайцы вместо всего этого не участвуют в МКС? Гораздо дешевле получится за человеко-час работы в космосе...
  • Сергей Асташкин  30 сентября, 07:48
    -- США хотели продать своё место,но когда Китай выразил желание его купить -США передумали.. Ведь тогда Китай получит большой импульс, обьединив программу с Россией.. всё просто..
  • Леонид Попов  30 сентября, 09:20
    США — продать место китайцам? А ссылочку можно, очень любопытно. :))))

PS — китайцев на МКС никто не ждёт. Хотя в будущем может обстановка изменится — будут прилетать туда китайские осмонавты. Но об участии как совладельца станции речи никогда не шло. Тогда уж надо было и китайский модуль для МКС заранее планировать.

• Сергей Асташкин  30 сентября, 09:29
    -- США решали вопрос вообще о присутствии и продолжении участия на МКС. Леонид , читайте что написано ?
  • Леонид Попов  30 сентября, 09:34
    Александр. Помимо чисто политики (США наверное уж Китай опасаются, как конкурента в экономике и мировом влиянии, больно тот развивается быстро), есть и чисто объективные вещи.

Вспомните, когда МКС начали даже не проектировать (по частям), а только планировать в целом (корни проекта, изначально американо-европейского, уходят в 1984 год, а собственно об МКС в нынешнем её понимании заговрили в 1993-м) и когда начали собирать клуб стран, которые будут реализовывать замысел.

И где в те годы сидел Китай со своей космической программой? Да ему тогда ещё 10 лет оставалось до Гагарина-Ливея! Что уж говорить о модулях для станции...

• Андрей Яковлев  30 сентября, 13:59
    мне вот тоже интересно, нафига козе баян, если уже есть готовая МКС — сделали бы свой модуль и бед бы не знали
  • Андрей Яковлев  30 сентября, 14:01
    по поводу «китайцев на МКС никто не ждёт» — lenta.ru/news/2010/06/23/ignore/
  • Steven Lerner  2 октября, 10:53
    Не совсем по теме коммента, просто хотел поделиться свежими новостями (в российских СМИ они пока не отзвучали):

www.tallahassee.com/article/20111001/NEWS01/110010312/Reusable-launcher-could-cut-spaceflight-costs

www.youtube.com/watch?v=p176UpWQOs4&feature=player_embedded

Reusable launcher could cut spaceflight costs

«We have a design that on paper, doing the calculations, doing the simulations, it does work,» said Elon Musk, CEO of California-based SpaceX. «And now we need to make sure that those simulations and reality agree — because generally when they don’t, reality wins.»

His announcement came days after the Federal Aviation Administration issued a draft environmental assessment of a SpaceX proposal to test a reusable launch vehicle named «Grasshopper» in Texas.

Почитайте, вам как зам-заву должно быть интересно.

• Леонид Попов  2 октября, 18:54
    Steven. Маск молодец, конечно. Я про многоразовый проект SpaceX вчера вечером ещё заметил сообщения. В понедельник посмотрю детальнее.
  • Сергей Асташкин  30 сентября, 09:30
  • Леонид Попов  30 сентября, 09:39
    Ха-ха-ха. Эту шутку я и придумал. Вы на дату новости-то посмотрите! ;)
  • Сергей Асташкин  30 сентября, 09:55
    -- Дело в том ,что я и раньше встречал эту идею США после прекращения полётов Шатлов — отдать свою долю.. Посему , меня сие не удивило.. И это до сих пор там рассматривается — идея не отброшена....
  • Сергей Скалба  30 сентября, 12:58
    Интересно получается, на моем сайте тоже эта дата, но совершенно с другой целью — не в качестве прикола, а что б отбиваться от троллей.
  • Александр Шаиров  30 сентября, 09:37
    мониторы на последнем видео очень старые, может этому видео лет 10?
  • Леонид Попов  30 сентября, 09:40
    Может они экономят — не выбрасывают старые, пока те работают? Кстати, поищите в сети фотки главного зала нашего ЦУПа. :))))
  • Алексей Белоногов  30 сентября, 11:14
    В углу кадра написано, что видео из архива. Так что прямо сейчас у них там могут другие мониторы стоять.
  • Сергей Асташкин  30 сентября, 09:41
    -- Да всё у них не такое.. китайское,но летает .. не хуже всех ..
  • Сергей Асташкин  30 сентября, 09:41
    -- А будет лучше ..
  • Сергей Асташкин  30 сентября, 10:18
    -- То что происходит сейчас в России — цепочка убийст высокопоставленных руководителей , странные отказы во всех космических проектах,осбенно в пристыжных.. говорит о внутреннем предательстве на очень высоком уровне.. и не случайно , а в эту цепочку ложатся всё новые факты nm2000.kz/news/2011-09-17-47691
  • Макс Рудаш  30 сентября, 11:00
    О замене приоритетов в стране это говорит: вместо достижений приоритетом стал распил бабла, выделенных на дорогу к этому достижению. И никаких подтверждающих ссылок для этого не нужно. Сама жизнь в России ежедневно и ежечасно это подтверждает.
  • Сергей Асташкин  30 сентября, 13:52
    -- так это выхлоп, для «затыкания рта» народу — иначе революция будет.. но при таком раскладе страна катится в никуда...
  • Илья Киселев  30 сентября, 13:58
    Максим, Сергей, только мы, обычные люди можем сделать будущее прекрасным! И если нам может помешать какое то там правительство (в конце концов никто никого голодом не морит, ножами не режет и даже почти не бьет), значит это говорит о нашей слабости, а не об их силе,

хотя стоит сказать отдельно, что я не отождествляю «их» в отдельную группу, они такие же граждане страны как и мы. Кстати «мы» т.е. нас тоже нет*)))

Кароче... чудес не бывает (и пожалуйста, не используйте эту фразу в контексте «ну а мы что говорим... распил распил распил» я на это уже ответил)

• Сергей Асташкин  1 октября, 06:53
    -- Нет Илья именно морят голодом и выгоняют из квартир и требуют огромные налоги, обложили данью чиновников и бесконечных контролирующих органов,которые вдруг объявляют твоё -не твоим .. Так что ваши слова — суть неправда..
  • Виктор Назаров  30 сентября, 18:44
    Завидовать надо. Смогли из грязи поднять экономику.

А мы умеем только рушить... Что принципиально нового сделано российским космосом после Королева?! Используем старые наработки, гордимся переходом на цифровую элементную базу... Я с нас худею....

• Роман Чухров  30 сентября, 19:07
    После Королева? Ну вы блин даете... Мир, Буран, Энергия, Спираль, Протон — это только то, что на ходу вспомнилось... И кончайте сравнивать Россию с Китаем — это ну очень разные вещи.
    P.S. Роскосмос все же имеет реальные коммерческие продукты и пока он примерно на 40 лет впереди Китая, когда китай сделает какой нибудь прорыв, тогда будем удивляться...
    При наличии денег, наглости и амбиций (чтобы преодолеть финансовую необоснованность) — такие технологии будут доступны любой банановой республике...
  • Антон Куперблюм  30 сентября, 19:54
    Если учитывать тот факт что Китай проходит пятилетку за год...
  • Сергей Асташкин  1 октября, 06:54
    -- На сорок лет ??! Вы которое покупаете всё чьё-то ?? Как у вас с логикой ?
  • Steven Lerner  3 октября, 05:29
    «После Королева? Ну вы блин даете... Мир, Буран, Энергия, Спираль, Протон — это только то, что на ходу вспомнилось»

Сначала про Протон — это не ПОСЛЕ Королева. Протон, он же УР-500 создана во времена Королёва. Первый пуск новой двухступенчатой РН УР-500 состоялся 16 июля 1965.

Потом про Спираль — эта система вообще никогда не была создана. Был только создан АНАЛОГ для летных испытаний орбитального корабля МиГ-105.11.
    Работы над Спиралью закрыли в связи с началом копирования спейс-шаттл.

Энергия-Буран.
    Это очень неудачная и безумно дорогая копия спейс-шаттла.
    Сердце любой космической системы — это двигатели ракет. На шаттле стоят 3 двигателя SSME c тягой на уровне моря по 181,4 т.с., а к топливному баку прицеплены 2 твердотопливных ускорителя по 1270 т.с.
    Шаттл тащит себя сам, своими двигателями, а боковые ускорители помогают тащить топливный бак. Центр тяжести системы и центр приложения сил совпадают или поддерживаются вместе за счет дросселирования двигателей шаттла.

Для запуска с Байконура такой же полезной нагрузки, советским конструкторам надо было сделать двигатели несколько мощнее американских. И тут зарыта собака.
    Воронежское КБ Химавтоматика не сумело создать двигатель уровня SSME. Созданный там РД-0120 оказался тяжелее образца, больше по габаритам и менее мощным — 147,7 т.с. тяги на уровне моря.
    Пришлось включать в систему не 3, а 4 двигателя. Но места в орбитальном самолете для них нет — пришлось их втыкать под хвост топливному баку. Вместо бака, получилась 2-я ступень системы Энергия (центральный блок). Тяга этого блока получилась 590,8 т.с. на уровне моря — чуть больше (+9,2%) тяги двигателей шаттла 544.2 т.с.
    СССР не умел тогда и Россия не умеет до сих пор делать твердотопливные ракетные двигатели большой мощности. Плюс проблема транспортировки снаряженной твердотопливной ракеты.
    Вместо твердотопливных боковых ускорителей впаяли жидкостные, с четырехкамерными РД-170 по 740 т.с. тяги. Поэтому пришлось их ставить не 2, как у американцев, а 4 штуки. В результате наскребли 3,550 т.с. тяги на старте. Американцы имели на старте 3,084 т.с. Это значит, что Буран-Энергия имела тягу почти на 15% больше, чем у копируемого спейс-шаттла. Спейс-шаттл выводит на орбиту 110 тонн (78 тонн сам корабль, плюс груз в грузовом отсеке и 7-8 астронавтов). Буран с грузом и людьми должен был весить не больше 92 тонн.
    В чем же причина? Почему, имея требуемые +15% тяги, полезная нагрузка оказалась меньше?
    Проблема в том, что центр приложения сил Энергии располагается практически по оси центрального блока, а центр масс системы Энергия-Буран смещен в сторону Бурана. Причем, по мере выгорания топлива из баков, центр масс смещается ещё дальше от центра приложения сил.
    Компенсировать это с помощью дросселирования двигателей не получается (они практически на одной оси), значит приходится это делать за счет регулируемого отклонения вектора тяги двигателей. Это огромная потеря мощности.
    Кроме того, центральный блок (2-я ступень) отделяется от орбитера за пределами атмосферы. По возвращению в плотные слои она сгорает. У американцев сгорает только бак, у Энергии — это тоже бак, и ещё 4 дорогущих двигателя.
    Да и все 4 боковых ускорителя тоже... Мягко говоря — терялись при старте.
    В результате, система получилась на порядок дороже шаттла в эксплуатации и значительно менее эффективной.
    Поэтому её и похоронили.
    Кстати говоря — сам Буран был недоделан и никогда не испытывался в полной экипировке. Там ещё дай боже сколько было работы.

А вот про Мир — это вы... даааа! Станция хороша... была... почти.
    Базовый модуль Мира это ДОС-7, созданный на основе проекта орбитальных станций Алмаз. Эти Алмазы предполагалось оснащать модифицированной автоматической пушкой НР-23 конструкции Нудельмана — Рихтера (система «Щит-1»). Позже предполагалось устанавливать парочку ракет класса космос-космос.
    Разработка ДОСов началась во времена Королева, у Чаломея.
    Герметичный объем ДОСов 90 кубометров.
    Для сравнения, моноблочный Скайлэб имел обитаемый объем 320 кубометров. Полный обитаемый объем Мира (с модулями) 376 кубов, на 56 кубометров больше. Вот только Скайлэб был на 13 лет раньше Мира.

Так что, ничего после Королёва особеноого такого создано не было.

• Александр Морозов.  3 октября, 08:55
    >>>Почему, имея требуемые +15% тяги, полезная нагрузка оказалась меньше?

Вот вы цифрами сыплете как из рога изобилия, но забываете, что космодром Байконур находится заметно севернее его аналога на м. Канаверал. В Буран хотели запихнуть двигательную установку, и все понимали, что дорого терять двигатели каждый раз. Но из-за более высокой широты нужна была большая тяга и моторы просто не влазили в корпус. Это пиндоссам хорошо: еслиб не флорида, то пригнали бы авианосцы к экваториальному гос-ву, перебили местных и сделали бы 53-й штат. Но СССР такой наглостью не отличался.

Эти ваши недомолвки перечеркивают ценность ваших слов и заставляют думать что у вас всего лишь разыгрался жуткий butthurt.

Успокойтесь! Конечно же пиндоссы впереди были всегда! Победили Гитлера и закончили вторую мировую, первыми испытали ЯОМП, первыми запустили искусственный спутник земли, первыми запустили в космос человека, первыми вышли в открытый космос, первую женщину запустили, первые запустили орбитальную станцию, первые автоматические станции на луне, венере, меркурии, марсе, людей на луну отправили и тп. Везде первые американцы. Да что там! у нас в церквях стоят иконы и Рузвельта и Рейгана и Кеннеди. И оба Буша — тоже причислены к лику святых! Скоро на деньгах Обама появится!

• Роман Чухров  3 октября, 10:16
    Сергей Асташкин, во первых речь о космонавтике, во вторых с логикой у меня порядок, в третих — покупаю я, к сожалению и часто, продукты китайской сборки, но к счастью не на китайской элементной базе...
    Не путайте страну-сборочный цех, с технократичными Тайванем и Южной Кореей — это большая разница.
  • Роман Чухров  3 октября, 10:18
    Steven Lerner, то есть вы считаете твердотопливные ускорители прорывом? Ну-ну...
  • Steven Lerner  4 октября, 03:36
    +15% тяги — это как раз то, что компенсирует более северное расположение при прочих равных показателях.

«Между тем: ваш сатурн 5 больше никогда летать не будет. И шаттлы не будут. А негодяи русские ездят на МКС как на север на вахту.»

Между тем, Сатурн своё дело сделал и ушел в прошлое. И шаттлы сделали своё дело — построили МКС. Физически они могут ещё долго летать, но нет задач, чтоб гонять такие гиганты на орбиту. МКС построен, все запланированные модули установлены.

Характерно, что ваши, «как на вахту» летают на носителях и кораблях разработки 50-60 летней давности, но ничего более современного у вас создать не смогли.
    Ангара должна была начать летать 6 лет назад. Теперь обещают ещё через год-другой.

• Павел Тяпкин  4 октября, 13:24
    Жалко, что Сатурн-5 сделал свое дело и ушел так быстро. Впечатление такое, что он нужен был американцам только чтобы с огромным риском доказать себе и СССР, что вот можем летать на Луну и воткнуть там флаг (а сама Луна, освоение космоса не интересно). Потом всё забросили, даже две полностью готовые ракеты отдали в музеи (вместо того чтобы хотя бы ещё две станции типа Скайлэб запустить). Как то не логично всё кончилось и для СССР и для США. За первые 15 лет космонавтики сделано больше, чем за следующие 37-40 лет. Вот какая тенденция : 1957 — первый спутник на орбите, 1959 — первый зонд за орбитой, 1961 — первый человек на орбите, 1965 — первый выход космонавта в космос, 1966 — первое падение автомата на другую планету, 1968 — первые люди вне орбиты, 1969 — первая стыковка, первые люди на Луне, 1970 — первая автоматическая мягкая посадка на другую планету, первая автоматическая доставка грунта с Луны, 1971-73 — первые орбитальные станции. Потом всё пошло в разы медленнее: 1983 — первый многоразовый корабль, 2000 — первая международная орбитальная станция. Только сейчас дело пошло чуть поживее: 2010 — первая доставка грунта с астероида (почти провалилась), 2011 — первый аппарат полностью на ионных двигателях. Может конкуренция с Китаем подстегнет прогресс в космосе?
  • Steven Lerner  4 октября, 23:49
    Отнюдь — всё вполне логично. И для СССР, и для США все космические программы и достижения были делом политического престижа. Вопросы науки имели очень малое значение.
    Вспомните, на чем СССР вышел в космос — на межконтинентальной баллистической ракете (весьма хреновой с военной точки зрения) — на королёвской Р-7. Хрущев вовсе не интересовался космосом в тот момент. Королёву с трудом удалось убедить его провести ещё одно летное испытание ракеты, но с выводом спутника на орбиту. Хрущев разрешил одну ракету использовать таким образом.
    Вместо боезаряда воткнули шарик Спутник-1.
    Реакция мировой общественности оказалась неожиданно громкой, пошел политический пиар и с этого момента началась политика.
    Кеннеди, запуская лунную программу тоже не интересовался непосредственно Луной. Он поставил очевидную политическую цель и не скрывал этого. Конгресс выделил на это деньги — на политический престиж США в виде Лунной программы.

Цель была достигнута в июле 1969 года. Триумф, фанфары, СССР остался далеко позади. Конгресс почти сразу стал резать бюджет лунной программы — дело сделано и незачем транжирить деньги налогоплательшиков.
    НАСА всё-таки удавалось какое-то время спасать фондирование хотя бы отчасти.
    Ещё до высадки на Луну, коммиссия, под председательством вицепрезидента США Агню, начала разрабатывать будущие космические программы, которые должны были заменить лунную пррограмму после её завершения.
    К 1972 году убедить Конгресс выделять средства на лунные экспедиции стало невозможным. СССР в лунной гонке сдался, политических дивидендов для США дальнейшие полеты на Луну не сулили, даже в случае создания постоянно действующей лунной базы. А расходы были огромными.
    Коммиссия Агню попыталась выбить бюджет под марсианскую программу — «Большая Программа».
    Большая Программа включала:
    1. создание большой орбитальной станции на орбите Земли (100 человек экипажа)
    2. создание орбитальных челноков и буксиров для обслуживания большой станции
    3. создание малой орбитальной станции на орбите Луны (25 человек экипаж)
    4. создание сверхмощной ракеты Сатурн-Нова с грузоподъемностью свыше 250 тонн
    5. создание межпланетных кораблей с ядерной двигательной установкой на базе двигателя NERVA/
    6. создание марсианской орбитальной станции аналогично лунной (25 человек экипажа)
    7. высадка людей на Марс с возвращением на Землю.

Эта программа была представлена Конгрессу на случай, если СССР начнет «марсианскую гонку». Но у Союза на такую гонку не было ни средств, ни технологий.

Альтернативой был «Малый План», включавший только Большую Станцию на земной орбите и челноки с буксирами.

Конгресс отказался фондировать эти планы. Из всего, предложенного Коммиссией Агню остались только челноки, и то, при условии сворачивания программ запуска одноразовых ракет. Теоретически, это должно было просто снизить затраты на орбитальные полеты и спутниковые программы.

Программа спейс-шаттл не имела касательства к военному ведомству. Никто не собирался из челнока делать бомбардировщик или «похищать советские орбитальные станции типа Алмаз». Единственно, чем шаттлы касались Пентагона, военные, в связи с закрытием запусков одноразовых ракет, хотели, чтобы шаттлы выводили на орбиту их спутники. Габариты грузового отсека были заданы Пентагоном для их строящегося разведывательного спутника, который потом превратился в Хаббл.

В заключение: США не СССР — на космос деньги выделяет Конгресс, а не заседание Политбюро. Бюджет рассматривается и планируется очень серьёзно. А без денег, как известно...
    Конгрессу наука и «освоение Луны» до пятой точки. Объяснить избирателям зачем тратить миллиарды их налогов на топтание лунного грунта невозможно. Пока это был вопрос престижа — избиратели понимали и голосовали за трату практически любых средств. Как только вопросы престижа отпали, так и деньги кончились
    Сатурны и Аполлоны пошли в музеи, а задел на заводах, оборудование и оснастка пошли на свалку.

Надеюсь, вы поняли, почему это так.

• Александр Морозов.  5 октября, 00:08
    Мы-то поняли, а вот вы похоже что нет. Оказывается Хаббл был шпиёнским спутником, во как. Вы случаем сыроедением не увлекаетесь?
    наверно пиндоссы были лидерами в космических атомных энергетических установках, да? Русские-то только на балалайках играть умеют, с медведями водку бухать и в пендоссию новых инженеров поставлять. В intel и всякие там cisco. А, я забыл: они же там не котируются, наверно в силиконовой долине в дворники берут только инженеров....
    Б-г, храни пендоссию! В Обаму мы верим!
  • Steven Lerner  5 октября, 04:59
    1. Нет, Хаббл не был шпиёнским спутником. Хаббл был телескопом, переделанным из спутника видовой оптико-электронной разведки KH-II, который проектировался DARPA, но потом от него отказались и передали НАСА. Получилось, что KH-II стал прототипом для Хаббла.
    Можете прочесть это на вполне патриотическом русском сайте www.buran.ru/htm/shuttle.htm

2. «наверно пиндоссы были лидерами в космических атомных энергетических установках, да?»

Как ни странно — да.
    NERVA (сокращение от англ. Nuclear Engine for Rocket Vehicle Application) — совместная программа Комиссии по атомной энергии США и НАСА по созданию ядерного ракетного двигателя (ЯРД), продолжавшаяся до 1972 года.

NERVA продемонстрировал, что ЯРД вполне работоспособен и подходит для исследования космоса, и в конце 1968 года SNPO подтвердил, что новейшая модификация NERVA, NRX/XE, отвечает требованиям для пилотируемого полета на Марс. Хотя двигатели NERVA были построены и испытаны в максимально возможной степени и считались готовыми к установке на космический аппарат, бо

• Александр Привалов  5 октября, 07:41
    Александр Морозов: в пендоссию новых инженеров поставлять. В intel и всякие там cisco.

Скажите, а вам не кажется странным и удивительным, что вы это всё говорите человеку, работающему в США? Вы понимаете, что смысл вашего сообщения в том, что вы гоpдитесь вашим собеседником, причём при этом его же столь истерично обвиняете?

Кстати, в крупных компаниях с громким именем, типа Intel и Cisco, совсем немного платят. Так что гордиться тут особенно нечем. Я, например, недавно перешёл из крупной компании в мелкий стартап и единовременно получил прибавку в полтора раза, чего и всем желаю.

Тут работает принцип «сначала ты работаешь на авторитет, а потом авторитет работает на тебя». В молодости хорошо работать в компании с громким именем, пусть за мелкие деньги. Заработываешь себе стаж и красивую строчку в резюме. Потом уже можно переводить этот авторитет в деньги. А вот средний уровень в крупных компаниях низковат, потому что они там чуть ли не все такие хитрые.

• Александр Морозов.  5 октября, 08:19
    я не считаю что это хорошо. Наоборот, лучше бы тут находили применение. Но это слишком многофакторная проблема, корни которой в гнилой внешней политике пиндоссов.
  • Александр Морозов.  5 октября, 08:28
    >>> Steven Lerner : Как ни странно — да.
    ололо, это значит американцы сами у себя купили в 1992 году за $13 млн. две ЯЭУ «Uenisei», не разобрались в конструкции и забили.
  • Steven Lerner  5 октября, 20:42
    Не Uenisei, а Yenisei.

Первой в мировой практике ядерной энергетической установкой (ЯЭУ), примененной на космическом аппарате, стала американская ЯЭУ SNAP-10A, размещенная на космическом аппарате Snapshot, который был выведен на орбиту 3 апреля 1965 года.
    Но вы действительно невежа. Ядерная Энергетическая установка — это электрогенератор, а не ядерный ракетный двигатель.
    ЯЭУ могут использоваться для питания электродвигательной установки, но от ядерных ракетных двигателей это отличается принципиально.

• Александр Морозов.  5 октября, 23:22
    Я действительно невежа, я не ведаю величия пиндустана!!!

Кстати я подразумевал именно атомные электрогенераторы, которые пиндосы не освоили, а вот наши нищеброды в лаптях понаделали кучу и еще пиндосам продавали. Не иначе медведи на велосипеде помогали!

• Steven Lerner  6 октября, 02:20
    Если вы будете продолжать гнать «пендосы» и «пендосия», я буду отвечать вам «кацапы» и «кацапстан».

« я подразумевал именно атомные электрогенераторы»

Вы плоход подразумевали. Американцы начали их применять на много раньше, чем СССР, ЕЩЁ В 1965 ГОДУ.

Цитата: «Первым ядерным реактором применённым на космическом аппарате стал американский SNAP-10A (System of Nuclear Auxiliary Power) на борту аппарата Snapshot массой 440 кг, запущенный 3 апреля 1965 года ракетой-носителем Атлас. Предполагалось провести лётные испытания реактора в течение 90 суток. Реактор был разработан компанией Boeing по заказу ВВС и Комиссии по атомной энергии США. Реактор на тепловых нейтронах использовал уран-235 в качестве топлива, гидрид циркония как замедлитель и натрий-калиевый расплав в качестве теплоносителя. Тепловая мощность реактора составляла около 40 кВт. Электрическая мощность, обеспечиваемая термоэлектрическим преобразователем составляла от 500 до 650 Вт.»

Первая советская ЯЭУ БУК полетела в космос через 5 лет — 3 октября 1970 года (Космос-367)

Потом в 78 году советский спутник с ядерным электрогенератором грохнулся в Канаде, вызвав радиоактивное заражение, и все страны (кроме СССР, естественно) решили воздерживаться от применения таких энергоустановок, во всяком случае, для аппаратов на орбите Земли.

Сейчас, когда идет речь о межпланетных полетах, рассматриваются варианты применения:
    а) ядерного ракетного двигателя
    б) магнитоплазменного двигателя с питанием от солнечных панелей
    в) магнитоплазменного двигателя с питанием от ЯЭУ
    г) ионно-плазменного двигателя с питанием от ЯЭУ

Пока предпочтение отдается ядерному ракетному двигателю. Поэтому Элон Маск пытается купить у НАСА тот NERVA двигатель, который должны были монтировать на Сатурн, когда программа была закрыта.

Одновременно, NASA собирается испытывать магнетоплазменные двигатели с питанием от солнечных панелей на МКС, в качестве двигателей коррекции орбиты.
    Аналогичные VASIMR двигатели предполагают устанавливать на лунные буксиры.
    Поживем — увидим.

• Александр Морозов.  6 октября, 08:02
    о-о-о я склоняюсь перед величием пиндустана! о-о-о они во всем всегда первые! о-о-о они несут всем щасте демократии!!!

Вообще-то великие пиндустанцы запустили одну экспериментальную установку, а медведи в шапках-ушанках делали чуть ли не серийные изделия.

В общем что спорить-то: пиндустанцы обделались со своей космической программой по полной программе: не будем о Созвездии: программа выполнена и закрыта при царе горохе. Может чего-то они и добились, но сохранить не смогли. Сделали несколько дорогих многоразовых кораблей. И где они? тоже на приколе. Пользоваться многоразовыми презервативами будете? Вот тоже самое и с шатлами. Между тем русские нищеброды ездят на орбиту как на вахту. Даже имена космонавтов не помним — как их дофига их стало.
    И все это на фоне постоянной работы пиндустана по уничтожению и расчленению кацапстана. Ну и не забывайте, что ваше личное благополучие обеспечено экспортом инфляции и демократии в другие, более слабые страны. Вы еще тут давайте начните втирать, что вторжение в Ирак было оправдано тем, что Саддам изобрел ядерную бомбу на конной тяге и угрожал Вашингтону анальными карами.

Вы толковый человек, достойный уважения, даете интересную и ценную информацию, но не понимаете, что здесь все-таки русские, хоть в лаптях, но любящие Родину. Многие «факты», которые вы приводите для нас выглядят по-другому. Вот вы же не станете отрицать, что СШП победили Гитлера, так?

• Steven Lerner  6 октября, 09:32
    Пейте элениум. Может успокоетесь, пропагандаст вы наш неугомонный.
  • Александр Морозов.  6 октября, 09:45
    Ну я так и не сомневался, что вы согласны с тем, что СШП победили во второй мировой и очистили Европу от коричневой чумы.
  • Павел Тяпкин  7 октября, 13:32
    Да, в целом и общем понял. Спасибо за объяснение. Но это печально и выявляет главную проблему демократии: трудно что-то планировать больше чем на 8-10 лет — после 3-ых выборов президент новый, конгресс новый и новые приоритеты, так как надо снова ублажить избирателей (у Китая таких проблем нет). Если такие гигантские заделы на заводах, оборудование и оснастка идут на свалку, то это недостаток системы (а не конкретного лидера). Тут не только космические программы страдают — аналогично Обама убил программу по централизованному хранению радиоактивных отходов в Юкка Маунтин (куда уже 9 млрд. истрачено). Конечно, это ведь голоса избирателей не принесет, нет легче провернуть легализацию нелегалов, которые за него и проголосуют...
    По «Большой Программе» комиссии Агню (слишком большая эта программа — изначально не реально было под неё деньги выбить) вопрос: а где там в плане база на поверхности Луны??? Зачем там такая огромная орбитальная станция на 100 человек и станция на 25 человек на орбите Луны? Что они там делать будут? Я сам читал про простую программу продолжения освоения Луны обычными Сатурнами с постройкой временной базы на 2-4 человека (на 2-3 недели работы), небольшой буровой и рейдами на роверах на 20-80 км от базы.
  • Александр Морозов.  7 октября, 13:37
    Про демократию неплохо подмечено, я в таких случаях говорю:

Вот вы хотите настоящую демократию, представьте, что в конторе, где вы работаете не авторитаризм, а демократия. Что будет?

• Steven Lerner  8 октября, 02:10
    Конгресс новый каждые 2 года.
    Собственно, американская демократия устроена так, что большинство вопросов решается и управляется Конгрессом, а не исполнительной властью.
    Планирования, как было в СССР, у этой системы нет в принципе. Есть прогнозирование, но это не одно и тоже.

По «Большой Программе».
    Она была реалистичная и реализуемая в течение определенного периода времени. Накладная? Да, конечно. Но вполне по плечу.
    Деньги под неё нашлись бы, будь резон её принять. Таким резоном могло быть только одно — включение СССР в марсианскую гонку после провала в лунной. Такие планы и мысли имелись. Королев и Келдыш НАСТАИВАЛИ на марсианской программе, когда проигрыш в лунной стал очевиден. Если бы удалось добиться стабильно успешных полетов по Н-1, то, возможно, в СССР и пошли бы на «марсианскую гонку». Но не случилось.

Не забывайте, в США деньги в руках Конгресса. Убедить конгрессменов и сенаторов, что нужно потратить деньги на какие-то космические программы очень сложно. Они не принимают в расчет мотивы типа «это интересно».
    Вы знаете, американские инженеры и ученые прекрасно понимали, что все советские успехи и прорывы — блеф чистой воды.
    В конце 50-х и начале 60-х советский прорыв в космос прошел на... отставании в технологиях ядерных боезарядов. Советские ядерные боезаряды были большими и тяжелыми по сравнению с американскими такой же мощности.
    Соответственно, военные потребовали большую бмежконтинентальную баллистическую ракету. Американцам для военных целей такие не требовались.
    В СССР Королев создал Р-7 и использовал её для космических полетов. Королёв буквально вымолил у Никиты одну ракету под Спутник.
    Также, как в СССР, американское руководство космосом не интересовалось, Конгресс на космос денег почти не выделял.
    Но вот полетел Спутник и всё перевернулось.
    Мир завопил от восторга, прославлял СССР и презрительно говорил о хваленной Америке.
    Конгресс взволновался, а тут ещё и американские ученые и инженеры в области ракетно-космических технологий решили подлить масла в огонь: «нам денег не дают, советы нас обогнали в технологиях» и так далее.
    Народ бушует, пресса прессует — какой Конгрессмен посмеет отказать в фондировании космических программ в такой ситуации?
    Американцы запустили свой первый спутник в феврале 58 года. Если не ошибаюсь, он ещё продолжает летать и работать. Это был не такой примитивный шарик, как Спутник-1, а настоящий рабочий орбитальный прибор.
    В Союзе отправляли собачек в одну сторону, а в Америке защитники прав животных подняли такой хай, что чуть не закрыли программу пилотируемых полетов вообще.
    А потом Кеннеди произнес свою знаменитую речь «Мы полетим на Луну». С этого момента Америка включилась в гонку по-серьёзному. Со всей мощью своей экономики и науки. Конгресс давал столько бабла, сколько требовали работы.
    Программа Джемини уже резко опережала советский уровень. Потом был Аполлон, а потом мотив Конгресса был исчерпан. Народ уже не только не требовал от конгрессменов платить за полеты на Луну, но стал спрашивать «а на хрена это продолжать?». Советам нос утерли. Русские беспомощно заперлись на орбите Земли. Зачем платить налоги и тратить их на то, что нам не нужно?
    Спасибо Агню сотоварищи, что вообще не прикрыли программу пилотируемых полетов. В 72-м у многих руки чесались на это.
    Спасибо, хоть шаттлы удалось сохранить...

Честно говоря, оно и сейчас — многие не видят необходимости в межпланетных экспедициях, высадках на Луне, астероидах и Марсе. Деньги на эти программы выделяют очень неохотно.
    Нет мотива у тех, кто деньги дает.

Я очень надеюсь на Элона Маска и его СпейсЭкс. Марс для него вопрос личный. Он не просто энтузиаст, он фанат полетов на Марс.
    Маск сейчас строит Фалькон Хэви грузоподъемностью 53 тонны на НОО. Проектируется линейка ракет грузоподъемностью, по некоторым слухам, до 416 тонн на НОО (первая ступень с ускорителями — 27 однокамерных двигателей Мерлин-2 с тягой по 780 т.с. на уровне моря — невероятная мощь!). Это значит — для марсианского корабля, не иначе.
    Маск и сам собирается на Марс лететь.
    Вот на это я и надеюсь.

• Steven Lerner  8 октября, 02:10
    Не путайте демократию с анархией.
  • Александр Морозов.  8 октября, 09:20
    Steven Lerner, вы опять за старое. Ничего вы не поняли.
    У нас с вами разная история. Вам всю жизнь говорили, что русские ходят в лаптях, бухают водку, играют на балалайке, а по городам ходят медведи. Но вы упорно не признаете тот факт, что СШП сделал вторую мировую чтобы выйти из великой депрессии, финансировало Гитлера. Это известный факт. В то время, когда в СССР гибли десятки миллионов человек в год, СШП получили гигантский скачок в индустриализации и получали баснословные прибыли за лендлиз и прочее.

Так что сравнение космических программ сильной экономики и полуразрушенного войной государства не в пользу первого. Тем более что первое фактически и разрушило второе.

В конце 80-х СШП повторило свой «подвиг» — развалив СССР, постоянно подкупало и подкупает местечковых князьков вроде украинского или грузинского. К чему это делалось? Добра желают? Ну-ну...

Так что завалите варежку, с другого берега лучше видно, о чем там ваше гнилое правительство думает.

• Павел Тяпкин  10 октября, 11:17
    Надежда на одно человека (даже если он такого же типа как Королев), когда против вся система, когда нет мотива у тех у кого деньги? Я не сомневаюсь в том, что можно сделать ракету для заброса 416 тонн на НОО, я сомневаюсь я в том, что на это деньги дадут. Я хотел бы повторить свой вопрос: как Вы считаете, будущая гонка в космосе с Китаем поможет развитию американской космонавтике? И вопрос немного в другую сторону. Как считают в США, и как Вы думаете, что правильнее: сначала построить постоянную базу на Луне и потом лететь на Марс или сначала лететь на Марс?
  • Steven Lerner  11 октября, 00:28
    Фокус в том, что Маск не один. Есть целый букет фирм, которые занялись этими вопросами вполне серьёзно. Просто Маск продвинулся дальше всех и наиболее яркая звезда на этом небосклоне.

Аналогичными изысканиями занимаются Локхид, Боинг и прочие «товарисчи».
    Посмотрим, что из этого выгорит.

• Андрей Кошкин  30 сентября, 19:46
    Космонавтика в России это политическое решение, как и в США изначально. Мы и они этого достигли. Космонавтика в Китае тоже самое, политическое решение. Другое дело у кого какие идеи для и их реализации на мировой арене так сказать...

Сравните видение космонавтики у четырёх игроков сейчас и опишите её, всё сразу станет на свои места. И приоритеты и программы и их реализации...

• Роман Чухров  30 сентября, 22:50
    +1
  • Леонид Попов  30 сентября, 23:13
    А почему не «плюс два», или «удваиваю»? Или лучше «лови пятак». :)
    Просьба, воздерживаться от такого рода комментов.
  • Александр Морозов.  30 сентября, 23:51
    а вы сделайте инструменты соответствующие. Тут свободное сообщество, не так ли? или строго модерируемое в соответствии с взглядами владельца?
  • Леонид Попов  1 октября, 09:48
    Александр. В нормальном городе тоже свободно ходят по улицам, но окурки не принято бросать под ноги. Всякие «этапять» и прочие пустые комменты — не способствуют культуре общения, имхо. Всегда можно написать что-то хоть чуть-чуть более развёрнутое. Наконец, есть кнопка «нравится». В перспективе её действие будет отражаться на странице (сейчас она работает в скрытом режиме — сервер считает, сколько раз нажали, но на сайт не выдаёт). И да — у сайта есть владельцы, у которых есть свои пожелания относительно обстановки тут. Мы не ставим сверхжёстких рамок и не устраиваем драконовских мер с забаниванием по десять человек в день, но всё же некие «направления» пытаемся задавать.
  • Роман Кириенко  1 октября, 10:39
    Вполне поддерживаю Леонида. Вопрос не в свободе, а в уровне мышления и определённых правилах. Не нужно превращать сайт с научной тематикой в Скайп со смайлами и однотипными комментами, типа «плюсадин», «+100500». В конце концов сюда идут не за этим. Не ровен час всё это дело превратиться в балаган с фамильярностью, панибратством и посыланием друг-друга в пень(
  • Steven Lerner  2 октября, 10:46
    Вместо +1 я вам кликнул на «нравится».
    Нравится? :-)
  • Роман Чухров  3 октября, 10:11
    Хорошо, учтемс...
  • Александр Морозов.  3 октября, 13:29
    Леонид
    вы меня извините, но я не нашел кнопки «нравится»
    просто сделайте каждому юзеру что-то типа кармы, плюс голоса за каждый каммент, чтобы видно было плюсованные камменты.
    Это поможет в том числе в борьбе с фриками.
    Кстати можно сделать два параметра: нравится/не нравится и фрик/не фрик. И ограничить человеку минусование/плюсование пятью голосами в час каждому пользователю, чтобы нельзя было срыть/накрутить оценки
  • Сергей Асташкин  3 октября, 09:18
    -- Всё это из области обсуждения качеств каменных топоров .. Но топорами они и останутся..
  • Вадим Поморцев  3 октября, 11:57
    Молодцы китайцы. Даже если что и скопировали, то куда без этого. Зачем изобретать велосипед? Между прочим первые советские бомбардировщики скопировали у США, кстати как и атомную бомбу. Первую свою и США и СССР ракету скопировали с ФАУ-2. СССР забыл скопировать вовремя ЭВМ, может потому теперь и отстаём))). Кстати скопировать это не так просто как это кажется. Копируется идея, о ведь нужно эту идею ещё и воплотить в жизнь. Тут нужны знания, умения, технологии.
    Так что в копировании высокотехнологической продукции ничего зазорного нет. Украине и России сейчас это было бы только на пользу.
  • Александр Морозов.  5 октября, 00:21
    не совсем согласен. Тут есть и плохие и хорошие стороны. Не смотря на копирование ЭВМ, наши образцы в общем-то были совсем другими машинами, а одинаковая система команд давала возможность использования забугорного ПО. С другой стороны у нас есть хорошие разработки, но они сейчас используются только в военной технике. Возможно если бы команда МЦСТ лицензировала ядро ELBRUS для построения готовых изделий, то могла бы составить серьезную конкуренцию ARM.
  • Ваня Крейцер  5 октября, 20:28
    > СССР забыл скопировать вовремя ЭВМ, может потому теперь и отстаём)))

Во-первых, не забыл. Копировали, разбирали микросхемы по атомам, и собирали обратно. Во-вторых, не только копировали, но и создавали своё. А отстаём не потому что плохо копировали или создавали, а потому что очень «вовремя» всё развалили политики.

• Александр Морозов.  5 октября, 21:32
    плюс политики никогда не думали о обычном потребителе.
  • Вадим Поморцев  7 октября, 16:30
    Возможно... Я в этом вопросе плаваю. Просто на сколько я знаю в своё время и генетика и кибернетика были в СССР объявлены лженауками. Так что ... возможно если бы гонялись с США не в плане кто больше стали выплавил, а у кого круче современные технологии, то может полезнее было бы.
  • Сергей Асташкин  4 октября, 07:05
    -- атомную бомбу тогда невозможно было скопировать .. +++
  • Вадим Поморцев  7 октября, 16:27
    ну да просто украли чертежи. Саму бомбу никто и не копировал...)))
  • Валентин Смирнов  7 октября, 16:40
    Та не, чертежи никто не крал. Бомбу украли и вывезли, Пентагон никогда в этом не признается!
  • Steven Lerner  8 октября, 02:17
    Ну, вот и ожидаемый результат, блин твою через коромысло, в канаву, в перекись, в душу христофора-колумба-мать...

"Роскосмос приостановил разработку новой ракеты «Русь-М». Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на выступления главы ведомства Владимира Поповкина в Госдуме.
    «Мы посчитали, что новая ракета нам не нужна, мы пока можем летать и на старых. Мы доложили руководству страны об этом. Руководством страны принято решение пока прекратить строительство ракеты-носителя „Русь-М“, — приводит слова Поповкина агентство. Он добавил, что новые ракеты не нужны для приоритетных на сегодняшний момент задач.
    По словам руководителя Федерального космического агентства, сейчас необходимо сконцентрировать усилия на строительстве космодрома „Восточный“ и последующих запусков „Союзов“ с него. По результатам этих пусков будет принято решение: продолжить эксплуатацию „Союзов“ или вернуться к разработке „Руси“.

Заявление было сделано в рамках специального „правительственного часа“, организованного по инициативе представителей фракции КПРФ.»

А тут спрашивали, почему программу Аполлонов закрыли...
    Американцы через год-другой будут на новом поколении многоразовых ракет, да на 6-7 местных многоразовых кораблях гонять за копеечные цены, а в России останется старьё образца 57-го года...

Ну и как это назвать?

• Steven Lerner  8 октября, 02:19
    Ребятки, а ребятки!

Не голосуйте на выборах за этих в-в-поидов. Не берите грех на душу.
    Их приоритетные задачи ... Не голосуйте за них ни под каким видом!

• Александр Морозов.  8 октября, 09:08
    Ну а за кого голосовать? Я хотел за Прохора, но его выпилили из предвыборной гонки. А больше достойных нет. Посему проголосую за кого-нибудь самого последнего по рейтингу. И непременно перед самым закрытием участка, чтоб не вписали перед моим именем что я голосовал.
  • Игорь Черток  8 октября, 03:01
    Ну и как это назвать?

Распад системы, а как ещё? Ресурсы растрачены, подбирают крошки. Экономия, трах её тарарах.

Не голосуйте на выборах за этих в-в-поидов.

Вы слишком оторвались от России: призыв бессмысленный. В здоровую голову мысль голосовать за этих и так не придёт.