Палеонтологи открыли доисторического саблезубого зверька

Длина необычного создания составляла 10-15 сантиметров (иллюстрация Jorge Gonzalez).

Находка представляет первое известное млекопитающее начала позднего мела из Южной Америки и заполняет большой временной разрыв в летописи данного класса животных этой части света.

Небольшой зверёк, названный Cronopio dentiacutus, жил 100 миллионов лет назад. Два неполных черепа и ряд других окаменелостей были выкопаны в аргентинской провинции Рио-Негро в 2006 году, а теперь подоспел их анализ.

Новичок является эндемичным видом для данной части света, говорят учёные (фото Guillermo W. Rougier et al./ Nature).

Животное Cronopio dentiacutus показало ряд специфических особенностей, и у него, по-видимому, нет близких аналогов среди вымерших или современных млекопитающих, — утверждает палеонтолог Гильермо Ружье (Guillermo Rougier) из университета Луисвилля, глава группы исследователей.

Создание обладало округлым коротким черепом, длинной узкой мордой и примечательным набором зубов.

«Задние зубы, моляры, похожи на те, что вы можете найти у насекомоядных, животных, питающихся насекомыми, и ещё, возможно, мелкими ящерицами, которые были представлены в том же месте, — передаёт BBC News слова Ружье. — Но мы понятия не имеем, почему это создание нуждалось в таких огромных клыках. Это большой сюрприз».

Возможно, зверёк использовал их при охоте на некоторых насекомых. Но из анализа останков ясно, что эти удивительно длинные клыки нельзя было вонзать с большим усилием. Стройная форма морды и зубов означает, что мощный укус наверняка приводил бы к травме.

Зачем нужны были такие клыки – осталось невыясненным. Кстати, то же самое можно сказать о другом саблезубом создании из Южной Америки, правда, более древнем.

Палеонтологи поясняют, что Cronopio dentiacutus относится к кладе Dryolestoidea — вымершей группе, приходящейся отдалённым родственником современным плацентарным и сумчатым.

Эта группа известна учёным в основном по зубам и челюстям, относящимся к юрскому периоду (145-200 миллионов лет назад), обнаруженным в Северной Америке и Европе. Почти полные черепа с другого континента и из другой эпохи должны существенно помочь биологам в расшифровке особенностей данной группы.

Любопытно, что хотя млекопитающее эпохи динозавров белкой не является, оно похоже на охочего до желудей персонажа из мультфильма «Ледниковый период». Сам Гильермо находит такую аналогию забавной: «Я помню, когда увидел фильм, подумал: почему они сделали такое смешное животное, такого же не может быть? А потом мы нашли нечто похожее. Это лишний раз доказывает, сколь мало мы знаем о разнообразии древних млекопитающих. Раз некоторые, даже очень смутные догадки могут реально отыскаться в летописи окаменелостей».

(Об анализе Cronopio dentiacutus рассказывает статья в Nature.)

Палеонтологи увеличили размеры древних ящеров

17 октября 2011

В Европе обнаружен самый полный скелет динозавра

14 октября 2011

В Канаде и Франции найдена самая ранняя древесина

15 августа 2011

В Казахстане обнаружена гигантская птица времён динозавров

12 августа 2011

Учёные обвинили в триасовом вымирании морской метан

22 июля 2011
  • k j  3 ноября, 15:56
    Этого зверька уже назвали саблезубой белкой из мультика «ледниковый период».
  • Юрий Новиков  3 ноября, 16:20
    этот зверек в тысячу раз дальше по времени от ледникового периода чем мы и  в тысячу раз дальше от белки чем мы от той же белки по родству.
    И в статье и в переводе уважаемого Л.П. это мягко и четко подчеркнуто.

Осталось найти саблезубого вымершего дельфина и обозвать его моржом. (между этими существами и то родства будет больше) ( чур идея моя)

Жаль что на картинке слева не приведен масштабный отрезок :)

• Ольга Добрая  3 ноября, 16:58
    сипматяшка
  • Антон Брандт  4 ноября, 01:51
    А надо мной еще смеялись когда я говорил, что меня пугают капибары и тасманские дьяволы.
    Большой хомяк — страшный(
    И мелкий саблезубый тоже.
  • Семён Воловник  4 ноября, 19:36
    Картинка — хорошая реклама средств от кариеса
  • Глеб Зальцман  6 ноября, 22:31
    Такими клыками можно было вытаскивать какой-то корнеплод за колючую ботву и не ранить десны
  • Роман Кириенко  7 ноября, 08:48
    Или охотиться за крупными насекомыми, которые рыли неглубокие норы. Это кстати объяснило бы форму морды... Хитин пробить таких клычков более чем достаточно.
  • Антон Брандт  7 ноября, 13:03
    Или не за насекомыми.
    Если зубки на картинке отражают реальное положение вещей, то зверек этот был всеядным.
    Мог и травку с козявками жевать, а мог и какую-нибудь живность мелюзговую.
    Вспомните статьи, тут на мембране, про мааахоньких динозавров, эпическая должно быть картинка — саблезубая мыш гоняет и глодат динозавра)
  • Александр Митькин  12 ноября, 01:02
    ботва или ежики.
    Зачем ботве быть колючей?
  • Игорь Машко  24 ноября, 00:20