Найдена первая звезда со спиральными рукавами

Звезда на этом снимке прикрыта «маской» (съёмка в ближнем инфракрасном диапазоне). Вокруг неё виден газопылевой диск, в котором отчётливо различимы спиральные рукава. Справа внизу показана орбита Плутона для масштаба (фото NAOJ/Subaru).

Спиральную структуру астрономы привыкли наблюдать в галактиках, но вот впервые аналогичную форму исследователи открыли у газопылевого диска, окружающего молодую звезду.

Светило SAO 206462 в созвездии Волка порадовало астрономов необычным протопланетным диском, изображение которого удалось получить при помощи телескопа Subaru на Гавайях.

По информации PhysOrg.com, диск насчитывает в поперечнике около 22 миллиардов километров. Его спиральные части предполагают, что в диске уже формируются планеты.

Ранее астрономы при помощи компьютерного моделирования теоретически выяснили, что молодые планеты внутри протопланетного диска способны своей гравитацией вызывать возмущения, приводящие к формированию спиральной структуры. «Теперь впервые мы видим эту динамическую особенность», — говорит главный автор открытия астроном Кэрол Грейди (Carol Grady) из американской компании Eureka Scientific.

Расчёты говорят, что планет там должно быть две, но увидеть их пока не удаётся.

Кстати, системе SAO 206462 — девять миллионов лет. И это примечательно. Дело в том, что новое открытие было выполнено в рамках проекта исследования множества протопланетных дисков. Выполняющие его учёные отмечают, что как только возраст звёзд достигает нескольких миллионов лет, их газопылевые диски начинают демонстрировать множество интересных деталей.

Так, ранее в таких дисках астрономы находили кольца и пробелы, а теперь и спиральные рукава. Ниже можно посмотреть компьютерную симуляцию спирального протопланетного диска, соотнесённую с фактически наблюдаемым диском у звезды SAO 206462.

Чужие солнечные системы порадовали учёных кометами

24 октября 2011

Астрономы нашли самую молодую формирующуюся экзопланету

20 октября 2011

Впервые в деталях снято страшное затмение сверхгиганта

8 апреля 2010

Двойным звёздам приписали несколько поколений планет

18 января 2010

Телескоп Hubble нашёл 42 зародыша планетарных систем

17 декабря 2009
  • Юрий Новиков  2 ноября, 21:37
    с какой любовью даны масштабные отрезки и подобран «спичечный коробок» обьект для сравнения — орбита плутона и угловое разрешение на небесной сфере.
  • Александр Давронов  3 ноября, 23:30
    .....ага,дабы быть уверенным в появлении рядом с нами ещё одной звёздочки)))
  • Михаил Самсонов  5 ноября, 11:13
    Хорошо, когда из нового физ.явления делаются выводы.
    Иначе — пустое созерцание на бюджетные деньги.