Электролента ShapeTape: змея пожирает мышь

Компьютер отрабатывает коронный удар (фото с сайта measurand.com).

Вы не устали от метаморфоз привычных устройств ввода информации — мыши и клавиатуры? Сколько можно изобретать велосипед, пора бы уже придумать что-то принципиально новое. И придумали, только пока не знают, что с этим делать.

Новинка под названием ShapeTape («Лента формы») представляет собой ручной манипулятор необычного типа — лёгкую, длинную, гибкую и жёсткую ленту. Датчики, которыми напичкана эта конструкция, реагируют на изменение формы, движения, позицию и ориентацию странного предмета.

Утверждается, что при помощи этой электронной змеи можно вводить в компьютер информацию, быстрее и удобнее, чем традиционными методами. На слово не верится, а возможности проверить пока что не предвидится — продавать ShapeTape в России никто не собирается.

Придётся разбираться со змеёй заочно.

ShapeТаре помогает моделировать сложные формы (фото с сайта newsandevents.utoronto.ca).

Прежде всего, представим автора идеи. Просим любить и жаловать: исследованиями руководит профессор Университета города Торонто (University of Toronto) Равин Балакришнан (Ravin Balakrishnan). Что ж, уже хорошо — индийцы всегда считались лучшими заклинателями змей. Возможно, что и на саму идею канадского учёного навела генетическая память.

Балакришнан более 10 лет занимается проблемами взаимодействия человека и компьютера, интерфейсами будущего и устройствами ввода трёхмерной информации. Кстати, демонстрировал свою ShapeTape на той же конференции CHI 2003 , на которой его сограждане из Кингстона докладывали про Attentive Interface.

Вот что говорит сам Равин о загадочном изделии: «Наша работа представляет собой совершенно иной путь взаимодействия с компьютером. Она уходит от парадигмы мыши и клавиатуры — „один размер для всех“ — в сторону более специализированных инструментов для решения специальных задач».

Так, от сердца вроде бы отлегло: печатать с помощью ShapeTape пока не предлагается, поэтому клавиатуру можно и попридержать. Но вот что касаемо мыши: в определённых ситуациях от неё советуют отказаться.

Нападение ShapeWrap на водителя помогает избежать аварии (фото с сайта measurand.com).

Тот, кто пробовал использовать мышь для рисования, знает, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет — какие-то детские каракули. Необходим минимум дигитайзер. А если не удаётся ввести плоский рисунок, что тогда говорить о сложных объёмных формах? Между тем, по заверениям создателей, в этой области ShapeTape вне конкуренции.

Понятно, что за любой интерфейс надо подержаться руками, чтобы оценить его удобство. Мысленно даже работу с мышью представить затруднительно, но у нас просто не остаётся другого исследовательского подхода, кроме кабинетного.

Поэтому всем обладателям быстрого Интернета советуем посмотреть видеоролики, а сами расскажем об устройстве змеи.

Типовая ShapeTape имеет размеры 1,3 х 13 х 1800 мм, при этом чувствительная зона занимает 480 мм длины ленты и содержит до 48 сенсоров, сгруппированных попарно. В зависимости от планируемого использования ленты, набор датчиков и размеры всего устройства могут меняться.

Для обеспечения жёсткости конструкции внутри располагается стальная пружина, хотя для определённых целей выпускаются и неметаллические модели.

Докладываются результаты военных полевых испытаний (фото с сайта measurand.com).

Оптические датчики, отслеживающие изменения конфигурации ленты, соединяются между собой волоконными световодами и передают информацию в отдельный интерфейсный блок, в котором она преобразуется в цифровую форму для последующей отправки в компьютер.

Вся собранная информация обрабатывается драйвером устройства, использующим достаточно сложные математические модели. Это вам не мышь, для которой необходимо отслеживать в режиме реального времени изменение всего двух координат.

Конструкция ленты и математический аппарат обработки данных заставляют рассматривать для каждой её точки целых шесть степеней свободы, иначе не удаётся правильно интерпретировать все изгибы сложной поверхности. Это предъявляет дополнительные требования к скорости передачи данных в компьютер.

Но нам-то нет никакого дела до всякой заумной математики и технических проблем, стоящих перед разработчиками змеи. Нам подавай готовый манипулятор и при этом объясни, для чего он нужен и как с ним работать.

Нужна лента для быстрого снятия мгновенного компьютерного «слепка» со сложных трёхмерных объектов, и, с другой стороны, позволяет моделировать гипотетические пространственные объекты. И ещё, с помощью ленты можно сканировать движения различных объектов в режиме реального времени.

ShapeSensor регистрирует движения пальцев (фото с сайта measurand.com).

Так как смысл последнего абзаца с трудом поддаётся пониманию, объясняем на конкретных примерах. Разработчики планируют совершить при помощи ShapeTape прорыв сразу на нескольких основных фронтах: развлекательном, эргономическом, биомеханическом и в области научно-инженерных исследований.

Начнём, естественно, с развлекательного, тем более что применение ShapeTape в данной области довольно очевидно.

Если достаточно плотно обмотать человеческое тело электронной змеёй, то с её помощью можно вводить в компьютер наши движения.

Правда, для этой процедуры нужна удлинённая модификация устройства — целая анаконда под названием ShapeWrap. Забинтовавшись этой штукой, вы могли бы заставить своё alter ego из компьютерной игры копировать ваши движения и технику нанесения разящих ударов. Правда, побегать в змеевидных доспехах вам не удастся.

Или можно разучивать на дому всякие хореографические па, сверяясь со студийной записью. А ещё таким образом можно управлять персонажами мультфильмов, вообще любыми виртуальными актёрами.

Конечно, существуют разные механические, магнитные и оптические системы захвата движений, но, по мнению канадцев, их детище значительно проще, легче, удобнее и компактнее.

Кто-то достигает красоты с помощью ShapeТаре…(фото с сайта measurand.com).

Сложность в том, что ShaреТаре — всего лишь устройство ввода. Для каждого конкретного применения его нужно подключать к определённой программе. Не думаем, что это заинтересует всех разработчиков, хотя бы — компьютерных игр.

Что касается биомеханики и эргономики, то методика применения датчика примерно та же — захват человеческих поз и обучение определённым движениям. Хотят таким образом помочь автомобилистам и спортсменам, но больше надеются на военных и космонавтов.

Кстати, производятся ещё совсем небольшие и особо чувствительные ShapeSensors — для детального изучения работы отдельных человеческих суставов или деталей механизмов. С помощью пяти таких сенсоров можно, например, просто и точно фиксировать движения наших пальцев — чем не электронные перчатки.

Вероятно, первыми оценят ShapeТаре всё же научно-инженерные работники, и тому уже есть конкретные подтверждения. Не исключено, что конструкторам тоже иногда удобнее повертеть в руках кусок пластика, чем манипулировать мышью, клавиатурой и дигитайзером в программах типа AutoCad: пространственные формы легче задавать пространственным же способом.

...а кому-то милее конкурирующая Shape Таре (фото с сайта shapetape.com).

Скорее всего, методики применения нового устройства будут разрабатываться в научных лабораториях, значит, конкретных результатов в потребительской сфере придётся ждать несколько лет.

Пока же разработками, исследованиями и производством ShapТаре единолично занимается канадская компания Measurand. Занимается, похоже, вот уже 10 лет, но существенных результатов добилась только недавно. А запатентована ShapeTape, как следует из сайта Measurand, Канадским космическим агентством (Canadian Space Agency) — именно оно и лицензирует производство. В общем, всё очень непросто.

В заключение поведаем о любопытном курьёзе из области патентов и торговых марок. Сейчас очень модно патентовать названия новых товаров из двух слов в слитном написании (примеров — море), с заглавной буквой в середине сложносоставного слова.

Тогда имя товара совпадает с адресом рекламирующего его интернетовского сайта. В нашем случае так не получится: на ShapeТаре нашлась своя Shape Таре — средство для поднятия женского бюста.



Attentive Interface. Часть вторая: сегодняшние решения

24 апреля 2003

Кнопки по вертикали: чего стоит клавиатура SafeType

22 апреля 2003

Универсальные пульты: долгий забег на короткую дистанцию

15 апреля 2003

Микрочипы в товарах пугают потребителей

14 апреля 2003

Attentive Interface. Часть первая: подходы к проблеме

9 апреля 2003