Радиолог сделал на томографе копию скрипки Страдивари

Скрипка Страдивари «Беттс» и верхняя дека её современной копии (фото с сайта rsna.org).

Новый процесс воссоздания ценных струнных инструментов может оказать огромное влияние на музыкантов, — считают авторы инновации, применившие компьютерную технику для дотошной реконструкции одной из легендарных скрипок.

Исследователи и мастера в мельчайших подробностях воспроизвели скрипку Betts, созданную знаменитым мастером Антонио Страдивари в 1704 году.

Проект возглавил радиолог Стивен Сирр (Steven Sirr) из госпиталя FirstLight Health Systems в городе Мора (Миннесота). Скрипач-любитель заинтересовался строением изящных музыкальных инструментов ещё в 1989 году.

«Беттс» собственной персоной. Это одна из 650 сохранившихся до наших дней скрипок Страдивари. Всего итальянский мастер изготовил около тысячи таких инструментов (фотографии с сайта rsna.org).

В силу профессии Стивену сразу пришло в голову, что скрипки можно попробовать просветить на компьютерном томографе. Поначалу это было лишь любопытство. «Я предполагал, что инструмент был просто деревянной оболочкой для воздуха, — рассказывает Стивен. — Я был совершенно не прав. Внутри скрипки обнаружилось много „анатомии“».

За последующие годы Сирр отсканировал более сотни скрипок, среди них 29 ценных образцов XIX века. Так постепенно перед Стивеном предстал сложный внутренний мир деревянных шедевров.

Компьютерные томограммы задней и передней деки «Беттс» (фотографии с сайта rsna.org).

"Как и между людьми, между скрипками существует широкий диапазон нормальных различий, — поясняет доктор Сирр. — Когда вы смотрите на инструмент возрастом в сотни лет, вы видите червоточины и трещины, которые были отремонтированы, а также повреждения от разного рода воздействий, следы наводнений, войн…"

Компьютерная томография позволила с высокой точностью провести измерения плотности древесины, размеров и формы деталей, их толщины в различных точках, внутренних объёмов и так далее.

Своего рода венцом этих исследований стало создание копии скрипки Страдивари. Инструмент по имени «Беттс» привезли из библиотеки конгресса США и положили в сканер с 64 детекторами. Так доктор Сирр получил более тысячи томографических изображений.

Цифровая модель скрипки была дополнена фактурой поверхностей, что позволило перенести в компьютер фактически весь древний инструмент (фото с сайта rsna.org).

Все эти снимки компьютер преобразовал в стереолитографический файл, пригодный для чтения программами по управлению «трёхмерными» станками с ЧПУ.

Для изготовления частей скрипки один такой станок был специально собран по заказу. Этот аппарат вырезал из ели точную копию верхней деки «Беттс», а из клёна – копии нижней деки и обечаек.

Станок с ЧПУ вырезал копии деталей скрипки Страдивари, которые потом были доработаны руками мастеров. Справа вверху – доктор Сирр (фотографии с сайта rsna.org).

Окончательную сборку реплики Стивен доверил профессиональным скрипичным мастерам Джону Уоддлу (John Waddle) и Стиву Россо (Steve Rossow) из Сент-Пола, передаёт EurekAlert. Они вручную обратили набор деталей в удивительный инструмент и покрыли его лаком.

Достижение троицы было представлено 28 ноября на ежегодной конференции радиологического общества Северной Америки (RSNA). «В результате скрипка имеет характеристики, удивительно похожие на параметры оригинала», — уверяют участники проекта.

Реплика «Беттс» почти готова (фото с сайта rsna.org).

Разумеется, технология изготовления скрипки «по Сирру» и техника, применявшаяся триста лет назад, заметно отличаются. Это не могло не сказаться на обрабатываемой древесине и на звуке. Но даже если американцы несколько преувеличили сходство реплики и прообраза, работа Стивена заслуживает внимания.

Звучание скрипки зависит от множества факторов. Качество древесины и точные геометрические параметры использованных для корпуса деталей – лишь один из многих. Потому едва ли кто-то когда-то осмелится объявить, что тайна великих скрипок прошлого раскрыта полностью. Вспомним хотя бы не так давно выплывшую химическую тайну скрипок Страдивари.

И всё же проект радиолога – шаг вперёд в давнем расследовании. А ещё это и привлекательная идея: дать возможность «сыграть на Страдивари» едва ли не всем желающим. Исследователь поясняет: «У нас есть две цели — понять, как работает скрипка, и построить репродукции наиболее ценных инструментов мира для молодых музыкантов, которые не могут позволить себе оригинал». Правда, о дальнейших планах по воссозданию других древних шедевров доктор пока не говорит.



Новая детская игрушка изображает битбокс с терменвоксом

10 ноября 2011

Учёные показали солнечный камень викингов в действии

2 ноября 2011

Британские учёные изучили рыцаря на бегущей дорожке

20 июля 2011

Антропологи представили новую реконструкцию Отци

5 марта 2011

Солнечный камень уравнял викингов с пчёлами

2 февраля 2011
  • Иван Петров  29 ноября, 15:29
    Что-то маловато стало новостей на мембране. И больше стало околонаучных статей. Нехорошо.
    ОтветитьНравится
  • Александр Макаров  29 ноября, 23:19
    Я бы мог предложить тему, да и другие читатели наверное тоже, но не знаю как это сделать в формате этого сайта без обратной связи с администрацией.
    ОтветитьНравится
  • Павел Капитанов  30 ноября, 10:01
    Нажмите кнопку «написать статью».
    ОтветитьНравится
  • Алексей Номеров  30 ноября, 13:00
    Фо хум хау... Мне допустим в Мембране нравятся именно такие статьи...
    ОтветитьНравится
  • Александр Макаров  2 декабря, 21:17
    Написать статью и предложить тему (например ссылку на англоязычный сайт) — несколько разные вещи. А за скурпулёзную точность своего перевода я не ручаюсь, в противном случае можно получить имидж рапространителя ложной информаци :)
    ОтветитьНравится
  • Павел Капитанов  2 декабря, 22:13
    Напишите чуть больше, чем ссылку, хотя бы пару абзацов, раскрывающих суть темы. Остальное в комментариях развернется.
    ОтветитьНравится
  • Александр Горев  29 ноября, 15:44
    Что-то ничего не говорится о древесине и составе лака. Неужели и это подобрали точь в точь.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  29 ноября, 15:49
    Древесина тут упоминается (традиционные ель, клён). Судя по всему — они не подобраны «точь в точь», (а как вы это представляете, скакнуть на машине времени в Италию 18 века и спилить «ту самую ель»?). Но всё равно — попытка очень достойная.
    ОтветитьНравится
  • Александр Горев  29 ноября, 16:08
    Ну как бы, допустим, ель не любую, а  произрастающую в тех же местах, откуда их пилили в 18 веке. От почвы многое зависит — чем плодороднее почва, тем меньше плотность древесины (как то так)
    А что насчет лака?
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Сосин  29 ноября, 16:24
    Не совсем так, плотность древесины, в первую очередь, зависит от влажности почвы, но в целом мысль правильная.
    ОтветитьНравится
  • Александр Вихров  29 ноября, 16:38
    Древесина берется сухая для подобных дел.
    ОтветитьНравится
  • Александр Горев  29 ноября, 16:39
    Ну почему влажность? Не только. Чем плодороднее почва — тем больше годовой прирост, годовые кольца толще, древесина похожа на репу . А вот на песках которые растут — там прирост маленький, кольца тоньше, древесина плотная..
    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  29 ноября, 17:01
    Самая лучшая ель для музыкальных инструментов это такая которая растет в неблагоприятных условиях. Потому, что у такой ели древесина гуще (расстояние между годичными кольцами маленькое), что благоприятно сказывается на звуке. И древесину заготавливают зимой, когда в ней меньше всего влаги. Потом распиливают на бруски радиальным распилом, заливают торцы воском, чтобы предотвратить сильное испарение влаги, которое может нарушить структуру дерева. И сушат на воздухе около 4-7 лет. Потом еще хорошо древесину подержать некоторое время в мастерской, давая ей адаптироваться на условия, при которых будет изготавливаться инструмент.
    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  29 ноября, 17:03
    Не только на песках. Или на северных склонах в горах.
    ОтветитьНравится
  •   30 ноября, 19:40
    Рассказывают, что гуляя по родной Кремоне, Страдивари стучал тростью по заборам. И если звук доски ласкал его слух, то маэстро покупал ее за названную цену. Про маэстро много чего рассказывают...
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Сосин  29 ноября, 16:23
    Даже если допустить, что делали из качественной древесины, что вряд ли, т.к. у каждого скрипичного мастера был свой секрет отбора деревьев, сам факт использования станка убивает идею. При вырезании скрипки вручную для мастера большое значение играет направление древесных волокон, что влияет в конечном счете и на звук. Станок на направление волокон понятное дело внимания не обращает, он может воссоздать лишь внешнее соответствие.
    Очень четко прослеживается менталитет граждан США в этом проекте: главное — это форма, содержание как-нибудь само доползет.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  29 ноября, 17:54
    Ну направление волокон, надеюсь, учитывали (тут важно как заготовку расположить), и какие-то ещё мелочи, иначе зачем тогда сканер — просто внешние размеры измерить — да воспроизвести.
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Сосин  30 ноября, 09:29
    Вы когда-нибудь видели лыжи сделанные вручную енисейскими охотниками? Они в несколько раз легче аналогичных фишеров с атомиками и прочнее. Потому что мастер в отличие от станка ищет дерево с правильным расположением волокон и особым образом обрабатывает дерево строго по природному рисунку древесины. Станок так не может в принципе сделать. А тут скрипка где все эти нюансы гораздо большее значение имеют. Именно такие «мелочи» и определяют конечный результат.
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  30 ноября, 09:34
    Ничо они не легче и не прочнее хотя бы потому, что быстро приходят в негодность что их каждый год-два снова делают. Углепластиковый но массовый девайс будет дешевле и лучше самопала.

    А Страдивари — раскрученный веками бренд.

    ОтветитьНравится
  • Михаил Тоцких  30 ноября, 09:45
    Дмитрий, зависит от станка, и от места из которого растут руки оператора. Станок сам по себе железка... Но, например, 5-осник, позволит использовать программу которая учтет структуру дерева, направления волокон и все прочие ньюансы.

    Те моменты фрезеровки что показаны на фото (справа от автора проекта) несколько смущают — есть сомнения, чьл stl модель просто затолкали в машину и особо не парились над разбивкой траекторий по векторам.

    ОтветитьНравится
  •   30 ноября, 19:24
    А что ж века то его так раскрутили? Могли бы ведь и закрутить обратно! Века они ить такие!
    ОтветитьНравится
  • Максим Селиванов  29 ноября, 16:43
    Смахивает на D&G, то есть дорого и глупо.
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  29 ноября, 17:16
    Да там весь секрет то в лаках, которыми скрипку покрывали. Даже если ее воссоздать в точности, рецепта лака, которым Маэстро пользовался нет.

    Тут нужен, тогда уж, атомарный анализ и атомный синтез, но это уже СтарТрек =)

    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  29 ноября, 17:54
    Вот прямо таки и весь секрет? :)
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  29 ноября, 18:38
    Ну не весь, конечно. Хотя лак, его качество и нанесение напрямую и значительно влияют на звучание луюбого аккустического струнного инструмента (рояль не считая=).

    Давно еще читал где-то, что большая часть успеха его скрипок была в лаках, особых формулах, которыми он не особо делился.

    ОтветитьНравится
  • Игорь Черток  29 ноября, 17:34
    «копии нижней деки и её обечаек». Обечайки относятся ко всей скрипке, а не к деке, так что «её» здесь лишнее.

    А вообще статья любопытная. Жаль, не сказано, как у этой реплики со звуком. Под «характеристиками, удивительно похожими на параметры оригинала» можно понимать что угодно. Например, цвет. :)

    ОтветитьНравится
  • Михаил Тоцких  30 ноября, 09:48
    «Достижение троицы было представлено 28 ноября на ежегодной конференции радиологического общества Северной Америки (RSNA).»

    Я полагаю, радиологи в среднем, разбираются в скрипках так же хорошо как слесари, например, или дальнобойщики :)))

    ОтветитьНравится
  • Александр Макаров  29 ноября, 23:15
    Интересно, как это Страдивари умудрялся почти массовое производство (около 2-х инструментов в месяц) совмещать с таким превосходным качеством? Получается такое совмещение возможно?
    Так глядишь и китайцы с их сверхмассовым производством когда-нибудь до вершин качества доберутся :)
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  30 ноября, 08:24
    Скорее всего популярность Страдивари сделала стандартом звучание его скрипок, которые могли быть не лучшего качества. Зато все ровняются на него.
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  30 ноября, 12:23
    Не уверен, публика тогда любила хороший звук и умела (что важно) его слышать. Какой бы он виртуоз ни был, если бы его инструмент был посредственным предпочтение отдавали бы другим мастерам. Из серии «Играет мастерски, даже на таком куске дерева...»
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  30 ноября, 17:19
    публика тут ни при чем.
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  30 ноября, 18:12
    Публика всегда причем. Общественное мнение, оно такое мнение...
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  30 ноября, 18:36
    Павел, прочитайте мой первый пост в это ветке. Я про публику что-нибудь говорил? Не говорил. А знаете почему? Потому что публике откровенно наплевать, на чем играет музыкант. Это было тогда, есть и сейчас. Включите ваш любимый МуТВ, вы знаете производителя микрофона, в который поет ваш любимый Киркоров? марку синтезатора, на котором имитирует игру его клавишник? или вы в курсе кто производитель компьютера, на котором была состряпана вся его музыка?
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  1 декабря, 11:53
    Александр если Вы считаете, что в 1700 году индустрия развлечений была на том же уровне, что и сейчас, я посоветую Вам включить логику и подумать еще раз. А потом еще пару раз, если первый не помог =) Кто тогда ходил в концертный зал слушать Страдивари? Петрович, Семеныч с 2 классами образования?

    Наш «любимый» музТВ (или еще какая хрень из этой серии), это поток для массы, причем малообразованной в музыкальном плане. Им пох, какой там микрофон, им главное, цитирую «Кхаааа, прикольно...».

    Но сходите на концерт скрипки и послушайте, что ТА публика обсуждает в перерывах. Или вот я в капелле был, много про специфику исполнения на органе услышал, от окружающих.

    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  1 декабря, 11:59
    Павел, я не ожидаю наличия логики от такого обожателя дрочпада и прочих цацок. Вы приплели сюда публику сами и теперь меня обвиняете в этом. Удачи в мысленных испражнениях.
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  1 декабря, 12:44
    :facepalm:*10^32
    ОтветитьНравится
  • Ваня Крейцер  1 декабря, 23:31
    > Кто тогда ходил в концертный зал слушать Страдивари?
    > Петрович, Семеныч с 2 классами образования?

    Нет. Тогда слушать ходили герцоги и принцы, но тоже с двумя классами образования. ;)
    Причём тогда-то музтв не было. И, думается мне, концертный зал заменял музтв. То есть сейчас в концертном зале, средний уровень образования всё же повыше чем тогда. Сходить на концерт это круто -- это показатель статуса человека: вот петрович с семёнычем не ходят, а я хожу. Значит я умнее. Или как наши политики в церковь под прицелами телекамер ходят -- не для того, чтобы с богом пообщаться, а чтобы очков политических набрать. Пушкин, кстати, это описывал, скажем в сцене Онегина, заканчивающейся словами:
    «Балеты долго я терпел,
    Но и Дидло мне надоел»

    Ходит мнение, например, что тот же Паганини сочинял свои капризы, для того чтобы был материал, на котором он мог бы продемонстрировать всю свою виртуозность. А сейчас скрипачи играют эти капризы наперегонки -- кто быстрее запилит, тот и круче. Точно так же, как пианисты, электрогитаристы любят запиливать «полёт шмеля».

    Это я к тому, что ничего не изменилось с тех пор. Широкие массы оценивали выступления на понятном для них уровне. Яркость декораций и техника игры. Ну а если ещё и скрипка Страдивари, то однозначно это фурор.

    Так было всегда. И так будет. Для большинства Страдивари -- это не божественный звук, а показатель статуса. Как в анекдоте времён СССР:
    Скрипач занимает второе место на международном конкурсе. Идёт печальный... Сопровождающий его критик:
    -- Ну, что голову повесил?
    -- Да, -- говорит, -- обидно, если бы занял первое месте, мне бы скрипку Страдивари дали
    -- А зачем она тебе? У тебя ведь отличная скрипка.
    -- Понимаешь, для меня скрипка Страдивари, это как для тебя маузер Дзержинского.

    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  2 декабря, 13:43
    А Вы вообще в курсе КАК и ЧЕМУ учили тех же принцев, баронов и герцогинь? Музыка им всем преподавалась обязательно, наравне с этикетом. Это были очень подкованные люди. Ну в этом смысле.

    Ваня, МузТВ тогда заменяли кабаки и притоны. Там и послшать после работы можно было и посмотреть и т.д.

    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  2 декабря, 14:03
    Такое ощущение что вы прям щас с 18 века к нам в форум подключились.
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  2 декабря, 14:20
    да, да, да. Бабушка моей мамы была дворянских кровей (ее семье принадлежала деревня Красная речка в ульяновской области), так вот, бабушка имела хорошее музыкальное образование — это было обязательной частью образования в то время. А потом семью раскулачили, родителей расстреляли, а бабушку насильно выдали замуж родственники за красноармейца, чтобы сохранить ей жизнь. После Мама моей мамы, тоесть моя бабушка, тоже получила музыкальное образование — ее заставила сделать это моя прабабушка. Ну а далее моя бабушка, настояла на музыкальном образовании моей мамы и ее сестры, видимо уже по привычке.
    Моя мама тоже пыталась меня заставить закончить музыкальную школу, но я не хотела играть, хотела программить :-). А вот моя сестра — закончила и играет вполне неплохо. Но до мамы ей конечно далеко :-).
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  2 декабря, 14:28
    С 14, до нашей эры.
    ОтветитьНравится
  • Ваня Крейцер  2 декабря, 15:23
    А папа бабушки мамы на каком инструменте играл? Бабушка мамы, как я предполагаю, играла на рояле, так? А вот папа её на чём умел играть? Исключая всякие военные инструменты, типа палаша и пистолета.
    Из литературы очень хорошо известен образ благородной девицы, бренчащей на рояле. Но я вот что-то не очень припомню мужиков... Ну разве что в Испании, там гранды под окнами влюблённых пели серенады и аккомпанировали при помощи гитары. И то, я боюсь, на практике это выливалось в лучшем случае в то, что гранд пел, а нищий гитарист за копеечку бренчал на гитаре. А может рядом второй нищий музыкант за вторую копеечку пел, а гранд лишь дирижировал и кидал страстные взгляды на окна.
    ОтветитьНравится
  • Ваня Крейцер  2 декабря, 15:32
    Кабаки и притоны не могли заменить музтв. Герцогу несподручно было там появляться после работы. Особенно с герцогиней под руку.

    В литературе мы не раз выстречаем презрительное отношение дворянства к сословию актёров, музыкантов, поэтов и проч. Правда, как я понимаю, к XIX веку это отношение несколько выравнялось. То есть игра на сцене может и осталась чем-то вроде проституции, но, по-крайней мере, поэтов-дворян к тому моменту наплодилось достаточно. Но актёров не было. И я вот так навскидку не припомню ни одного композитора или виртуоза... Это говорит либо о качестве музыкального образования, либо о том, что при всём качестве публичное музицирование несло некий оттенок неприличности. Или может быть было позволено этикетом исключительно незамужним девицам (все в сад!).

    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  2 декабря, 16:29
    ни на чем. Он дела вел :-)
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  2 декабря, 16:45
    >>Бабушка моей мамы была дворянских кровей

    А я думал всех дворян красножопые в 17-м порезали либо они в Ангнию уплыли.

    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  2 декабря, 16:50
    ну вот ее спасло замужество за красноармейца...правда мне рассказывали, бабушка была влюблена в другого юношу, и постоянно к нему бегала. Муж ее бил за это, но она все равно бегала. вот такая вот несчастная любовь была.
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  2 декабря, 16:51
    Тогда у многих так было. Времена были не те, какие уж там скрипки...
    ОтветитьНравится
  • Ольга Добрая  2 декабря, 16:55
    да и умерла она позже своего мужа...в 98 лет. До 97 была в здравом уме и вела свое хозяйство без посторонней помощи.
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  2 декабря, 18:23
    Ваня, Вы внимательно меня читаете? В кабаках сидело быдло, как и сейчас на музТв. Высокая публика туда не захаживала, для высокой публики развлечения были другого уровня. Концерт Маэстро, например.

    Хотя были исключения, полапать девок в кабаках и графу было не зазорно, если не узнает никто. Но это уже другое.

    ОтветитьНравится
  • Ваня Крейцер  2 декабря, 22:04
    А вы внимательно читаете что я пишу? Почему вы так верите в миф, будто графы и князья серьёзно разбирались в искусстве? Вы просто идеализируете прошлое. Абсурдность такой идеализации ещё Сервантес описывал в своём Дон Кихоте. То есть чёрт его знает когда в прошлом уже ходили легенды о том, каким же на самом деле благородным, воспитанным и начитанным было дворянство _в_прошлом_.

    Я не сильно-то знаю что там в европах творилось в то время. Уверен что то же самое что и в России, но быть может с опережением лет на 10-20. В России же, до Петра был вообще мрак. Пётр I заявил что безграмотный дворянин не имеет права жениться. Чуть позже, кто-то из императриц наших, ввёл закон о том, что (дай бог памяти...):
    1. В 10-12 лет, дворянский недоросль должен был сдать гос.экзамен продемонстрировав умения читать, писать, знания арифметики и геометрии («дверь» -- это прилагательное, потому что прилагается к косяку);
    2. Лет в 18, наверное, был второй гос, на котором надо было знать географию, фортификацию и истории россии.
    Не знаю что делали с теми, кто завалил первый гос. Но заваливших второй принудительно зачисляли в путяги.

    Впоследствии, в общем, шло развитие образования, но я никаких музыкальных предметов в расписании уроков небыло вообще. Даже стандартного для советской школы предмета пение. По-моему там вообще не было ничего посвящённого искусству. Никакого тебе МХК.

    В путягах тех времён -- в академиях, -- учили рисованию и скульптуре. Но не музыке.

    Женский пол сидел дома и от скуки, дожидаясь замужества, учился играть на фортепиано, рисовать, вышивать и тд. и тп. Хотя уже ближе к XX веку, появляются какие-то там «институты благородных девиц» и тому подобное, и учат там тому же самому: как мазурку танцевать, бренчать на ф-но, рисовать и спать исключительно на правом боку -- это Ахматова хорошо описывала.

    Конечно же появлялись среди дворянства и выпускники СПбГУ. Тот же Витте, например. Но, СПбГУ -- это значит гражданская карьера, что позволено лишь младшим сыновьям. И, СПбГУ -- это далеко не всем под силу.

    И вы учтите, что всё это на базе практически нулевого дошкольного образования -- что с дошколятами делать и как им мозги развивать придумали лишь в XX веке. То есть средний уровень интеллекта тогда был ниже: сейчас даже если родители забивают на ребёнка, то хоть в детском саду ему может какие-то развивающие игры покажут, или правильно выговаривать букву ’р’ научат, или быть может даже научат писать слово «мама». А тогда ребёнок лет до семи бегал в рубахе по полям и лугам, совершенно беззаботно и не думая о том, как ему в дальнейшем будут вбивать в голову образование.

    ОтветитьНравится
  • Ваня Крейцер  30 ноября, 00:05
    > А ещё это и привлекательная идея: дать возможность «сыграть
    > на Страдивари» едва ли не всем желающим. Исследователь
    > поясняет: «У нас есть две цели — понять, как работает скрипка,
    > и построить репродукции наиболее ценных инструментов мира для
    > молодых музыкантов, которые не могут позволить себе оригинал».

    Да-да. Конечно-конечно. Хороший инструмент таких бабок стоит... Даже если он и без логотипа «Страдивари». Скрипками я не интересовался, но думаю там та же история, что и с гитарами. Я давненько подумываю купить себе новую гитару, но до сих пор жаба душит отдавать 30kp. Может ещё пару лет поисхожу слюнями и куплю... Но если гитара будет сделана по «технологии страдивари», то есть и использованием новейших технологий и станка собранного по спецзаказу для создания именно этого инструмента, -- в такой ситуации не удивлюсь и шестизначной сумме. И хорошо если шесть знаков будет при выражении стоимости в рублях.

    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  30 ноября, 11:12
    Ваня а ты попробуй гитару сделать сам. Домашние инструменты получаются лучше фабричных. Если конечно руки растут откуда надо. И делать инструмент без компромисов в технологии.
    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  30 ноября, 11:23
    Кстати сейчас все заводские гитары на станках делает, в ручную это гораздо дороже. Видел как-то фоторепортаж с фабрики Ibanez. Там ручная работа только при сборке была. Остальное все CNC фрезами обрабатывали. Самые дорогие гитары такие, которые мастер вручную делает. И из хорошего дерева.
    ОтветитьНравится
  • Ваня Крейцер  30 ноября, 21:53
    > Ваня а ты попробуй гитару сделать сам.
    Хм. Я думал об этом, но как-то несерьёзно. Сейчас погуглил, а мануалов-то тьма в интернете оказывается... Почитаю, подумаю.
    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  1 декабря, 11:28
    Если что могу помочь советами. Я сам электро-гитары делаю. Сейчас собираю свой четвертый инструмент. Это не так сложно, как кажется.
    ОтветитьНравится
  • Ваня Крейцер  1 декабря, 22:04
    Спасибо за готовность помочь. Но, увы, электро-гитара мне не столь интересна: любопытно конечно подержать в руках такой инструмент, побренчать на нём, но больше чем «побренчать», на таком узком грифе, я не могу. =)
    Я играю на классической гитаре. Но создание классической гитары в домашних условиях, как я тут выяснил, не столь невероятно как кажется на первый взгляд. Что вселяет надежду, так это то, что для получения пристойного результата достаточно умений читать и думать, прямых рук и терпения. То есть не надо обладать каким-то сверхсекретным инструментом, не надо чтобы под окном росли бы палисандры, от которых можно отпилить кусочек для гитары, и никаких особенных талантов тоже не надо.
    Это внушает надежду.
    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  2 декабря, 11:25
    Акустическую гитару я пока не делал. Но собираюсь. Вы правы, процесс не столь сложный. Просто надо взяться и делать. У многих уже получилось. Сверхсекретных инструментов нет, но есть специальные инструменты, которые надо изготовить прежде чем делать гитару. Советую зайти сюда: mastergitar.com/forum/ здесь хорошо объясняют как сделать акустическую гитару. Так-же советую вам найти страничку Kathy Matsushita, японка, которая делает обалденные гитары. А вот здесь можно найти подробные чертежи www.grellier.fr/plans.php?lang=en . Дерево для гитар здесь: www.lmii.com/ Желаю удачи в изготовлении гитары. Потом опубликуйте процесс изготовления на форуме mastergitar — интересно.
    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  30 ноября, 00:32
    Электронная копия к сожалению, кажется, не дешевле, если не дороже
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  30 ноября, 00:40
    Не ошибусь если вся вонь.. пардон, шумиха вокруг «новой скрипичной технологии» направлена исключительно на добывание бабла... эээ... «имеет коммерческую направленность» то есть....
    ОтветитьНравится
  •   30 ноября, 19:21
    Ну канешна! Этж пендосы! Вот еслиб эта были НАШИ то эта былбы ПРАРЫФ!
    ОтветитьНравится
  • Александр Привалов  30 ноября, 05:59
    Во время «слепого прослушивания» (то есть не глядя на скрипку, по одному лишь звуку) эксперты не могут отличить скрипку Страдивари от современных копий.

    www.popsci.com/scitech/article/2009-09/fungus-infected-violin-beats-stradivarius-listening-test

    На мой взгляд, статья скорее об интересной демонстрации технологий, чем о попытке скопировать звучание скрипки Страдивари. Последнее было было достигнуто достаточно давно, это не новость.

    ОтветитьНравится
  • Михаил Тоцких  30 ноября, 09:51
    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  30 ноября, 11:16
    Михаил, если одну и ту-же гитару втыкать в ламповый и в транзисторный усилитель чуствуется сильная разница. И дело тут не в аудиофильстве, просто лампы и транзисторы работают по разному, что потом и слышно. Сходите как нибудь в музыкальный магазин и проверьте.
    ОтветитьНравится
  • Павел Капитанов  2 декабря, 11:41
    А если на полевиках? Все равно разница большая?
    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  2 декабря, 14:32
    Хз, может все дело только в специфическом искажении ламп и транзисторов. У гитарных усилителей никто не старается усилить сигнал без искажений а скорее внести приятное на слух искажение, которое придает инструменту характерное звучание. Зависит от того кто и как делает. Вот например звук усилителей Spider от Line6 мне нравится, хотя это и транзистор. А вот у Behringer звук отвратительный несмотря на то, что в предусилителе у него лампа стоит.
    ОтветитьНравится
  • Павел Капитанов  2 декабря, 14:42
    Ну это в общем как в фотографии. Пока она точно передает, что есть, никому неинтересно. А как нафотошопить искажений каких, да цвета повернуть, так сразу все ахают)
    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  2 декабря, 15:00
    Это смотря как нафотошопить. А так согласен-правильная аналогия.
    ОтветитьНравится
  • Михаил Тоцких  30 ноября, 15:30
    Так речь то не о вводе, а о выводе ;)

    Хотя, если будет стоять задача на транзисторах повторить ламповый звук... я знаю пару тройку человек, которые с удовольствием за нее возьмутся ;) Один из них кстати занимается производством электроники для гитар :)

    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  30 ноября, 15:55
    Так я же тоже о выводе говорю :). Одну и ту-же гитару в разные усилители. Разнича очень чуствуется. У лампового усилителя во-первых динамика лучше транзисторного. А во-вторых, как я прочитал в одном журнале о электронике, у ламповых усилителей в выходном сигнале выражена вторая гармоника тогда как у транзисторов третья. На слух разница есть. Было бы интересно сравнить транзисторный усилитель, цель которого повторить ламповый звук с ламповым усилителем.
    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  30 ноября, 16:16
    Хотя я имел ввиду усилители для музыкантов. Там другая ситуация.
    ОтветитьНравится
  • Михаил Тоцких  30 ноября, 18:47
    Максим, я далеко не музыкант, а потому первую вторую или третью гармонику, я представляю с большим трудом. Но, догадываюсь, что на слух, без соответствующего софта, ее поймать гораздо сложнее чем разницу между 320 и 512 килобитным звуком цифры, которую я кстати не улавливаю ))))))
    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  30 ноября, 21:06
    Все не так сложно как кажется. Дело в том что уровень разных гармоник определяет тембр звука. Поэтому, все очень даже хорошо слышно.
    ОтветитьНравится
  • Ваня Крейцер  30 ноября, 22:35
    > первую вторую или третью гармонику, я представляю с большим трудом.

    Это легко. Вторая гармоника -- это частота в два раза выше чем основная. То есть звук на октаву выше. Третья -- это октава плюс квинта, то есть частота в три раза выше.

    > Но, догадываюсь, что на слух, без соответствующего софта,
    > ее поймать гораздо сложнее чем разницу между 320 и 512
    > килобитным звуком цифры, которую я кстати не улавливаю ))))))

    Разницу между 320kbit/s и 512kbit/s действительно уловить непросто. Для этого нужны специальные тренировки -- надо тренировать слух ловить звуковые артефакты кодирования. Ну и аппаратуру иметь достаточно хорошую, чтобы она воспроизводила с достаточной точностью, чтобы артефакты не терялись в процессе преобразования цифры в звуковые волны.

    С гармониками же всё гораздо проще. Если вопрос интересен могу предложить эксперимент. Попробуйте пустить в свою звуковушку синусоиду в 440Гц. Потом добавьте к ней 880Гц, но с меньшей амплитудой. Поэкспериментируйте, выясните на сколько дБ меньше должна быть вторая синусоида, чтобы на слух сумма синусоид не отличалась бы от чистой первой синусоиды. Потом проделайте то же самое с третьей синусоидой с частотой в 1320Гц.
    Я на полном серьёзе: возьмите, скажем, audacity, создайте три дорожки, в каждую добавьте 10 секунд чистой синусоиды но с разными частотами. А потом проигрывайте результат играясь с громкостью каждой дорожки или даже включая/выключая каждую.
    Эксперимент не совсем чистый, поскольку все эти синусоиды будут обрабатываться усилителем звуковой карты, а возможно ещё и усилителем сабвуфера (или что там у вас стоит). Но, уверяю вас, если вторая (или третья) синусоиды будут иметь на 20дБ меньшую амплитуду, то разницу между чистой синусоидой на 440Гц и суммой вы будете слышать отчётливо. Ну разумеется, если у вас нету клинических проблем со слухом. Если же аппаратура неплохая, и достаточно терпения чтобы потренироваться, то вы сможете услышать вторую/третью гармонику даже если их амплитуда будет на 25-30дБ меньше амплитуды основной гармоники.

    ОтветитьНравится
  • Михаил Тоцких  30 ноября, 23:33
    Обязательно попробую! спасибо за объяснения!
    ОтветитьНравится
  • Алексей Ромчак  1 декабря, 23:40
    Я, в общем, разделяю ваш скепсис, но как-то ради интереса закодировал один и тот же трек с CD в 192 и 256, так вот если их слушать не большими отрывками друг за другом то разница очевидна.
    ОтветитьНравится
  • Алексей Босак  1 декабря, 18:52
    Мааленький вопрос. Скорость звука ~300 м/с. порог слуха 20 кГц. Самая короткая длина волны 15 мм. Предлагается верить, что несколько десятков микрон лака или пористость того же порядка скажутся на звуке? Я озадачен. Упругие модули, причем анизотропные, причем связанные с напрвлением волокон, на свойствах резонатора скажутся, а вот остальное IMHO декор и защита. Есть численные аргументы против?
    ОтветитьНравится
  • Алексей Босак  1 декабря, 19:16
    ну и так, поржать
    nordost-cable.ru/product/catalog/valhalla.html
    спасибо Михаилу Тоцких за напоминание
    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  2 декабря, 11:47
    Упал со стула закатился под стол, еле выбрался. Диафрагма до сих-пор болит.
    ОтветитьНравится
  • Павел Капитанов  2 декабря, 11:51
    Щас пока вы там, под стулом, гляньте цену, чтоб два раза не ходить.
    www.audiomania.ru/shop/goods-981.html
    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  2 декабря, 14:17
    Все убило совсем, бегу гроб заказывать. Не столько цена сколько параметры. 91% скорости света (quadruple facepalm a headdesk) Сильнее этого только сетевой фильтр для отфильтрования электричества которое поступает от атомных электростанций.
    ОтветитьНравится
  • Михаил Тоцких  5 декабря, 14:04
    УХХ!!! Такого я еще не видел ))))) Прослезился ))) Рад что напомнил ))))
    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  1 декабря, 23:28
    У меня звуковая карта (пока) Creative X-Fi Extreme Audio, PCI версия (она отличается немного от PCI-E версии), колонки Sven STREAM, наушники Philips Hi-fi SHP-2700 — самый низ среднего уровня. Или я ошибаюсь (учитывая неидеальность человеческого слухового комплекса)?
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  1 декабря, 23:32
    http://lurkmore.ru/Тёплый_ламповый_звук
    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  1 декабря, 23:50
    Со ссылок, которые были выложены здесь, добрался до этой: www.audiohi-fi.narod.ru/articles/test.htm Я выкладываю ее здесь не потому что это самая содержательная статья (наоборот, она самая короткая), а потому, что это конечный пункт в моих переходах.
    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  2 декабря, 02:17
    Я где-то читал, что винчестер, он же жесткий магнитный диск компьютера, хоть и цифровое устройство, плохо передает (?) звук, передает его, якобы, сухо и тихо. Для музыкальных файлов есть даже специальные винчестеры, с позолоченными проводниками, они предлагали сравнить звук с винчестера со звуком с оптического диска или флешки. Что скажете?
    ОтветитьНравится
  • Poмaн Coлжeницын  2 декабря, 02:23
    Что это развод лохов на бабло.
    ОтветитьНравится
  • Алексей Ромчак  2 декабря, 02:32
    Да тут собственно уже сказали:
    Александр Иерархов 1 декабря, 23:32
    lurkmore.ru/Тёплый_ламповый_звук
    Добавить к этому нечего.
    ОтветитьНравится
  • Максим Резенов  2 декабря, 11:28
    Еще какой развод. Звуковой карте по-барабану откуда в нее поступает цифровая информация, с диска, CD или рулончика скотча на который лазером записана информация. На то он и цифровой сигнал.
    ОтветитьНравится
  • Павел Капитанов  2 декабря, 11:48
    Вспоминается статья о кабеле Monster Cable и вешалке.
    ОтветитьНравится
  • Владимир Шкурко  3 декабря, 22:59
    «и построить репродукции наиболее ценных инструментов мира» ...
    Это и есть всего лишь репродукция -и не более! Нашлепайте на принте «Джоконду» ...
    Скрипка- сложнейший акустический прибор, в котором имеет значение любая мельчайшая деталь. Элементарное копирование столярной работы(пусть даже с привлечением современных технологий) -это копирование внешнего вида.! Дерево анизотропно ,поэтому найти два абсолютно идентичных куска древесины попросту нереально. Настоящий мастер слушает дерево, и каким-то «шестым» или «десятым» чувством определяет толщины дек.
    Помниться ,в 70-х годах прошлого века подобный опыт уже производился , кажется Массачусетским технологическим. Результат : инструмент звучал хуже "фабрички ".
    Но даже если (чем черт не шутит ! ) детище Сирра показывает незаурядный звук- давайте послушаем сей инструмент хотя- бы через год ,а лучше лет эдак 5-6 спустя... Музыканты и мастера струнных инструментов считают (и думаю ,вполне справедливо) абсолютно необходимым обыгрывание инструмента: хорошая скрипочка будет звучать все лучше и лучше ,а у плохой звук очень быстро «сядет».
    Ну а «секрет» Страдивари «открывают» регулярно-2-3 раза в год. Кто-то кричит что «самое главное» -лак, другой втирает в поры деки пемзу...
    А результата чтой-то не слыхать.! Да и пожалуй- не услышим...
    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  5 декабря, 20:56
    А что вы скажете про электронную копию скрипок Страдивари? Это (уже) возможно?
    ОтветитьНравится
  • Владимир Шкурко  6 декабря, 19:41
    Шамиль , поясните термин «электронная копия».Что это : программа для компа , которая при помощи аппаратных средств имитирует итальянский
    тембр; — электроинструмент ,который использует аналогичную программу или что-то иное?
    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  8 декабря, 22:21
    Это все это вместе. Комплекс для полного копирования звука Страдивари со всеми потрохами.
    ОтветитьНравится
  • Владимир Шкурко  9 декабря, 21:55
    Получится?.. Получится что-то вроде « бракосочетания с резиновой женщиной» — брак официально оформлен , произведены все необходимые действия (понимаете ,что я имею в виду) – но «приплоду» (увы !) –не будет…
    Ну а теперь – серьезно. Термин «итальянский тембр» подразумевает не только амплитудно-частотную характеристику звука инструмента , но и психо-физиологическое восприятие слушателя. Можно, проанализировав определенный звук ,аппаратно создать его полный аналог. Затем еще один , еще… Потом соединить их в какое-то подобие музыкального произведения…Ну а «душу» -не в религиозном смысле- сможете запрограммировать?
    Найдется ли программист ,который сможет перевести человеческие эмоции на машинный язык?
    Словом , «Страдивариус» будет ,но только без «потрохов».
    ОтветитьНравится
  • Poмaн Coлжeницын  9 декабря, 22:21
    Достаточно слепого теста, если человек прослушает игру на копии и на оригинале и не сможет различить, то цель достигнута, а «душа» это просто аналог эффекта плацебо, самовнушение.
    ОтветитьНравится
  • Владимир Шкурко  12 декабря, 23:02
    Роман , послушайте "Страда "в зале ,и желательно в сопровождении оркестра. Предположения об «эффекте плацебо» отпадут тотчас.
    ОтветитьНравится
  • Poмaн Coлжeницын  11 января, 06:09
    Доказано экспериментом: скрипка Страдивари хуже современных
    rnd.cnews.ru/liberal_arts/news/line/index_science.shtml?2012/01/10/472085
    ОтветитьНравится