Учёные объяснили полёты комаров в дождь

Один из выводов работы: комары летают во время дождя, потому что слишком мало весят (фото David Hu).

Американские биологи заставили насекомых пролететь сквозь контейнер, в котором имитировался сильный дождь. Съёмка высокоскоростной видеокамерой показала, что комары не уворачиваются от капель воды, но при этом умудряются не пострадать от ударов.

Дождевая капля размером с комара весит примерно в 50 раз больше насекомого. Столкновения с такими объектами, казалось бы, должны были изничтожить кровососов. Тем не менее они процветают в тех регионах мира, где ливни — обычное дело.

Дэвид Ху (David Hu) и его коллеги из технологического института Джорджии решили выяснить, что же происходит с комарами во время дождя. Учёные сделали небольшой контейнер с решётчатой крышкой, внутри которого при поливе сверху шёл искусственный дождь. От настоящего он почти не отличался, разве что скорость капель была ниже.

Насекомых поместили в резервуар и записали их полёты на видео. Просмотр полученных кадров высокоскоростной съёмки удивил учёных. «Они совсем не пытались избежать столкновений с каплями», — рассказывает Ху.

Комары постоянно получали скользящие и прямые удары от гигантских, по меркам мира насекомых, капель. Однако это не останавливало кровопийц, они лишь чуть сбивались с курса, а затем быстро приходили в себя и стабилизировали полёт.

Дэвид Ху, математик по образованию, большую часть времени посвящает изучению способов передвижения животных и насекомых. Так, мы писали о том, как он в сотрудничестве с другими учёными исследовал плоты из муравьёв и движение змей, а также создавал робота-водомерку (фото Georgia Tech).

Чтобы понять, как им это удаётся, команда Ху провела эксперимент с шариками из пенопласта. Учёные наполняли их различными жидкостями, стремясь получить наиболее реалистичную модель столкновения комара и капли воды.

Анализ полученных данных показал, что капля, соударяясь с малоинерционным объектом, деформируется, но не разлетается на брызги (как при столкновении с плоскостью). Из-за этого импульс, передающийся от водной капли насекомому, не велик. Согласно расчётам, шарик воды из-за удара теряет лишь 2% своей скорости, а комар продолжает лететь, как ни в чём не бывало.

В препринте статьи, появившемся на сайте ArXiv.org, авторы работы пишут, что комар в ходе столкновения с каплей может испытывать перегрузку от 30 до 300 g в течение одной миллисекунды. Для сравнения: предел человеческих возможностей – 25 g на протяжении 1,2 сек.

«Да, комары могут летать во время дождя», — заключают учёные. А инженеры тем временем грезят о том, что рано или поздно будут созданы миниатюрные беспилотные летательные аппараты, которые тоже смогут работать хоть в солнце, хоть в ливень.

У клопов обнаружен антиафродизиак

25 октября 2011

Учёные изобрели самодвижущиеся наностержни

19 октября 2011

Физики процедили свет через воронку

18 октября 2011

Электрическое поле превратило жидкость в твёрдое тело

13 октября 2011

Нобелевку по физике получили первооткрыватели тёмной энергии

4 октября 2011
  • Семён Воловник  25 октября, 16:06
    И заметьте — полёты комаров в дождливую погоду имеют биологический смысл. После дождя становится больше водоёмов, куда они могут отложить яйца, так что самкам надо шустрить, чтобы напиться крови и найти эти водоёмы.
  • Александр Ромашов  25 октября, 17:38
    Комаришкам удалось удивить учёных... Хотя не менее удивительно, что на полёт этих кровопийц под дождём только сейчас обратили внимание. Жалко кадров столкновений в ролике маловато! Раздражает сравнение перегрузки за милисекунду для комара с перегрузкой за секунду для человека — с одной стороны комар в силу минимальной инерции тела и так в более выходных условиях, а с другой в течение милисекунды мозг человека может испытывать перегрузку и за 100g, главное не перебрать с интегральной характеристикой. А главное, красочное «eyeballs-out» мало осмыслено, так как сильно зависит от направления — если бралось замедление лицом вперёд (как в краштестах), то могли бы там же поинтересоваться какие мгновенные замедления человек выдерживает даже без потери сознания.
  • Роберто   25 октября, 20:30
    Я поймала комара.
    Та-ра, та-ра, та-ра-ра!
    Комаришку я люблю,
    Тру-лю-люшки, тру-лю-лю!
    Но комарик загрустил,
    Жалко комаришку.
    Нет, поймаю я себе
    Лучше муравьишку.
    Муравьишка тоже грустен,
    Тоже любит погулять…
    Хватит с ними мне возиться –
    Надо Мембру почитать!
  • Юлия Рудый  25 октября, 20:50
    Читайте-читайте :)
  • Роберто   25 октября, 21:41
    естественный отбор оставляет лишь сверхгениально приспособленные к агрессивной среде организмы.Творение!
    впрочем,эта закономерность применима в какой то степени и к искусству ;)