Немец совершил первый в мире полёт на мультикоптере

Создатели аппарата мечтают, что в будущем управление мультикоптером будет таким же простым, как вождение автомобиля (фото e-volo).

В конце октября немецкий физик Томас Зенкель на полевом аэродроме где-то на юго-западе Германии совершил беспрецедентный пилотируемый полёт на экстравагантном вертолёте – электрическом аппарате, у которого 16 пропеллеров.

Multicopter – не новое слово. Однако под этим термином традиционно подразумеваются небольшие радиоуправляемые машинки с несколькими подъёмными винтами, но не пилотируемые аппараты.

Теперь терминологию придётся пересмотреть, и «виновными» в этом следует считать троих немцев из компании e-volo. Завершив серию беспилотных тестов, энтузиасты решились на пилотируемый полёт, который длился полторы минуты.

Сухой вес аппарата вместе с литиевыми аккумуляторами составляет всего 80 кг, то есть мультикоптер не просто относится к классу СЛА, а представляет собой его новый подвид, «неподалёку» от сверхлёгких электрических самолётов.

Разработчики говорят, что для управления пилот использует простой джойстик. При взлёте, в полёте и при посадке лётчик не должен особо заботиться о скорости, тангаже и других вещах, которые осложняют жизнь вертолётчикам.

Команда e-volo в полном составе. Слева направо: Стефан Вольф (Stephan Wolf) – компьютерщик, разработчик софта, Томас Зенкель (Thomas Senkel) – руководитель проекта, автор концепции, лётчик-испытатель, Александр Цозель (Alexander Zosel) – менеджер по маркетингу и пиару.

Вообще-то полёт может длиться от десяти до тридцати минут, и мультикоптер благополучно совершит посадку, даже если откажет четверть его двигателей.

В случае неприятностей покрупнее аппарат вместе с пилотом приземлится на парашюте, который раскроется над всей конструкцией (что было бы невозможно в присутствии вертолётного ротора), передаёт DVICE.

"Наша система изначально задумывалась как электрическая – тихая, чистая и экономически рентабельная. Один час полёта будет стоить примерно 6 евро в виде платы за электроэнергию, – объясняет команда e-volo. – Кроме того, у аппарата немного частей, которые могут изнашиваться, а это означает продолжительные интервалы в техобслуживании и невысокую его стоимость".

Управление мультикоптером можно дополнительно облегчить, например, путём автономной навигации по GPS или автоматизированного обнаружения препятствий и так далее вплоть до самостоятельного полёта машины по заданным на 3D-карте точкам. Получается эдакий пилотируемый беспилотник.

Варианты будущего дизайна предполагают, что e-multicopter (так разработчики тоже называют свой аппарат) будет складным.

Говоря о возможных областях применения, главными e-volo называет спорт и досуг. Среди прочих – альтернатива большим и дорогим вертолётам в аэрофотосъёмке, проверке объектов типа трубопроводов, в санитарной авиации или в качестве воздушного такси.

В разработке находится гибридная версия. Что составит компанию электромоторам – бензиновый ДВС или нечто другое – пока неизвестно.

Самым серьёзным препятствием на пути мультикоптера в счастливое будущее немцы считают ограниченные возможности нынешних аккумуляторов.



Гибридный самолёт-дирижабль впервые поднялся в небо

27 октября 2011

На рынок выходит складной электровелик без цепи и воздуха в шинах

17 октября 2011

Новый электрокар EN-V пройдёт испытания по всему миру

14 октября 2011

Китаец построил нелетающую тарелку

22 сентября 2011

В России началась Неделя альтернативных видов транспорта

19 сентября 2011
  • Валерий Антропов  2 ноября, 16:15
    Смотрится интереснее того китайского на двигателях от бензопил, интересно как на нем в ветреную погоду, и вообще насколько изменится масса, если получать электричество от ДВС, примерно ?
    ОтветитьНравится
  • Удалить  2 ноября, 16:32
    Если предполагается тратить на электричество 6 евро в час, то это примерно 100 кВт.
    Соответственно ДВС должен быть хотя бы на 10% мощнее, т.е. двиг примерно на 150 л.с., Плюс к этому генератор и преобразователь. Минус некоторую часть батарей. Плюс масса топлива.
    В сумме будет где-то 200 кг плюсом.
    ОтветитьНравится
  • Валерий Антропов  2 ноября, 16:51
    Много конечно, наверное в качестве гибридного в таком случае будет использоваться только «подзарядка» для существующих батарей. Все таки правда, сколько же всего на нас высокотехнологичного свалится когдаесли будут изобретены более емкие аккумуляторыисточники энергии.
    ОтветитьНравится
  • Алексей Варежкин  2 ноября, 16:53
    Ну насчет 100 квт вы загнули , использованы насколько видно бесколлекторные двигатели от авиамоделей, у них кпд небольшой- процентов 50
    ОтветитьНравится
  • Сергей Запрягаев  2 ноября, 20:45
    Алексей Варежкин, это вы чего-то перепутали, у бесколлекторных 80-95% КПД.
    ОтветитьНравится
  • Алексей Варежкин  2 ноября, 20:57
    у тех которые стоят именно такой, просто я когда то моделистом был и сейчас связи поддерживаю,
    посмотрите на сайтах продажей авиамоделей
    ОтветитьНравится
  • Удалить  3 ноября, 09:03
    КПД электродвигателя существенно зависит от его размеров и мощности, скорее всего 50-80% это реальная цифра. Однако дело вовсе не в КПД, а в потребляемой двигателями мощности. Чтобы их запитать нужно примерно 150 л.с. ... но расчеты довольно приблизительны. Сами разработчики на своем сайте не говорят ни о мощности, ни о емкости батарей.
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Осадчук  2 ноября, 17:04
    Потрясающе, я бы себе такой приобрёл. С детства мечтал летать на какой нибудь штуке. :-)))
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  2 ноября, 17:31
    любой порыв ветра и человек будет лететь вниз головой
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  2 ноября, 18:05
    Вы так на глаз, или посчитали?
    ОтветитьНравится
  • Сергей Клиничев  2 ноября, 18:23
    Такое ощущение, что это местный тролль — к любой статье какую-нибудь фигню пишет, типа этой. Не понимаю таких людей. У неё вечно то в низ головой полетит, то взорвётся, то ещё что-нибудь плохое. Может лучше вообще ничего не делать, так в пещерках посидеть и только чтобы без огня, вы представляете, от него может быть пожар ))))
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  2 ноября, 19:22
    Не дело не в троллинге. Просто Ольге показалось, что центр тяжести машины с пилотом расположен высоковато, по отношению к винтам, а потому всё опрокинется при первом порыве ветра. Я же хотел сказать, что без расчётов и знания деталей конструкции (и управляющего софта) такой вывод делать нельзя.
    ОтветитьНравится
  • Георгий Делидов  2 ноября, 20:12
    Мультикоптер чертовски устойчив. Но конечно же если шквальный ветер...
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  2 ноября, 21:10
    Написано, что управление джойстиком. Скорее всего в девайсе есть обычный для таких аппаратов набор датчиков: гироскопы, акселерометры и магнитные компасы. Грамотный софт держит мультикоптер как прибитый к определенной точке пространства невзирая на ветер: электромоторами управлять легко точно и очень быстро.

    Очень интересный аппарат!

    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  2 ноября, 21:16
    женская интуиция подсказала...и спорим, что так оно и будет?
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  2 ноября, 21:21
    «не понимайте» молча...а то могут все подумать, что троль — это вы.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Касьянов  2 ноября, 19:05
    Мне почему-то вспомнились казаки на лошадях, да с шашками! А это, видимо, современный вариант.
    ОтветитьНравится
  • Александр Лалетин  2 ноября, 19:39
    О мембране, на главной странице справа помещены последние реплики участников, это удобно, но какой смысл в размещении реплик только с одной темы? Реплика с определенной темы должна появляться взамен последней реплики с этой темы. Новая появилась, предыдущая ушла.
    Тогда никакая тема не сможет забивать другие, так же обсуждаемые, но не в таком только быстром темпе. Окон-то всего десять, и что же их забивать все одной только темой?
    Это очень большой недочет.
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  2 ноября, 21:11
    Каких окон всего десять???
    ОтветитьНравится
  • Виктор Бутрий  3 ноября, 03:40
    Должно быть Александр имеет ввиду разделы (div), в которых отображаются последние реплики. Это, конечно, не окна, но, возможно, так проявляется подсознание альтернативщика: вместо того, чтобы использовать названия, используемые другими, необходимо придумать свои собственные, даже если новопридуманные совсем не подходят.
    ОтветитьНравится
  • Георгий Делидов  2 ноября, 20:09
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  2 ноября, 20:10
    Не «в это время», а «раньше». И про него мы рассказывали.
    ОтветитьНравится
  • Роман Чухров  2 ноября, 20:52
    Если компенсировать двигателями, то не полетит. С электродвигателями контроллер оборотов, завязанный на несколько акселерометров не сложно сделать, да и гироскоп не помешает...
    ОтветитьНравится
  • Михаил Оганджанян  2 ноября, 21:30
    А если остановятся двигатели с  одной стороны,катастрофы скорей всего не избежать. А влияние винтов друг на друга. Существующие подобные игрушки в безветренную погоду неплохо летают,и по моему, подобная схема для них как раз и подходит.
    ОтветитьНравится
  • Илья Киселев  2 ноября, 21:58
    классный клип внутри статьи, кстати))
    ОтветитьНравится
  • Максим Богатов  3 ноября, 01:00
    А почему не обычный вертолёт с аккумулятором?
    ОтветитьНравится
  • Алексей Ромчак  3 ноября, 01:18
    «А почему не обычный вертолёт с аккумулятором?»
    — На мой взгляд, потому что управлять мультикоптером с помощью чисто электрического изменения мощности отдельных двигателей, гораздо проще и надёжней, чем управлять вертолетом с помощью механического изменения положения каждой лопасти, и положения всего винта относительно корпуса.
    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  3 ноября, 01:08
    У меня полно летательных проектов разных летающих тарелок. Думаю, запатентовать или нет.
    ОтветитьНравится
  • Врэж Багратуни  3 ноября, 04:11
    А как радуется несчастный летун, что жив остался. Но это только на этот раз. В следующий раз один из пропеллеров точно сорвёт ему голову. Словом, нелепая и опасная конструкция.
    ОтветитьНравится
  • Тимур Назаров  3 ноября, 07:36
    Да, мультикоптер действительно слишком опасная штука. В отличие от вертолёта, на нём не возможен режим авторотации, то есть через полсекунды после отказа моторов он просто камнем летит вниз.

    Парашут не спасёт на высотах до 100 метров.

    Скорее всего аппарат не сможет стабильно снижаться при потере двух пропеллеров с одной стороны, а это как раз наиболее вероятный сценарий повреждения (дерево, к примеру). Чуть более безопасно было бы расположить пропеллеры по окружности.

    И я бы действительно не сел в эту машину без всякой защиты от обломков пропеллеров. Думаю их обороты около 4000-7000.

    ОтветитьНравится
  • Сергей Волков  3 ноября, 16:37
    Вертолету для выхода на режим авторотации тоже нужна некоторая высота (могу ошибаться, но вроде бы как раз порядка 100 метров минимум). Так что по опасности на малой высоте паритет. А с большой высоты сажаться на парашуте — милое дело.. вес аппарата всего 80кг.
    ОтветитьНравится
  • Тимур Назаров  3 ноября, 20:12
    Да, действительно паритет.
    ОтветитьНравится
  • Павел Охрименко  3 ноября, 23:54
    При небольших скоростях, как здесь, можно использовать парашют со втянутой вершиной, а они открываются очень быстро, могут и с 30 открыться (и ребята в курсе, т.к., по крайней мере, двое из них — парапланеристы).
    ОтветитьНравится
  • Евгений Прудков  3 ноября, 09:16
    Нарисуйте вектор действия сил вертолета, и вы увидите, что чем выше центр тяжести, тем аппарат устойчивее, как ни парадоксально. +
    Режим авторотации возникает у любого винта, хоть вертолетного, хоть обычного. +
    В гибридном варианте ДВС будет генерировать энергию для электромоторов, небольшое количество аккумуляторов ( свой у каждого мотора ! ) будет необходимо лишь для гарантии безопасной посадки если ДВС откажет. +
    Отказ сразу двух электромоторов !! из 16 моторов в полете продолжительностью час — просто смешно . +
    Никогда не слыхал о ломающихся просто так винтах в кольцах. +
    КПД модельного мотора > 87 %. КПД малого винта, да, невелик. -
    Плюсов много, перспектива есть.
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  3 ноября, 09:34
    >>Режим авторотации возникает у любого винта, хоть вертолетного, хоть обычного.

    Проблема в том, что набегающий поток воздуха не сможет развить достаточное усилие, чтобы провернуть винт на таком моторе, его руками-то трудно провернуть. Выход — обгонная муфта.

    ОтветитьНравится
  • Евгений Прудков  3 ноября, 10:45
    Обгонная муфта усложняет. Аварийная посадка с высоты 500 м  со скоростью 2.5 м/c займет 3 минуты, соответственно, и аккумуляторы нужны максимально минут на 10 работы. Впрочем, такие есть, но монтировать их нужно рядом с винтом для охлаждения .
    ОтветитьНравится
  • Тимур Назаров  3 ноября, 12:12
    >>Режим авторотации возникает у любого винта, хоть вертолетного, хоть обычного.

    Вы считаете, что мультикоптер при отказе всех двигателей (отказе электросистемы) на высоте 1500м сможет сохранить управляемость и сесть (пусть немного жёстко)?

    Опытный пилот в аналогичной ситуации способен посадить вертолёт.

    ОтветитьНравится
  • Тимур Назаров  3 ноября, 12:22
    >>Аварийная посадка с высоты 500 м  со скоростью 2.5 м/c займет 3 минуты, соответственно, и аккумуляторы нужны максимально минут на 10 работы.

    Можно насчёт этого поподробнее? Не понял, какой способ аварийной посадки вы предлагаете.

    ОтветитьНравится
  • Тимур Назаров  3 ноября, 12:31
    >>Проблема в том, что набегающий поток воздуха не сможет развить достаточное усилие, чтобы провернуть винт на таком моторе

    При том шаге, который используется в винтах мультикоптеров, набегающий поток по идее будет стремиться вращать винт в противоположном штатному направлении (хотя без расчётов точно не скажу).

    На вертолётах шаг винта не фиксированный и при авторотации его устанавливают в минимальное значение.

    ОтветитьНравится
  • Алексей Варежкин  3 ноября, 13:52
    режимом авторотации здесь воспользоваться не удастся, во первых винты маленького диаметра набегающий поток не раскрутит а во вторых этот режим подразумевает изменения угла атаки лопастей перед землей, чего здесь нет
    ОтветитьНравится
  • Алексей Ромчак  3 ноября, 17:21
    «На вертолётах шаг винта не фиксированный и при авторотации его устанавливают в минимальное значение.»
    — Что-то я не пойму, у вертолета ведь вполне постоянное число лопастей значит и шаг винта постоянный. Может Вы имеете в виду угол атаки лопастей, то у вертолета он действительно может меняться.
    ОтветитьНравится
  • Тимур Назаров  3 ноября, 18:32
    Шаг винта — расстояние, пройденное поступательно винтом, ввинчивающимся в твердую среду, за один полный оборот (360°). Находится в тангенциальной зависимости от угла наклона лопастей относительно плоскости, перпендикулярной оси винта.
    ОтветитьНравится
  • Александр Сотников  3 ноября, 12:34
    Если добавить к мультикоптеру поверхности для использования эффекта Коанда, то можно сократить количество винтов.
    ОтветитьНравится
  • Антон Брандт  3 ноября, 12:57
    Cоглашусь с теми, кто сомневался в утойчивости и безопасности данной машины.
    Я даже не говорю о ее рентабельности.

    Какждый из нас мечтает летать, «как во сне» или с помощью индивидуального трансортного средства.
    Это понятно.

    Но вот подходит ли этот мультивинтолет на эту роль?
    Как по мне — весьма сомнительно, по указанным выше причинам.

    Выскажу мнение человека далёкого от науки, тоесть сугубо потребительское, — каким требованиям должен отвечать личный летательный аппарат.
    1. Малогабаритный (размером с легковой автомобиль (дальше ЛА), или меньше);
    2. Безопасный (идентичен или лучше с ЛА)
    3. Бесшумный или малошумный (меньше или равен ЛА)
    4. Экологичный (!!!);
    5. Недорогой (стоимость покупки и эксплуатации меньше или равна ЛА);
    6. Легкий в управлении и обслуживании (сравним с ЛА);

    Думаю понятно почему сравниваю с легковушкой?
    Если средства индивидуального полета и появятся (станут массовыми/выйдут на рынок), то только в случае, если смогут конкурировать с теперешним автопромом, а лучше заменить его.

    Если у когонибудь есть ссылки на статьи описывающие такие устройства, делитесь, не стесняйтесь)

    ОтветитьНравится
  • Евгений Прудков  3 ноября, 14:05
    Основное преимущество мультикоптера в большом количестве несущих винтов и независимом питании. Если отказывает один мотор или ломается один винт, МК продолжает спокойно лететь. Каждый винт питается от своего аккумулятора. В гибридной схеме один ДВС через генератор питает все моторы сразу в крейсерском режиме. Если ДВС откажет , то мы не надеемся на авторотацию, а включаем режим аварийной посадки, т.е. каждый мотор начинает работать от своего аккумулятора и обеспечивает плавный спуск.
    Для аппарата весом 200 кг для висения нужна мощность 20 квт. Соответственно, емкость аккумулятора 2.5 -3 квтч. Меньше не получается из-за ограниченной удельной мощности аккумуляторов.
    ОтветитьНравится
  • Тимур Назаров  3 ноября, 19:57
    Не забывайте, что при наличии ДВС масса увеличится примерно вдвое, о чём уже писалось выше. Ещё нужны какие-то элементы безопасности.

    Чтобы всё это поднять, нужны более мощные электромоторы, большие пропеллеры и более прочная конструкция и т. д.

    В итоге масса может приблизиться к тонне.

    Да и максимальной скоростью более 100 км./ч. такой аппарат врядли сможет похвастать. Для её достижения понадобятся пропеллеры с большим шагом (углом атаки), которые малоэффективны при простом висении в вохдухе, и обтекаемая кабина, которая добавит ещё массы.

    В общем: не эффективно, медленно и опасно. В качестве экстремального развлечения штука интересная, так как стоить будет относительно не дорого (не намного больше 3 млн. рублей, думаю). Но повседневным транспортом такому аппарату не стать.

    ОтветитьНравится
  • Смелый парень однако. Вопрос вот только — это все зачем?
    Есть множество (в том числе и серийных) минивертолетов и самолетов. Этот чем лучше? Вроде как ничем. Жутко опасная штука. Порыв ветра...
    ОтветитьНравится
  • Евгений Прудков  3 ноября, 23:25
    Кем писалось про ДВС ? Почему вдвое увеличится масса с  ДВС ?Нормальный движок весит 25 кг. Если снять несколько батарей аккумуляторов, то общий вес не изменится.
    Насчет безопасности — небо это стихия.
    Для горизонтального полета можно поставить толкающий винт.
    По стоимости — 16 моторов по $150 , ДВС ~ $4500, аккумуляторы ~ $2400,
    генератор ~ $1500, электроника ~ $1000, каркас порядка $2000.
    Всего : $13800.
    ОтветитьНравится
  • Ваня Крейцер  5 ноября, 17:56
    > Кем писалось про ДВС? Почему вдвое увеличится масса с  ДВС?
    Второй комментарий сверху.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Прудков  5 ноября, 18:43
    Вы про 150 л.с. ? Модельные двигатели c 30" винтами имеют отношение 7 кг тяги /квт подведенной электрической мощности. Цифра маленькая, но что поделаешь, высокая нагрузка на ометаемую площадь, слишком сильно молотим воздух впустую. Впрочем, у небольших вертолетов она не больше 10.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Крюков  5 ноября, 21:05
    Ещё одна игрушка ;-) Да кстати двигатели я узнал, именно у этих с этими винтами кпд около 80% и есть.

    Глядя на двигатели и батареи можно прикнуть на сколько там энергии, максимум на 20-30 минут полёта.

    Про будет летать если откажет четверть двигателей полнейший бред, такое мог написать только не разбирающийся в теме человек.

    Это просто игрушка из подручных материалов и не более!

    Сделать подобную игрушку в наше время не настолько сложно как может показаться. Двигателей горсть модельных оттуда же вся остальная начинка. Даже конроллер с гироскопами и автопилотом можно готовые взять. Хотя цена получается далеко не игрушечная. В данном случае около 20 000 евро, если не больше.

    За эти деньги можно взять небольшой двухместный вертолёт в ките и собрать его за месяц.

    ОтветитьНравится
  • Евгений Прудков  5 ноября, 22:34
    Куплю за 20000 евро :-) На словах все легко.
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  5 ноября, 22:40
    Крюков прав, там особо сложного ничего нет. Компоненты и электроника — все заводское. Полагаю контроллер от квадрокоптера (четыре мотора), на каждом луче моторы (вернее их драйверы) соединены параллельно. Пилот даже в руках держит обычный RC пульт.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Прудков  5 ноября, 22:48
    Большинство вертолетов-китов, находящихся в России, совершили, скажем так, жесткую посадку.
    Если так просто, давайте сделаем.
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  5 ноября, 23:15
    давайте!
    Расчетный счет где указывать?
    ОтветитьНравится
  • Евгений Прудков  5 ноября, 23:22
    Сначала расчет коптера, Александр .
    ОтветитьНравится
  • Игорь Терентьев  8 ноября, 18:20
    Эффективность и безопасность повысятся, если такие моторы поставить по 1-2 штуки на каждую лопасть реактивного вертолетного винта, а ток передавать через коллектор с двумя кольцами и щетками.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Прудков  9 ноября, 11:15
    Безопасность в большом количестве моторов и винтов. Если их будет не 16 а 100 — еще лучше. Один-единственный винт с автоматом перекоса ненадежен.
    Попытки ставить что-то на концы лопастей были, но ничто не выдерживает огромных перегрузок.
    ОтветитьНравится
  • Игорь Терентьев  9 ноября, 11:06
    Интересно, что в романе «Робур-завоеватель» Жюль Верн описал электрический вертолет с 30 пропеллерами.
    ОтветитьНравится
  • Олег Апарцев  9 ноября, 14:08
    Замучают нас летающими мясорубками!
    Летчикам, может, развлечение, а остальной живности — сплошная угроза.
    ОтветитьНравится
  • Роман Грибов  17 ноября, 04:56
    Думаю, в конечном варианте появится ограждение из пенопласта, как у Ar. Droid. Так же в программной части появится условие не опускаться ниже какой-то высоты, например 4 метров. Спуск произойдет через минуту после зависания на одном месте, чтобы все успели разойтись. 
    Да и вообще, скорее всего в городах они будут летать в автоматическом режиме по заранее проложенному маршруту. Революция транспорта на носу, и хочешь-не хочешь, а появятся новые правила. 
    ОтветитьНравится