Американцы решили разрезать спутники в космосе

«Если программа будет успешной, космический мусор обернётся космическими ресурсами», — говорит директор DARPA Реджина Даган (Regina E. Dugan). На рисунке слева виден сервисный аппарат, подошедший к «жертве» (справа) — спутнику связи, закончившему работу (иллюстрация DARPA).

Некоторые узлы давно выключенных спутников можно использовать в новых. Разделка и утилизация отработавших аппаратов прямо в космосе могла бы сэкономить миллионы, считают авторы нового проекта.

Агентство по перспективным оборонным исследованиям Пентагона (DARPA) запустило программу «Феникс» (Phoenix), призванную превратить более сотни списанных спутников связи, болтающихся на геостационаре, в источник запчастей.

Высокая цена спутников связи обусловлена как стоимостью деталей, так и большими затратами на запуск. Между тем в списанных, выработавших ресурс сателлитах находится немало узлов, которые могли бы ещё поработать. Ныне на орбитах в виде выключенного хлама крутятся сотни миллионов долларов. Обидно оставлять такое богатство без дела и заново производить те же самые узлы на Земле, а потом ещё тратиться на подъём в космос.

Как объясняет DARPA, один из важнейших таких узлов – антенна. Она не только дорога в изготовлении, она объёмна и немало весит, что влияет на размеры и массу спутника, а следовательно, и на стоимость его запуска.

Именно антенны призван утилизировать проект «Феникс» в первую очередь. Сердцем комплекса должен стать автоматический аппарат, условно названный tender (плавучая база), сообщает Gizmag. Он должен быть оснащён роботизированными руками с набором инструментов, необходимых для разделки старого спутника.

Это один из сложнейших элементов замысла. Спутники не разрабатывались в расчёте на разборку, так что орбитальному сервисмену недостаточно будет уметь откручивать гайки – ему придётся немало сверлить и резать. (Кстати, научившись разрезать свои старые спутники, можно было бы проделывать аналогичный трюк с новыми чужими.)

Помимо «тендера» проект предусматривает наличие целого флота помощников – миниатюрных спутников PODS (payload orbital delivery system, «орбитальная система доставки нагрузки»). Эти крошечные аппараты должны храниться на борту «тендера», пока не понадобятся для захвата очередной антенны.

DARPA отмечает, что система Phoenix могла бы использовать наработки по софту и скоростным системам связи другого, параллельного проекта System F6 (будущий, быстрый, гибкий, фракционированный, свободно летающиий космический аппарат, объединённый информационным обменом).

Идея System F6 заключается в выводе на орбиту не одного «монолитного» спутника, а целого кластера свободно плавающих модулей, которые помогали бы друг другу, постоянно обмениваясь информацией, и брали бы на себя те или иные функции в рамках общей задачи. Такой гибкий перенастраиваемый кластер, по замыслу авторов, был бы надёжнее единственного аппарата и в нём легко было бы заменить вышедший из строя компонент на новый иллюстрация DARPA).

Добравшись до какого-нибудь старого спутника, владельцы которого разрешили разборку его на запчасти, «тендер» закреплял бы на антенне пару аппаратов системы PODS, отделял бы антенну от спутника связи и отправлял бы её в свободное плавание до тех пор, пока она не понадобится. Все операции проводились бы под управлением оператора на Земле.

Запас новых аппаратов PODS могли бы доставлять на геостационарную орбиту вновь прибывающие спутники связи. Последние существенно экономили бы в массе и цене, отказавшись от собственных антенн. Орбитальный сервисный аппарат проводил бы прямо на геостационаре операцию по «приживлению» старой антенны к новому спутнику связи. Наноспутники PODS доставляли бы необходимую деталь в нужную точку.

В настоящее время DARPA ищет промышленных партнёров, которые помогли бы реализовать этот сложный замысел. Агентство рассчитывает, что в 2015 году состоится первый эксперимент на орбите – тестовый прототип робота-сервисмена должен отделить антенну от неработающего спутника.

Антенну затем оснастили бы новыми компонентами и включили, показав принципиальную возможность работы отрезанной запчасти в составе нового аппарата.

Заметим, исследовательское подразделение министерства обороны США не первый раз обращается к теме «второго дыхания» для космического железа. Именно в рамках проекта DARPA в 2007 году на околоземной орбите прошёл ряд тестов первого в мире спутника — ремонтника и заправщика и его подопытной цели.

Ракета «Союз» впервые взлетела из Южной Америки

21 октября 2011

Придуман новый способ возвращения потерянных космонавтов

19 октября 2011

Открылся первый в мире частный космопорт

18 октября 2011

Десятки людей купили запуск персональных спутников на орбиту

14 октября 2011

Американцы создали липкую космическую руку

13 октября 2011
  • Михаил Акопян  24 октября, 13:51
    Особенно мне понравилось:
    «научившись разрезать свои старые спутники, можно было бы проделывать аналогичный трюк с новыми чужими»
    Именно этим и можно заинтересовать спонсоров))
  • Вадим Сущенко  24 октября, 18:28
    может это военное приминение данной технологии (хотя думаю что в оригинальном проекте такого не было, ведь гораздо проще сделать 100 наноспутников-торпед без всяких манипуляторов. и вывести их на орбиту в спутнике-контейнере)
  • Александр Давронов  24 октября, 21:49
    «научившись разрезать свои старые спутники, можно было бы проделывать аналогичный трюк с новыми чужими...»
    ..например с МКС!
  • Алексей Белоногов  25 октября, 12:35
    Уже существую военные системы, способные сбивать спутники. Стоят на вооружении.
  • Сергей Клиничев  24 октября, 13:54
    Пусть сначала заправку сделают спутников на орбите, если получится, то можно уже о чем-то таком думать, а так слишком круто по-моему.
  • Леонид Попов  24 октября, 13:59
    Спутниковая «автозаправка» уже была испытана в космосе — см ссылку в конце новости.
  • Николай Рейм  24 октября, 14:03
    Сказочники — разделочники.
  • Павел Яковлев  24 октября, 14:14
     — Ало, телекомкорпорейтед слушает, у нас тут технические неполадки...

— Привет, это DARPA. У вас там на самом дорогом и нужном спутнике атенна отлетела... Случайно, конечно... Откуда знаем? Мимо пролетали, по своим делам. Может привинтить обратно? Счет высылаем.

• Александр Горев  24 октября, 15:42
    В таком случае все станут оснащать свои спутники "сторожевыми собаками " (камера или датчики какие с пулеметной очередью), дабы не отвинтил кто чегонить...
  • Илья Киселев  24 октября, 16:18
    @Александр Г Так и вижу подстреленного пролетающего космонавта Ивана со здоровенным гаечным ключом в ослабшей руке*)
  • Александр Горев  24 октября, 16:27
    Хм... Ивана? Думаешь наших возьмут туда на работу?
  • Ваня Крейцер  24 октября, 17:15
    Ага, эра космических пиратов уже на носу.
  • ***   24 октября, 16:08
    технически на данном этапе освоения космоса вполне реализуемо. Но на мой взгляд было бы удобнее, чтобы не отлавливать их каждый раз когда потребуются запчасти, и не поддерживать их орбиту чтобы не сгорели в атмосфере, перемещать их куда нибудь в одну точку, например на орбитальную ремонтную станцию.
  • Леонид Попов  24 октября, 16:45
    А если уже нечем перемещать — топливо закончилось, спутник мёртв, отключился из-за сбоя, не отвечает на запросы? Таких ведь полным-полно.
  • ***   24 октября, 17:37
    подразумевал не то, что он сам долетает, а что его отбуксировывают
  • Steven Lerner  26 октября, 09:45
    Как на счет аппаратов типа Х-37В?
    Челнок-робот, маневрирующий на орбите, вполне мог бы поработать и буксиром.
  • Александр Горев  24 октября, 16:31
    Более вероятно создать летающую лабораторию с бАААльшим «кузовом» — собирать отработанные спутники в кузов и время от времени отковыривать нужные от них детали, а ненужные «отпинывать» в сторону земли, чтобы быстрее сгорели. Также оснстить эту лабу функцией заправочной станции для работающих спутников.
    Тогда и мусора будет меньше на орбите.
  • Александр Лалетин  24 октября, 17:16
    Все дело в том, каковы дальнейшие планы, если и дальше развивать только обычную реактивную технику, то каждый килограмм любого мусора потребуется. Если же развивать движение по эфиру и эфиродинамические реактивные двигатели на СВЧ и СВН токах, то никакой нынешний космический хлам не понадобится, подъем грузов в космос перестанет быть проблемой.
  • Вадим Сущенко  24 октября, 18:08
    пожалуста, давайте развивать!
    у вас есть установка где хотябы наблюдается эти эффекты?
  • Радомир Курбанофф  24 октября, 19:41
    опытный образец сделайте. самый простой. на подвесе. просто проверить есть тяга или нет.
  • Александр Лалетин  25 октября, 00:32
    Такой эффект давно был обнаружен и теперь он используется для освобождения ото льда при оледенении на самолетах и кораблях. Это эффект высокочастотного удара. Но кто даст денег, а главное, кто вам позволит разрабатывать летающую тарелку. У себя в сарае пожалста, да и то еще присмотрят, не слишком ли все получается.
  • Радомир Курбанофф  25 октября, 07:50
    ну и где здесь эфир? вы ушли от ответа.
  • Александр Лалетин  25 октября, 11:30
    Ну без эфира вещество не просуществует и мгновения, взорвется как атомная бомба. Так что спрашивать где тут эфир глупо, он везде и всюду. А высокочастотный удар применяемый для скалывания льда создает именно эфирный удар. Разверни его в обратную сторону, вот и реактивный эфирный двигатель.
  • Роман Сурков  25 октября, 11:35
    Полагаю, высокочастотный удар в самолётах и кораблях формируется не столько за счёт эфирного удара, сколько за счёт миниатюрных чёрных дыр в штурвалах указанных суден.
  • Сергей Асташкин  24 октября, 17:21
    -- дело двигается..
  • Евгений Храмцов  24 октября, 18:29
    Слава богу. Ну наконец-то.
  • Вадим Сущенко  24 октября, 18:31
    может быть просто стоит сегодняшние спутники проектировать по модульному принципу, сделать антену отделяемую и сразу в нее внедрить тот PODS.
  • Леонид Попов  24 октября, 18:41
    Может. Но речь идёт об утилизации той сотни с лишним молчащих аппаратов, что уже находятся там, на геостационарной орбите.
  • Илья Лягин  24 октября, 20:51
    Вадим
    Тоже подумал о модульности: эта ж самодвижущаяся бензопила отпилит, а потом проблемы решать с «соплями» от прививки старого агрегата новому...
  • k j  24 октября, 23:48
    Как говорил Станиславский -"Не верю!!!!"
  • Врэж Багратуни  24 октября, 23:54
    У меня есть идея, предложение. Для противоастероидной защиты Земли, на высоких орбитах из остатков крупных спутников постепенно собрать в большие тяжелые металаломные конструкции (затем приделать им движки). С годами их масса будет увеличиватся. Их масса должна быть достаточной, чтобы при столкновении с астероидом отклонить их от гибельной для земли траектории. Когда-то города почти таким образом зашищали города адирижаблями.
    Когда настанет час Х, несколько таких больших железных кулаков встанет на пути астероида и оттолкнёт его в нужную сторону.
    Может кто-то будет способен расчитать это и воплотить в конкретику? У меня здесь нет выхода на заинтересованные в этом структуры.
  • Александр Горев  25 октября, 08:32
    Ну да. А еще можно будет этой конструкцией землю от солнца загораживать. В прошлом году над европейской частью России она бы была весьма кстати.
  • Врэж Багратуни  25 октября, 10:33
    Из металического мусора можно сделать нечто очень полезное. Надо этот металалом не на знмлю спускать, а напротив собиратьь их в несколько больших куч подальше от Земли. Эту кучк постепенно увеличивать, добавляя туда новые отжившие свой срок спутники. Со временем там космические стражи смогли бы собрать по этой моей идее громадную весомую конструкцию. Возможно ядерные взрывы не так сильно повлияют на изменение трааектории кометы, как предлагаема масса метала весом до сотен тысяч тон.
    А вообще необходимо согласовано применять все средства борьбы с подлетающей горой. И уверен, моя металическая гора сыграет решающую роль в леое спасения земли. Такую конструкцию, контсрукцию постепенного акумулирования массы отработаного металла в нескольких дальних орбитах Земли никто ещё не предлагал и уверен, это лучщее решение этой важной проблемы. С годами масса этих титанических конструкций будет всё больше и больше увеличиватся. Можно и массу отработаных двигателей к нему приложить, добавав в них только топливо.
    Получится Большая металическая Гора весом под сотни тысяч тон с тясячу двигателями. Чем не космические стражи? Но идею необходио проработать вами, технарями. Помогите мне. Кстати на этих громадных металоконструкциях могут и туристы космонавты причаливать и иметь прекрасный космический дайвинг, среди титанической кучи затонувщих космических крейсеров и линкоров, фрегатов и парусников. Убеждён, это будет смотрется живописно. Там туристам будет поинтереснее, чем на Луне. Ничто не мешает в куче этого метала соорудить храмы, часовни, церквушки, мечети, комфортабельные отелт, научные лабаратории. Да и вообще, основать там первый космический город. Так в своё время, вокруг армянской Мхитарянского монастыря на острове постепенно образовался город, и город этот теперь называется — Венеция. Космос частников мог бы поддержать этот проект.
  • Роман Сурков  25 октября, 11:42
    Звезда Смерти?
  • Михаил Тоцких  25 октября, 15:31
    Врэж Ванунц, а того, вроде бы, Дартом Вейдером звали )))
  • Михаил Тоцких  25 октября, 16:07
    Главное в нули раньше времени не лезть ))))))))
  • Михаил Тоцких  25 октября, 16:07
    А то вреки уже сальважим ))))
  • Михаил Тоцких  25 октября, 16:07
    Вот и вреки начали сальважить ;)
  • Сергей Буравченко  27 октября, 01:09
    «саргассы в космосе»
    и да, трактор-бим уже почти изобретен))
  • Михаил Тоцких  2 ноября, 14:28
  • Врэж Багратуни  26 октября, 02:26
    Жаль, не оценили здесь предлагаемые металические надолбы Земли от астероидов (Они должны быть многоэшелонированные и на разных растояниях от планеты). Между тем, я убеждён, это было бы лучшей защитой
    нашей планеты от астероидов. Все другие версии, которые мне довелось читать не будут эффективны.
    Опять за пониманием идеи придётся к западным людям обратится. Перестройка в России и разруха ещё не кончилась.
  • Михаил Тоцких  26 октября, 09:33
    От небольшого астероида, смысла защищаться нету. Большой же астероид разнесет ваш орбитальный склад металлолома на куски и наш любимый глобус помимо ошметков астероида накроет еще и железками. Либо, как вариант, мы всей планетой надорвемся его тащить фиг знает куда.
  • Владимир Решетов  29 октября, 11:46
    Ну вот. Еще одним непонятым гением стало больше.
  • Константин Верехин  8 января, 15:14