Генетики получили от риса человеческий альбумин

Сходство белка, полученного от риса, с человеческим прототипом подтверждено анализом молекулярной структуры (иллюстрация Yang He, Daichang Yang et al.).

Произведённый растением белок физически и химически эквивалентен аналогу, производимому из сыворотки крови человека. Это значит, что открывается новая возможность производства важного для медицины препарата.

Группа исследователей из Китая, Канады и США генетически изменила обычный рис (Oryza sativa) так, что он начал вырабатывать человеческий альбумин (human serum albumin- HSA) в своих зёрнах. Альбумин – основной белок в плазме крови.

Данное соединение применяется при производстве лекарств и в лечении больных с тяжёлыми ожогами, геморрагическим шоком или циррозом печени, передаёт Nature.

Мировой спрос на человеческий альбумин составляет 500 тонн в год, а получают этот белок обычно от доноров. Но всё чаще учёные пробуют добывать это вещество из других источников – генетически модифицированных бактерий или растений.

Для Китая, который испытывает нехватку альбумина, выбор риса на роль поставщика искомого соединения вполне логичен. По информации PhysOrg.com, учёные разработали способ извлечения нужного белка из изменённых рисовых зёрен и его очистки.

Это не первый случай получения альбумина от растений, но один из самых обещающих проектов, поскольку отличается высокой эффективностью. Уровень OsrHSA (Oryza sativa HAS) достиг 10,58% от общего количества растворимых белков в зёрнышке генетически изменённого риса. Полезный выход HSA достигал 2,75 грамма на килограмм неочищенного риса.

«Мы могли бы облегчить спрос на HSA и уменьшить потенциальный риск распространения вирусов в плазме крови. Вот что побудило меня сделать это», — говорит Дайчан Ян (Daichang Yang), биотехнолог из университета Уханя (Wuhan University), глава группы исследователей.

Белок из необычного источника экспериментаторы испытали на крысах с заболеваниями печени, выявив его высокую медицинскую эффективность.

Детали новой работы изложены в статье в PNAS. (Добавим, что раньше генетики создали при помощи модифицированного риса вакцины от сенной лихорадки и холеры.)

Учёные научились выращивать плёнки из вирусов

26 октября 2011

Генетики запрограммировали бактерии на рост кольцами

17 октября 2011

Геном чумной палочки рассказал об эволюции страшной болезни

14 октября 2011

Нейробиологи испытали виртуальный протез с обратной связью

7 октября 2011

Учёные определили ген восприимчивости к диабету

7 октября 2011
  • Юрий Новиков  1 ноября, 19:11
    вот — очередной маленький шаг всего человечества.
  • Илья Киселев  2 ноября, 01:07
    Да!
  • Юрий Новиков  1 ноября, 19:12
    прекрасная жизнеутверждающая новость — но! хотелось бы услышать во сколько раз это эффективнее предыдущей попытки?
  • Андрей Касьянов  1 ноября, 19:43
    ... а рис-то подорожает ...
  • Сергей Асташкин  2 ноября, 09:13
    -- наоборот ..
  • Алексей Теплов  2 ноября, 12:21
    Странно, что нет воплей «защитников от ГМО».
  • Юрий Новиков  2 ноября, 14:01
    действительно — щас в дикой природе наплодятся паразиты которые приучатся жрать человеческий альбумин из риса, а потом кааак прыгнут на человека!
  • Илья Лягин  2 ноября, 16:13
    Большая красивая работа.
    Единственное, мне думается, что наличие похожего иммунного ответа у кроликов на pHSA и OsrHSA не означает дальнейшее отсутствие ответа у людей на OsrHSA. Требуются дальнейшие клинические исследования.
    И ещё у меня подозрение (в основном и доп. материалах этого не нашёл), что OsrHSA получается хитро гликозилирован в отличие от HSA: спектры MALDI-TOF, CD, ближней УФ, флуоресценции и пр., конечно, очень похожи, но не 1 в 1. Это предполагает гарантированный иммунный ответ в дальнейшем у человеков. ИМХО.
  • Алексей Худяков  2 ноября, 20:46
    Трансгенные технологии давно применяются и российскими учеными. Недавно видел передачу, как внося изменения в днк растений получают затем методом сублимации листьев порошки, из которых в свою очередь выделяют необходимые «животные» белки.