В конце октября немецкий физик Томас Зенкель на полевом аэродроме где-то на юго-западе Германии совершил беспрецедентный пилотируемый полёт на экстравагантном вертолёте – электрическом аппарате, у которого 16 пропеллеров.
Multicopter – не новое слово. Однако под этим термином традиционно подразумеваются небольшие радиоуправляемые машинки с несколькими подъёмными винтами, но не пилотируемые аппараты.
Теперь терминологию придётся пересмотреть, и «виновными» в этом следует считать троих немцев из компании e-volo. Завершив серию беспилотных тестов, энтузиасты решились на пилотируемый полёт, который длился полторы минуты.
Сухой вес аппарата вместе с литиевыми аккумуляторами составляет всего 80 кг, то есть мультикоптер не просто относится к классу СЛА, а представляет собой его новый подвид, «неподалёку» от сверхлёгких электрических самолётов.
Разработчики говорят, что для управления пилот использует простой джойстик. При взлёте, в полёте и при посадке лётчик не должен особо заботиться о скорости, тангаже и других вещах, которые осложняют жизнь вертолётчикам.
Вообще-то полёт может длиться от десяти до тридцати минут, и мультикоптер благополучно совершит посадку, даже если откажет четверть его двигателей.
В случае неприятностей покрупнее аппарат вместе с пилотом приземлится на парашюте, который раскроется над всей конструкцией (что было бы невозможно в присутствии вертолётного ротора), передаёт DVICE.
"Наша система изначально задумывалась как электрическая – тихая, чистая и экономически рентабельная. Один час полёта будет стоить примерно 6 евро в виде платы за электроэнергию, – объясняет команда e-volo. – Кроме того, у аппарата немного частей, которые могут изнашиваться, а это означает продолжительные интервалы в техобслуживании и невысокую его стоимость".
Управление мультикоптером можно дополнительно облегчить, например, путём автономной навигации по GPS или автоматизированного обнаружения препятствий и так далее вплоть до самостоятельного полёта машины по заданным на 3D-карте точкам. Получается эдакий пилотируемый беспилотник.
Говоря о возможных областях применения, главными e-volo называет спорт и досуг. Среди прочих – альтернатива большим и дорогим вертолётам в аэрофотосъёмке, проверке объектов типа трубопроводов, в санитарной авиации или в качестве воздушного такси.
Самым серьёзным препятствием на пути мультикоптера в счастливое будущее немцы считают ограниченные возможности нынешних аккумуляторов.
Соответственно ДВС должен быть хотя бы на 10% мощнее, т.е. двиг примерно на 150 л.с., Плюс к этому генератор и преобразователь. Минус некоторую часть батарей. Плюс масса топлива.
В сумме будет где-то 200 кг плюсом.
посмотрите на сайтах продажей авиамоделей
Очень интересный аппарат!
Тогда никакая тема не сможет забивать другие, так же обсуждаемые, но не в таком только быстром темпе. Окон-то всего десять, и что же их забивать все одной только темой?
Это очень большой недочет.
— На мой взгляд, потому что управлять мультикоптером с помощью чисто электрического изменения мощности отдельных двигателей, гораздо проще и надёжней, чем управлять вертолетом с помощью механического изменения положения каждой лопасти, и положения всего винта относительно корпуса.
Парашут не спасёт на высотах до 100 метров.
Скорее всего аппарат не сможет стабильно снижаться при потере двух пропеллеров с одной стороны, а это как раз наиболее вероятный сценарий повреждения (дерево, к примеру). Чуть более безопасно было бы расположить пропеллеры по окружности.
И я бы действительно не сел в эту машину без всякой защиты от обломков пропеллеров. Думаю их обороты около 4000-7000.
Режим авторотации возникает у любого винта, хоть вертолетного, хоть обычного. +
В гибридном варианте ДВС будет генерировать энергию для электромоторов, небольшое количество аккумуляторов ( свой у каждого мотора ! ) будет необходимо лишь для гарантии безопасной посадки если ДВС откажет. +
Отказ сразу двух электромоторов !! из 16 моторов в полете продолжительностью час — просто смешно . +
Никогда не слыхал о ломающихся просто так винтах в кольцах. +
КПД модельного мотора > 87 %. КПД малого винта, да, невелик. -
Плюсов много, перспектива есть.
Проблема в том, что набегающий поток воздуха не сможет развить достаточное усилие, чтобы провернуть винт на таком моторе, его руками-то трудно провернуть. Выход — обгонная муфта.
Вы считаете, что мультикоптер при отказе всех двигателей (отказе электросистемы) на высоте 1500м сможет сохранить управляемость и сесть (пусть немного жёстко)?
Опытный пилот в аналогичной ситуации способен посадить вертолёт.
Можно насчёт этого поподробнее? Не понял, какой способ аварийной посадки вы предлагаете.
При том шаге, который используется в винтах мультикоптеров, набегающий поток по идее будет стремиться вращать винт в противоположном штатному направлении (хотя без расчётов точно не скажу).
На вертолётах шаг винта не фиксированный и при авторотации его устанавливают в минимальное значение.
— Что-то я не пойму, у вертолета ведь вполне постоянное число лопастей значит и шаг винта постоянный. Может Вы имеете в виду угол атаки лопастей, то у вертолета он действительно может меняться.
Я даже не говорю о ее рентабельности.
Какждый из нас мечтает летать, «как во сне» или с помощью индивидуального трансортного средства.
Это понятно.
Но вот подходит ли этот мультивинтолет на эту роль?
Как по мне — весьма сомнительно, по указанным выше причинам.
Выскажу мнение человека далёкого от науки, тоесть сугубо потребительское, — каким требованиям должен отвечать личный летательный аппарат.
1. Малогабаритный (размером с легковой автомобиль (дальше ЛА), или меньше);
2. Безопасный (идентичен или лучше с ЛА)
3. Бесшумный или малошумный (меньше или равен ЛА)
4. Экологичный (!!!);
5. Недорогой (стоимость покупки и эксплуатации меньше или равна ЛА);
6. Легкий в управлении и обслуживании (сравним с ЛА);
Думаю понятно почему сравниваю с легковушкой?
Если средства индивидуального полета и появятся (станут массовыми/выйдут на рынок), то только в случае, если смогут конкурировать с теперешним автопромом, а лучше заменить его.
Если у когонибудь есть ссылки на статьи описывающие такие устройства, делитесь, не стесняйтесь)
Для аппарата весом 200 кг для висения нужна мощность 20 квт. Соответственно, емкость аккумулятора 2.5 -3 квтч. Меньше не получается из-за ограниченной удельной мощности аккумуляторов.
Чтобы всё это поднять, нужны более мощные электромоторы, большие пропеллеры и более прочная конструкция и т. д.
В итоге масса может приблизиться к тонне.
Да и максимальной скоростью более 100 км./ч. такой аппарат врядли сможет похвастать. Для её достижения понадобятся пропеллеры с большим шагом (углом атаки), которые малоэффективны при простом висении в вохдухе, и обтекаемая кабина, которая добавит ещё массы.
В общем: не эффективно, медленно и опасно. В качестве экстремального развлечения штука интересная, так как стоить будет относительно не дорого (не намного больше 3 млн. рублей, думаю). Но повседневным транспортом такому аппарату не стать.
Есть множество (в том числе и серийных) минивертолетов и самолетов. Этот чем лучше? Вроде как ничем. Жутко опасная штука. Порыв ветра...
Насчет безопасности — небо это стихия.
Для горизонтального полета можно поставить толкающий винт.
По стоимости — 16 моторов по $150 , ДВС ~ $4500, аккумуляторы ~ $2400,
генератор ~ $1500, электроника ~ $1000, каркас порядка $2000.
Всего : $13800.
Второй комментарий сверху.
Глядя на двигатели и батареи можно прикнуть на сколько там энергии, максимум на 20-30 минут полёта.
Про будет летать если откажет четверть двигателей полнейший бред, такое мог написать только не разбирающийся в теме человек.
Это просто игрушка из подручных материалов и не более!
Сделать подобную игрушку в наше время не настолько сложно как может показаться. Двигателей горсть модельных оттуда же вся остальная начинка. Даже конроллер с гироскопами и автопилотом можно готовые взять. Хотя цена получается далеко не игрушечная. В данном случае около 20 000 евро, если не больше.
За эти деньги можно взять небольшой двухместный вертолёт в ките и собрать его за месяц.
Если так просто, давайте сделаем.
Расчетный счет где указывать?
Попытки ставить что-то на концы лопастей были, но ничто не выдерживает огромных перегрузок.
Летчикам, может, развлечение, а остальной живности — сплошная угроза.
Да и вообще, скорее всего в городах они будут летать в автоматическом режиме по заранее проложенному маршруту. Революция транспорта на носу, и хочешь-не хочешь, а появятся новые правила.