Японцы построят крупнейшие суда на воздушных пузырьках

Вероятно, воздушная смазка на тяжёлых судах не нашла широкого применения просто из-за того, что никому не удавалось довести её до ума, проработать оптимальную подачу воздуха и взаимодействие его с корпусом судна. Интересно, что получится у японцев? (иллюстрация Mitsubishi Heavy Industries)

В новой серии сухогрузов будет применена самая последняя версия технологии воздушной смазки, снижающей силу сопротивления движению судна.

Компания Mitsubishi Heavy Industries разработала новый балкер, который должен выбрасывать примерно на 25% меньше CO2 по сравнению с обычным усреднённым судном такого типа.

Главная изюминка проекта – «система воздушной смазки» (Mitsubishi Air Lubrication System — MALS), работа над которой началась ещё в 2000 году. Она состоит из нескольких компрессоров и набора труб, измерительных приборов и клапанов, которые подводят воздух к десяткам точек под днищем судна. Пелена из многочисленных пузырьков, производимая этой системой, снижает трение о воду.

Это, конечно, далеко не судно на воздушной подушке, и не скеговый аппарат, но такое судно способно заметно экономить топливо. При этом затраты на работу компрессоров тут сравнительно невелики.

Идея воздушной смазки днища корабля возникла более ста лет назад, но до сих пор она применялась редко и, как правило, на небольших судах. Но вот в 2010 году Mitsubishi Heavy Industries создала грузовое судно Yamatai, оснащённое системой MALS. На ходовых испытаниях этот 153-метровый аппарат показал, что пузырьки воздуха позволяют экономить 10% горючего (даже с учётом расхода энергии на работу воздушного компрессора).

Грузоподъёмность Yamatai составляет 6 тысяч тонн, ширина – 38 м, длина – 152,62 м, осадка – 9 м. Внизу: схема MALS, сверху вниз – моторы и компрессоры, ветвящаяся система труб, сопла под днищем (иллюстрации Mitsubishi Heavy Industries, travelships.wordpress.com).

Новый «пузырьковый» сухогруз, а точнее, это будет перевозчик зерна, окажется существенно крупнее: в длину он должен насчитывать 237 метров, в ширину — 40 м, осадка составит 12,5 м, а дедвейт — 95 тысяч тонн (проект показан на рисунке под заголовком).

Помимо внедрения системы MALS в этой модели пересмотрена форма носа в целях уменьшения волнового сопротивления, а ещё использована новая конфигурация задней части — в ней винты стоят после рулей.

По информации Green Car Congress, первые три зерновоза, скроенные по новым лекалам, получит международная агропромышленная корпорация Archer Daniels Midland, базирующаяся в США. Строить суда для неё будет японская компания Oshima Shipbuilding, которой Mitsubishi поставит компоненты и оборудование, связанные с системой MALS.

Сроки завершения строительства зерновозов не названы, но известно, что это будет где-то после 2014 года. Как раз к тому моменту должен быть реконструирован Панамский канал – через него с запасом смогут проходить суда такого размера, как эти три сухогруза. Сейчас же параметры данных посудин выходят за пределы ограничений, действующих на канале.



Крупнейшие суда перевезут товары экономичнее всех

22 февраля 2011

Крупнейшее в мире солнечное судно пересекло Атлантику

24 ноября 2010

Построено самое крупное в мире солнечное судно

26 февраля 2010

Канадец готовится пересечь Тихий океан на педальной лодке

29 января 2010

Катер на ногах покорил два моря и людей в чёрном

9 декабря 2009
  • Владимир Николаевич  25 октября, 21:55
    Нахлынула ностальгия — Адамов. Тайна двух океанов. Подлодка Пионер... Акумуляторная кстати. Которая для скорости кипятила воду вокруг себя. Глубоко наплевав на шум этих пузырьков и теплоемкость воды.

    А вообще дилетанту странно, почему бы под днищем не сделать углубление, которое полностью заполнить воздухом. С плавными сходами и заходами корпуса для уменьшения вихрей на краях такой впадины.

    P.S. Четверть века назад читал, что теже японцы испытали корабль с рыбьим хвостом вместо винта. И экономил хвост много процентов топлива. Видимо, профсоюз аквалангистов наложил вето.

    ОтветитьНравится
  • Григорий Коганицкий  25 октября, 22:00
    Это реальная схема. У военных подобное испытывалось (кстати и в СССР).
    Проосто название статьи выбрано неудачно — воздушная подушка это нечто другое.
    Кстати, если днище правильно профилировано, расход воздуха очень небольшой
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  25 октября, 22:25
    Григорий. Там нет слова «подушка», вам почудилось.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  25 октября, 22:31
    Владимир. В определённых пределах можно сделать небольшие углубления (может даже у японского проекта они есть), полосами там или ещё как-то, чтобы сократить расход воздуха, убегающего в стороны бортов. Но огромную полость вам сделать не удастся, потому, что это повлияет на поведение судна в шторм.

    По логике развития — увеличивая эту систему — вы в пределе получите просто классическое СВП или кеговое СВП. Это действительно другая вещь: сопротивление воды вы поборете, но количество воздуха, прокачиваемого через систему, увеличится существенно (в судах на возд. подушке нагнетатели ставятся такие нехилые), а что будет с подушкой при качке на хорошего размера волнах и говорить не нужно.

    Пузырьковая система смазки — некий интересный компромисс, более близкий к обычным судам, чем к СВП. Очень интересно, что у японцев выйдет в итоге.

    ОтветитьНравится
  • Григорий Коганицкий  25 октября, 22:35
    Извиняюсь — я был в «уличных» очках.
    Но, все равно, идея вполне работоспособная, особенно при профилировании днища каналами
    ОтветитьНравится
  • Григорий Коганицкий  25 октября, 22:37
    Вы не уточните, что такое «кеговое СВП»!?
    Не нашел этого термина в гугле (лучше со ссылкой)...
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  25 октября, 23:02
    Григорий. «Скеговое» во-первых (я оговорился). Это когда воздушная подушка по бортам ограничена стенками или узкими копусами, _заходящими в воду_ — скегами (в отличие от просто СВП, в котором края гибкого ограждения практически висят _над_ водой).
    ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE_%D0%BD%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B5
    ОтветитьНравится
  • Григорий Коганицкий  25 октября, 23:13
    Теперь понял — всегда интересовался этой тематикой и стал искать новый для меня термин.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  25 октября, 23:19
    ..."узкими корпусами", конечно. опечатываюсь. :)
    ОтветитьНравится
  • Алексей Ромчак  25 октября, 23:07
    «который должен выбрасывать примерно на 25% меньше CO2»
    — Это значит что расход топлива на 25% меньше. Да серьёзная экономия. И это тем более радует после чтения о профессоре с беспроводным велосипедом да лаборатории исследующей различие темных и светлых автомобилей на предмет теплоотдачи.
    ОтветитьНравится
  • Александр Горев  26 октября, 08:08
    Почему то сразу вспомнил журнал «Юный техник» лохматого года. Тогда для ледоколов предлагалась технология закачки воздуха под лед перед носом корабля, мол лед будет легче колоться. Сказал не в тему, просто интересно — используется ли сейчас эта технология?
    ОтветитьНравится
  • Muspell   26 октября, 16:07
    Пока торпеда Шквал наиболее полно использует движение в воздушном пузыре, официально с 1977 года :)
    ОтветитьНравится
  • Григорий Коганицкий  26 октября, 16:14
    Это не совсем воздушный пузырь — скорее кавитационная пена
    ОтветитьНравится
  • Muspell   26 октября, 16:18
    издалека выглядит как вытянутый пузырь, то же смазка)))
    ОтветитьНравится
  • Muspell   26 октября, 16:15
    Ну и немецкая так называемая суперкавитационная торпеда от Diehl BGT Defence — superkavitierender Unterwasserlaufk
    ОтветитьНравится
  • Muspell   26 октября, 16:17
    http://www.europaeische-sicherheit.de/alt/Archiv/ES_Archiv_2001ff/ES01-01-07.htm
    ОтветитьНравится
  • Григорий Коганицкий  26 октября, 16:24
    Торпеды и корабль разные вещи — торпеда, даже выйдя на режим тратит на поддержание «смазки» до половину мощности, а корабль должен с нуля идти в экономичном режиме — это должно быть намного продуманней и изящней технически
    ОтветитьНравится
  • Muspell   26 октября, 16:56
    Не буду спорить, не специалист потому что. Просто у меня такой ассоциативный ряд выстроился Шквал и Барракуда)))
    ОтветитьНравится
  • Иван Касьянов  27 октября, 00:55
    Странно что никто не пришел возмущаться что стащили его личную разработку или идею. Кто то не больше полугода назад распинался как раз за такую схему
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  27 октября, 01:24
    Помнится там человек распинался про полость в днище и воздушный пузырь в ней, высотой в три метра — а это совсем не то же самое, что вереница бегущих пузырьков вдоль днища. А вообще я ведь написал, что самой этой идее — более 100 лет. Чего уж теперь права качать?
    ОтветитьНравится
  • Врэж Багратуни  27 октября, 05:53
    А эти пузырьки не навредят ли океанской экосистеме, дельфинам и прочим тварям? Экологи же везде видят опасность.
    ОтветитьНравится
  • Врэж Багратуни  27 октября, 05:54
    Насколько это шумно?
    ОтветитьНравится
  • Александр Гадяев  27 октября, 08:55
    Существует ещё проблема обрастания днища корабля водорослями и ракушками. Интересно, в какую стороны пузырьки сработают? Помогут нарастонию или очищению, или никак не скажутся?
    Кстати вопрос дилетента: а можно ли днище чистить кавитационной пеной?
    ОтветитьНравится
  • Вадим Сущенко  26 ноября, 12:00
    интересно как это влияет на плавучесть.
    ведь вода с пузырьками менее плотная.
    ОтветитьНравится
  • Алексей Курочкин  11 декабря, 13:20
    Ещё бы добавить эту технологию
    www.membrana.ru/particle/12244
    И затраты на топливо будут копеечные :)
    ОтветитьНравится