Учёные показали солнечный камень викингов в действии

Идея «поляроидного зрения» викингов была предложена учёными более сорока лет назад. Теперь она получила новое подтверждение (фото сайта cyphertext.net).

Экспериментаторы объяснили теоретически и продемонстрировали на опыте, как древние мореплаватели использовали определённый минерал для навигации в пасмурную погоду.

Группа исследователей из Франции, США и Канады провела серию опытов, из которых следует, что легендарный cолнечный камень (sunstone) викингов представлял собой исландский шпат — поляризующий свет кристалл с двойным лучепреломлением.

Сама по себе мысль эта не нова, но исследователи постарались подвести под данное предположение максимально полную научную базу.

Из древних источников известно, что скандинавы могли определять своё положение в море даже в те моменты, когда небо затягивалось облаками и на глаз сложно было выявить положение солнца. Магнитный компас мореходам той эпохи был неизвестен. Наконец, на звёзды в летние месяцы да в высоких широтах (недалеко от полярного круга) рассчитывать, по понятным причинам, викингам было трудно.

В начале 2011 года другая группа специалистов провела обширные теоретические и практические исследования, показав, что целая серия минералов благодаря своим поляризующим свойствам могла сыграть роль cолнечного камня, выручавшего викингов во время путешествий в Америку.

Для определения сторон света, которое работало даже при солнце, находящемся у горизонта или даже чуть ниже него, викингам был необходим солнечный камень с заранее нанесёнными метками на верхней и нижней гранях кристалла, которые нужно было располагать определённым образом (иллюстрации с сайтов dmeijers.home.xs4all.nl, nasa.gov).

Наблюдая небо через такой минерал, вращая его, мореходы отслеживали колебания яркости лучей. Эти колебания вызваны тем фактом, что солнечный свет, даже профильтрованный туманом и облаками, сохраняет на небосводе специфическую картину поляризации, на которую реагирует кристалл-поляроид.

(Об истории солнечного камня, современных опытах с ним и практике викингов мы рассказывали очень подробно.)

Солнечным камнем (sunstone) также называют одну из разновидностей плагиоклазов – силикат натрия кальция алюминия (с примесями и без), используемый иногда в ювелирном деле. Но, несмотря на «легендарное» название, к навигации викингов этот минерал вряд ли имеет какое-то отношение. Перед нами скорее результат совпадения, вносящего лишь дополнительную путаницу (фотографии с сайта wikipedia.org).

В той работе учёные доказали, что принцип ориентирования по поляризованному свету в целом работает, хотя надёжность и точность его – не так уж велики.

Теперь же, как сообщает BBC News, экспериментаторы нашли, что исландский шпат не просто замечательно подходит на роль солнечного камня, но и позволяет ориентироваться в пространстве с высокой точностью.

Учёные выяснили, что выравнивая интенсивность так называемых обыкновенного и необыкновенного пучков, прошедших сквозь кристалл, можно узнать направление на солнце с погрешностью в несколько градусов.

Косвенным признаком своей правоты авторы исследования называют пример если не из истории викингов, то во всяком случае из довольно давнего прошлого. На борту елизаветинского судна, затонувшего у острова Олдерни (Alderney Elizabethan Wreck) в конце XVI века, археологи нашли кусочек исландского шпата. Может быть, он тоже служил для целей навигации.

(Детали новой работы раскрывает статья в Proceedings of the Royal Society A.)

Итальянцы явили миру уникальный автопортрет Микеланджело

17 октября 2011

Британские учёные изучили рыцаря на бегущей дорожке

20 июля 2011

Одна из первых аудиозаписей раскрыла историю кукол Эдисона

18 июля 2011

Спутники помогли обнаружить исчезнувшие пирамиды Египта

30 мая 2011

Робот заглянул в секретную камеру пирамиды Хеопса

26 мая 2011
  • Евгений Храмцов  3 ноября, 12:52
    Уже ж была подобная статья
  • Леонид Попов  3 ноября, 14:57
    Это продолжение темы, более углублённое исследование. На ту первую статью в нынешней есть ссылка кстати, так что вы никого не удивили.
  • Евгений Храмцов  3 ноября, 17:52