Ни один из грандиозных проектов Нормана Бел Геддеса не был реализован из-за отсутствия в Америке нужных денег. Но дизайнер был не менее велик, чем помешавшая ему Великая депрессия, так что его «мелкие» разработки всё же прорвались в серийное производство.
Вначале небольшое добавление к первой серии. Оно касается двойного имени нашего героя.
Вообще-то, урождён он был как Норман Меланктон Геддес (Norman Melancton Geddes), а имя Бел получил в 20-летнем возрасте, женившись на писательнице Хелен Бел Шнайдер (Helen Belle Sneider). Они объединили фамилии в Bel-Geddes, а впоследствии дефис утратился.
Теперь о проектах. Уж очень Бел Геддес был деятельным человеком — брался практически за всё. Однако дело было в конце 1920-х, потому до наших дней дожили очень немногие его творения. То же самое касается и информации о них.
Начнём с «мелочёвки», которой удалось добраться до потребителей. Наибольшую известность получили две вещи: радиоприёмник "Patriot" (1940) и набор для коктейля "Manhattan" (1937).
Они хранятся в Нью-Йорке в Metropolitan Museum of Art, являясь частью специальной экспозиции American Modern: 1925–1940. Радио смешное, набор строгий.
Собственно, больше о них и сказать-то нечего, за исключением того, что они увековечили имя Бела Геддеса, которое коллекционеры теперь произносят с придыханием.
Далее о транспорте, которым дизайнер начал заниматься в конце 1920-х. Каплеобразные проекты автомобиля, автобуса, яхты, океанского и воздушного лайнеров Бел Геддес запатентовал в 1931 году. То было время расцвета американской обтекаемости — American Streamlining.
Тогда на автомобильный дизайн мощнейшее влияние оказывала авиация. Новая динамично развивающаяся отрасль отбивала пассажиров у железнодорожников и автоперевозчиков. Обтекаемые формы самолётов будоражили воображение потребителей.
Этого не могли не заметить производители всего и вся, помнящие о том, как океанские лайнеры диктовали моду на белые поверхности, в том числе предметов интерьера.
Как раз подоспели относительно недорогие материалы и необходимые для эффективного производства технологические процессы.
Аэродинамическая форма стала новым эстетическим направлением.
Нужно отметить, что Бел Геддес не был единственным дизайнером, взявшим обтекаемость на вооружение — американские и европейские проектировщики тоже принялись за экспериментальные концепции «слезинок» («teardrop»).
Дошло до того, что в 1931 году Общество автомобильных инженеров (Society of Automobile Engineers) заключило, что «слезинка» — наилучшая форма для автомобиля!
Но единственной из тех каплевидных машин, что дошла до конвейера, стала Chrysler Airflow, которую всё одно сняли с производства в 1937 году, поскольку популярной она так и не стала.
Позднее проектировщики, конечно же, обращались к «слезинке».
К примеру, успешным примером реализации концепции многие считают Volkswagen Beetle — Жук.
Это была, так сказать, историческая справка, а мы вернёмся к машинам Бела Геддеса.
Их, судя по всему, было выдумано три штуки: автомобиль №8 (Motor Car Number 8), 8-колёсная машина, запатентованная в 1934 году (её фото было в предыдущей статье) и автобус №2 (Motor coach no. 2).
Информации о них, так же, как о локомотиве с кораблём, крайне мало, а крупицы собрали стэндфордские фанаты Dymaxion Car на этой странице, да итальянские товарищи где-то раздобыли чертежи.
Нетрудно догадаться, как возникла нумерология колёсных транспортных средств: автобус №2 — двухэтажный, а автомобиль №8 вмещает в себя восемь человек.
Все, кроме автомобиля №8, имели по восемь колёс и вертикальный «плавник» в хвостовой части. Пассажирам предоставлялась беспрецедентная видимость — шикарный обзор из многочисленных окон. К несчастью, это всё, что удалось найти об автомобилях, кораблях и поездах Бела Геддеса.
Подождите-ка, скажете вы, а что же про судно с локомотивом ничего нет? То-то и оно, есть только красивые изображения, собственно, дизайн, Бел Геддес же дизайнером был, начинка не его дело. Так что с техническими подробностями — увы.
Правда, имеется достаточно детальное описание Воздушного Лайнера №4 — пожалуй, самого амбициозного проекта Бела Геддеса, не считая «Футурамы», о которой тоже много чего понаписано. Но! И Лайнер, и макет города будущего достойны отдельной статьи, потому о них — в следующий раз.