Астрономы открыли удивительную белизну Эриды

Новые расчёты сделали Эриду (показанную на этом рисунке) одним из самых отражающих тел в Солнечной системе, примерно на одном уровне с Энцеладом (иллюстрация ESO/L. Calçada).

Экстремальная белизна Эриды рассказала астрономам об атмосфере, способной то исчезать, то появляться. Такой вывод был сделан после самого точного на данный момент измерения диаметра маленькой планеты.

Установлено, что карликовая планета Эрида отражает 96% света, который падает на неё, сообщает Space.com. То есть она ярче, чем свежевыпавший снег на Земле. Предыдущие измерения давали более скромную величину – 86%, поскольку ранее считалось, что Эрида чуть крупнее. Но уже то, первое значение альбедо уступало лишь показателю ледяного Энцелада. Что уж говорить про новое измерение — Эрида оказалась «белее белого».

Международная команда учёных опубликовала в Nature свежие результаты изучения Эриды, в частности, итоги измерений, выполненных во время затмения этой планеткой далёкой звезды осенью 2010 года.

Об этом событии и первых полученных данных мы подробно рассказывали. Напомним только, что съёмка затмения с двух удалённых точек позволила определить диаметр Эриды. Теперь астрономы пишут, что он равен 2326 ± 12 километров.

Схема затмения, произошедшего в ноябре 2010 года. Две обсерватории, удалённые друг от друга на сотни километров, зафиксировали покрытие звезды диском Эриды, хотя на карликовую планету в тот момент был обращён взор более двух десятков телескопов. Но и двух хорд хватило для вычисления радиуса небесного тела (иллюстрация ESO/L. Calçada).

Между тем диаметр Плутона оценивается в 2322-2344 км (по разным источникам), но на деле неопределённость тут намного выше, чем с Эридой (некоторые специалисты указывают разброс и вовсе 2300-2400 км). Всё дело в наличии на Плутоне слабенькой атмосферы, затрудняющей измерения.

Получается, что по размеру эти два тела – практически близняшки. Но не по строению: средняя плотность Эриды оказалась равна 2,52 грамма на кубический сантиметр – более чем на четверть выше, чем у Плутона.

Это говорит о том, что Эрида – скальное тело (85% скальных пород), покрытое сравнительно тонкой мантией изо льда. Лёд украшает и поверхность этой карликовой планеты. С ним и связано «яркое открытие».

Учёные говорят, что удивительная белизна поверхности Эриды обсуловлена водяным льдом, смешанным с замёрзшим азотом и метаном (последний составляет тонкий слой меньше 1 миллиметра). И это фактически есть заиндевевшая атмосфера Эриды. Ведь орбита её сильно вытянута (эксцентриситет 0,44), и сейчас белоснежная планетка находится на расстоянии 95,7 астрономических единиц от Солнца (то есть почти в 96 раз дальше, чем Земля).

Когда Эрида приближается к светилу (вплоть до 37,8 а.е. в перигелии), лёд сублимирует, создавая зыбкую временную атмосферу, которая вновь выпадает инеем по мере очередного приближения к афелию. (Первые признаки такого цикла учёные обнаружили ещё в 2008 году.)

Наконец, исследователи оценили температуру на дневной стороне Эриды — минус 238 градусов по Цельсию. На ночной стороне она, соответственно, ещё ниже.

«Удивительно, как много мы можем узнать о малых и далёких объектах, таких как Эрида, наблюдая за их прохождением перед слабой звездой с использованием относительно небольших телескопов, — говорит ведущий автор исследования Бруно Сикарди (Bruno Sicardy) из Парижской обсерватории (Observatoire de Paris). — Через пять лет после создания нового класса карликовых планет мы наконец на самом деле знакомимся с одним из его учредителей».

Атмосфера Плутона удивила учёных ростом и новым газом

20 апреля 2011

Редкое затмение поссорило Плутон с плутоидом

11 ноября 2010

Объект в поясе Койпера удивил отражательной способностью

18 июня 2010

Астрономы открыли покраснение Плутона

5 февраля 2010

На планете Хаумеа открыто большое красное пятно

17 сентября 2009
  • Александр Буховецкий  27 октября, 15:05
    Интересно, почему такие объекты как Плутон и Эрида имеют такую разную плотность. По-видимому, они должны иметь одинаковое происхождение и близкий состав. Или кто-то из них не из пояса Койпера?
    cometasite.ru/erida/
  • Леонид Попов  27 октября, 16:44
    Не, интересно другое: там есть другие тела с плотностью, как у Плутона (2 г/см3) и также тела с плотностью как у Эриды (2,5-3 г/см3). То есть в одних при рождении «намешалось» больше льда, в других — больше камня. А почему — это ещё предстоит понять.
  • Алексей Шердюков  27 октября, 16:36
    Н у точную плотность, по-моему, несколько раз пересматривали. То в пользу Плутона, то в пользу Эриды.
  • Леонид Попов  27 октября, 16:42
    Вы ошибаетесь, пересматривали только их размер. Он и оказался практически одинаковым в итоге. А вот по средней плотности при любом раскладе Эрида всегда была впереди, поскольку она существенно тяжелее Плутона (это было выявлено давно по анализу орбиты спутников).
  • Алексей Шердюков  28 октября, 17:14
    Да, извинните, ошибся. Имел в виду размер.Спасибо за поправку.
  • Александр Гэдзь  27 октября, 22:12
    А мне вот интересно, почему ещё не определились с Седной?
    Никуда её не пристроили ни к планетам, ни к карликовым планетам, ни к плутоидам?
  • Максим Никифоров  28 октября, 02:40
    У Уэллса в «Первых людях...» лунная атмосфера обладала схожими свойствами.
  • Сергей Жуков  28 октября, 09:13
    Когда то где то читал или слышал, чье-то предположение (извините за не научный подход :)) ), что наша солнечная система могла образоваться из двух первая группа Меркурий, Венера, Земля, Марс и вторая группа Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Обоснование было таким, что все должно быть наоборот в случае если система изначально была с одной звездой, гиганты ближе к солнцу, меньшие планеты дальше, т.к. количество материала для образования планет у звезды больше, чем на окраинах солнечной системы...
  • Леонид Попов  28 октября, 11:23
    «т.к. количество материала для образования планет у звезды больше, чем на окраинах солнечной системы» — совершенно не обязательно. Вы не знаете наверняка как распределялось вещество в исходном диске.

А потом ещё не забывайте раннюю миграцию наших планет! Некоторые из них родились совсем не на тех орбитах, которые мы видим сегодня. :)

И ещё: когда впервые строили такие предположения, астрономам была известна только одна солнечная система — наша. Теперь у нас есть богатая пища для сравнений. Полистайте наши темы «планетные системы» www.membrana.ru/particles/tag/884 и «протопланетные диски» www.membrana.ru/particles/tag/1021. Там такое разнообразие вариантов (в плане распределения масс по радиусу).

• Юрий Новиков  28 октября, 12:20
    А вот предположим вокруг нашего Солнышка крутится «холодный Юпитер». На каком расстоянии от Солнца этот обьект будет не видим с помощью современных инструментов?
  • Александр Гэдзь  28 октября, 14:27
    На Тюхе намекаете?
    Ну это надо быть таким холодным, почти 0 К, что верится с трудом.
  • Алексей Шердюков  28 октября, 17:21
    Я не удивлюсь если всё межзвёздное пространство заполнено планетами того или иного размера. Сейчас пояс Койпера, затем «горизонт солнечной системы» например.
  • Леонид Попов  28 октября, 17:32
    Ну чужие Юпитеры фотографируют как-то даже около других звёзд. Конечно, там важна ещё яркость объекта, но думаю, что в инфракрасном диапазоне даже сравнительно холодное тело такого размера в поясе Койпера, а то и в рассеянном диске, учёные бы уже заметили. Кроме того, Юпитер — штука массивная, уж наверное его гравитационное влияние на другие планеты вычислили бы уже давно.

А вот если он очень-очень далеко (световой год, скажем), ещё нужно установить, что «Юпитер» тот бегает вокруг Солнца, то есть может быть определён как член Солнечной системы.

Но опять же, если знать где искать, ИК-телескопы его поймать смогут. Теоретически, коли уж рассказывают нам такие подробности о куда больших далях.

Тем не менее, пока все Тюхе, Нибиру и прочие Немезиды остаются лишь гипотезами, а то и просто выдумками неспециалистов, ни основанных ни на чём, кроме фантазии. Нет, поправка, Тюхе основана на зыбких данных наблюдений за кометами, остальные особой почвы под ногами не имеют. Якобы какие-то упоминания якобы у шумеров или майя — на совести трактовщиков.

• Юрий Новиков  29 октября, 17:25
    ни на что не намекаю, :) я вообще к стыду своему слово Тюхе впервые щас услышал.
    Просто хочется понять ежели по оси х отложить размерчик а по игрек расстояние до объекта, где проходит граница наблюдаемого, ну конечно граница размыта для разных температур, и на пределе граница размыта вероятность наблюдения :)
  • Юрий Новиков  29 октября, 17:29
    не, около других звезд их юпитеры наблюдают опосредованно. Есть ли область пространства где планеты не наблюдаемы современными приборами? И как эта область может изменить со временем — следующее поколение телескопов.
  • Леонид Попов  29 октября, 22:22
    Юрий, уже есть несколько примеров (три или четыре) _прямой съёмки_ планет около других звёзд. Все эти планеты — гиганты, конечно. Но с учётом расстояния во многие световые годы это достижение тоже впечатляет.
  • Юрий Новиков  30 октября, 15:16
    впечатляет слов нет. но эти объекты в близи ! звезд — по этому их ищут по переменному блеску звезды и сигнал от них отраженный — приличный.
    То есть мы видим монетки лежащие не только под ближним но и под следующим фонарем. А вот ежели монетка от фонаря подалее?

спросим по другому — предположим есть «юпитер» на расстоянии 0.5 светового года от Солнца. Увидим?