Российский аппарат отправился за грунтом Фобоса

АМС перед накаткой головного обтекателя (фото «Роскосмоса»).

9 ноября 2011 года в 00:16 по московскому времени с Байконура стартовала станция «Фобос-Грунт». Она должна привезти на Землю образцы породы с марсианской луны. Пуск знаменует возврат России к межпланетным миссиям после перерыва в пару десятков лет. Правда миссия сразу оказалась под угрозой срыва.

Автоматическая межпланетная станция (АМС) "Фобос-Грунт" — это первая отечественная межпланетная миссия в XXI веке и фактически первая после распада СССР, если не считать потерпевшую крушение при запуске АМС "Марс-96". Потому справедливее, наверно, вести отсчёт хотя бы с частично удачной экспедиции "Фобос 1 и 2" 1988-1989 гг.

И ещё одно событие сегодня произошло впервые: вместе с российским аппаратом к далёкой цели отправился первый китайский марсианский спутник «Инхо-1» (Yinghuo-1). Этот 115-килограммовый аппарат будет изучать атмосферу, ионосферу и магнитосферу планеты.

Вместо эффектной фотосессии со стартового стола пока имеется только это изображение от ресурса Spaceflight Now.

В космос станцию поднимала ракета "Зенит-2SБ". Через 688 секунд полёта АМС штатно отделилась от второй ступени ракеты-носителя (фото «Роскосмоса»).

Полная масса российской АМС составляет 13,5 тонны, из них 50 килограммов приходится на научную аппаратуру.

Здесь установлен целый набор различных спектрометров (гамма, нейтронный, мёссбауэровский и так далее), газовый хроматограф, планетарный радар, детектор космической пыли, гравиметр, сейсмометр, термодетектор, плазменный комплекс…

Схема АМС «Фобос-Грунт» в собранном виде и по частям (иллюстрации НПО им. С.А.Лавочкина, «Роскосмос»).

Проект стоимостью 5 миллиардов рублей призван раздобыть новую информацию о ранней истории нашей планетной системы, свидетелями которой можно считать марсианские спутники. Изучение Фобоса поможет прояснить происхождение марсианских лун, а косвенно — и ряда других спутников в Солнечной системе.

Есть ли на Фобосе «первичное» вещество, из которого формировались планеты? Присутствует ли на нём органика, и если да, то какая? Вопросов масса. Ответить на них смогут только измерения непосредственно на месте, а также анализ кусочков Фобоса в земных лабораториях.

Подготовка АМС к запуску (фотографии НПО им. С.А.Лавочкина, «Роскосмос»).

Прибытие станции «Фобос-Грунт» к Марсу намечено на 29 сентября 2012 года. Сначала АМС должна выйти на эллиптическую орбиту вокруг четвёртой планеты, а потом аппарат скруглит и понизит её.

После отделения маршевой двигательной установки и китайского марсианского спутника перелётный модуль приступит к изучению самого Марса с низкой орбиты. Оно продлится несколько месяцев.

Схема экспедиции (иллюстрация НПО им. С.А.Лавочкина).

АМС «Фобос-Грунт» на орбите Марса (иллюстрация «Роскосмоса», НПО им. С.А.Лавочкина).

Только в феврале 2013 года АМС должна подойти к Фобосу и сесть на его поверхность. Несколько предполагаемых мест посадки заранее изучил европейский спутник Mars Express. Директор ИКИ РАН Лев Зелёный сообщает, что посадка АМС запланирована недалеко от долины Лагадо. Название этой долины, как и большинство точек на Фобосе, взято из произведений Джонатана Свифта о Гулливере.

Район высадки АМС (иллюстрации «Роскосмоса», НПО им. С.А.Лавочкина).

На исследование окрестностей и сбор образцов отводится несколько дней. В сумме аппарат должен добыть порядка 200 граммов материала с Фобоса.

Для повышения надёжности выполнения главной задачи миссии на борту АМС имеется два манипулятора и грунтозаборных устройства, способных захватывать как рыхлый грунт, так и твёрдую, скальную породу.

Грунтозаборный комплекс (иллюстрации «Роскосмоса», НПО им. С.А.Лавочкина).

После помещения этих образцов в капсулу возвращаемый аппарат стартует с Фобоса и перейдёт на околомарсианскую орбиту, где будет ждать благоприятного стартового окна. Основной же модуль АМС останется на марсианской луне и продолжит её исследование.

Перелёт возвращаемого аппарата домой должен пройти с сентября 2013 по август 2014 года.

После прибытия к Земле от «межпланетного курьера» отделится спускаемая капсула, которая должна приземлиться в Казахстане. Посадка будет жёсткой, беспарашютной. Капсула лишь снизит свою скорость за счёт торможения в атмосфере с 12 км/с до 30-35 м/с у земли.

Капсула с живыми существами, которую поместили на «Фобос-Грунт» в рамках опыта LIFE. По оценке специалистов НПО им. Лавочкина, создателя АМС, вероятность попадания космического аппарата на поверхность Марса (а значит, занесения туда земной жизни) — гораздо ниже требуемой по нормам международного комитета по космическим исследованиям. К тому же сама капсула очень прочная и выдерживает без повреждений большую ударную перегрузку (фото Planetary Society).

Интересно также, что на борту АМС к Марсу отправились первые в истории межпланетные пассажиры: в рамках международного эксперимента LIFE (Living Interplanetary Flight Experiment) на Фобос и обратно должны слетать несколько десятков экземпляров бактерий, архей, грибков, растений и даже крошечных животных – сверхвыносливых тихоходок.

Как мы уже рассказывали, обитатели АМС всё время полёта будут находиться в герметично запечатанном контейнере, который должен будет вернуться на Землю вместе с грунтом с Фобоса. Учёные намерены выяснить, как повлияет на состояние этих существ трёхлетний межпланетный полёт.

Это важно выяснить по двум причинам. Во-первых, успешный вояж хотя бы некоторых из микроорганизмов укрепит гипотезу панспермии – занесения жизни на Землю из космоса. Во-вторых, проследить за воздействием на живые существа факторов дальнего космического полёта необходимо в свете предполагаемого визита человека на Марс.

Кстати, самую детальную имитацию такой экспедиции недавно провела Россия совместно с рядом зарубежных партнёров.

Обновление от 09.11.11:

По информации агентства «РИА Новости», АМС осталась на околоземной орбите. Маршевая двигательная установка не выдала ни одного разгонного импульса для формирования перелётной траектории к Марсу. По словам главы «Роскосмоса» Владимира Поповкина, это могло произойти по двум причинам — сбой программного обеспечения и физическая поломка. Если причина первая — есть ещё шанс дистанционно устранить помеху и всё же запустить экспедицию. Продолжение следует.

Россия лучше всех воспроизвела полёт людей на Марс

4 ноября 2011

Китай провёл первую стыковку на орбите

2 ноября 2011

Китай впервые запустил корабль к орбитальной станции

1 ноября 2011

iPad и Angry Birds полетят в космос на российских ракетах

27 октября 2011

Американцы решили разрезать спутники в космосе

24 октября 2011
  • Честно говоря, я рад, что Россия снова в деле.
    Всегда приятно, когда из бюджетного капитала финансируется и наука. И не малые ведь деньги на миссию выделены. На них без затруднений можно было завязать какую-нибудь войнушку в Африке. Или развязать... Ан нет.
    И правильно. Я тоже за благородное будущее.
  • Вячеслав Ущеко  9 ноября, 08:29
    Как, уже «не вышел на орбиту» ???
  • Вячеслав Ущеко  9 ноября, 08:35
    А вечером показывали фантастику(СТС), как с Марса инопланетную особь завезли.
    Наверно спецом, чтобы оправдать поломку, мол нельзя везти с марса грунт, там чужие...
    5 миллиардов!!!
  • Александр Сметкин  9 ноября, 01:34
    Я тоже рад. Надеюсь все пройдет благополучно. Удачи!
  • Андрей Васильев  9 ноября, 02:03
    Готов поспорить, что никакого грунта с Фобоса этот аппарат на Землю не доставит. Увы.
    Предвыборная составляющая в этом запуске очевидна. Их реально подгоняли. Сам глава Роскосмоса В.Поповкин слабо верит в успешный исход...
  • Steven Lerner  9 ноября, 04:21
    Андрей, давайте не паниковать раньше времени, давайте пожелаем успеха аппарату и ребятам, которые над ним работали, давайте надеятсья на лучшее.
  • Павел Яковлев  9 ноября, 07:14
    Как в воду глядели.
  • Владислав Сергеев  9 ноября, 07:39
    «Предвыборная составляющая в этом запуске очевидна» — Обоснуйте. Вы что-то знаете или общей нелюбви к стране и всему что в ней происходит для вас достаточно? Кто и когда подгонял временное окно миссии к Марсу к «предвыборной составляющей»?
  • Илья Киселев  9 ноября, 10:18
    @Владислав С.
    Хорошо))
  • Павел Яковлев  9 ноября, 10:52
    Вот как раз с предвыборной проблемы =) Запуск провалился, срочно отворачивают камеры, что бы значек едросов на борту никто не увидел =)
  • Леонид Попов  9 ноября, 10:52
    Андрей, сроки переносили не вперёд (не подгоняли), а наоборот — назад, на более поздний год. Как раз ради лишних проверок техники. Причём тут политика?
  • Андрей Васильев  9 ноября, 11:17
    Пожелать успеха?
    А что толку-то, если он нашему руководству нужен только как агитационный материал за Единую Россию...
  • Андрей Васильев  9 ноября, 11:20
    «Владислав Сергеев 9 ноября, 07:39»
    «Вы что-то знаете.... ?"
    Да, знаю.
  • Андрей Васильев  9 ноября, 11:26
    Леонид,...
    Проект на момент пуска был сырой, его много раз откладывали.
    Были и вчера сомнения перед пуском...
    Остальное вы, я полагаю, уже знаете из утренних новостей.
  • Владислав Сергеев  9 ноября, 03:24
    Леонид, спасибо за ваши заметки, они очень оперативны :)
    Мне кажется, у этого проекта есть все шансы на успех: он не слишком сложный и содержит много шансов для России внести свой уникальный вклад в изучение космического пространства.
    Следует отметить, что сегодняшняя первая критическая точка проекта успешно пройдена совместной российско-украинской командой, а ракета, которая дала «Фобос-грунту» путёвку в космос — украинская. Бог даст, если всё пойдет хорошо, у экс-президента и ракетчика Кучмы будет шанс войти в историю как человеку, причастному к разработке ракеты, доставившей в космос исторический аппарат :)
  • Александр Гэдзь  10 ноября, 09:55
    Что-то в ней, ракете, ничего украинского не видно: флаг — русский, название по-русски и даже значка партии регионов и портрета Януковича нет?!
  • Владислав Сергеев  9 ноября, 03:29
    Демо проекта: www.youtube.com/watch?v=dTGzYep3HPA
  • Владислав Сергеев  9 ноября, 07:40
    Видео старта: www.youtube.com/watch?v=I4P0L6NUV98
  • Юрий Новиков  9 ноября, 15:20
    прикольно было бы если бы они два часа, или сколько там прошло до отказа повторяли бы онлайн — все нормально, все нормально, все нормально.... и ... пи-ц. И опять без остановки — подготовка к следующему старту — заправка нормально, то нормально се нормально и так по кругу...
    ракетная техника завораживает конечно — такая сила мысли воли отлитая в изделие.
  • Павел Яковлев  9 ноября, 07:13
    Все, ребят, отлетались. Впрочем как обычно.

«Но, как сообщил глава Роскосмоса Владимир Поповкин, этого не произошло, несмотря на то, что «ракета отработала штатно»»

• Павел Яковлев  9 ноября, 07:13
    «Фобос-Грунт» не вышел на траекторию к Марсу
  • Steven Lerner  9 ноября, 07:33
    Пока не всё потеряно. Ребята работают, есть шансы запуститься
  • Владислав Сергеев  9 ноября, 07:56
    Почему-то вспомнилось, когда запустили «Хаббл» и повредилось зеркало, так каждая желтенькая газетенка считала своим долгом внести свой посильный вклад в ту реку поноса, что лилась на участников проекта. И ничего, прибор все рекорды побил, по сей день работает. Я не припомню ни одной миссии подобного уровня, которая бы протекала полностью штатно. И в данном случае ситуация пока не критичная, аппарат на орбите, запас временного окна есть.
  • Павел Яковлев  9 ноября, 08:09
    Хочется верить, конечно. Очень обидно за парней разработавших научный арсенал для аппарата. Но не забывайте, Хаббл чинили на орбите и амеры, а этот аппарат наш и есть только 3 дня (и нет с ним нормальной связи).
  • Владислав Сергеев  9 ноября, 08:21
    Павел, чинили на орбите это совсем не то же что чинили в гараже, набор возможных операций очень ограничен. Но был. В данном случае он тоже есть. Кстати аппарат Кеплер тоже недавно теряли, как раз в то время, когда выложили данные о 1000+ планетах-кандидатах и все обсуждали эту сенсацию, аппарат был утрачен, но потом контроль над ним был восстановлен. Хотелось бы чтобы подобных ситуаций было меньше, но увы, не так просто всё. Поэтому подобные миссии обладают определенной гибкостью, она не очень большая, но есть и это обычно работает. Пока что есть основания надеяться на то, что и в этот раз повезет.
  • Павел Яковлев  9 ноября, 10:50
    Ясное дело, что не одно и то же, но согласитесь попытаться перезапустить в 3 дня не отвечающее на запросы устройство на орбите и чинить не спеша (готовили починку Хаббла долго) руками космонавтов тот же Хаббл, так же не одно и тоже.

Приходится признать, что мы не просто отстаем от амеров по исследованию межпланетного пространства, а скатились в 0.
    Надо было не выделываться, а договориться о выводе на орбиту и разгоне на траекторию с амерами на их оборудовании.

• Василий Коровин  9 ноября, 13:14
    Зеркало «Хаббла» не повредилось при запуске. Его долго и тщательно делали дефектным на заводе-изготовителе, поэтому понос был вполне по делу. И используют его сейчас только благодаря тому, что к нему можно было слетать и установить на него корректор.
  • Сергей Асташкин  9 ноября, 09:20
    -- Наконец-то.. Дай бог чтоб всё было нормально..
  • Александр Митькин  9 ноября, 10:34
    дубликат нужен был, как раньше делалось
  • Вячеслав Ущеко  9 ноября, 10:43
    Военная ракета веремен СССР, отработала отлично, а вот вся разработка послеперестроечного времени, куда годна?
    Отсюда и сомнение, в качественной стороне нынешнего строя...
  • Алексей Худяков  9 ноября, 11:04
    Три года назад я совершенно случайно встретился в гостинице с одним из разработчиков спутников в Кемерове. Его жена является главным дизайнером отечественных спутников. Он инженер-физик. Человек уже старый. Говорит именно они сейчас создают 30% отечественных спутников. Кто же делает разгонные блоки? Если они, то это ошибки старых советских инженеров.
  • Владислав Сергеев  9 ноября, 17:20
    «Кто же делает разгонные блоки»: www.roscosmos.ru/img/site/fobos_08_2.jpg
  • Леонид Попов  9 ноября, 10:44
    Смотрите обновление внизу материала. Скрестим пальцы.
  • Леонид Попов  9 ноября, 10:55
    Если дело в ошибочной программе, у специалистов есть трое суток на перезакладку этой программы. Сама АМС находится на опорной орбите. Топливо она не тратила и ещё способна улететь к цели.
  • Вячеслав Попов  9 ноября, 10:57
    Чуется мне, что у нас вообще ничего не получится...
  • Алексей Худяков  9 ноября, 11:01
    Стыд и срам. Сколько можно. У нас постоянные проблемы с разгонными блоками! Навести уже давно пора шухер в конторе, которая их производит.
  • Алексей Варежкин  9 ноября, 11:05
    Ясно, решили не мучится и просто страховку получить, как обычно, теперь то я думаю страховать их не забывают
  • Леонид Попов  9 ноября, 11:10
    Что же все такие злые и подозрительные. Над проектом тысячи людей работали, искренне переживая за результат. А вы сразу деньги-деньги... И вообще — чтобы такую оплошность «допустить», да так, чтобы потом расследование не поймало... Это ж какая «шпионская» организация должна работать? Я скорее поверю в банальное разгильдяйство.

Не, всё же, «конспиролог», это состояние души.

• Алексей Варежкин  9 ноября, 11:19
    Да гнать пора всех в шею, особенно руководство- там полно случайных людей, вот перминов до этого был- друг с ним в перми вместе работал- вообще не понятно как его в этот космос занесло и по каким критериям- та же бюрократия, которая не идеями освоения горит а о своем благополучии и брюхе думает, так что нет у этих тысяч людей шанса наблагополучное завершение подобных проектов- короче у нас денег ни на что давать нельзя- все равно разворуют
  • Андрей Кошкин  9 ноября, 11:22
    Это не разгильдяйство это отец руководитель института за сына троечника руководителя кафедры по проектированию разгонного блока. Но скрестим пальцы...
  • Дмитрий Сосин  9 ноября, 11:26
    В разгильдяйство верится больше, особенно если вспомнить из-за чего предыдущий наш марсианский аппарат накрылся. Раздолбайство в чистом виде. Или скорее закономерность, вытекающая из целенаправленного уничтожения в стране науки и попытки принудительного отупления населения.
  • Павел Яковлев  9 ноября, 11:56
    Это тот, что на взлете кончился? А что там было?
  • Владислав Сергеев  9 ноября, 19:01
    Именно так, на взлете кончился.
  • Александр Гэдзь  10 ноября, 10:02
    Вот именно, всё упирается в разгильдяйство. И первые Фобосы тоже были угроблены из-за разгильдяйства.
  • Андрей Кошкин  9 ноября, 11:16
    Проблема в том, что всего три дня, это гравитационное окно.

О самих проблемах, если это программное то это ещё хуже, ибо это только начало проблем. Нужно понимать, что одна ошибка быть не может в программе такова уровня так как за неё отвечает человек. Почему это хуже, потому что это просчёт команды разработчиков, «лучших профи страны».

Если это непредвиденная тех причина то легче ибо это уже вопрос финансирования. И да я всегда за дублирующие полёты.

Угрозы:
    Сход с орбиты из-за невозможности выхода на заданный курс, даже если поломку устранят.
    Мусор так как аппарат находится не на своём месте.
    Увольнение Поповкина, так как он как и предыдущий руководитель не состоятельные менеджеры, в связи с тем что космос у нас кланов-семейно-госсударственно-закрытый...

Но у меня две версии либо блок баков и программа не даёт запуску двигателя либо деталь разгонного блока чёта напортачела случайно, вить после отстыковки от блока пошло время до собственной работы двигателя ? Но скрещу пальцы

• Александр Горев  9 ноября, 11:16
    А кто-нибудь глядел , чего китайцы насовали в свой спутник? Может диверсия?
  • Александр Гэдзь  10 ноября, 10:05
    Какая диверсия, наверно очередной «левша», что-нибудь своё вставил.
  • Александр Милков  9 ноября, 11:23
    Только было прочитал новость, обрадовался... Какая страна такие и технологии...
  • Алексей Варежкин  9 ноября, 11:31
    И почему то возникает тоска по дедушке Сталину- было бы все просто- поставили в ряд и каждого десятого расстреляли
  • Павел Яковлев  9 ноября, 11:57
    Скоро, только вот радоваться мы этому не будем.
  • Леонид Попов  9 ноября, 12:22
    А если каждый десятый, например, вы? И ещё — вы полагаете от таких мер ошибок не было тогда никаких и всегда всё сразу работало? Это миф.
  • Евгений Храмцов  9 ноября, 16:50
    ошибки были. разгильдяйства не было.
  • Poмaн Coлжeницын  9 ноября, 17:25
    Да всякое бывало, вот тут, например, почитайте, несколько поучительных историй описывается: www.popmech.ru/blogs/744-bayki-antennschika/
  • Александр Гэдзь  10 ноября, 10:06
    И вы первые в очередь под расстрел, так для профилактики?!
  • Алексей Варежкин  10 ноября, 12:59
    ну что уж вы русский язык не понимаете, время сейчас гуманное и расстрел вполне можно заменить хорошим пинком под зад куче руководителей, пусть идут инерциоиды на даче разрабатывают а не в роскосмосе штаны просиживают
  • Александр Гэдзь  10 ноября, 15:46
    Это правильно, но пока — увы! -этого нет.
  • Алексей Варежкин  9 ноября, 11:34
    Кстати- вспомнилось, в институте космичеких исследований усиленно разрабатывают механическое устройство для безопорного перемещения в пространстве- пол ящику неоднократно показывали, и даже эту хрень на какой то спутник утанавливали- так что вполне закономерный результат- чего еще ждать от подобных кандидатов в доктора...
  • Павел Яковлев  9 ноября, 11:58
    Инерционный движитель. Говорят, мол нет денег на расшифровку телеметрии, по моему отмазываются.
  • Алексей Ромчак  9 ноября, 11:39
    5 миллиардов псу под хвост, да ещё китайцам неустойку придётся выплачивать ; (
  • Алексей Юрасов  9 ноября, 11:49
    Ладно не плачьте, через 100 лет будем смеяться и пачками запускать
  • Павел Яковлев  9 ноября, 11:58
    МЫ не будем, в этом то и дело.
  • Алексей Юрасов  11 ноября, 17:39
    представляете, как миллион лет назад вождь одного племени огорчился бы узнав, что в космос полетит предок другого племени ?
    нам его искренне жаль )
  • Павел Яковлев  11 ноября, 23:19
    Ну, учитывая, что миллион лет назад племен не было, были стаи, да и чего говорить, самые продвинутые представители млекопитающих не были в состоянии осмыслить собственное я, им было все равно.

А вот мне нет. Мне обидно. С другой стороны на росииянском государстве свет клином не сошелся, есть Европа, Америка, Япония и т.д. за ними космическое будущее. За их успехами и буду следить.

• Андрей Кошкин  9 ноября, 12:07
    Кстати всё, не выправят. Дело в орбите аппарата. Три дня это три точки не возврата.
  • Андрей Кошкин  9 ноября, 12:12
    Причина невыхода на отлетную траекторию заключается в том, что система управления не перешла с Солнца на звездные датчики. Поповкин добавил, что топливо корабля пока не потрачено, и у специалистов есть трое суток для перезакладки программы.
  • Андрей Кошкин  9 ноября, 12:21
    «Трасса сложная, могло так получиться, что не была дана команда датчикам на включение двигательной установки»
  • Андрей Кошкин  9 ноября, 12:25
    «Мы будем перезакладывать программу космического аппарата. Орбита, на которой находится аппарат — опорная, никакие баки не сброшены, топливо не было потрачено»
  • Максим Крутько  9 ноября, 12:41
    Какой позор. Уже пятая неудача за этот год. А тут потерян такой аппарат!! Русская космическая программа окончательно дискредитирована.
  • Андрей Кошкин  9 ноября, 12:49
    И чем же она себя дискредитировала ?
  • Павел Яковлев  9 ноября, 12:55
    Неудачами, разгельдяйством, не?
  • Владислав Сергеев  9 ноября, 18:13
    Если исключить полеты в верхних слоях земной атмосферы для земных нужд и для оптимизации уже существующих технологий, то российской программы освоения космического пространства как таковой практически никогда и не было, увы. Была советская, но её нельзя назвать российской.
  • Максим Крутько  9 ноября, 12:54
    Это что шутка?
  • Леонид Попов  9 ноября, 13:10
    Вы это кому?
  • Максим Крутько  9 ноября, 16:19
    Кошкину.
  • Александр Горев  9 ноября, 13:13
    А если не успеют за 3 дня, а сделают, допустим, через неделю-две? — до Марса уже бесполезно его запускать? Может тогда куда поближе его закинуть?
  • Алексей Стесько  9 ноября, 14:10
    А смысл? Он был запрограммирован для исследования Фобоса, соответственно оснащен и т.п. К Луне, что ли, его запускать предлагаете? Но это ж не топор, которым можно и гвозди, и дерево...
  • Александр Горев  9 ноября, 15:35
    Т.е. лучше дать команду спускаться восвояси? Или ждать следующего космического окна на орбите?
  • Алексей Белоногов  9 ноября, 14:05
    Дай бог, чтобы починили и станция всё таки к Марсу улетела, долетела и вернулась обратно. Но есть ощущение, что станция была запущена не потому, что российское космическое агентство было готово к этой миссии, а потом, что «американцы и китайцы запускают, а мы чем хуже».
  • Владислав Сергеев  9 ноября, 18:17
    «американцы и китайцы запускают,» запускают американцы, немного японцы, а Китай пока осваивает чужой опыт.
  • Я еще раз хочу обратить внимание, что все проблемы росийской космической техники возникают в момент прохода команд.

Я уже высказывал про это свое непрофессиональное мнение.

• Егор Спижарный  9 ноября, 14:41
    Например потерей стратегически важных для страны аппаратов: Прогресс М-12М, Экспресс-АМ4, Глонасс-М 3 штуки, теперь вот АМС «Фобос-грунт». Или у нас теперь пускают на авось? авось долетим, авось проскочим. Когда потеряли Экспресс-АМ4 нужно было всё руководство соответствующих организаций отвести за ручку в прокуратуру, и поговорить о престиже страны и недопустимости срыва программ имеющих первостепенное значение для государства. Тут многие писали еще до запуска, что дальше орбиты не уйдёт-так и вышло. И снова мы впереди планеты всей...Нужно прекратить обманывать себя, уж лучше отечественные приборы ставить на западные аппараты-больше толку будет.
  • Павел Яковлев  9 ноября, 14:55
    Согласен, и с разгонными блоками нашими, пора заканчивать.

Самая большая проблема в том, что государству пох. на эту неудачу. «Бабки освоены, денег с миссии получить не получится, так что им все равно долетит он или упадет...» как мне сказали сегодня и ведь правы...

• Максим Богатов  9 ноября, 14:49
    Ещё не читая статьи, засомневался, как это может быть, чтобы в стране где существуют всякие нано и не нано распилы, посреди кризиса, в отсутствии науки, запускали ракеты на Марс.

А может вообще не было запуска, просто запустили какую то списанную развалину набитую мусором?

• Александр Гэдзь  10 ноября, 10:12
    А что, не только американцам «на Луну летать», а?
    Это мысля! Правда, могли бы проиммитировать весь полёт, кто докажет!
    И где-нибудь в недрах 1 канала, состряпали бы красивые картинки.
  • Иван Петров  9 ноября, 14:59
    Очень жаль, что в таких случаях нельзя отправить пару ребят с МКС для исправления ситуации.
    Как медленно мы движемся, а как многого могли бы уже добиться к 21му веку.

Очень печально всё это, пацаны.

• Егор Спижарный  9 ноября, 15:43
    Еще печальнее то, что с аппаратом до 23.00 не будет связи. С сайта Роскосмоса: "Учитывая низкую орбиту КА, получение телеметрии с него возможно не ранее 23 часов по Московскому времени (войдет в зону радиовидимости). Так что сутки можно вычесть. От советской сети КИПов и НИПов остались одни воспоминания. Уже просим американцев поискать свои аппараты на орбите.
  • Максим Кудинов  9 ноября, 15:49
    ну что можно сказать позор нам и нашему либеральному правительству
  • Семён Воловник  9 ноября, 15:58
    Почему-то нигде в заметке не сказано, что ракета для вывода на орбиту была украинской. А вот «национальность» аппарата — огромными буквами в заголовке. Мелочь, а неприятно.
  • Леонид Попов  9 ноября, 16:07
    Не придирайтесь. На ракету там есть ссылка, по которой можно узнать все детали. И всё же главный герой материала — сам межпланетный аппарат. Ну если б его выводили не «Зенитом», а «Союзом», «Ариан»... — что с того?
    Правда пока герои поменялись местами — РН отработала замечательно, честь ей и хвала, а вот маршевая двигательная установка АМС (разгонный блок фактически) — оплошала.
  • Steven Lerner  9 ноября, 22:47
    Украинская ракета Зенит — это бывшие бустеры Энергии. Отработал Зенит нормально. Проблемы возникли с включением разгонного блока, даже не с самим разгонным блоком.
    Разгон не включился потому, что система ориентации не смогла определиться с положением в пространстве. Это то, что было объявлено.
    Идентифицирована проблема — ориентация аппарата. Система ориентации принадлежит самому российскому аппарату. Если получится переписать программу и перезагрузить компьютеры, то аппарат сможет включиться в разгон к Марсу. Времени мало.
    Люди работают, я понимаю, в авральном режиме.
    Пожелаем им удачи — держим за них кулаки.

Беда не в этом моменте, а в том, что, цитирую:

«Специалисты предупреждали, что система управления межпланетной станции до конца не доработана. Риск неудачи из-за ее нештатной работы был очень высок. К сожалению, худшие прогнозы оправдались», — приводит агентство слова источника.

Как можно торопиться на столько, чтобы 5-миилардный аппарат запускать с «НЕ ДО КОНЦА ОТРАБОТАННОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖПЛАНЕТНОЙ СТАНЦИИ»?????
    Вот за это надо головы отламывать.

• Steven Lerner  9 ноября, 22:51
    Леонид, маршевый разгонник не оплошал. Система ориентации облажалась. Хорошо хоть она не дала команду разгоннику на зажигание...

«По словам руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина, причиной несрабатывания двигателей стала потеря ориентации космическим аппаратом.»

Вот тем, кто принимал решение запускать станцию «на авось», зная, что система управления недоработана, надо кое-что оторвать. Чтоб другим неповадно было делать тоже самое.

• Александр Гэдзь  10 ноября, 10:16
    «Украинская ракета Зенит — это бывшие бустеры Энергии».
    Всё с точностью наоборот. Бустеры «Энергии» были сделаны из слегка модифицированного «Зенита».
  • Steven Lerner  11 ноября, 06:00
    Окончательный вариант ракеты 11К77 был разработан в объеме эскизного проекта в декабре 1975 г. Постановление правительства о дальнейшей разработке этой ракеты было принято 16 марта 1976 г. Это постановление подразумевало разработку ракеты таким образом, чтобы первая ступень могла быть использована в качестве стартовых блоков рождавшейся в то же время суперракеты системы «Буран». Прямой записи в постановлении нет, но предварительные решения Военно-промышленной комиссии при Совете министров, Министерства общего машиностроения и совместные проработки с НПО «Энергия» — с В.П.Глушко и И.Н.Садовским — имели однозначную направленность.
    Двигатель был единым — РД-170, отличались они только плоскостями качания камер сгорания. Размерность двигателя по тяге на уровне 740 т на Земле была принята исходя из необходимой для «Бурана», для 11К77 этот уровень тяги не оптимален, если учитывать реально имеющиеся районы падения первых ступеней.
    ...Эскизный проект ракеты 11К77, с учетом использования модуля для «Бурана», был разработан в феврале 1977 г.
  • Леонид Попов  9 ноября, 15:59
    По уточнённым данным, на то, чтобы перезалить программу и отправить таки станцию к Марсу у специалистов ещё есть две недели. И ещё можно будет попасть куда нужно.
  • Павел Яковлев  9 ноября, 16:48
    2 недели??? Это они на чем потом топливо экономить собрались?
  • Евгений Храмцов  9 ноября, 17:23
    Ни на чем. На данной орбите спутник может летать месяц без угрозы падения. Энерговооруженность с запасом. Так что, если маршевые включат через 2е недели импульса хватит. Это уже посчитали.
  • Павел Яковлев  9 ноября, 18:16
    Странно как то, сперва рвут за....цу запустить в окно, которое 3 дня, потом оказывается оно растянулось на 2 недели. Это какой изначально запас должен быть придусмотрен (по топливу), что бы догнать Марс с опозданием на 12 дней?
  • Владислав Сергеев  9 ноября, 18:24
    Я не знаю чего они там «уже посчитали», да только в проекте изначально указано астрономическое окно с 5.11 по 14.11, вряд ли это можно передвинуть.
  • Евгений Храмцов  9 ноября, 18:34
    Не знаю, как у разгонного блока. А у ракеты-носителя обычно требуют запас по энерговооруженности от 20%
  • Евгений Храмцов  9 ноября, 18:35
    Думаю, это указаны идеальные сроки. А 2 недели — это со скрипом, но можно.
  • Максим Крутько  9 ноября, 17:00
    Вообще удивительно как во времена логарифмических линеек аппараты успешно летали в космос? Королев в 1961 рассчитывал свои ракеты практически «в столбик». Апполон-13 долетел до Луны в 1969 с компьютером по мощности калькулятора. Марс Викинг высадился(!!) на поверхность Марса в далеком 1976. А что сейчас? Мощнейшие вычислительные системы, ПО на которых лажает с завидной постоянностью. Может весь их департамент снова на ДВК с Фортраном пересадить? А то как-то использование современных вычислительных средств в Роскосмосе не очень успешно.
  • Евгений Храмцов  9 ноября, 17:28
    Видимо расслабил народ высокоуровневые языки программирования, среда разработки с интеллисенсом и умные компиляторы.
    Хотя нет. В чем в чем, а в программировании хороших специалистов хватает. Нужен хороший пряник(в виде достойных ЗП) и хороший кнут.
  • Илья Цыгвинцев  9 ноября, 17:58
    Возможно я вас удивлю, но Фортран до сих пор в строю, по крайней мере, в оборонной отрасли.
  • Павел Яковлев  9 ноября, 18:18
    Вопрос не в линейках или других средствах расчета и т.д.

Вопрос в ответственности сотрудников и коллективов. Раньше карали более жестко, чем просто увольнение.

• Евгений Храмцов  9 ноября, 18:33
    Удивили.
  • Владислав Сергеев  9 ноября, 19:16
    Кого например раньше карали более жестко? Я бы сказал что это миф, в космической отрасли было много неудач и тогда, причем порой страшных неудач, вызванных в том числе и неслыханным разгильдяйством. При этом самое большое наказание было — сокращение финансирования, даже со спецпайка не снимали. Хотя тогда СССР был впереди или же шел в ровень со штатами и лидеры прекрасно понимали, что повода для истерики нет.
  • Poмaн Coлжeницын  9 ноября, 21:16
    Пример разгильдяйства:
    ru.wikipedia.org/wiki/Катастрофа_на_Байконуре_(1960)
  • Александр Гэдзь  10 ноября, 15:48
    А как в НАСА с этим дело обстоит, какрают или как?..
  • Леонид Попов  9 ноября, 17:04
    Предлагаю всем заинтересованным в теме перебазироваться сюда www.membrana.ru/particle/17088
  • Евгений Храмцов  9 ноября, 17:24
    Уже)
  • Анатолий Алексеев  9 ноября, 21:01
    Господи, а я-то думал, что наша космическая промышленность давно умерла и что нашему правительству (КГБ и юрфак) дела нет до фундаментальной науки. Слава России!
  • Александр Гэдзь  10 ноября, 15:54
    Я так думаю, что вашим школе КГБ и юрфаку на это глубоко наплевать.
    А зря!
    Если плохо летают или не летают вообще единичные ракеты, то что говорить тогда о боевых. Все останутся на приколе.
    Так, что, господа американцы, стройте своё ПРО и не бойтесь, что против него у Двух дядей, что-нибудь серьёзное есть. Они просто надувают щёки!