Астрономы детально разглядели диск квазара

Два ярких изображения квазара HE 1104-1805 соседствуют со слабым пятнышком – галактикой на переднем плане, сыгравшей роль линзы (фото NASA, ESA and J.A. Muñoz/ University of Valencia).

Команда учёных из американского и европейского космических агентств сумела получить прямое изображение диска материи, которая втягивается в гигантскую чёрную дыру, расположенную в сердце далёкой галактики.

Ярко светящийся аккреционный диск любого квазара, несмотря на свои внушительные размеры, столь далёк, что увидеть его без некоторой помощи не смог бы даже такой зоркий инструмент, как космический телескоп Hubble. Но учёные воспользовались эффектом гравитационного линзирования.

Авторы работы следили за рядом квазаров, перед которыми (на пути луча зрения) вставали более близкие галактики, способные выступать в роли линз. Линзы эти формировали несколько изображений каждого квазара, передаёт ScienceDaily. При этом учёные заметили различия в цвете таких изображений. Они, вероятно, были вызваны особенностями распределения пыли в линзирующих галактиках, ведь лучи от квазаров проходили сквозь разные их части.

Куда интереснее, однако, что цвет изображений квазаров немного менялся со временем. А это уже можно объяснить только с помощью более тонкого эффекта. Звёзды в промежуточной галактике движутся, и некоторые из них время от времени попадают на линию между квазаром и Землёй. В таких ситуациях каждая отдельная звезда на короткое время становилась «линзой внутри линзы».

Схема наблюдения. Слева: диск материи, окружающий далёкую чёрную дыру, центр активной галактики. Он бело-голубоватый в центре (там диск горячее) и красноватый по краям. Справа: телескоп Hubble. В центре – линзирующая галактика. Внутри этой галактики отдельная звезда также играет роль линзы, искажающей поток лучей от квазара. По результатам этого вмешательства оказалось возможным выявить тонкие детали в самом диске квазара. Звезда выступила как сканер (иллюстрация NASA, ESA).

В результате такого удачного стечения обстоятельств астрономам удалось получить более подробную картину, нежели в похожем исследовании 2006 года.

В одном случае проходящие линзы-звёзды подробно показали астрономам разные части квазара. Это позволило команде получить «цветовой профиль» аккреционного диска, а значит, увидеть распределение температуры в нём.

Кроме того, учёные измерили диаметр этого диска. Он оказался равен примерно 100-300 миллиардам километров. Разброс большой, но это удивительный результат, учитывая удалённость объекта наблюдения. И это число, к слову, согласуется с теоретическими оценками.

Астрономы объяснили скрытность галактических чёрных дыр

21 сентября 2011

Астрономы объяснили воду Сатурна и океаны у чёрной дыры

28 июля 2011

Обнаружен самый удалённый квазар во Вселенной

30 июня 2011

Астрономы впервые поймали поляризованный свет от чёрной дыры

25 марта 2011

Найдена самая молодая чёрная дыра

17 ноября 2010
  • Кирилл Руков  8 ноября, 02:04
    Я не понимаю гравитационного линзирования..
    Кто может наглядно объяснить, с точки зрения официальной космологии?
  • Артём Климов  8 ноября, 02:54
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B7%D0%B0 посмотри. тут вроде все понятно
  • Александр Лалетин  8 ноября, 13:58
    Лучи, несущие изображение сверх далеких звезд по мере своего удаления, постоянно расширяют сферу своего облучения. В результате этого, на единицу плоскости этой сферы приходится все меньшее их количество.
    Если на линии такого луча находится некое массивное тело, то его гравитация, на достаточно большом расстоянии, равномерно отклоняет проходящие мимо лучи в свою сторону. В результате этого получается эффект гигантской собирающей линзы, которая фокусирует гораздо большее количество лучей в точку наблюдателя, что многократно усиливает возможность оптического наблюдения излучаемого объекта.
  • Александр Лалетин  8 ноября, 14:01
    Извините, официальная версия мне неведома, потому дал свою
  • Александр Морозов.  8 ноября, 14:13
    проблема изучить официальную версию?
  • Павел Капитанов  8 ноября, 14:24
    Да это практически и есть официальная версия. Только кроме единственно вам насущного вопроса «что», она еще решает вопросы «почему» и «сколько».
  • Александр Лалетин  9 ноября, 00:44
    Есть более достойные источники знаний, без лжи, которой напитана вся официальная наука.
  • Александр Морозов.  9 ноября, 08:10
    Пока видно что только ваши теории пропитаны лжой и тугодумием.
  • Александр Лалетин  9 ноября, 11:39
    Такие заявления без конкретных примеров выдают вашу несостоятельность в физике, на это способны даже слабоумные и больные психически. В моей теории лучевого эфира есть масса конкретных утверждений, так вам не по уму придраться хотя бы к одному из них, и это потому что в этом случае ваша глупость станет очевидной, а так в общем заявлении вы считаете что она будет незаметна и потому схитрили сделав общее заявление, дескать а все там цитирую:/пропитаны лжой и тугодумием./ Да в грамотности тут явно проблемы.
  • Александр Морозов.  9 ноября, 11:43
    >>> на это способны даже слабоумные и больные психически

Это самое эпичное самоутверждение которое я когда-либо видел! Браво!

• Steven Lerner  8 ноября, 05:50
    Леонид, если прочтете мой коммент, тут свеженькое о Драконе для полета на Марс с сайта Nature News: www.nature.com/news/2011/111107/full/479162a.html?s=news_rss

In a presentation at a meeting of NASA science advisers in Washington DC on 31 October, the group advocated repurposing Dragon and the SpaceX Falcon 9 launch rocket to send an ice drill that would look for life near the poles of Mars. The mission could launch as early as 2018 for a cost of US$500 million, proponents say — well within the budget of NASA’s least-expensive class of planetary missions.

«These are initial ideas,» says James Green, head of NASA’s planetary-science division, who invited the presentation. Although NASA officials are cautious, the fact that the proposal was presented at all is telling in a time of tightening budgets.

• Александр Шаиров  8 ноября, 09:10
    Я полагаю, не только Леониду будет интересно это почитать.
    Создайте свою статью, но только на языке принятом в зоне ru.
  • Леонид Попов  8 ноября, 10:37
    Спасибо, я посмотрю попозже.
  • Steven Lerner  8 ноября, 09:25
    Леонид, он, как бы, редактор, курирующий на сайте статьи о космосе. Я иногда ему подсказываю, а уж это его дело, публиковать что-то или нет.
    За последнее время прошло несколько статей о компании SpaceX, которая работает над удивительными проектами. Возможно, Леонид сочтет, что ещё одна статья о них будет лишней.
    Я не хочу лезть поперед батьки.
  • Антон Брандт  8 ноября, 14:30
    Посмотрел в вики статью про гравитационное линзирование (не удержался, после пояснения Лалетина), удивительное дело, объяснение по Лалетину не противоречит официальному!
    Объяснение простое и понятное.
    Я в ужасе, а какже кэфир?
    Неужели у Лалетина просветление?!!
    Дамы и господа, деликатней, пожалуйста, не дай бог спровацируете рецидов.
  • Роман Сурков  8 ноября, 16:30
    Так то ж лучи кэфира, что в объяснении «по-Лалетину», которые механически толкают сгустки фотонов.
  • Антон Брандт  8 ноября, 17:09
    бида-бида
  • Светлана Агапкина  16 ноября, 13:24
    Все же рискну. Объяснения у А. Лалетина многих физических явлений и понятий довольно часто очень наглядные и , что ,особенно приятно, по русски внятно и хорошо изложены.
    А истина это или не совсем , это уже второй вопрос.
  • «учитывая удалённость объекта наблюдения» — В статье не указано расстояние до объекта, и где он собственно расположен.
  • Светлана Агапкина  16 ноября, 13:19
    Раз квазар, значит в любом случае это милларды световых лет. Так надо полагать.