Астробиологии расширили обитаемую зону красных карликов

Небольшие размеры красных карликов упрощают поиск экзопланет, кружащих по орбитам вокруг этих светил. Кроме того, красными карликами являются 80% звёзд главной последовательности (иллюстрация ESO/L. Calçada).

Британский и американский учёные провели расчёты и показали, что обитаемая зона важного класса звёзд обширнее, чем считалось. Это означает, что планет, потенциально пригодных для жизни, в космосе гораздо больше.

Манодж Джоши (Manoj Joshi) из Национального центра атмосферной науки и Роберт Хеберле (Robert Haberle) из исследовательского центра Эймса обнаружили новый фактор, который влияет на величину обитаемой зоны близ красных карликов.

Речь о пространстве вокруг звезды, в котором условия на поверхности планет более-менее близки к земным. Например, в Солнечной системе обитаемая зона расположена между 0,7 и 3 астрономическими единицами (расстояние от орбиты Венеры и до двух радиусов орбиты Марса).

Главными факторами, определяющими границы обитаемой зоны, являются температура и размер светила. Но не менее важны условия на самой планете, к примеру, её отражающая способность (альбедо).

Джоши и Хеберле в своей статье, опубликованной на сайте препринтов ArXiv.org, обращают внимание на тот факт, что количество света, отражающегося от снежных и ледяных покровов планет, зависит от того, в каком диапазоне волн излучает их родная звезда. Так, наше Солнце испускает свет в основном в видимом диапазоне, а альбедо снега и льда для данного спектра – 0,8 и 0,5 соответственно.

Однако большинство звёзд являются красными карликами, и их диапазон излучения сдвинут в длинноволновую область. Как следствие, альбедо планет у таких светил должно быть меньше, чем в нашей системе.

Астробиологи подсчитали, какими могли бы быть показатели отражающей способности экзопланет, обращающихся вокруг красных карликов Gliese 436 и GJ 1214 (первая находится на расстоянии 33, вторая – 40 световых лет от Земли). Излучение светил таково, что альбедо снега и льда на поверхности этих планет было бы равным 0,4 и 0,1 соответственно.

Зависимость альбедо от длины волны излучения звезды (иллюстрация с сайта technologyreview.com).

Это, в свою очередь, значит, что экзопланеты у красных карликов поглощают больше энергии от своих родных звёзд и температура на их поверхности тоже выше, чем считалось. Следовательно, внешний край обитаемой зоны красных карликов расположен дальше от светила — примерно на 10-30% против предыдущих оценок.

Астрономы нашли самую молодую формирующуюся экзопланету

20 октября 2011

Учёные измерили тепло и влажность древнего Марса

13 октября 2011

Астрономы объяснили скрытность галактических чёрных дыр

21 сентября 2011

Открыта планета с двумя близкими солнцами

16 сентября 2011

Учёные застали звезду за сжиганием планеты рентгеном

14 сентября 2011
  • Дмитрий Степанов  27 октября, 18:12
    а если учесть 6олее высокую вулканическую активность то там жарче чем на земле
  • Илья Лягин  27 октября, 20:42
    Тоже всегда вызывало вопрос, как и, главное, почему все исследователи легко и ловко оперируют альбедо (применительно к разным космическим «телам»). А оно, оказывается, вообще зависит от спектра и, сдаётся мне, от интегральной интенсивности падающего света. Мдаа...
    Очевидно, что сделанные ранее расчёты по температурам поверхности различных объектов теперь будут пересмотрены. Остаётся только пожелать удачи (зато теперь долго суперкомпьютеры простаивать не будут)...
  • Илья Лягин  27 октября, 20:47
    Наверное, даже правильнее будет расширить такую зависимость не только к свету, но и любому электро-магнитному взаимодействию.
  • Дмитрий Моторыгин  27 октября, 21:03
    Марс находится в обитаемой зоне?
  • Леонид Попов  27 октября, 21:33
    Ну теоретически да. Условия ведь на поверхности зависят сильно ещё от самой планеты (состав и плотность атмосферы, парниковый эффект).

Вот в прошлом на Марсе жидкая вода в изобилии была — вы же не скажете из-за этого, что граница обитаемой зоны в Солн. системе изменилась? Да и есть некоторые свидетельства, что понемногу-помалу жидкая вода там есть и сейчас (солёная, потому не замерзает ниже нуля по Цельсию).

Наконец, если чисто формально подходить — поверхностная температура на Марсе днём в экваториальных районах и сейчас доходит иногда до плюс 20 град С! Чем вам не обитаемая зона?!

• Леонид Попов  27 октября, 21:35
    PS Кстати, всё то же верно и по отношению к Венере. Если бы не парниковый эффект в её атмосфере, там может поверхностные температуры были бы ниже точки кипения воды. Не рай для жизни, но всё же не как сейчас, когда там металлы плавятся.
  • Владимир Мазевич  1 ноября, 01:34
    Дык там выше облаков вполне прохладно. Можно стратосферные станции строить и каких-нибудь бактерий выпускать, которые бы серную кислоту во что-нибудь переработали и заодно кислород выделяли.
  • Александр Гэдзь  27 октября, 22:23
    Ну насчёт металлов Вы загнули!
    Вероятно не учли, что давление там тоже не дай Бог.
    так что олово и свинец не расплавятся.
  • Александр Гадяев  28 октября, 01:40