Объяснено выживание панд на бамбуковой диете

Большие панды (Ailuropoda melanoleuca) весьма привередливые создания — едят почти один бамбук. В результате, чтобы восполнить недостаток необходимых полезных веществ, в дикой природе они съедают по 12 кило растения в день, при этом из всей этой массы усваивается лишь 17% (фото Joe Petersburger, National Geographic).

Зоологи уже знали, что желудок чёрно-белых мишек больше приспособлен к перевариванию мяса, а не бамбука, который панды обожают. Теперь найдено объяснение, как животные справляются с пищей, богатой грубыми волокнами.

Странная особенность пищеварения была обнаружена в 2008 году. Тогда учёные определили, что панды, относящиеся к семейству медвежьих, имеют систему пищеварения, похожую на ту, что имеется у хищников. У панд нет характерных для травоядных ферментов для переваривания целлюлозы, множественных желудков и микроорганизмов, позволяющих «высосать» из растительности всю пользу. Зато у панд были обнаружены полчища микробов, похожих на присутствующих в кишках бурых и белых медведей, а также прочих плотоядных животных.

Расшифровка генома панды подтвердила прежние предположения зоологов.

В 1982 году зоологи установили, что из кишечного тракта чёрно-белых созданий выходит 92% съеденной целлюлозы и 73% гемицеллюлозы. В бамбуке содержится некоторое количество белков, сахаров и жиров. Но чтобы добраться до этих веществ, нужно преодолеть стенки клеток, которые защищены тяжело перевариваемой целлюлозой. Для получения достаточного количества калорий пандам приходится съедать очень много бамбука (фото Vera Le Bail/Flickr.com).

Эколог Фувэнь Вэй (Fuwen Wei) и его коллеги из института экологии Китайской академии наук (Institute of Zoology Chinese Academy of Sciences) тщательно изучили состав и особенности микрофлоры желудков панд. Для этого они собрали экскременты семи диких животных и восьми, живущих в неволе.

Исследование рибосомных РНК показало присутствие разных видов бактерий (13 расщепляют целлюлозу, 7 из них уникальны и отсутствуют у других млекопитающих) и тысяч генов микробов.

Хотя жители зоопарков и лесов имеют разные образ жизни и диету (первые кроме бамбука лакомятся молоком и фруктами), их кишечный тракт обладает примерно одинаковым «населением», пишет Nature. Команда Вэя также обнаружила в помёте панд необычные гены бактерий рода Clostridium, которые очень похожи на гены, ответственные за производство ферментов, расщепляющих целлюлозу на простые сахара.

Вероятно, эти бактериальные гены способствуют процессу переваривания целлюлозы и выделению из бамбука большего количества нужных питательных веществ, теоретизируют авторы статьи в Proceedings of the National Academy of Sciences. Таков механизм эволюционной адаптации (наравне с мощными челюстями, зубами для пережёвывания и ненастоящими большими пальцами, позволяющими захватывать стебли).

Напомним, что «маломерные» предки панды тоже поедали бамбук. То есть переход с мясной диеты на растительную произошёл очень давно. Что именно его спровоцировало, остаётся загадкой.

Раскрыт секрет магического фрукта

28 сентября 2011

Биологи открыли у воронов умение ждать

16 сентября 2011

Нильских крокодилов поделили на два вида

15 сентября 2011

Филиппинцы поймали крупнейшего крокодила

7 сентября 2011

Учёные собрали стволовые клетки исчезающих видов

6 сентября 2011
  • Нина Булгакова  18 октября, 21:39
    они сознательно решили стать вегетарианцами)
  • k j  18 октября, 22:17
    Вот ролик показывающий какие они вегетарианцы !!! rutube.ru/tracks/1393167.html?confirm=7d7660e688344b217f3774b726ec4a60&v=c4484e8971ea198903536916cd6b771b А еще лучше вот rutube.ru/tracks/4401253.html?v=2925ce282317b89f5be53d909430092e
  • Борис Поленов  19 октября, 02:15
    Такие няшки.
  • Роман Кириенко  19 октября, 07:13
    Ленивый мишка, в отличие от бурого и белого не захотел рыбачить и охотиться. А может оказался запертым в ареале, где кроме бамбука практически ничего не было, а кишечная микрофлора подстроилась под новый рацион. И, Юленька, при всём уважении: «эксременты» вроде как логичнее, но всё-таки «экскременты»)
  • Юлия Рудый  19 октября, 11:36
    Роман, люди, уважающие себя прежде всего, не обращаются к другим людям, с которыми не имеют личного знакомства, в уменьшительно-ласкательной форме. Опечатку исправили.
  • Роман Кириенко  19 октября, 13:21
    Согласен, и даже по отчеству. Вот только вашего отчества я не знаю к сожалению.
  • Юлия Рудый  19 октября, 16:58
    Нет, в моём случае отчество не обязательно. Спасибо за понимание, Роман.
  • Роман Сурков  19 октября, 10:18
    Пусть кушают бамбук, они ж такие милые!
  • Poмaн Coлжeницын  19 октября, 16:15
    Интересно, можно ли генетически модифицировать микрофлору человека так, чтобы он тоже мог употреблять в пищу древесину — мука из опилок и т.п.? Это помогло бы решить проблему голода в мире.
  • Юлия Рудый  19 октября, 17:00
    Наверное, возможно, но, для того чтобы флора стала симбиотической, нужно будет изрядно постараться. И, как бы то ни было, древесину, наверняка, «подкрасят» какими-нибудь «улучшителями».
  • Семён Воловник  19 октября, 20:58
    Никогда нельзя знать всех последствий таких операций. Так что лучше бы микрофлору человека от геноинженеров прятать.
  • Александр Вихров  19 октября, 18:34
    Что интересно, австралийские мишки, генетически никак с пандами не связанные, коалы — тоже вегетарианцы, причем едят листву только отдельных видов эвкалиптов. По стилю жизни они такие же. Мясо больше нужно для тех, кто ведет активный образ жизни.
  • Юлия Рудый  19 октября, 23:24
    Или активный образ жизни ведут те, кто есть мясо.
  • Poмaн Coлжeницын  20 октября, 06:26
    Интересно, отличается ли микрофлора у людей долгое время практикующих вегетарианство от обычной? Возможно, что со временем она эволюционирует и начинает помогать лучше усваивать растительную пищу?
  • Илья Казённых  20 октября, 09:42
    Мясо ещё надо поймать, приходится быть активнее.