Впервые открыто изменение касты насекомых паразитами

Энтомологи семь лет наблюдали за здоровыми и заражёнными особями (эта оса носит в себе сразу пятерых паразитов), проверяли их размеры, симметрию крыльев, развитие яичников и запасы жиров (фото Eugène Vandebeulque).

Учёные впервые обнаружили, что паразиты могут не просто менять поведение своих хозяев, но и лишать социальных насекомых касты — возводить обычных рабочих особей до уровня королев. Отношения бумажных ос и представителей вида Xenos vesparum вообще отличаются от других примеров паразитизма своей запутанностью.

Энтомологи из Италии и США исследовали влияние паразита X. vesparum на бумажных ос вида Polistes dominula, странное поведение которых было известно им давно. Инфицированные особи бросали свои непосредственные обязанности и отправлялись в длительные путешествия, кто-то умирал, а кто-то снова возвращался в родные и чужие гнёзда.

Выяснилось, что весной отдельные рабочие осы заражаются личинками паразитов, которые прячутся на нижней стороне листьев, а иногда присутствуют и внутри колонии. Паразит проникает внутрь брюшка насекомого, где питается кровью хозяина.

Постепенно личинка становится всё крупнее и крепче, в то время как оса хоть и растёт, но во многом отстаёт от своих собратьев. Другие рабочие осы добывают пропитание, заботятся о подрастающем поколении, чинят гнездо и защищают колонию, а заражённые особи бесцельно шатаются по гнезду и полностью теряются для окружающего социума.

Ранним летом, когда все осы работают на благо колонии, создания с паразитами внутри покидают дом и отправляются к определённым местам сборов. И когда в одном таком набирается достаточно насекомых, у X. vesparum начинается период размножения. (Сами осы к тому времени давно и безнадёжно бесплодны.)

Выросшие и окрылённые самцы паразитов выходят из тел хозяев и спариваются с самками, которые лишь частично показываются из брюшек других ос, пишет Wired.

По часовой стрелке: (a) — заражённая самка P. dominulus; (b) — две личинки X. vesparum, торчащие из её брюшка; (c) — самец X. vesparum; (e) — самка X. vesparum; (d) головы двух самок паразитов, выступающие из брюшка осы (иллюстрации Beani et al./Animal Behaviour).

Осы, внутри которых росли самцы, после этого, как правило, погибают (чаще всего от инфекции, проникающей в их организм через оставленные отверстия). Осы с самками остаются в живых, они собирают еду, как королевы растут в размерах. Поздней осенью они отправляются на зимовку в подходящие места (такое поведение также свойственно только королевам ос — большая часть гнёзд зимой вымирает).

«Паразиты каким-то образом заставляют рабочих ос вести себя, как королевы, но при этом они ими не являются, ибо бесплодны», — рассказывает один из авторов работы Фабио Манфредини (Fabio Manfredini) из университета Пенсильвании.

Весной настоящие королевы отправляются строить гнёзда, а заражённые особи тем временем выжидают, внутри них заканчивается рост потомства X. vesparum. Проходит ещё немного времени, и они покидают места зимовки. Одни отправляются на поиски пищи, разбрасывая подрастающих паразитов по округе (и в частности, оставляя их под листьями растений), другие – среди дня навещают гнёзда.

В это время настоящие королевы улетают за пропитанием, а защитников колонии ещё нет (они не успели вырасти). Заражённые осы ползают по гнезду, разбрасывая опасный «груз» из молодых личинок. «Они по-прежнему полностью анархичны», — добавляет Фабио. Цикл замыкается.

Учёные неоднократно описывали, как паразиты подчас меняют поведение и даже внешний вид своих хозяев. Так, осы делают гусениц зомби, муравьи превращаются в «ягоды» и покоряются песням бабочек, паразиты влияют на пол пауков. Однако впервые биологи описали изменение касты, отказ заражённых социальных насекомых от функций, определяемых генетикой.

Прежде чем появился такой сложный жизненный цикл, наверняка прошло много лет совместной эволюции. Манфредини надеется, что в будущем ему и его команде удастся разузнать, вызывает ли заражение X. vesparum генетические изменения, которые позволяют паразиту контролировать хозяина.

Учёные объяснили полёты комаров в дождь

25 октября 2011

У клопов обнаружен антиафродизиак

25 октября 2011

У муравьёв обнаружено экспертное мнение

29 августа 2011

Обнаружена оса с гигантскими челюстями

25 августа 2011

Учёные объяснили тройной симбиоз мучнистых червецов

12 августа 2011
  • Алексей Шердюков  27 октября, 22:33
    Вот и ещё один пример реального зомбирования.
  • Александр Привалов  28 октября, 03:24
    Жуть.

Непонятно, почему осы не выработали механизм самоубийства в случае заражения паразитами — это позволило бы им сохранить улей ценой жизни одной рабочей особи. Заражённая оса всё равно полностью потеряна.

• Антон Карманов  28 октября, 06:41
    Вероятно, потому что для паразитов более благоприятно выживание зараженных особей.
  • Александр Привалов  28 октября, 07:05
    Антон Карманов: для паразитов более благоприятно выживание зараженных особей

Для паразитов — безусловно, но для самих зараженных особей выгоднее иметь механизм самоубийства, тем самым увеличив шансы на выживание всего улья.

• Павел Яковлев  28 октября, 08:13
    Александр, механизм самоубийства, это как раз прерогатива эндопаразитов. Требуется для смены носителя на хозяина.

В норме больное насекомое должны уничтожать сородичи. Правда и этот механизм часто дает сбой, и часто это заслуга именно паразита.

• Алексей Белоногов  28 октября, 09:59
    Наверно потому, что организм хозяина не знает о том, что он инфицирован паразитом.
  • Артём Никитенко  28 октября, 16:28
    Александр Привалов, осы не могут выработать механизм самоубийства, потому что они не могут размножаться (поражаются рабочие осы, в функцию которых не входит размножение в принципе).
  • Ольга Добрая  28 октября, 10:15
    я вот тут прочитала и подумала: А не в этом ли все дело? Одни живут, работают на благо страны, а другие бесцельно шатаются, пьют, курят, наркоманят, ругаются матом. Может в последних просто паразиты завелись?
  • Юрий Румянцев  28 октября, 11:35
    Точно, давайте вскроем всем пьющим брюхо! По мне, так паразиты завелись кое в ком другом, которые как раз мешают жить другим.
  • Ольга Добрая  28 октября, 11:41
    кое в ком другом — это в ком же?
  • Александр Контарев  28 октября, 12:06
    :) Верно подмечено, паразиты виноваты. А совесть и свобода воли — это бредни культовых фанатиков.
  • Александр Лалетин  28 октября, 12:04
    В человеческом обществе паразиты заводятся не в самих людях а среди них.
    И отличить их довольно просто; кто много работает и мало имеет, тот не паразит.
  • Алексей Юрасов  28 октября, 12:16
    кто хорошо работает не обязательно мало имеет
  • Алексей Юрасов  28 октября, 12:22
    в конце концов паразитизм это элемент эволюции, а раз уж он не был вытеснен из нее, значит необходим ей. а если необходим ей то и необходим нам. паразитам )
  • Николай Захаров  28 октября, 12:31
    Да это вообще однозначно..Человек для Планеты является паразитом..по-другому не получится развиваться..
  • Николай Захаров  28 октября, 12:32
    А так, происходит взаимное совершенствование..
  • Ольга Добрая  28 октября, 13:19
    вот тут не соглашусь с вами...есть люди, которые много работают и мало имеют...но они и сами не знают зачем они работаю и во имя чего. у них только одна задача: купить поесть.
  • Алексей Варежкин  28 октября, 14:24
    а просто лох
  • Врэж Багратуни  30 октября, 02:01
    Вы не правы. То что одному ценно, ради чего он живёт, для иных это всего лишь представляет третьестепенный интерес.

А так в природе матрёшкин ряд наблюдается. Паразит, внутри которого другой паразит, а внутри этого свой паразит. В широком толковании, этот многоэтажный паразитизм, и есть то, что мы и называем жизнью. :)

• Семён Воловник  28 октября, 15:23
    Улей это жилище для пчёл, построенное человеком. У ос (и диких пчёл) — гнездо.
  • Юлия Рудый  28 октября, 18:23
    Семён, поправила.
  • Muspell   28 октября, 15:41
  • Дмитрий Шуклин  29 октября, 22:19
    О-о статья про полосатых мух, а коментарии про что?
  • Дмитрий Шуклин  29 октября, 22:33