Четвёртого ноября 2011 года шесть человек «вернулись на Землю». 520 дней провела команда испытателей в герметично замкнутом комплексе, сыгравшем роль корабля. И этот рекордный «полёт» был схож с реальной миссией не только по времени.
Самую детальную, насколько это возможно на Земле, симуляцию полёта человека на Марс — эксперимент "Марс-500" — провёл в Москве Институт медико-биологических проблем (ИМБП) при участии ряда иностранных партнёров, в частности Европейского космического агентства (ESA).
Подробный анализ результатов и подведение всех итогов ещё впереди, но уже сейчас можно сказать главное — с психологической и медицинской точки зрения полёт на Марс возможен!
Это доказал экипаж виртуальной экспедиции. В него входили трое россиян, а также представители Франции, Италии и Китая: командир Алексей Ситёв, врач Сухроб Камолов, исследователь Александр Смолеевский, бортинженер Ромен Шарль (Romain Charles), исследователи Диего Урбина (Diego Urbina) и Ван Юэ (Wang Yue).
"Всё прошло даже лучше, чем ожидалось. Они показали, что мотивация и командный дух может держать людей собранными в очень трудных условиях", — говорит ESA об участниках беспримерной эпопеи.
В наземном комплексе были воспроизведены многие условия пилотируемой миссии на Красную планету: длительная изоляция в замкнутом и сравнительно малом пространстве, существенная задержка связи с Землёй, ограничение расходуемых ресурсов, автономность и зависимость от собственных систем жизнеобеспечения.
Эксперименты по изоляции испытателей в замкнутом пространстве с ограниченными ресурсами и сеансами «связи с Землёй» в ИМБП проводятся более 40 лет. Но впервые такой опыт длился как настоящий полёт на Марс и обратно, включая высадку людей на поверхность на несколько дней.
Главная цель «Марс-500» — изучение психологических и физиологических проблем, которые могут возникнуть в подобном полёте. Потому на долю испытателей выпало не просто проживание в замкнутом объёме, но и моделирование реальной работы космонавтов на пути к Марсу и обратно, и даже непосредственно на четвёртой планете.
В ходе экспедиции три члена экипажа на две недели переходили из межпланетного корабля в посадочный модуль, в котором воспроизводили операции, связанные с посадкой на Марс, и из которого совершили три выхода на поверхность планеты.
Последняя имитировалась в ангаре, соединённом закрытым коридором с посадочным аппаратом. И попасть в этот ангар можно было, только надев скафандры, действительно изолирующие от внешней среды.
На этом кусочке Марса космонавты устанавливали флаги, произносили торжественные речи, собирали пробы грунта и камни, откалывали кусочки от большой скалы, выполняли измерения при помощи магнитометра… В общем, занимались всем тем, чем должны будут заниматься настоящие первопроходцы Марса.
А во время одного из выходов даже имитировалась нештатная ситуация: Диего Урбина будто бы споткнулся о камень, упал и сломал руку, а Александр Смолеевский помог ему вернуться в посадочный отсек.
За время экспедиции участники успели провести более 100 экспериментов. В основном это были разнообразные психологические опыты и медико-биологические тесты, которые помогали учёным определять влияние замкнутой среды на здоровье, работоспособность, стрессоустойчивость и сработанность экипажа.
А как-то уже во время «полёта к Земле» из-за «непредвиденного технического сбоя» связь с «марсолётом» была полностью прервана на целую неделю. Члены экспедиции сами принимали решения по своей работе, составляли программу опытов, терпеливо дожидаясь, пока радиоканал «удастся восстановить».
Конечно, во время полёта экипаж не только работал, но и отдыхал. По информации РИА Новости, досуг шестерых испытателей скрашивали книги, фильмы и караоке. Добавим в этот список игровую приставку, музыкальные инструменты, шахматы…
В рамках «Марс-500» проходило немало так называемых сателлитных экспериментов, в ходе которых учёные исследовали различные аспекты полёта на Марс: влияние атмосферы корабля на пожароопасность, методики профилактики воздействий невесомости, воздействие на организм радиации (в последнем случае подопытными выступали обезьяны). Эти опыты тоже принесли массу сведений, которые ещё предстоит обработать.
Сейчас участники выдающегося «полёта» проходят углублённое медицинское обследование. Виртуальный вояж на Марс завершён, но проект продолжается.
«Царь-корабль? Или Царь-симулятор будет? :)»
Царь-корабль — лучше не не придумывается, что симулятор — так это и так видно ;)
Как люди в тюрьмах сидят? Сидят себе и сидят и не год с небольшим, а десятками лет...
Но и это тоже надо уметь. В оные времена и на Руси дрались деревней на деревнью, а в Тбилиси район на район. Пар выпускали.
Кстати на станции Мир вроде пробовали создать вращением силу тяжести
Группа студентов условно была поделена на зеков и надзирателей.
Замкнутая среда, вперед к озверению.
Как помнится по фильму срок эксперимента был 2 недели, но уже к окончанию первой все настолько вжились в свои роли, что были совершены убийства (не считая более мелких вещей), в том числе профессора-организатора эксперимента.
Но там 2 недели, я тут 1,5 года!
Неусыпный контроль десятками специалистов, замкнутое пространство, постоянный стресс, это одними видеограми и ананизмом не снять)
Но, я также в недоумении, для чего это было организовано?
Кораблей готовых лететь на марс сейчас ни у кого нет.
Испытывать технику и людей нет резона, так как люди стареют и через 10 лет эти «симулякры» уже будут непригодны к полету (который вполне может статься и не произойдет через 10 лет), а техника развивается.
Я, как обыватель, вообще не могу понять для чего миру тратить десятки млрд. долларов ежегодно на космическую и военную программы?!!
Как мне кажется, реактивный двигатель — технология неприемлимая для космоса.
Неэффективная и неретабельная.
Пока не изобретут альтернативный способ передвигаться в пространстве (Лалетин чур меня!), всю космическую программу стоит ограничить только запуском спутиников на околоземную орбиту.
А освободившиеся ресурсы пустить на исследования и разработку этой самой альтернативы.
Что касается возможности достижения Марса и иных небесных тел, то реактивный двигатель может быть эффективен в пределах солнечной системы. Вне ее действительно нужна альтернатива.
Вообще, если E-cat окажется не шарлатанством, то скрестив ее с плазменным двигателем VASIMR VX-200 ( www.membrana.ru/particle/3346 ) в ближайшие лет 5 мы дорогу до Марса (и не только) осилим и флагов понавтыкаем, имхо.
А если не работает, то полностью с вами соглашусь, нужна традиционная, проверенная десятилетиями установка.
Ну подумайте сами, сравните полезную массу засланную скажем на орбиту и массу всего остального.
Причем из этого остального масса топлива занимает далеко не последнюю роль.
Как по мне кпд никакой.
Мы ежедневно доставляем свои 70и килограмовые тушки 2х тонными колымагами, если так понятней.
Это ли не бред?
Так что я искренне считаю мотством развитие космических технологий на этом принципе.
Нет альернативы — ищите.
Пока нет — улучшайте Землю.
Нет и не предвидится — нефиг и соваться в космос.
По вопросу кпд. Если Союз весит 300 килотонн, а поднимает на НОО только 8тонн, то от таких технологий надо отказаться?
И от машин, которые весом в 1.5т возят тушки по 80кг.
От авиации. От реактивной — по умолчанию в виду абсурдности двигателя. А от остальной по той же причине низкой удельной грузоподъемности.
Еще надо отказаться от тела, которое весом 80кг носит мозг весом 2.5кг.
И надо отказаться от 90% населения Земли. Так как за 70 лет жизни тушка весом 80кг съедает 15 тонн еды и выпивает 50 тонн жидокости. При этом 90% тушек занимаются только тем, что обеспечивают этот процесс. :)
И несмотря на на то, что ваш постинг прямо источает миазмы сарказма я со многим в нем согласен.
Все коомуникации и военные технологии работающие на этом принципе сдать на свалку истории (как только найдется альтернатива) именно к направлению всех ресурсов на поиски этой альтернативы я и говорю.
Это куда более разумно и дальновидно.
Про закон 9 из 10 в отношении человечества согласен.
Но закон этот касается всего на свете.
Вообще.
И в нем присутствует периодичность.
Какой бы выборка не была всервно в ней скажется этот закон.
И про биологичесикй носитель нашего сознания я согласен от и до.
В идеале существование должно быть в волновой форме, на крайний случай в информационной, с возможностью интегрирования и энное количество носителей.
Захотелось тебе полюбоваться красотами Титана собственной персоной, связался со складом искусственных тел на оном, загрузил сознание, налюбовался и назад в сеть.
Неэффективная и неретабельная
Тебе неправильно кажется.
Чем тебе не нравится реактивный принцип движения, тем более что никакого другого даже для тарта с Земли нет?
С движетелем в атмосфере пока вообще не видно альтернатив. Можно изменить саму схему. Я фантазирую следующим образом:
1. Из обычного аэропорта стартует самолет-1ая-ступень, типа «Мрия». Поднимается на высоту 12-16км и разгоняется до скорости близкой к звуковой.
2. С самолета-1ой-ступени стартует самолет-2ая-ступень на двигателях ПВРД. Разгоняется до 4-6 Махов и поднимается до 30+км
3. Самолет-2ая-ступень переключается с ПВРД на ГПВРД. Разгоняется до 10-11 Махов и «выпрыгивает» на высоту 60+км.
4. С самолета стартует ракета-3ья-ступень с полезным грузом и выходит на НОО.
5. На НОО полезный груз подбирает «грузовик» на плазменных/ионных движках и транспортирует его куда надо. На ССО, ГСО или придает начальное ускорение для полетов на другие планеты. Грузовик с функцией дозоправки.
Все технологии для этого есть и все опробованы. Имеем плюсы:
1. 1ая и 2ая ступень не несут окислитель, что заметно сказывается на стартовой массе.
2. Запуск в космос с любого аэропорта с полосой 60м*3км.
3. Возможность использования 1ой и 2ой ступеней сотни раз.
4. Благодаря «грузовику» стомость подъема груза с НОО на ГСО увеличивается совершенно незначительно.
Как известно сегодня запуск обходится в 80-100 мегабаксов за 20-25т на НОО. Из них ~60% уходит на содержание космодрома, ~20% — стоимость двигателей. Топливо обходится в ~200 килобаксов.
На «Мрие» на сегодняшний день, разместив вторую ступень с грузом, можно вывести на НОО до 8т, а это класс ракет типа «Союз».
А что если разработать планер используя последние достижения аэродинамики, пластиков, фюзеляж минимальных размеров и веса, новейшие двигатели(вроде как на А380) и баки только для подъема груза, а не для дальних полетов.
Думаю при массовости полетов можно выжать до 200-300 баксов/кг на НОО. Так что рановато еще списывать реактивные движки :)
Альтернативы пока, к сожалению, не вижу. Может подкинете идейку?
«В идеале существование должно быть в волновой форме»
В идеале — нейро-энергетическая структура. Ближайший пример — Солнце. Магнитные поля создают структуру в плазме, чем не мозг)
«связался со складом искусственных тел на оном, загрузил сознание, налюбовался и назад в сеть.»
Главное не забывать сохраняться перед сложными квестами и рейд-боссами.
«И несмотря на на то, что ваш постинг прямо источает миазмы сарказма»
Не судите строго. У меня не перегретое ЧСВ. Совершенно. И я не толстый толль, хотя бывают рецедивы. И я давно вышел из возраста, когда самоутверждаются за чужой счет.
Это просто давняя нежная и преданная любовь к сарказму, софизму и апории. Так что не серчайте ежели перегибаю где. Я не со зла, а красоты метафор и гипербол ради.
Поэтому в схему придётся добавлять ещё дозаправку в воздухе.
В результате получится дороже обычных одноразовых ракет.
А380 несколько меньше размером и поднимает максимум 150т (ан225 поднимает до 250 т). Да и проект грузового варианта заморожен...
— Это правильно. Ещё правильнее было бы разделить понятия «топливо», и «рабочее тело» для ионных, плазменных и прочих подобных двигателей. Так как эти двигатели могут обходиться и вовсе без топлива, а работать, скажем, на энергии получаемой от солнечных батарей, или использовать энергию, полученную от ядерного реактора. Преимущество этих двигателей состоит в том, что им нужно меньше рабочей массы, а не меньше энергии.
МАКС вполне экономически оправдан в виду расчетных 500 баксов/кг на НОО.
Подобных полос для взлета полно. Дозаправка в воздухе — это копейки.
Посчитайте. Запуск ракеты 80-100 мегабаксов. Из них на топливо 200 килобаксов. 60% — обслуживание космодрома. Запуск с аэропорта сильно удешевляет за счет отказа от космодрома.
Проблема в том, что с МАКС"ом Россия с Украиной скоро уже 20 лет как не могут договориться. Это как с черноморским флотом. У Украины денег на это нет и, в принципе, нах не надо, но жаба слишком большая.
В общем если бы было желание — сделали. А пока только рядятся у кого демократия длиннее.
Именно.
Схема с несколькими самолётами выигрыша не даст.
Так что зря препарировали психику подопытных.
Вот только глянул. Россию заинтересовал второй 225ый(данные этого года). 120 мегабаксов надо дать за ввод в эксплуатацию. Но в бюджет России до 20го года эти деньги не вписаны(. А так я понимаю уже договориться проблем нет с нашей теперешней властью.
Вон Антон Брандт сказал, что мечтает чтобы китайцы Россию поделили на части, потому что мы воинственные и агрессивные. Такого пожелать даже евреям и американцам мне в голову никогда не придет. Стыд.
У нас вроде и отошел проамериканский режим, но ребята вовремя спохватились, что им осталось недолго и в последний момент успели посадить на кредитную иглу. Терь мы в пятерке стран с самым большим внешним долгом. И нам могут рассказывать что мы можем делать, а что нет.
В том, числе и затруднить/приостановить продажу 225ого, если это сильно ударит по тем же Фалконам, к примеру.
«А некоторые так вообще в России врага видят.»
Не знаю. Я таких не встречаю. Вся восточная Украина очень лояльна в этом вопросе. А это уже бОльшая часть населения. На счет центральной не в курсе. Юг тоже весь русофильный. А западная. Так для неё все враги). И мы(восточные) в том числе. Уже ж были попытки у западенцев отделиться независимым государством.
Хотя я не объезжаю восточное побережье так чтобы часто, может и не в курсе подобных течений. А Харьков в этом смысле не показатель, так как 50км от России. Вся Белгородская область ездит тариться у нас продуктами. Мы у них контрабандным бензином. Ну и пол СНГ ездит к нам на Барабашово.
«чтобы китайцы Россию поделили»
Поделят. Или китайцы или другие народности. Без единого выстрела. Сегодня 40млн мусульман в России и прибавляется по 3 в день. Мусульмане рожают — славяне ноют и бухают.
С такими тенденциями не далек тот день, когда славяне будут нац.меньшинством. В Украине та же хрень.
Я бы сузил определение. С реактивных двигателей, до химических двигателей.>>>
А я бы не стал сужать.
И не напрасно упомянул не только двигатели, но ВСЕ технологии работающие на этом принипе.
Уж больно это грустно и напоминает сизифов труд сплошная тани-толкайка.
От каменного века с его волокушами отличается только наворотами.
Помнится в детстве любовался я феерической картинкой из «детской энциклопедии» 1904 года издания, на ней были изображены десятки железнодорожных путей от земли в бесконечность, с указанием сколько надо мночать самому современному (в те времена) поезду до разных космических тел.
Ситуация практически та же.
Нужен другой ПРИНЦИП передвижения.
Альтернативный (Лалетин проходите мимо).
Давайте оставим телепортацию, отрицательную энергию, каверны, кротовые норы и прочее в покое — о их существовании во первых не известно достоверны ли они вообще, а во вторых если они и есть то станут доступны никак не в наш низкоэнергетиный век.
Реально только то, что имеем, а имеем мы сейчас только однин способ перемещения в пространстве, который так или иначе связан с механическим взаимодействием тел, это касается всего — от ходьбы пешком до солнечных парусов и самых современных «ионников». Наращивать здесь можно только скорость взаимодействия ,чем сейчас и занимаются...
Но увы и ах.
То, что я не ученый не значит что я не в состоянии понять неэффективность существующих технологий.
И тем более неэффективность применения оной в космосе.
Расстояния то там несопостовимы с нашими возможностями.
А раз так то и нечего замахиваться.
Искать нужно, попутно улучшая Землю, а тут работы непочатый край на сто поколений хватит.
Расстояния имеют мало общего с проблемой передвижения внутри солнечной системы. Имеет значение только дельта-в.
А еще, они трубили трубом гласным про необходимость ограничить, а лучше запретить массовое внедрение автомобилей, игогошки де их будут бояться, что усложнит ситуацию на дорогах.
Но размещали модули и проводили тренинги, естественно, буржуи)
Мне вот хочется верить, что при моей жизни срок человека на этой земле увеличится вдвое-втрое относительно нынешнего, без болезней, дряхлости и инвалидности.
Но, положа руку на сердце, мне кажется, ваша мечта куда реальнее((
И вообще, напрасно вы со мной разговариваете, забыли чтоли — мы — презренное быдло, а вы богоизбранный народ.
Ну а по поводу презренного народа — я без понятия из какой такой прибалтики вы вылезли, кто вас там притесняет. Опишите свою проблему, подумаем, потроллим ;)
Не думали, что ваши убеждения взращены под тонким руководством СШП, чтобы не сформировалась сила, способная противостоять им?
Они меня банят, а я их притесняю.
Я очень злопамятный и не угомонюсь.
Они первые начали, пусть терпят.
Тролите вы в другой теме, не надо растекаться мыслью по древу.
МОи убеждения взращены опытом, мне слава богу давно не 15 и не 25, поездил, поработал и пообщался в том числе и с вашими соотечественниками.
И живьем и в сети.
Так что мнение мое не надуманное и не взращенное пропагандой мирового заговора против вас, а самое что ни на есть обоснованное.
А вы при том, что шовинист грубиян и провакатор не такой уж и глупец.
Мне лень с вами собачиться.
Так что уймитесь.
Походу вы с западной Украины.
Я не говорил умрите.
А вы говорили.
Уймитесь.
Не позорьтесь.
Мембрана не тот ресурс на котором я бы хотел предаваться
холиварам и пляскам на костях поверженных опонентов.
Для подобных игрищ я посещаю другие, совсем не уважаемые мной ресурсы.
Тут бы я хотел этого избежать.
Говорю в энный раз — уймитесь.
Больше не буду отвечать на ваши комменты не по делу.
Нафик нужны эти красные камни с космоса.
А довольно частые вопли о неэффективности реактивной космонавтики мне никогда не были понятны, какой смысл если другого работающего принципа нет? это ещё больше абсурдно, принимая во внимание и то что сегодняшняя космонавтика затронула и значительно подняла эффективность почти всех отраслей хозяйства и давно (орбитальная) является окупаемой и приносит прибыль-обывателям без неё никуда :). Что до полётов в дальний космос — сравните количество ежегодных запусков на орбиту и аппаратов запущенных за её пределы за последние 50 лет количество будет примерно равное, где же здесь излишние траты? причем к планетам корабли летят годы, к границы системы (Вояджер, Пионер) десятилетия, наоборот масштабы исследования дальнего космоса явно недостаточны ИМХО.
Здесь они сидели на Земле и знали, что все у них в любом случае будет хорошо. А как они поведут себя не в тепличных условиях, а в реальном космосе в случае ЧП?
Я думаю, это будет выглядеть очень непохоже на то, что будет написано в «результатах» этого эксперимента...
Если речь о полётах к другим планетам, то тоже всё ОК — в этом эксперименте 250 дней на дорогу? От Англии до Австралии парусник дольше плыл.
Мне попдался расчёт, что если стартовать с точки EML1 при нужном расположении небесных тел, то можно всего за несколько месяцев долететь.
Извиняюсь, если это для всех очевидный вопрос и все знают (кроме меня) ответ, но в чем ценность этого эксперимента, если подобные условия никогда не будут воспроизведены в реальности? Я имею в виду каюты в 18 куб.м. для каждого «астронавта». Если же это будет 18 кубов для всех, то и отношения будут совсем другие и производительность и адаптация... или я что-то упустил.
Заранее спасибо.
Учитывая что на полёт к Марсу потребу
только там у корабля движок — VASIMR, а если на химических то топлива нужно гораздо больше
Другое дело, что исследовать с помощью имеющихся технологий дело хлопотное и нерентабельное даже в рамкох солнечной системы.
0о
Кстати, господа конспирологи смотрели фильм Аполлон 18?
Прониклись?
а на счет интелекта — так его ж не понятно как мерять
Мне бы очень хотелось по результатам всего этого увидеть документальный фильм, рассказывающий о ключевых моментах и т.п. В этом очень хорошо себя зарекомендовала BBC, но будем надеяться что и наши сделают что-то стоящее в итоге.
Когда же читаешь про предпринятое техническое тестирование — очевидно — в условиях земной гравитации систем водоснабжения, канализации, удаления конденсата атмосферной влаги, которые — очевидно — должных работать в условиях невесомости, становится совсем непонятно...