Гибридный самолёт-дирижабль впервые поднялся в небо

Новые машины могут пригодиться в доставке грузов вдали от цивилизации, экологическом мониторинге, контроле и обслуживании трубопроводов или линий электропередачи. Ещё они могли бы катать туристов (иллюстрация Solar Ship).

Канадские инженеры разработали серию из трёх дирижаблей, питаемых солнечной энергией, и даже испытали в деле прообраз такого аппарата. Хотя в Канаде хватает просторов и бездорожья, авторы проекта намерены направить свои детища в первую очередь на Чёрный континент.

По информации DVICE, компания Solar Ship протестировала в воздухе прототип необычного дирижабля, предвестник целой линейки машин.

На аппарате, судя по видео, ещё нет задуманных по проекту солнечных ячеек. Но пока это неважно: первопроходец призван проверить, как ведёт себя в воздухе гелиевый баллон в форме летающего крыла.

Такая форма для новых летательных аппаратов выбрана не случайно. По замыслу компании Solar Ship, её машины будут гибридами, в которых больше 50% подъёмной силы обеспечат аэродинамические свойства корпуса, а остальное – гелий. Фактически канадцы предлагают думать о своём дирижабле как о «самолёте со вспомогательной плавучестью».

Принцип соединения статической и динамической подъёмной силы позволяет использовать баллон меньшего объёма, чем у классического дирижабля равной грузоподъёмности. А такой компактный аппарат, который тяжелее воздуха, проще швартовать и обслуживать на земле, он меньше реагирует на порывы ветра и не стремится улететь ввысь, если оборвана привязь.

Последнее свойство окажется особенно полезным при приземлении в удалённых районах, там, где вовсе нет никакой наземной инфраструктуры.

10-метровый прототип Solar Ship поднимает лишь пилота. Последующие образцы должны быть куда способнее (фото Solar Ship).

"Солнечные корабли" могли бы доставлять лекарства в африканскую глубинку, служить скорой помощью, которой не страшно бездорожье, помогать биологам изучать животных в естественных условиях обитания.

Такие же гибриды по достоинству оценили бы техники, занятые обслуживанием ЛЭП. А в районах стихийных бедствий «солнечные суда» сыграли бы роль безотказного транспорта для спасателей.

Энергию дирижаблям Solar Ship поставят солнечные батареи, размещённые «на спине» этих воздушных судов (иллюстрации Solar Ship).

С точки зрения безопасности гибридная схема предпочтительнее, нежели аппарат легче воздуха или самолёт по отдельности. Даже если такой «аэродинамический дирижабль» получит пробоину и гелий начнёт улетучиваться, машина не упадёт, а сможет плавно приземлиться на манер самолёта, рассказывает Gizmag.

Воздушные винты новичков будут оснащены электромоторами. На случай непогоды на борту должны быть размещены аккумуляторы. Заряжать их будут гибкие фотоэлектрические ячейки, благо места для установки последних вполне достаточно.

Вместе эти источники тока позволят машине оставаться в воздухе очень долго. Если уж пилотируемые самолёты на солнечных батареях способны продержаться в небе больше суток, то гелиевый баллон и подавно с такой задачей справится. Возможности такой машины будут ограничены выносливостью пилота.

10-11-метровый аппарат такого типа получал бы от солнца 4 киловатта мощности, рассчитали канадцы, а 20-метровый – уже 13 кВт. С учётом эффективности машины этого ей должно хватать для полёта (иллюстрации Solar Ship).

Solar Ship разработала три комбинированных летающих судна. Самое маленькое из них названо Caracal. Проект предусматривает два варианта силовой установки – только на солнечных батареях или с дополнительным двигателем, работающим на горючем (на каком именно – инженеры не уточняют).

В первом случае «каракал» сможет поднимать в небо 150 килограммов груза, во втором – 750 кг. Максимальная скорость составит 60 и 120 км/ч соответственно.

К достоинствам этого «летающего аналога внедорожника» следует отнести короткий разбег – 100 метров при полной нагрузке и всего 50 метров у пустого аппарата.

Дальность хода гибридного варианта – 2500 километров. Чисто солнечная модификация могла бы пролетать в день по 500 км, уверяют канадские изобретатели.

У всех «солнечных кораблей» пробег при посадке – вдвое короче разбега. И площадка может быть совсем неподготовленной (иллюстрации Solar Ship).

Второй аппарат, покрупнее, назван Chui («леопард» на суахили). Он должен поднимать от 1 до 2,5 тонны груза (опять же в зависимости от двигателей – только электрические или их сочетание с ДВС), разгоняться до скорости в 70-100 км/ч и преодолевать на одном дыхании до пяти тысяч километров. Разбег с полной нагрузкой у «чуи» тоже не должен требовать больше 100 метров свободного пространства.

Наконец, венец предполагаемой линейки, самый сложный и грандиозный по замыслу аппарат – Nanuq («белый медведь» на языке канадских инуитов). В целом он похож на собратьев, но параметры уже совсем нешуточные: грузоподъёмность до 30 тонн, скорость – до 120 км/ч, дальность полёта, при питании от солнца, будет фактически неограниченной.

Канадцы видят свои дирижабли в качестве идеального «транспорта быстрого реагирования», доставляющего в районы стихийных бедствий мешки хоть с сахаром, хоть с песком (например, в места, где требуется строить дамбы от наводнения) (иллюстрация Solar Ship).

Для разбега «нануку» потребуется 200 метров. В сравнении с самолётами равной грузоподъёмности это совсем немного. А способность гибридного гиганта доставлять тяжёлые грузы, не расходуя ни грамма топлива, либо используя его очень экономно, и вовсе трудно переоценить.

По информации Toronto Star, глава Solar Ship, предприниматель Джей Годсалл (Jay Godsall), впервые задумался о возможностях дирижаблей более четверти века назад. Ещё будучи школьником, он попал как-то по знакомству в посольство Бурунди, где в беседе с африканцами услышал, что у них имеется немало ресурсов для развития экономики, но практически нет надёжного транспорта, развитой сети дорог, и это, мол, всё тормозит.

Идея строить дирижабли для полётов в отдалённых уголках планеты «лежала на полке» у Джея много лет. До тех пор, пока уже взрослый Годсалл не познакомился с профессором Джеймсом Делаурье (James DeLaurier), специалистом по аэрокосмической технике. В 2006 году они создали компанию Solar Ship и приступили к разработке гибрида дирижабля с самолётом.

Ныне первенец этой программы, тестовый аппарат, осваивается в воздухе. А компания уже планирует следующий шаг: в конце 2012 года где-то на африканском континенте она намерена показать в работе небольшой грузовой Solar Ship, предназначенный для доставки медикаментов в деревни.



Дизайнер представил общественный транспорт в виде облака

19 октября 2011

Китаец построил нелетающую тарелку

22 сентября 2011

Lockheed Martin продемонстрировала прототип разведчика-семени

23 августа 2011

Падение «Фалкона» огорчило американских военных

12 августа 2011

Британцы напечатали на 3D-принтере летающий самолёт

3 августа 2011
  • Руслан Ахметшин  27 октября, 19:19
    Ну вот, как я писал в статье про Эйрлян: идейное течение прожектировщиков воздушных замков, набирает обороты.
    ОтветитьНравится
  • Александр Остроухов  27 октября, 19:26
    У нас тоже есть такой мужик — Филимонов. Уже давно носится с подобным гибридом, но у него «доля» самолёта в конструкции гораздо больше.
    «http://www.tumenecotrans.ru/index.html».
    Сейчас, похоже у него всё заглохло.
    ОтветитьНравится
  • Александр Ромашов  28 октября, 01:01
    Был и у нас довольно громкий проект «Термоплан», по моему даже перспективнее данной фигулины... только не поехало дело :( толи не умеем правильно преподнести чтобы средства получить, толи, вообще, с бизнесом как таковым плохо. Хотя, судя по американским работам с дирижаблем-аваксом, проблем с такими «лёгкими» конструкциями предостаточно даже там, где по горизонтали летать не особо надо...
    ОтветитьНравится
  • Михаил Пашук  27 октября, 19:28
    У такого агрегата должна быть очень большая парусность, хороший порыв ветра и крендец. В ролике хорошо видно что он на взлёте ведёт себя крайне неустойчиво.
    Хотя, конечно, идея очень перспективная, но станет она реальностью, когда начнут применять сложные компьютерные системы для стабилизации.
    ОтветитьНравится
  • Илья Киселев  27 октября, 22:01
    дык... эту штуку первый раз в воздух поднимают! И кстате... если даже чересчур качнет и оно например крылом землю заденет, то ничего страшного, оно мягкое, и стенки должны выдержать.

    Плюс при полной загрузке центр тяжести будет очень низко... сильно кренить не должно.

    ОтветитьНравится
  • Александр Митькин  28 октября, 00:01
    В идеале на спину надо сажаться.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Ветлугин  29 октября, 19:04
    При полной загрузке сверху будут солнечные батареи)
    Они центр тяжести поднимут обратно)
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  27 октября, 19:29
    Хорошая идея, не новая правда. При грамотной реализации — мегазачот!
    ОтветитьНравится
  • Александр Бергий  27 октября, 19:31
    Я еще в детстве подумывал о таком гибриде и удивлялся почему не развивается такой тип транспорта. Ведь экономия тут существенна. Минусом можно назвать только относительно медленную скорость полета, но для междугороднего сообщения вполне сойдет.
    ОтветитьНравится
  • k j  27 октября, 20:43
    Александр мы с вами были единомышленниками !!! Я тоже всегда думал над этим же!!!
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  28 октября, 10:23
    а я в детстве всегда думала про связность монохроматических графов....
    ОтветитьНравится
  • Qwerty Ujikol  28 октября, 16:41
    тяжелое было детство наверно...
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  28 октября, 19:33
    а у вас? вижу издевки моей не поняли...
    ОтветитьНравится
  • k j  28 октября, 20:02
    А зачем вы издеваетесь Ольга? Такая с виду симпатичная и милая девушка!!!
    ОтветитьНравится
  • Qwerty Ujikol  29 октября, 11:44
    а у меня тяжелое было. я с тех пор непонятливый...
    ОтветитьНравится
  • Евгений Ветлугин  29 октября, 19:03
    Насчет экономии: подумайте еще сколько нужно гелия, сколько он стоит и сколько его постоянно просачивается сквозь даже самую лучшую оболочку.
    ОтветитьНравится
  • Poмaн Coлжeницын  29 октября, 19:25
    Ну будут водород использовать, тем более в Африке — несколько сгорят никто особо переживать не будет.
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  30 октября, 18:04
    я искореняю нарциссцизм и себялюбие в корне его зарождения.
    ОтветитьНравится
  • Алексей Смирнов  30 октября, 21:16
    Тогда и из меня изгоните! Ибо я тоже думал об дирижабле-самолете! У дураков мысли сходятся :)
    ОтветитьНравится
  • k j  30 октября, 21:43
    Вот видите Ольга,это у вас не нарциссизм ,а нацизм уже какой то!!! Сколько людей думало об этом!!!
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  1 ноября, 09:45
    ага, в детстве ...:-) не смешите мои уши. Или у вас, у мужчин, детство тянется до 30?
    ОтветитьНравится
  • Павел Капитанов  1 ноября, 09:47
    Мужчине не бывает шестьдесят, ему бывает четыре по пятнадцать.
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  1 ноября, 11:16
    я слышала другое. В 5 лет становление личности, когда мальчик начинает Якыть и драться с родителями. В 16 у вас переходный возраст (пиво, курево и охото...). в 18 продолжение переходного возраста вместе со становлением личности (пивко, водочка, курево, наркота, девочки и помахать кулаками в каком -ть ночном клубе). В 25 — начинается малюсенькое зарождение сознания — такой маленький завиток извилины...осознание себя, своих глупых поступков. В 30 — опять переходный возраст... самобичевание, кризис среднего возраста: дом не построил, ребенка не родил, дерево не посадил, денег нема. В 40 — запиваете свою неудачу водкой. В 50 — начинается старческий маразм — молоденькие не по годам девочки, водка, курево, поучение всех и вся. В 60 — маразм прогрессирует. В 70-ничего не надо.
    И вот... получается, что у нас у девочек остается маленький промежуток (с 25 до 30 М.В.), когда вас можно хватать за загривок и бежать в загс. И несколько лет счастливой совместной жизни, пока не начались все остальные этапы.
    ОтветитьНравится
  • Алексей Ромчак  1 ноября, 11:31
    Интересно, если по вашему на протяжении всей сознательной жизни всё мужское население интересуют исключительно алкоголь и курение с временными увлечениями молоденькими девушками и наркотиками, как оно (мужское население) находит время на научные открытия работу, да и что там греха таить на войны драки и прочие «безумные» поступки?
    «у нас у девочек остается маленький промежуток (с 25 до 30 М.В.), когда вас можно хватать за загривок и бежать в загс»
    — Основная проблема в том, что в этом возрасте те с кем бы девушки пошли бы в загс уже женаты. Как говориться, чтобы стать женой генерала надо выйти замуж за курсанта ;)
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  1 ноября, 11:36
    — Основная проблема в том, что в этом возрасте те с кем бы девушки пошли бы в загс уже женаты. Как говориться, чтобы стать женой генерала надо выйти замуж за курсанта ;)

    ну что вы...сейчас все уже иначе...это раньше лет двадцать назад в 18 и в 20 женились..а сейчас стали все умные. Женятся в 26-33, а детей рожают еще позже.
    А все остальные поступки: изобретения и открытия и войны, вы считаете, что это так mega-cool?

    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Голик  1 ноября, 11:50
    Мне искренне жаль вашего мужа.
    ОтветитьНравится
  • Алексей Ромчак  1 ноября, 11:51
    «...сейчас все уже иначе...»
    — Вам со стороны конечно виднее.
    «…изобретения и открытия и войны, вы считаете, что это так mega-cool?»
    — Я считаю, что всё это и многое другое и отличает человечество от остальных биологических видов на Земле, не знаю, как Вы, а я предпочитаю быть человеком, а не улиткой или даже дельфином.
    ОтветитьНравится
  • Павел Капитанов  1 ноября, 11:52
    >>я слышала другое.

    Глубочайший анализ жизни мужского индивида. С этой точки зрения, могу предложить не менее глубокий анализ жизни женской:
    0...10 лет: детство
    10...N0 лет: хочу замуж.
    N0...смерть: Ура! Я замужем!
    Все.

    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  1 ноября, 12:07
    за что жаль то? говорите так, как будто знаете как мы живем...
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  1 ноября, 12:08
    :-) ...вполне научно .
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  1 ноября, 12:08
    и главное ...ничего лишнего
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Уппе  1 ноября, 12:10
    Павел, )) в точку.
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  1 ноября, 12:10
    — Вам со стороны конечно виднее.
    ну конечно мне видно, поэтому и говорю. А то так и заигрались бы со своими машинками, не узнав реальной жизни. :-)
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Голик  1 ноября, 13:02
    > за что жаль то? говорите так, как будто знаете как мы живем...

    Ну лично мне было бы неприятно жить с женщиной, которая считает, что все мужики одинаковы.

    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  1 ноября, 13:20
    ну лично вам...причем тут мой муж...таки и жалейте себя...
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Голик  1 ноября, 13:57
    Так и запишем — ваш муж подкаблучник и ему это нравится.
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  1 ноября, 14:13
    вы поосторожнее с выражениями...не знаете что сказать умное -лучше промолчать.
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Голик  1 ноября, 14:14
    Ах, простите, я совсем забыл, что у вас знакомые в ФСБ.
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  1 ноября, 14:15
    вы совсем еще ребенок. Говорите как какаете.
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Голик  1 ноября, 14:17
    Вы правы, как всегда. Знакомых-то в ФСБ у меня нет.
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  1 ноября, 14:20
    да даже если б и были...все равно не поумнели бы.
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Голик  1 ноября, 14:25
    Ну, на мой взгляд на вас они весьма благотворно сказались.
    ОтветитьНравится
  • k j  1 ноября, 15:04
    У нее нет мужа,вот она поэтому такая злая!!! Мужененавистница !!!
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Голик  1 ноября, 15:07
    Да как вы смеете! Может быть, вы ещё скажете, что у неё и знакомых в ФСБ нет??
    ОтветитьНравится
  • k j  1 ноября, 15:08
    Искренне вас жаль Оленька если вы так думаете о мужчинах !!! Мы хорошие!!!
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  1 ноября, 15:09
    скажите что -ть эксклюзивное ... избитые фразы меня не впечатляют.
    ОтветитьНравится
  • k j  1 ноября, 15:10
    Возможно и есть,тогда вы Дмитрий попали!!!!!!!!!!!!
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  1 ноября, 15:11
    вот скажите вы это в за правду думаете? Или так просто ...ищете повод со мной пообщаться?
    ОтветитьНравится
  • k j  1 ноября, 15:13
    Эксклюзивное захотелось? Ну это надо тогда в личку писать ,а тут нет такой возможности!!! Если хотите Оленька ,я могу дать вам адресок !!! ;)
    ОтветитьНравится
  • k j  1 ноября, 15:15
    Да конечно Оленька ,я лично так не думаю!!! Вы мне нравитесь и я хочу просто с вами пообщаться !!!!
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  1 ноября, 15:19
    так и знала! :-)
    надо опять фото попугая поставить.
    ОтветитьНравится
  • k j  1 ноября, 15:21
    Не! не надо ,эта фотка больше вам подходит !!! :)
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Голик  1 ноября, 15:31
    Попугай is fine too.
    ОтветитьНравится
  • Владимир Мазевич  27 октября, 20:26
    Да, а для устойчивости к ветру — наверно, надо побольше площадью и поуже сделать.
    ОтветитьНравится
  • Алексей Смирнов  30 октября, 21:24
    Действительно. Надо сделать дирижабль-веретено. Отсеки спрятать вовнутрь, сделать их поворачиваемыми, а винт прикрутить в хвосте. Тогда дирижаль будет: а) обтекаем; б) устойчив (может крутиться, а отсеки будут подворачиваться как ванька-встанька).
    Эх, запатентовать штоле идейку!..
    ОтветитьНравится
  • Александр Гэдзь  27 октября, 22:02
    Странно, Бурунди не такая огромная страна, что бы не построить приличные дороги. Ума нет. И никакие дирисамолёты не помогут.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  27 октября, 22:11
    Ну то было сказано в начале 80-х между прочим. И вообще шла не столько конкретно о дорогах, сколько о транспорте в целом — не был он развит. Сейчас — не знаю. Может получше малость.
    А вообще не очень хорошо — любому бедному народу на всё говорить — ума нет, чего вы ещё хотите?
    ОтветитьНравится
  • Александр Гэдзь  27 октября, 23:22
    В том-то и дело, что сейчас ещё хуже чем в 60-е годы.
    ОтветитьНравится
  • Александр Гэдзь  27 октября, 23:22
    И в 80-е.
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Голик  1 ноября, 15:16
    Посмотрите на Ливию. У них всё было, они сами этого достигли. Пришли умные дяди — теперь там ничего нет (точнее, вскорости не будет). Намёк ясен?
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  1 ноября, 15:20
    кого вы умными дядями называете? Политиков?
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Голик  1 ноября, 15:36
    А кого ещё?
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  1 ноября, 15:38
    это не умные, а жадные циничные людишки...не путайте.
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Голик  1 ноября, 15:48
    Это не мешает им быть умными.
    ОтветитьНравится
  • Poмaн Coлжeницын  1 ноября, 15:58
    Сами? Скорее руками наемных рабочих и инженеров из других государств, как и в ОАЭ и прочих нефтяных горе-империях.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Кулагин  27 октября, 22:19
    а какая скорость потери гелия?
    ОтветитьНравится
  • Александр Рудалёв  27 октября, 22:36
    А какова предполагаемая стоим гелия через пару десятков лет? :)
    ОтветитьНравится
  • Александр Гэдзь  27 октября, 23:23
    Через пару десятков лет, может его с Луны будут привозить.
    ОтветитьНравится
  • Александр Ромашов  28 октября, 00:37
    Там сразу гелий-3 обещают — у него и несущая способность всего в 1,5 раза хуже чем у водорода. У обычного гелия-4 в 2 целых раза, естественно... Но вообще, стоимость гелия и скорость его утечки — совсем не шутка при таких объёмах.
    ОтветитьНравится
  • Денис Карин  28 октября, 11:54
    А чем такой аппарат отличается от планера с моторчиком, наличием дорогостоящего гелия? Планер, если выключить мотор, тоже опускается очень медленно. Так же имеет короткий разбег.
    ОтветитьНравится
  • Денис Карин  28 октября, 11:58
    У классического дирижабля есть преимущества перед самолетом. Для поддержания в воздухе ему не надо затрачивать усилия. Очень перспективны для перевозки сверхтяжелых грузов. у данной модели преимуществ почти нет.
    ОтветитьНравится
  • Роман Сурков  28 октября, 14:48
    Но не может перевозить 30 тонн груза (в перспективе).
    ОтветитьНравится
  • Михаил Тоцких  29 октября, 10:21
    в перспективе? хм... если вы о классических дирижаблях, вот к примеру,
    1929 год максимальная гп 52 000 кг ))))
    ОтветитьНравится
  • Сергей Асташкин  28 октября, 19:07
    -- Не видится ничего.. Лучший вариант был сделан немцами и очень давно.. дирижабли с двигателями..
    ОтветитьНравится
  • Михаил Тоцких  29 октября, 10:18
    Никогда бы не подумал, что соглашусь с Асташкиным ))))
    На старой мембране, на форуме, был обширный пост о дирижаблях, и там как то разбирали, что падало, почему падало и как летало до того как упало.. две недели с товарищем искали инфу об авариях и катастрофах дирижаблей. Если сделать ремейк LZ-127 на современных технологиях, он даже на водороде будет безопасен (на гелии слишком дорого пока)... кстати, ниш для его применения миллионы...

    А тут... просто игрушка, дань моде — солнечные батареи + дирижабль — что может быть моднее )))

    ОтветитьНравится
  • Мурад Мамедов  30 октября, 09:28
    «быстрое реагирование» — это при среднем 90 кмч?
    Хотя идея очень понравилась. Думаю этот проект быстро подхватят на коммерческом уровне.
    ОтветитьНравится
  • Александр Остроухов  31 октября, 13:15
    А если смешивать водород и гелий — вдруг можно повысить подъёмную силу не повышая взрывоопасность существенно? Ничего на эту тему не известно?
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  31 октября, 13:20
    Разница в подъёмной силе кубометра водорода и кубометра гелия не настолько уж велика, а если делать смесь, то и вовсе разница с чистым гелием будет несущественной. Во всяком случае, не стоящей таких сложностей.
    ОтветитьНравится
  • Poмaн Coлжeницын  31 октября, 13:25
    Разница в цене намного больше, и это может оправдать сложности.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Шумилов  3 апреля, 22:53
    Гелий не бесконечный газ, и дорогой.
    ОтветитьНравится