Европейцы создали самый маленький электромобиль

В роли дороги для одномолекулярного авто выступила подложка из меди (иллюстрация R.Wind, M.Roelfs).

Новое творение нанотехнологов представляет собой всего одну молекулу, хотя и сложной формы. Но она имеет раму и четыре колеса, а главное – способна ездить по подложке при подаче электрического тока.

Группа учёных из Нидерландов и Швейцарии отмечает, что в предыдущих работах по направленному перемещению молекулярных комплексов последние в основном играли пассивную роль.

Последовательное изменение формы химических групп в каждом колесе приводит к перемещению всей конструкции (иллюстрация Tibor Kudernac, Karl-Heinz Ernst, Ben L. Feringa et al./ Nature).

Они или сдвигались вслед за иглой туннельного микроскопа, или диффундировали вдоль выделенного направления за счёт свойств специально обработанной поверхности.

Построенный ныне электромобиль-молекула лишь получает энергию от наконечника микроскопа – когда тот приближается к молекуле, в неё начинают перепрыгивать электроны.

В роли колёс наноразмерного автомобиля выступают поворачиваемые молекулярные роторы. Они поглощают электроны и меняют свою форму. Чередование электронного и колебательного возбуждения приводит к непрерывному изменению формы этих молекулярных ветвей – так автомобиль едет.

Эта последовательность снимков со сканирующего туннельного микроскопа показывает перемещение автомобиля за десять шагов (иллюстрация Tibor Kudernac, Karl-Heinz Ernst, Ben L. Feringa et al./ Nature).

Изменением хиральности молекулярных моторов можно менять характер движения этой крошечной машины, сообщают экспериментаторы, а именно – можно заставить эту молекулу ездить по хаотичной траектории или преимущественно по прямой.

Детали опыта раскрывает статья в Nature, удостоившаяся обложки.

Заметим, очень похожий наноавтомобиль шесть лет назад построили физики в Техасе, но приводился в действие он не за счёт электричества, а за счёт тепла.

По информации BBC News, авторы нынешнего устройства вдохновлялись примерами из живой природы, в которой микроскопические белковые моторы заставляют двигаться мышцы или жгутики у бактерий. Похожие искусственные системы могли бы приводить в движение нанороботов, заключают авторы эксперимента.

Учёные изобрели самодвижущиеся наностержни

19 октября 2011

Физики испытали вращающиеся мышцы из нанотрубок

14 октября 2011

Электрическое поле превратило жидкость в твёрдое тело

13 октября 2011

В Москве появится нанотехнологический центр композитов

12 октября 2011

Американцы создали биопротонный транзистор

23 сентября 2011
  • Олег Апарцев  10 ноября, 13:30
    Красота!
  • Александр Горев  10 ноября, 13:41
    Доиграются они скоро с этими нанороботами.
  • Михаил Акопян  10 ноября, 14:03
    Шикарно
  • Александр Ромашов  10 ноября, 14:43
    Даёшь в массы наноэлектромобиль по цене 10 настоящих!
  • Максим Подболячный  11 ноября, 12:08
    Что ж так дешево?
  • Игорь Ветров  12 ноября, 03:35
    А почему электромобиль? У него же нет нанобатарейки. Получается это нанотрамвай или наномонорельс.
  • Александр Давронов  21 ноября, 01:12
    Скоро велосипед сварганят....
  • Дмитрий Стариков  24 ноября, 23:35
    Задача: Первый наноавтомобиль привез 6 атомов водорода, а второй 3 атома кислорода. Вопрос: Сколько получится молекул воды при смешении нанобетоносмесителем всех имеющихся атомов ???