Sensorama — первый в мире виртуальный симулятор

Что он/она делает? Вероятно, едет на мотоцикле по виртуальному Бруклину, вдыхая аромат жасмина (фото telepresence.org).

"Была!" — это ответ на вопрос «Была ли в начале 1960-х виртуальная реальность?» Причём человек, которого многие теперь называют отцом виртуальности, не был компьютерщиком, учёным или инженером. Он был молодым кинематографистом.

Идея пришла в его голову ещё в 1950-е: «Почему мы остановились на двухмерных картинках, которые охватывают только 18% визуального поля? Почему бы ни сделать трёхмерное изображение, которое заполнит все 100%, и сопроводить его стереофоническим звуком?»

Так думал начинающий труженик Голливуда, а по совместительству изобретатель, по имени Мортон Хайлиг (Morton Heilig), который в 1962 году получил патент на чудо техники под названием Sensorama.

Понятно, что слово образовалось от «sense», что означает «чувство». А «rama» тут предположительно от «панорамы». На русский «Sensorama», исходя из её назначения, можно было бы перевести, как «чувствительница».

Мортон Хайлиг снимает кино для «Сенсорамы» тремя камерами в одной (фото telepresence.org).

Сегодня «Сенсораму» назвали бы виртуальным симулятором, но в те дни никаких видеоигр и виртуального мира просто-напросто не существовало. Наиболее близким определением для изобретения Хайлига представляется «игральный автомат», но Sensorama была нечто большим.

О, да. Как тут не вспомнить советские игровые автоматы? «Морской бой», «Охота», скачки на мониторе? А вот никак, обойдёмся без нездоровой ностальгии по докомпьютерным временам. Не будем.

Поскольку Хайлиг был кинематографистом, то и ставил своей целью расширить до предела рамки кино: добавить к изображению и звуку вкус, осязание и запахи. Он мечтал стать первым человеком, который откроет людям новый удивительный мир, отправит их Туда.

Sensorama представляла собой, как бы сейчас сказали, автоматизированное рабочее место. Человек садился на стульчик, засовывал голову в специальную камеру и совершал виртуальную поездку на мотоцикле по улицам Бруклина.

Судя по всему, мотоэкскурсия с жасмином ей понравилась (фото artmuseum.net).

Пользователь смотрел трёхмерное кино, снятое одновременно тремя кинокамерами, слушал синхронизированный с изображением стереозвук (более 2 динамиков) и ощущал встречный ветер, созданный встроенными в автомат вентиляторами.

Кроме того, он (благодаря вибраторам) чувствовал выбоины на дороге и посредством системы подачи запахов вдыхал аромат жасмина и другие обонятельные радости. Говорят, помимо езды на мотоцикле, предлагалось «поприсутствовать» на балете.

Само собой, ничего цифрового в «Сенсораме» не было — сплошной аналог, потому не было и никакой обратной связи или интерактивности. Эти так называемые мультисенсорные экскурсии являлись пассивным переживанием.

Нужно ещё отметить, что трёхмерное кино не было изобретением кинематографиста Хайлига. «Баловство» со съёмками сразу с трёх камер и показом одновременно с трёх проекторов на полукруглом экране началось в 1952-м, а к концу интерес к нему даже начал падать. Называлось это, кстати, Cinerama.

Некоторые источники называют автомат Хайлига «Sensorama Simulator» (фото ei.cs.vt.edu).

Так вот, опытный образец Хайлиг построил на свои деньги. Затем он создал в Калифорнии компанию Sensorama Inc и сделал «Revolutionary Motion Pictures System» рекламу, которая осталась единственным живым свидетелем того, что аппарат действительно существовал.

Создатель «Сенсорамы» обратился к миру бизнеса, надеясь найти финансовую поддержку, но бизнесмены автомат не оценили.

Он был действительно слишком революционным, тяжёлым и дорогим для своего времени.

Никто не рискнул вкладывать в него деньги.

В общем, автомат Sensorama так и остался (или был) в одном единственном экземпляре и больше о нём неизвестно ровным счётом ни-че-го.

Тем не менее, о Мортоне Хайлиге помнят, приводят в пример, справедливо отмечая, что его механическое чудо дало толчок развитию виртуальной реальности. Разве нет?



VRET: виртуальная терапия страха и боли

31 января 2003

Project Entropia создаёт реальную цивилизацию в виртуальной реальности

17 декабря 2002

Ролевая игра сольётся с реальностью

15 декабря 2002

Открыты виртуальные экскурсии по Белому Дому

13 ноября 2002

Планеры вторглись в виртуальное пространство

10 января 2002