Открыта первая в мире ночная орхидея

Ширина необычного цветка составляет всего два сантиметра (фото Andre Schuiteman).

Одни орхидеи распускают свои цветки и днём и ночью, а другие – только днём. Теперь ботаники впервые обнаружили вид, который опыляется только в ночное время. Почему растение выбрало такую уникальную тактику – пока загадка.

Необычный цветок был найден Эдом де Фогелем (Ed de Vogel) из Голландского центра природного биоразнообразия (Netherlands Centre for Biodiversity Naturalis) во время экспедиции на остров Новая Британия. Ныне новый вид изучен, поименован, составлено его научное описание.

Произрастающая в тропическом лесу орхидея – единственная среди 25 тысяч известных видов, что цветёт лишь ночью. Её цветки распускаются в десять вечера и закрываются после восхода солнца (примерно в десять утра).

Причём распускаются диковинные цветки на одну единственную ночь и сразу увядают. Это удалось понять только после того, как Фогель привёз такое растение в Нидерланды, причём забрал его к себе домой, чтобы пронаблюдать за ним ночью.

Авторы исследования выяснили, что новичок относится к роду Bulbophyllum. В соответствии с главной особенностью растения новый вид назван Bulbophyllum nocturnum.

Новичок произрастает в лесах на высоте 240-300 метров над уровнем моря и является эпифитом, то есть использует деревья как опору (фото Jaap Jan Vermeulen).

Кто опыляет новую орхидею, ещё не известно. Соавтор исследования Андрэ Шуитман (Andre Schuiteman) из Королевских ботанических садов Кью (Royal Botanic Gardens) говорит, что у учёных есть предположение: это могут быть мелкие мушки (как в случае с этой орхидеей-обманщицей).

На такое взаимодействие косвенно указывают тонкие придатки цветка, напоминающие плодовые тела некоторых видов грибков, которыми питаются мухи.

Ночные орхидеи, вероятно, обладают запахом, не обнаруживаемым людьми, но привлекающим насекомых на расстоянии. А когда те оказываются рядом, свою роль играет уже форма цветка, объясняет Андрэ.

Раскрыть все секреты B. nocturnum помогут только новые исследования на месте. К сожалению, отмечают авторы работы, район, где найдена необычная орхидея, открыт для лесозаготовок, так что редкому виду грозит губительное вмешательство людей.

(Об исследовании ночной орхидеи подробно рассказывает статья в Botanical Journal of the Linnean Society.)

Впервые расшифрован геном представителя семейства бобовых

7 ноября 2011

Раскрыт секрет магического фрукта

28 сентября 2011

Биологи оценили общее количество видов на Земле

24 августа 2011

Плотоядное растение поймало птицу

10 августа 2011

Расшифрован геном картофеля

11 июля 2011
  • Александр Муженко  22 ноября, 12:46
    типа подумало и стало — я буду не таким как все ))
  • Александр Митькин  22 ноября, 19:25
    А Вы, наверное полагаете, что в эволюции виновата радиация?
  • Антон Карманов  23 ноября, 13:43
    А вы-таки полагаете, что нет?:))
  • Александр Митькин  23 ноября, 15:17
    Я полагая, что для того, чтобы радиация действовала, она должна заметно превышать естественный фон. Новыйе же виды появлялись на Земле повсеместно и  процесс их появления, скорее всего, никогда не прекращался. Дайте только срок.

Кроме того, мутации, как правило носят не направленный характер, т.е. у особей одного вида они проявляются по разному. В таком случае о закреплении мутации очень сложно. Скорее всего, такие особи будут изгоями и не выживут.

• Антон Карманов  23 ноября, 20:33
    Я подразумевал, что естественный фон- тоже радиация, и в былые времена он бывал и посильнее.
  • Александр Митькин  23 ноября, 22:26
    Или послабее.
  • Александр Вихров  22 ноября, 13:55
    Чтобы посрамить СТЭ. Цветет одну ночь, чтобы опылители не донимали. И выживает же:)))
  • Роман Сурков  22 ноября, 15:00
    Люди тоже обычно ночью опыляются ))
  • Богдан Никитин  22 ноября, 15:04
    Готов поспорить))))
  • Роман Сурков  22 ноября, 15:06
    «Обычно» — не значит «всегда» ))
  • Дмитрий Гиваргизов  22 ноября, 19:27
    Ждемс, цветущий папоротник
  • Светлана Агапкина  23 ноября, 09:43
    Есть например кактусы раскрываются на одну ночь в году . Один из них домашний, такой змеевидный цереус, цветок огромный, на следующий день вянет. В пустыне это понятно влажность ночью больше. Но в любом случае это не уникальное событие. Везде полно именно ночных бабочек и мушек ,опыляющих растения. Насекомые таким образом прячутся от вездесущих птиц.
  • Александр Вихров  23 ноября, 16:49
    А на другую ночь им что батарейки не хватает?
  • Семён Воловник  23 ноября, 18:35