Учёные расцветили один из крупнейших вулканов Марса

Вулкан в условных цветах, отражающих высоты. Светло-коричневый – более 8 км, красный – 4,5 км, жёлтый – около 4 км, голубовато-зелёный – 2-2,5 км (иллюстрация ESA/DLR/FU Berlin, G.Neukum).

Исследователи составили очень подробную топографическую карту одной из крупнейших гор Красной планеты. Этот вулкан обладает довольно сложной геологической историей, и его изучение полезно для проникновения в прошлое Марса.

Вулкан Тарсис Толус (Tharsis Tholus) по земным представлениям — настоящий гигант. Овальное основание вулкана занимает пространство 155 х 125 километров. Высота вулкана составляет 8 км.

Но по меркам четвёртой планеты эта гора – всё же средняя. В провинции Фарсида, где и расположен Толус, находятся крупнейшие вулканы во всей Солнечной системе, в том числе — четыре горы, возвышающиеся над окружающей местностью на 14-21 километр.

Новая серия изображений Толуса была создана путём комбинации снимков стереокамеры высокого разрешения спутника Mars Express, передаёт New Scientist.

Тарсис Толус в перспективе (иллюстрации ESA/DLR/FU Berlin, G.Neukum).

Пусть Толус не абсолютный рекордсмен, зато он может похвастать богатой историей. Его самые старые склоны возникли более 3,8 миллиарда лет назад, а более молодые – всего 1 млрд. Притом извержения здесь происходили эпизодически вплоть до 196 миллионов лет назад.

Вулкан не только отчасти обновлял свои «стены», но и в полной мере испытал влияние времени. По меньшей мере две крупные его секции обрушились за минувшие миллиарды лет, создав уступы высотой в несколько километров.

Главной же особенностью этого вулкана является кальдера, гласит сообщение ESA. Она почти круглая в плане (её размеры составляют 32 х 34 километра).

Кальдера окружена целой системой разломов, из-за которых её дно провалилось внутрь на 2,7 километра. Специалисты считают, что некогда магматическая камера Толуса опустела и породы уже больше не могли поддерживать «крышу» этой камеры.

Всего купол вулкана серьёзно изменялся как минимум четыре раза за свою долгую историю. И по некоторым предположениям, этот одновременно и старый, и молодой вулкан может когда-нибудь вновь проснуться.

Российский аппарат отправился за грунтом Фобоса

9 ноября 2011

Россия лучше всех воспроизвела полёт людей на Марс

4 ноября 2011

Учёные измерили тепло и влажность древнего Марса

13 октября 2011

На Марсе найден перенасыщенный водяной пар

3 октября 2011

На Марсе найдена речная дельта

5 сентября 2011
  • Андрей Яковлев  10 ноября, 15:09
    может все-таки раскрасили? )
  • Александр Гэдзь  10 ноября, 15:44
    Интересно, почему марсианские вулканы заявлены самыми большими, может найдётся ещё что-то поболее, где-нибудь на Уране или Нептуне, толком-то никто не знает ЧТО там, за атмосферой, у всех гигантов.
  • Артём Знаменский  10 ноября, 20:05
    Сомневаюсь, чтобы на газовых гигантах могли быть горы ещё более крупные чем на Марсе, гиганты слишком массивные и сила притяжения просто не позволит вулканам расти, их будет прижимать к поверхности, и получатся этакие блины... А что касается спутников у газовых гигантов, то они уже вроде достаточно хорошо исследованы и столь большие горы не обнаружены... Но кто знает, может астрономы и проглядели очередное чудо света. :)
  • Сергей Волков  11 ноября, 19:06
    Если у гигантов и могло бы быть твердое ядро, то атмосфера на его границе, за счет своей крайневысокой плотности быстро сшлифовала бы любую появившуюся выпуклость... наверное..
  • Сергей Запрягаев  12 ноября, 13:03
    На Уране и Нептуне слишком велика гравитация, на спутниках слишком слаба тектоническая активность. Высокий вулкан мог бы образоваться на Ио, где тектоническая активность высока из-за приливных деформаций, но там те же приливные деформации скорее всего разглаживают рельеф.
  • Врэж Багратуни  25 ноября, 02:31
    А вы разработчик электроники?
  • Артём Знаменский  27 ноября, 17:34
    Нет, а почему такой странный вопрос?
  • Врэж Багратуни  27 ноября, 20:45
    Где-то здесь вы что-то ответили так, что такой вывод напросился. Мол, типа РАЗРАБОТАЕМ.
  • Артём Знаменский  29 ноября, 15:43
    Это из другой темы(http://www.membrana.ru/particle/17162#c45592) Я там вроде не подавался в разрабы)
  • Роман Кириенко  10 ноября, 20:00
    Хотелось бы посмотреть на извержение этого вулкана в режиме реального времени. Только по настоящему, без моделей (через камеру в смысле).
  • Артём Знаменский  10 ноября, 20:12
    Давно пора всем космическим агентствам сделать доступными все камеры, находящиеся на и около Марса, онлайн в режиме реального времени...
  • Владимир Дегтярёв  10 ноября, 21:57
    А  на марсе разве есть ещё действующие вулканы?
  • Александр Морозов.  10 ноября, 22:19