Астрономы нашли самую молодую формирующуюся экзопланету

Слева показан газопылевой диск, окружающий светило LkCa 15. Его возраст не превышает двух миллионов лет, от Земли оно находится в 450 световых годах. Справа: учёные удалили свет, исходящий от звезды, после чего проявилось местоположение протопланеты – синее и красное свечение (фото Michael Ireland, Adam Kraus).

Двое исследователей из США и Австралии обнаружили экзопланету LkCa 15 b, которая формируется из газопылевого диска, окружающего её родительскую звезду. За удивительным объектом они теперь наблюдают напрямую.

Уникальные данные были получены телескопами-близнецами, расположенными на Гавайях (Keck Telescopes). Их оптика позволила учёным разглядеть экзопланету, возраст которой — менее двух миллионов лет. А это как минимум в пять раз меньше, чем у самых молодых планет, что были описаны (вот один из последних примеров).

Астрономы относят родительскую звезду новичка (LkCa 15) к типу T Тельца, молодым, ярким и переменным звёздам. Известно, что они сформировались совсем недавно в результате гравитационного коллапса. Гравитационное сжатие питает светило (эта фаза предшествует зарождению термоядерных реакций).

Таким образом, наблюдая за LkCa 15, астрономы Адам Краус (Adam Kraus) из Гавайского университета и Майкл Айрленд (Michael Ireland) из университета Маккуори знали, что могут найти вокруг звезды молодые формирующиеся миры (протопланетный диск, окружающий светило, обнаружили уже давно). Их старания увенчались успехом.

«Этот гигант построен из пыли и газа. Раньше получить эти данные было невозможно, так как формирование происходит близ звезды. Теперь же мы впервые наблюдаем планету и материал вокруг неё напрямую», — рассказывает Краус.

(Отметим, что первый прямой спектр экзопланеты астрономы получили в 2010 году.)

Адам и Майкл использовали разновидность cпекл-интерферометрии (а именно aperture masking interferometry), чтобы удалить с изображения яркий свет звезды. В результате они получили снимки еле заметных пылевых дисков и дыр, где могли прятаться молодые планеты. В одной из «полостей» и была найдена LkCa 15 b.

Статья учёных уже принята к публикации в Astrophysical Journal (а пока можно почитать препринт статьи, выложенный на сайте arXiv.org в виде PDF-документа).

Краус и Айрленд планируют продолжить исследование этого участка неба. Возможно, вскоре они найдут и другие формирующиеся планеты.

Несмотря на то что возможности учёных по-прежнему весьма ограничены (разглядеть процесс в деталях не удастся), новые данные, полученные в ходе наблюдения за LkCa 15 и соседними звёздами, дадут астрономам лучшее представление о формировании планет Солнечной системы миллиарды лет назад.

Напоследок отметим, что самых разных экзопланет находили великое множество (более 500). Среди них самая маленькая, самая плотная, самая тёмная, а также экзопланета, на которой может существовать жизнь, и оборачивающаяся вокруг двух солнц.

Астрономы объяснили скрытность галактических чёрных дыр

21 сентября 2011

Открыта планета с двумя близкими солнцами

16 сентября 2011

Учёные застали звезду за сжиганием планеты рентгеном

14 сентября 2011

Астрономы открыли более 50 новых экзопланет

13 сентября 2011

Найдена планета с претензией на обитаемость

31 августа 2011
  • Роман Кириенко  20 октября, 21:10
    Интересно, что обнаружили с земли. Всё-таки небо — штука огромная, из космоса за всем не уследишь...
  • Алексей Заикин  20 октября, 21:55
    Просто наземных обсерваторий гораздо больше чем орбитальных.
  • Александр Шаиров  21 октября, 09:35
    мне представляется, необходимым туда лететь, подправлять местную звезду и планету(орбиту, наклон ...) под параметры необходимые человеку, так наверное проще, чем искать подходящую планету.
  • Павел Яковлев  21 октября, 09:58
    Фига себе проще, нам еще до такого уровня терраформирования фигова туча тысяч лет развития без промежутков (типа средних веков).
  • Юлия Рудый  21 октября, 12:15
    Мысль, конечно, интересная. Но, соглашусь с Павлом, нам ещё далеко до осознания, долёта туда и вообще каких-либо действий. Кстати, сделать её похожей на Землю может быть и невозможно. Очень большое количество факторов. Надо тогда уж искать другие формирующиеся в обитаемой зоне.
  • Павел Яковлев  21 октября, 12:19
    Если уж работать с терраформированием, нам не надо лететь далеко. Под боком Марс и Венера. Ну и Луна, кстати.
  • Алексей Шердюков  21 октября, 13:03
    Мне кажется,что перед тем как заниматся терраформированием, нужно на Земле порядок навести.
  • Ваня Крейцер  21 октября, 17:34
    Мне кажется, терраформирование перспективнее. По-крайней мере больше поводов надеяться на то, что рано или поздно человек это сможет.
  • Врэж Багратуни  8 февраля, 21:06
    Это дурная интерпретация смутного видения.