Американский шаттл-робот получил новое задание

Многоразовый челнок X-37B, впервые стартовавший в апреле 2010 года, до сих пор не раскрыл перед широкой публикой все стороны своего таланта. Ещё загадочнее выглядят производные этого проекта (фото Boeing, USAF).

Американцы обнародовали планы превращения единственного в мире шаттла-робота в линейку беспилотных и пилотируемых машин. Авторы этой концепции полагают, что новые аппараты могли бы поднимать научные грузы и астронавтов в космос, в том числе – доставлять их на МКС и возвращать на Землю.

Свыше семи месяцев провёл в 2010 году на орбите «секретный» миниатюрный пятитонный шаттл X-37B. Относительная секретность его обусловлена тем фактом, что запускали эту машину и управляли челноком ВВС США (USAF). А они не особо откровенничали о нагрузке и целях миссии, за исключением общих фраз об испытании техники.

По схеме полёта (вертикальный старт, горизонтальное приземление), аэродинамике и использованным теплозащитным материалам X-37B во многом напоминает обычный шаттл, но всё же не копирует его (иллюстрации Boeing, USAF, uaff.us).

Испытание прошло успешно. X-37B (экземпляр OTV-1) поставил рекорд длительности пребывания в космосе для многоразового космического аппарата, выполнив в ходе полёта несколько орбитальных манёвров. И ещё он стал первым в США и вторым в мире (после канувшего в Лету «Бурана») кораблём, совершившим полностью автоматические спуск в атмосфере и самолётную посадку на полосу.

Сразу после старта первого X-37B конспирологи предсказуемо заговорили о «мировой угрозе», высказывая самые невероятные предположения о нагрузке челнока, вплоть до климатического оружия, которое вообще-то никто в глаза не видел. Споры вокруг назначения новинки растянулись на месяцы, а военные тем временем без особой шумихи отправили на околоземную орбиту второй X-37B.

5 марта 2011 года в космос был запущен второй экземпляр шаттла X-37B — OTV-2 (миссия USA-226). О полезной нагрузке ВВС США опять не говорят ничего конкретного, помимо того что в ходе рейса должны быть проверены «различные эксперименты и спутниковые датчики, подсистемы, компоненты и связанные с ними технологии, которые будут перевозиться в космос и обратно».

Аппарат до сих пор находится на орбите высотой примерно 320-340 км. Дата приземления пока не назначена (X-37B может оставаться в космосе до 270 дней). На снимках — OTV-2 незадолго до закрытия обтекателя ракеты-носителя и её старт (фотографии US Air Force, Boeing, Pat Corkery/ United Launch Alliance).

Слухи о космическом оружии на борту «таинственного» корабля так и остаются слухами, нам же интересно другое: хотя проект шаттла-робота развивается под крылом военных, не использовать новый аппарат в гражданских целях было бы глупо и нерационально. И действительно, на днях появились подробности этой стороны эволюции X-37B.

О них поведал Артур Гранц (Arthur Grantz), главный инженер группы экспериментальных систем космического отделения компании Boeing — создателя X-37B. Артур выступил на конференции Space 2011, проведённой Американским институтом аэронавтики и астронавтики в конце сентября в Лонг-Бич.

По информации Space.com, американские специалисты изучили возможность превращения X-37B в целый ряд расширенных версий, в том числе – пилотируемых.

Продвинутый аппарат получил наименование X-37C. По внешнему облику и конструкции он будет повторять X-37B, но окажется в 1,6-1,8 раза крупнее. То есть вариант «С» будет насчитывать в длину примерно 15 метров против 8,8 м у исходной модели, а размах крыльев составит 7,5 м против 4,5 у модификации «В».

Запускать X-37C предполагается на вершине ракеты Atlas V EELV.

Сравнение размеров X-37B, X-37C и «классического» шаттла. Справа два челнока-собрата на ракетах-носителях Atlas V и Atlas V EELV (иллюстрация AIAA/Grantz/Boeing).

В грузовом отсеке X-37C должна располагаться герметичная капсула, рассчитанная на 5-6 астронавтов, в том числе на одного «травмированного или заболевшего», нуждающегося в носилках.

Заметим, такой же подход, то есть вставку «пассажирского пенала» внутрь изначально грузового корабля решили применить и британцы, когда задумались об обитаемом варианте перспективного челнока Skylon.

Конструкторы рассматривают несколько вариантов компоновки X-37C. Они отличаются не только размещением пассажирского отсека, но и расположением и числом иллюминаторов, а также – камер, необходимых там, где нельзя получить прямой обзор. Кресла будут расположены с одной стороны неширокого жилого модуля, а с другой останется свободный проход (иллюстрация AIAA/Grantz/Boeing).

Как и его собрат X-37B, более крупный X-37C сможет летать полностью автономно. Но в нём предусмотрят и ручное пилотирование.

Помимо этой модификации шаттл «C» может быть выполнен и в чисто грузовой версии, причём последняя возможна как с герметичным грузовым отсеком, так и с негерметичным.

Интересно, что и «малыш» X-37B тоже рассматривается боинговцами в качестве возможного грузовика. Он мог бы доставлять на МКС оборудование и возвращать результаты экспериментов на Землю.

И такая работа необязательно будет связана с МКС. X-37B способен выводить на орбиту небольшие исследовательские спутники, а по истечении заданного времени забирать их и привозить домой. Тут учёные могли бы извлекать из аппаратов образцы материалов, подвергшихся воздействию космоса.

Визит X-37B на МКС: захват челнока станционным манипулятором, стыковка, перенос грузов, уход от станции, сброс небольшого сервисного модуля (иллюстрация AIAA/Grantz/Boeing).

Компания Boeing утверждает также, что X-37B пригодится для слежения за околоземными астероидами, представляющим опасность для нашей планеты (иллюстрация Boeing).

Ещё Гранц подчёркивает бережное обращение X-37B с хрупкими грузами, например с биологическими образцами, кристаллами. Перегрузки при приземлении мини-шаттла составляют всего порядка 1,5 g.

А мягкая посадка пилотируемой модификации должна понравиться компаниям, развивающим космический туризм. Новый шаттл мог бы летать к орбитальному отелю мистера Бигелоу или к другим частным объектам на околоземной орбите, рассуждает Артур.

Если пилотируемый вариант X-37 получит развитие и будет сертифицирован для полётов, он пополнит семью новых космических кораблей. Так вместо одного отправленного в отставку шаттла американцы получат ещё и космические капсулы Orion, CST-100 и Dragon, а позже крылатый челнок Dream Chaser.



Европейское космическое агентство утвердило миссии к свету и тьме

5 октября 2011

NASA запустит в космос солнечный парус площадью 1444 м2

4 октября 2011

Компания SpaceX анонсировала многоразовую космическую систему

3 октября 2011

Стартовала первая китайская космическая станция

29 сентября 2011

Американцы представили проект мощнейшей ракеты в мире

15 сентября 2011
  • Владислав Сергеев  10 октября, 23:01
    Спасибо, сенсационный материал (для меня во всяком случае).
    ОтветитьНравится
  • Steven Lerner  11 октября, 00:21
    Я тоже обратил внимание на эту инфу. Собственно, ничего сенсационного для меня в этом нет. Нечто такое я и ожидал. Х-37В показал себя очень хорошо, правда надо дождаться посадки ОТV-2, но пока он очень квалифицированно летает и маневрирует на орбите. Я посматриваю на него время от времени на сайте www.n2yo.com/?s=37375
    Но, если они решат сделать пилотируемый вариант, то он будет значительно больше беспилотника OTV. Ему потребуется другой, более мощный носитель, да и многое остается непонятным. Как, например, астронавты будут переходить из корабля в МКС? Надо ли пристраивать шлюзовую камеру или они будут переходить через открытый космос?
    Может быть целиком пассажирский модуль переносить в МКС? Но тогда нужен на станции специализированный модуль для приемки «вагончика».

    Вопросов тьма.

    ОтветитьНравится
  • Владислав Сергеев  11 октября, 02:14
    Steven Lerner , с учетом того, что проект развивают военные, взаимодействие с МКС вряд ли входит в число приоритетных направлений.
    ОтветитьНравится
  • Григорий Орехов  11 октября, 10:12
    А как же военный захват МКС? )
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  11 октября, 10:35
    Носитель для «С» — «усиленный» Атлас V (я так понял — он находится в разработке).
    Судя по рисунку пассажирской версии, у неё на спине, под створками грузового отсека, будет стыковочный узел (на одной из картинок его лепестки даже видны). То есть тут всё сделано точно, как было у обычного шаттла. Так что стыковка и переход астронавтов на МКС в этом варианте трудности представлять не должны.
    ОтветитьНравится
  • Steven Lerner  11 октября, 19:48
    Усиленный Атлас (модификация 5Н2, грузоподъемность на НОО до 30 тонн) давно разработан, просто никогда не требовался. Тут есть закавыка. Атлас принадлежит НАСА, хоть и производится Локхидом. Чтобы Боинг мог использовать эту ракету с Х-37С по своему усмотрению, надо не только купить её, но купить её у НАСА, а это контора загадочная. Кроме того, Атлас очень дорогой. Пока платит бюджет, это мало кого колышет, но если использовать будующий мини-шаттл в коммерческихцелях, стоимость носителя станет главным вопросом.
    Сами понимаете: если один носитель стоит 100 миллионов, а другой только 3 миллиона, то и стоимость полета шаттла, и цена «билета» астронавта будут разными. А это уже конкурентоспособность на рынке.
    Носитель для мини-шаттла ещё не определен окончательно.
    Есть варианты. В том числе и Фалькон-9, и Фалькон-Хэви (53 тонны на НОО). Последний носитель ещё не испытывался, он в стадии изготовления первого летного образца, должен прибыть на стартовую площадку на базе Ванденберг через год.
    Но и самого шаттла пока нет ещё. От разговоров до испытательного образца тоже пару лет пройдет. А потом будут ещё бросковые испытания и так далее. Так что, для выбора носителя ещё запас времени есть.
    ОтветитьНравится
  • Steven Lerner  11 октября, 05:54
    Совершенно справедливо. Эта модель принадлежит DARPA. Но проект сделан фирмой Боинг. При желании, а о том, что такое желание имеется, мы знаем, фирма может использовать разработку Х-37В, как базу для дальнейшей разработки Х-37С, о чем в статье и говорится.
    Кстати говоря, изначально Х-37В был тоже гражданским проектом в ведении НАСА. Это потом его забрали себе военные.
    ОтветитьНравится
  • Михаил Зиньков  11 октября, 11:43
    Ужеж обкакавшись с шатлами, американцы наконец занялись реально эфективными проектами и на тебе не все окончено. Видно идет грандиозная рубка за бюджетные деньги ...
    ОтветитьНравится
  • Игорь Черток  11 октября, 19:23
    Ужеж обкакавшись с шатлами

    Где? Когда? Кажется, я что-то упустил.

    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  11 октября, 19:57
    Шаттлы откатали грандиозную программу в 130 с гаком полётов, собрали МКС и были планово отправлены на покой. Да, были две катастрофы. Но у «Союзов» они тоже были, а никто не говорит про наш рабочий кораблик «с ним обкакались».
    По поводу денег. Скоро основная рубка пойдёт не за бюджет, а за частный коммерческий капитал.
    ОтветитьНравится
  • Сергей Асташкин  11 октября, 11:48
    -- Опять янки вторые ..
    ОтветитьНравится
  • Денис Карин  11 октября, 12:25
    Зачем военным такой агрегат?
    ОтветитьНравится
  • Steven Lerner  11 октября, 19:55
    Пока этот агрегат только экспериментальный технологический демонстратор. DARPA хочет твердо знать на что они могут рассчитывать в будующих заказах, каковы достижимые возможности. А для чего? Много есть приложений. Обслуживание развед-спутников, например. Снятие с орбиты старых и побитых спутников, вывод новых. Спасательные работы при неудачном запуске.
    Вот у России было несколько аварийных запусков, когда спутники пошли на нерасчетные орбиты. Мини-шаттл может «поймать» такой аварийный аппарат и перетащить его на правильную орбиту. Разве это плохо?

    Вот чего американцы точно не пытаются сделать, так это «космический бомбардировщик». Американцы ещё в середине 60-х установили, что он нужен как х... на ужин.

    ОтветитьНравится
  • Александр Привалов  12 октября, 07:03
    Steven Lerner: Обслуживание развед-спутников, например.

    Можно поподробнее с этого момента?

    Steven Lerner: Спасательные работы при неудачном запуске.

    Для этого достаточно простого аппарата, имеющего двигатель с одного конца и магнитный захват с другого конца. Он мог бы вывести спутники на рабочую орбиту, не требуя их повторного запуска.

    Целесообразность разработки для этой сравнительно простой цели специального посадочного аппарата мне представляется совершенного загадочной. Обсуждаемая новость сильно снизила степень моего недоумения по поводу этого проекта (X-37). Вероятно, пилотируемая версия держалась в уме с самого начала. Людей, безусловно, требуется возвращать обратно. Однако, я по прежнему испытываю недоумение, почему грузовая версия вообще существует.

    Есть пример злоключений аппаратов Palapa B-2 и Westar 6. Оба спутника были пойманы, вовращены на Землю, починены и позже снова выведены на орбиту. Эта необычная миссия (STS-51-A) не может доказать целесообразность запуска Шаттала специально для возвращения спутников, так как в тот раз Шаттл вывел на орбиту и свою основную нагрузку, спутники Anik D2 и SYNCOM IV-l. Возвращение Шаттла на Землю пустым или загруженным вряд ли сильно сказалось на стоимости миссии. С 1984-го года повторить этот опыт никому в голову не пришло.

    Однако, одна миссия Шаттла всё же стоит дешевле среднего спутника. Мы же обсуждаем сейчас не просто специальную миссию, но разработку специального аппарата для возвращения спутников на Землю. С экономической точки зрения это выглядит по меньшей мере загадочно. Вроде сейчас не шестидесятые годы, чтобы с разведспутников требовалось снимать кассеты с фотоплёнкой и возвращать их на Землю.

    ОтветитьНравится
  • Steven Lerner  12 октября, 08:02
    «Для этого достаточно простого аппарата, имеющего двигатель с одного конца и магнитный захват с другого конца.»

    Ну, это только в принципе правильно. Однако, мало имть только один маршевый двигатель, надо иметь систему управления и двигатели ориентации.
    Такое устройство носит название орбитального буксира.

    Однако, двигателям нужно иметь топливо, которое имеет свойство заканчиваться. Сам аппарат тоже не вечный. Время от времени он тоже нуждается в техническом обслуживании и ремонте. Не выбрасывать же такую машину! Так почему бы не сделать несколько таких аппаратов в виде челноков, с возможностью автоматической посадки? Один может дежурить на орбите 7-8 месяцев, потом его сменит другой. При необходимости, можно какое-то время держать на орбите 2 таких аппарата.

    Орбитальные буксиры придумали ещё в 60-х. Идея заманчивая. Ракета не может доставить свою полезную нагрузку, например, к орбитальной станции. Ракета только поднимает её на более-менее заданную орбиту. Там эту полезную нагрузку может подхватить буксир и привезти к МКС. Не нужны дорогостоящие одно- или многоразовые корабли — упаковали груз в контейнер и запустили.
    Контейнер с радиомаячком, чтоб буксир не сильно парился в поисках. Удобно и дешево! Особенно, если буксир может садиться на Землю, как самолет, для техобслуживания, ремонта, дозаправки и, если потребуется, замены захватов роботизированного манипулятора.

    Почему обязательно снимать с разведспутника фотопленку? А если можно спутник дозаправить топливом? А если можно на орбите сменить сенсоры? А если можно провести замену электронных плат? А если можно подключиться к спутнику и провести тестирование систем?
    Скажите, а Хаббл не обслуживали в космосе?

    Ещё раз говорю: Х-37В является просто технологическим демонстратором. Сейчас важно знать какие возможности обещают современные технологии. То, что Х-37 показывает, с моей точки зрения, это фантастика.
    Я слежу за его полетом, время от времени, конечно, на сайте www.n2yo.com/?s=37375
    Просто обалдеть можно, как он меняет орбиты, азимут, наклонение, высоту — все характеристики, прямо на глазах.
    Утром он был на высоте 240 километров. 2 часа назад высота была 290 км. Пока я писал эти строки высота изменилась с 306,24 км до 307,52 км.
    Пока я это писал, Х-37 прошел Таиланд и Камбоджу, пошел над океаном в сторону Малайзии.

    ОтветитьНравится
  • Steven Lerner  12 октября, 08:11
    Над Тимором высота уже 317.2 км и продолжает быстро нарастать.
    Между прочим, OTV-2 на орбите с 5 марта, уже 7 месяцев.
    ОтветитьНравится
  • Steven Lerner  12 октября, 08:21
    Австралию проходит на высоте 323,3 км. Скорость увеличилась с 7,1 км/сек до 7,46, а сейчас снизилась до 7,36

    Не хотите сами последить?

    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  12 октября, 13:35
    Действительно, прям космический истребитель какой-то. Интересно, какие перспективы у такой штуки для военных.

    Кстати, еще возможное использование — это доставка «материалов» со спутника. Допустим, прилетели пробы грунта с астероида, марса, кометы и пр, челонок «отобрал» их у спутника и аккуратно спустил на Землю. А то, то тут то там появляются проблемы с загрязнением образцов из-за жесткого приземления. И в расчете на это можно снизить массу спутника, выкинув тепловой щит и парашюты.
    Как вариант. Хотя и речь о килограммах, но это может быть одной из многочисленных миссий челнока в рамках одного полета.

    ОтветитьНравится
  • Steven Lerner  12 октября, 20:05
    Космический истребитель? С чего бы это? Вот на советских станциях типа Алмаз предполагалось устанавливать пушки Нудельмана-Рихтера НР-23 (система Щит-1). СССР экспериментировал со спутниками-истребителями спутников. А про американские Х-37 ничего подобного никогда не планировалось, на сколько мне известно.
    У Штатов есть более простой и экономичный способ сбивать орбитальные аппараты. Помните, как просто и эффективно полтора года назад ракетой СМ-3 сбили огромный как автобус, падающий спутник? Так там ещё надо было попасть в определенную точку, плюс сам спутник безобразно кувыркался.

    У военных главное направление — запуск и обслуживание их спутников: разведки, связи, раннего обнаружения ракетных пусков и т.д. Задач им хватает, нужны аппараты для их решения.

    Спуск грузов с орбиты на Землю тоже немаловажное дело. Союзы и Прогрессы этого не могут принципиально. Мог это делать спейс-шаттл, но он больше не летает.
    Драконы могут возвращать груз. Х-37 может. Дрим Чейсер (первые суборбитальные полеты, сегодня сообщили, намечены на июль 2012 года) — может. Вобщем, все новые американские корабли строятся с такой перспективой.
    Но вы правы — роботизированный орбитальный челнок — оптимальное устройство, чтобы встречать возвращающийся зонд с образцами на орбите, снимать с него всё, что желательно вернуть на Землю и аккуратно привозить на свою базу (пока это Ванденберг, но уже строится несколько частных космопортов).

    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  12 октября, 23:38
    Говоря, про истребитель, я не имел в виду его военное применение, а лишь маневренность и способность по быстрому изменению высот и орбит.
    Кстати, вот пришла еще идея. Не знаю на сколько это будет рентабельно, но возможно при помощи этого челнока можно побороться с загрязненностью орбит. Он может поднять в космос пачку небольших спутников. Развезти их по разным орбитам, а те в свою очередь соберут на себя как-то кучу осколков, затормозят и сгорят.
    ОтветитьНравится
  • Вадим Поморцев  11 октября, 12:50
    подлетел на околоземной орбите к нужной стране и скинул высокоточную бомбу, никакие современные ПВО не помогут. В случае начала войны, обеспеивает мгновенное военное превосходство США в космосе... Может это ответ китайской космической программе...
    ОтветитьНравится
  • Илья Киселев  11 октября, 16:59
    пролетая мимо первопрестольной завис на секунду, открыл бомболюк, сбросил каку, и дал деру))
    ОтветитьНравится
  • Александр Рудалёв  11 октября, 17:41
    У данного агрегата, есть один не достаток, доставка на орбиту. Хотя с другой стороны, америкосы аккуратно относятся к своим разработкам и в случае чего могут вывести на орбиту все сделанные экземпляры.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  11 октября, 20:05
    Космическая бомбардировка — неудобна, невыгодна, медлительна и затратна. На корабле, находящемся на орбите, нельзя просто так взять и «подлететь» к нужной цели. Мало того, что у вас виток занимает почти два часа (это на низкой орбите), так вы ещё дождитесь, чтобы плоскость орбиты прошла через нужный вам пункт на Земле. Никогда не думали, почему NASA про шаттлы сообщало нечто вроде «если пропускаем этот виток для торможения, то следующая возможность посадки во Флориде — завтра в 13:18»?
    А если ваш шаттл вообще дежурит на Земле, то пока вы его запустите на нужную орбиту... В общем, куда проще и намного быстрее отправить непосредственно к цели МБР. В зависимости от точки старта и пункта назначения — 15-40 минут и готово. Тут правда встаёт вопрос юридический — я не в курсе разрешено ли международными соглашениями использовать МБР с неядерной начинкой.
    ОтветитьНравится
  • Сергей Жуков  11 октября, 13:09
    Собьют его вместе с высокоточной бомбой...
    ОтветитьНравится
  • k j  11 октября, 16:12
    чем его собьют и кто? из рогатки что ли? Только американцы и китайцы успешно сбили по спутнику на орбите!!!!!!!!!!
    ОтветитьНравится
  • Алексей Худяков  11 октября, 22:38
    русские тоже сбивали, причем ракетой с самолета
    ОтветитьНравится
  • k j  12 октября, 00:13
    ссылочку пожалуйста скиньте очень хочу почитать,что за чудо ракета такая у нас и когда это было!!!
    ОтветитьНравится
  • Василий Тхэ  11 октября, 15:37
    Американы молодцы, что копают в этом направлении. Но они опоздали. Еще в СССР Лозино-Лозинским была разработана и доведена до ума программа Молния. Теперь есть Молния-3. Похожий на маленький Буран аппарат с хорошо развитым оперением по сути является космическим самолетом, который стартует с подвеса на тяжелом транспортнике, а летает и садится сам, как Буран. Ему уже 50 лет, а про действия советсткого и россиянского правительства я лучше умолчу...
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  11 октября, 15:50
    Американцы не опоздали. Потому что все наши «молнии» — были и где они теперь? Где они «летают и садятся»? Кто видел? Живая машина хоть есть? А так, если брать проекты — то у амеров был «Дайносор», ещё какие-то штуки, типа hl-20, ну и что с того? Вот x-37b — на орбите — сейчас! Это реальный продукт. PS Лозино-Лозинский был конечно мегаталант, но его работа оказалась стране не нужна.
    ОтветитьНравится
  • k j  11 октября, 16:13
    Да где он? У Путина на даче стоит?
    ОтветитьНравится
  • Александр Рудалёв  11 октября, 17:38
    > Ему уже 50 лет

    Ну и сравнили вы. Технологии 50-летней давности с современными.

    ОтветитьНравится
  • Илья Киселев  11 октября, 16:58
    Чума... единственный на данный момент космический аппарат для высокой орбиты с пилотируемой посадкой. Молодцы!
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  11 октября, 17:37
    С пилотируемой — это в перспективе, а пока — с автоматической — и это ещё интереснее.
    ОтветитьНравится
  • Steven Lerner  11 октября, 20:08
    Х-37 не единственная разработка такого рода. Есть и другие, например Х-34 от Орбитал: en.wikipedia.org/wiki/Orbital_Sciences_X-34
    Была разработка Мартин-Мариетта Х-24, испытывались в атмосферных полетах Х-38 (пилотируемый вариант).
    Sierra Nevada Corporation (SNC) строит свой пилотируемый мини-шаттл Дрим Чейсер. Судя по поступающей информации, шустро строят — скоро начнут атмосферные полеты.
    ОтветитьНравится
  • Олег Городков  14 октября, 15:35
    > Сразу после старта первого X-37B конспирологи предсказуемо заговорили о «мировой угрозе»

    Но вся прогрессивная общественность знает, что ВВС США преследуют исключительно мирные цели!!

    ОтветитьНравится
  • Андрей Кошкин  16 октября, 08:31
    Да я тоже заметил его траекторию ))
    ОтветитьНравится