Придуман новый способ возвращения потерянных космонавтов

Пожалуй, один из самых страшных снов любого космонавта — оказаться на слишком большом расстоянии от космической станции и не иметь возможности вернуться к ней (фото NASA).

Инженер из Японии придумал способ и разрабатывает прототип устройства для возвращения космонавта к кораблю, от которого он может уплыть из-за какой-либо ошибки.

Джон Синко (John E. Sinko), ныне работающий в университете Огайо (Ohio State University at Newark), предложил использовать для этих целей упрощённое подобие маневровых реактивных двигателей, которые позволяли бы возвращать потерянного члена экипажа, воздействуя на него извне.

Идея персонального «транспортного средства» пришла к Джону в прошлом году, когда он работал над системой, помогающей удалить космический мусор с орбиты при помощи лазеров (мы рассказывали о том, как американцы смоделировали работу подобной установки).

Синко тогда предложил вешать на космические аппараты контейнеры с двумя типами твёрдого топлива, каждое из которых реагировало бы на лазер определённой длины волны, под его воздействием испарялось и создавало тягу в определённом направлении.

Два типа нужны, чтобы корабль можно было не только разгонять, но и притормаживать (двигатели толкают аппарат в противоположных направлениях).

Теперь Синко предполагает, что устройство можно уменьшить и приладить на скафандр космонавта, только для этого нужно добавить трубку, отводящую поток второго вещества в сторону, противоположную направлению, в котором толкает человека первое вещество. (Первое топливо прозрачно для лазера с длиной волны, предназначенной для второго типа.)

Джон подсчитал (смотрите статью в Journal of Propulsion and Power), что луч углекислотного лазера, падающий на килограммовый микродвигатель в течение 200 секунд, способен разогнать человека до одного метра в секунду. То есть система вполне работоспособна, надо лишь опасаться слишком сильного разгона, чтобы космонавт не ударился о корпус корабля.

Своеобразными двигателями можно оснастить даже сумки с инструментами (New Scientist вспоминает про главную космическую потерю 2008 года).

Отметим, что существующие методы спасения (выбрасываемые страховочные тросы и индивидуальные реактивные ранцы) не работают на расстоянии более 100 метров, либо не позволяют космонавту добраться до станции, если он находится без сознания. Предложенная Синко система может.

Десятки людей купили запуск персональных спутников на орбиту

14 октября 2011

Американцы создали липкую космическую руку

13 октября 2011

Американский шаттл-робот получил новое задание

10 октября 2011

Европейское космическое агентство утвердило миссии к свету и тьме

5 октября 2011

NASA запустит в космос солнечный парус площадью 1444 м2

4 октября 2011
  • Анатолий Носик  19 октября, 17:23
    хм... А действительно, в космос выходят уже давно, а как вернуться оттуда при чп до сих пор задача... Порабы, пора бы..
  • Сергей Владимиров  19 октября, 18:41
    А что будет, если луч лазера случайно попадет не на двигатель, а на скафандр, не прожжет ли обшивку?
  • Алексей Юрасов  19 октября, 20:02
    обшивку сделают блестящей
  • Илья Киселев  19 октября, 19:08
    а почему реактивный ранец не работает на дальностях больше 100м? и почему реактивным ранцем нельзя управлять из корабля если космонавт без сознания? И в чем проблема со страховочными тросами?
  • Юлия Рудый  19 октября, 23:22
    Выбрасываемые тросы не могут достичь объект, находящийся на расстоянии более 100 метров. Реактивным ранцем нельзя управлять в бессознательном состоянии (и со станции, видимо, тоже).
  • Павел Захаров  20 октября, 01:44
    Предусмотреть возможность удаленного управления индивидуальным реактивным ранцем и все. Стоит человеку потерять сознание — техника автоматически передает управление на корабль или в ЦУП.
    Интересно, почему у выбрасываемых тросов длина ограничена ста метрами? Что, сложно на конец троса прицепить баллон с газом и управляемыми соплами, чтобы точно так же можно было управлять движением этого самого троса на расстояниях более ста метров?
  • Александр Митькин  20 октября, 11:00
    Да, но ведь необязательно использовать лазеры или трос. Можно использовать пулемёт или взрывчатку..
    Если пули будут управляемыми ракетами, то вполне реально.
  • Илья Киселев  19 октября, 19:11

у Лема в «Возвращение со звезд» было интересное испытание космонавтов. Корабль оставлял их на орбите в скафандрах одних на некоторое время. Нужно было продержаться.
    Мой самый любимый рассказ у него)

• Игорь Черток  20 октября, 03:05
    у Лема в «Возвращение со звезд» было интересное испытание космонавтов.

Что-то Вы путаете.

• Илья Киселев  21 октября, 15:25
    Почему путаю?
    Это было одним из испытаний, которое прошел главный герой прежде чем отправится в полет на 150 земных лет.
  • Александр Морозов.  19 октября, 19:45
    Полагаю в крайнем случае можно станцию «подвинуть» поближе к потерявшемуся.
  • Роман Боченков  19 октября, 21:07
    Полагаю это очень проблематично. Кажется маловероятным что астронавт удалившийся от станции вдруг статично завис от станции на некотором расстоянии. А экстренное маневрирование многотонной махиной с разгоном, остановкой и возвращением на прежнюю орбиту.....анреал...
    Гораздо выгоднее выглядят дистанционно управляемые боты. Не нужно лишнего груза (термо и радиационной изоляции, систем жизнеобеспечения) лишь двигатель и манипулятор для захвата.
  • Врэж Багратуни  19 октября, 20:36
    Странная проблема. Разве современная электроника, автоматика и дистанционное управление с микродвигателем на ранце не способны эту проблему разрешить? В конце концов на корабле можно установить специальные спасательные ботики. Кстати, странно, что до сих порна МКС нет ни одного такого спасательного ботика. Это же даже чисто психологически важно для всех там.
  • Юлия Рудый  19 октября, 23:23
    Видимо, пока полагаются на прочие системы безопасности, которые только в исключительном случае могут упустить космонавта в открытое пространство.
  • Врэж Багратуни  20 октября, 04:39
    А пылесосом нельзя вернуть выпавших за борт в вакуум несчастных сих? :)
  • Роман Сурков  20 октября, 16:15
    Мощей солнечных батарей не хватит :) Да и фильтры забьются мелкой космической пылью.
  • Канат Абильдинов  21 октября, 15:47
    А что всасывать-то будет пылесос? Вакуум?
  • Врэж Багратуни  22 октября, 18:46
    Естественно, вакуум и космонавтов. Главное, чтобы пылесос был бы квантово-силовой и большой большой, в полстанции. :)
  • Врэж Багратуни  22 октября, 19:03
    Да и космический эфир покажет вдруг всем, что он таки существует. Просто никто ещё не додумался рискнуть включить пылесос в космосе :)
    Всех учёных и космонавтов запугали старпёры, утверждениями, что космического эфира нет и быть не может, и посему пылесосы никчему в межвёздном пространстве. Орбитальные интерактивные, молельные дома, часовни, мечети, церквушки и храмы можно тащить на геостационарную орбиту, а пылесосы, это высшее воплощение человеческой цивилизации — низя! :(...
  • Канат Абильдинов  24 октября, 10:13
    а космонавтов он будет засасывать строго определенными порциями — квантами? ;)
  • Александр Химич  20 октября, 05:55
    «Пожалуй, один из самых страшных снов любого космонавта — оказаться на слишком большом расстоянии от космической станции и не иметь возможности вернуться к ней». Это сами космонавты сказали, или земляшки понавыдумывали? Мне-то, как земляшке, этот страх очень даже понятен, но что говорят по этому поводу космонавты?
    И в любом случае, если ты боишьсь высоты, например, то какие страховочные тросы, ранцы и т.п. ты бы ни имел, на верхушке высокого дерева тебе будет, мягко говоря, неуютно.
    Моё мнение: страховка и методы спасения — это очено хорошо, но к собственно страху они отношения не имеют. И как их ни улучшай (даже дальше разумного предела), риск и страх останутся. Надо искать разумный предел.
  • Александр Химич  20 октября, 06:08
    Что-то я зациклился на страхе... Весьма разумные предложения, вместо изобретения велосипеда использовать то, что есть:
    1. Ранец — дистанционно управлять им со станции, если космонавт без сознания. Если некому управлять (нет никого на станции) — система определяет удаление/скорость космонавта и при критических значениях автоматически производит «стыковку» (подводит ранец с космонавтом к станции) — алгоритмы уже есть.
    2. Боты — если топливо в ранце закончилось, выпускается бот (по сигналу системы упомянутой выше), и подтаскивает космонавта.
    Всё это не должно быть так уж и дорого, никакой новизны. Просто видимо вероятность такого происшествия настолько мала, что не заслуживает принятия немедленных мер. Тросы рулят (пара тросов с карабинами, для надёжности во время перецепления от одной скобы к другой). Ранец (с добавленным дист. управлением) — тоже рулит. А стреляние лазером по улетающему космонавту, который крутится, удаляется и уже находится на расстоянии пары километров — не рулит.
  • Роман Кириенко  20 октября, 08:05
    Бесспорно. Только единственный плюс система имеет однозначно: космонавта можно вернуть к кораблю даже если отказала полностью вся автоматика в космосе (в т.ч. и боты), непосредственно с Земли. Но... зачем ему возвращаться на безжизненный корабль, на котором не работают системы жизнеобеспечения?? Это скорее мера из разряда плацебо:(
  • Роман Кириенко  20 октября, 08:21
    Чтобы не оставлять человека один на один с бездушными железяками, которые в принципе могут оказать в любой момент. Конечно это очень напрягает и мешает работать.
  • Врэж Багратуни  20 октября, 06:12
    Любопытно, неужто ни одного космонавта не одолевал внезапно страх закрытого пространства? И как там с этим борятся? Неужто сразу на землю снаряжают его? Может и было, но от нас держат в секрете, чтобы не позорить несчастного. А так же интересно знать, пробовали ли заниматся на МКС сексом. Соблазн же великий, оказатся первым в мире, который занялся ЭНТИМ в космосе, первым в истории человечества женщиной зачавшей в Космосе. Если и было, то нам наверняка не расскажут. Может они там бром все пьют. Ведь почи год воздержания даже Робинзону Крузо было трудно стерпеть. :)
  • Сергей Асташкин  20 октября, 06:45
    -- Глупость..
  • Евгений Храмцов  20 октября, 11:33
    Я вот только не понял как эта система будет работать, если космонавт без сознания. Ну подсветили его лазером. А как управлять полетом, чтоб он летел в нужную сторону. Мы ж не можем исключать, что он может еще и вращаться.

А я придумал как вернуть космонавта без сознания с расстояния до 200 метров. Вот.

• Андрей Кошкин  20 октября, 11:36
    Данная идея ненужна по двум причинам.
    1. Нет задач в работе удалённо от станции.
    2. Космонавт страхуется двумя тросами по всей поверхности мкс и по инструкции он просто не может двигаться дальше не закрепив трос.
  • Андрей Яковлев  20 октября, 14:07
    1. сейчас нет, завтра появится
    2. тросы могут оборваться
    при удалении от станции на значительные расстояния — лазер пожалуй единственное относительно простое средство достать космонавта
  • Сергей Асташкин  20 октября, 14:18
    ---- если оборвётся трос — космонавт улетит с такой скоростью ,что его только челноком можно будет догнать, а что вращаться будет -как пить дать.. Отцепляться — НЕЛЬЗЯ — НИКОГДА (если нет своего управляемого движка) Кстати,даже в сознании, управление движком в космосе — на орбите — дело сложнейшее, посему — должны быть авто-режимы ..В тысячи раз легче иметь такую систему «спасатель» к скафандру — чем расстреливать лазером несчастного.. Лазер-то мощностью приличной ,любой непредвиденный эффект — и скафандр продырявится..
  • Андрей Кошкин  21 октября, 09:54
    Смотрел сериал про космических уборщиков мусора с орбиты. Так вот там был момент когда космонавта отнесло от станции и ему пришлось сделать виток в скафандре, подцепили на следующем витке.
    Представте сутки в космосе с безумной скоростью и помутнением рассудка от увиденного. Ужесть
  • Сергей Асташкин  22 октября, 07:29
    -- Если оборот — то пахнет не 24 часа а годами.. Авторы очень слабы в физике..
  • Александр Давиденко  22 октября, 14:28
    так как рядом нет никаких объектов — скорость не ощущается, а вот космический мусор становится очень актуальной проблемой.
  • Александр Давиденко  22 октября, 14:25
    «предложил» о как! да эта идея сотни раз в научной фантастике обыграна была!
  • Александр Давиденко  22 октября, 14:44
    «Идея персонального «транспортного средства» пришла к Джону в прошлом году»...!!
  • Сергей Асташкин  22 октября, 15:46