Новый процесс воссоздания ценных струнных инструментов может оказать огромное влияние на музыкантов, — считают авторы инновации, применившие компьютерную технику для дотошной реконструкции одной из легендарных скрипок.
Исследователи и мастера в мельчайших подробностях воспроизвели скрипку Betts, созданную знаменитым мастером Антонио Страдивари в 1704 году.
Проект возглавил радиолог Стивен Сирр (Steven Sirr) из госпиталя FirstLight Health Systems в городе Мора (Миннесота). Скрипач-любитель заинтересовался строением изящных музыкальных инструментов ещё в 1989 году.
В силу профессии Стивену сразу пришло в голову, что скрипки можно попробовать просветить на компьютерном томографе. Поначалу это было лишь любопытство. «Я предполагал, что инструмент был просто деревянной оболочкой для воздуха, — рассказывает Стивен. — Я был совершенно не прав. Внутри скрипки обнаружилось много „анатомии“».
За последующие годы Сирр отсканировал более сотни скрипок, среди них 29 ценных образцов XIX века. Так постепенно перед Стивеном предстал сложный внутренний мир деревянных шедевров.
"Как и между людьми, между скрипками существует широкий диапазон нормальных различий, — поясняет доктор Сирр. — Когда вы смотрите на инструмент возрастом в сотни лет, вы видите червоточины и трещины, которые были отремонтированы, а также повреждения от разного рода воздействий, следы наводнений, войн…"
Компьютерная томография позволила с высокой точностью провести измерения плотности древесины, размеров и формы деталей, их толщины в различных точках, внутренних объёмов и так далее.
Своего рода венцом этих исследований стало создание копии скрипки Страдивари. Инструмент по имени «Беттс» привезли из библиотеки конгресса США и положили в сканер с 64 детекторами. Так доктор Сирр получил более тысячи томографических изображений.
Все эти снимки компьютер преобразовал в стереолитографический файл, пригодный для чтения программами по управлению «трёхмерными» станками с ЧПУ.
Для изготовления частей скрипки один такой станок был специально собран по заказу. Этот аппарат вырезал из ели точную копию верхней деки «Беттс», а из клёна – копии нижней деки и обечаек.
Окончательную сборку реплики Стивен доверил профессиональным скрипичным мастерам Джону Уоддлу (John Waddle) и Стиву Россо (Steve Rossow) из Сент-Пола, передаёт EurekAlert. Они вручную обратили набор деталей в удивительный инструмент и покрыли его лаком.
Достижение троицы было представлено 28 ноября на ежегодной конференции радиологического общества Северной Америки (RSNA). «В результате скрипка имеет характеристики, удивительно похожие на параметры оригинала», — уверяют участники проекта.
Разумеется, технология изготовления скрипки «по Сирру» и техника, применявшаяся триста лет назад, заметно отличаются. Это не могло не сказаться на обрабатываемой древесине и на звуке. Но даже если американцы несколько преувеличили сходство реплики и прообраза, работа Стивена заслуживает внимания.
Звучание скрипки зависит от множества факторов. Качество древесины и точные геометрические параметры использованных для корпуса деталей – лишь один из многих. Потому едва ли кто-то когда-то осмелится объявить, что тайна великих скрипок прошлого раскрыта полностью. Вспомним хотя бы не так давно выплывшую химическую тайну скрипок Страдивари.
И всё же проект радиолога – шаг вперёд в давнем расследовании. А ещё это и привлекательная идея: дать возможность «сыграть на Страдивари» едва ли не всем желающим. Исследователь поясняет: «У нас есть две цели — понять, как работает скрипка, и построить репродукции наиболее ценных инструментов мира для молодых музыкантов, которые не могут позволить себе оригинал». Правда, о дальнейших планах по воссозданию других древних шедевров доктор пока не говорит.
А что насчет лака?
Очень четко прослеживается менталитет граждан США в этом проекте: главное — это форма, содержание как-нибудь само доползет.
А Страдивари — раскрученный веками бренд.
Те моменты фрезеровки что показаны на фото (справа от автора проекта) несколько смущают — есть сомнения, чьл stl модель просто затолкали в машину и особо не парились над разбивкой траекторий по векторам.
Тут нужен, тогда уж, атомарный анализ и атомный синтез, но это уже СтарТрек =)
Давно еще читал где-то, что большая часть успеха его скрипок была в лаках, особых формулах, которыми он не особо делился.
А вообще статья любопытная. Жаль, не сказано, как у этой реплики со звуком. Под «характеристиками, удивительно похожими на параметры оригинала» можно понимать что угодно. Например, цвет. :)
Я полагаю, радиологи в среднем, разбираются в скрипках так же хорошо как слесари, например, или дальнобойщики :)))
Так глядишь и китайцы с их сверхмассовым производством когда-нибудь до вершин качества доберутся :)
Наш «любимый» музТВ (или еще какая хрень из этой серии), это поток для массы, причем малообразованной в музыкальном плане. Им пох, какой там микрофон, им главное, цитирую «Кхаааа, прикольно...».
Но сходите на концерт скрипки и послушайте, что ТА публика обсуждает в перерывах. Или вот я в капелле был, много про специфику исполнения на органе услышал, от окружающих.
> Петрович, Семеныч с 2 классами образования?
Нет. Тогда слушать ходили герцоги и принцы, но тоже с двумя классами образования. ;)
Причём тогда-то музтв не было. И, думается мне, концертный зал заменял музтв. То есть сейчас в концертном зале, средний уровень образования всё же повыше чем тогда. Сходить на концерт это круто -- это показатель статуса человека: вот петрович с семёнычем не ходят, а я хожу. Значит я умнее. Или как наши политики в церковь под прицелами телекамер ходят -- не для того, чтобы с богом пообщаться, а чтобы очков политических набрать. Пушкин, кстати, это описывал, скажем в сцене Онегина, заканчивающейся словами:
«Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел»
Ходит мнение, например, что тот же Паганини сочинял свои капризы, для того чтобы был материал, на котором он мог бы продемонстрировать всю свою виртуозность. А сейчас скрипачи играют эти капризы наперегонки -- кто быстрее запилит, тот и круче. Точно так же, как пианисты, электрогитаристы любят запиливать «полёт шмеля».
Это я к тому, что ничего не изменилось с тех пор. Широкие массы оценивали выступления на понятном для них уровне. Яркость декораций и техника игры. Ну а если ещё и скрипка Страдивари, то однозначно это фурор.
Так было всегда. И так будет. Для большинства Страдивари -- это не божественный звук, а показатель статуса. Как в анекдоте времён СССР:
Скрипач занимает второе место на международном конкурсе. Идёт печальный... Сопровождающий его критик:
-- Ну, что голову повесил?
-- Да, -- говорит, -- обидно, если бы занял первое месте, мне бы скрипку Страдивари дали
-- А зачем она тебе? У тебя ведь отличная скрипка.
-- Понимаешь, для меня скрипка Страдивари, это как для тебя маузер Дзержинского.
Ваня, МузТВ тогда заменяли кабаки и притоны. Там и послшать после работы можно было и посмотреть и т.д.
Моя мама тоже пыталась меня заставить закончить музыкальную школу, но я не хотела играть, хотела программить :-). А вот моя сестра — закончила и играет вполне неплохо. Но до мамы ей конечно далеко :-).
Из литературы очень хорошо известен образ благородной девицы, бренчащей на рояле. Но я вот что-то не очень припомню мужиков... Ну разве что в Испании, там гранды под окнами влюблённых пели серенады и аккомпанировали при помощи гитары. И то, я боюсь, на практике это выливалось в лучшем случае в то, что гранд пел, а нищий гитарист за копеечку бренчал на гитаре. А может рядом второй нищий музыкант за вторую копеечку пел, а гранд лишь дирижировал и кидал страстные взгляды на окна.
В литературе мы не раз выстречаем презрительное отношение дворянства к сословию актёров, музыкантов, поэтов и проч. Правда, как я понимаю, к XIX веку это отношение несколько выравнялось. То есть игра на сцене может и осталась чем-то вроде проституции, но, по-крайней мере, поэтов-дворян к тому моменту наплодилось достаточно. Но актёров не было. И я вот так навскидку не припомню ни одного композитора или виртуоза... Это говорит либо о качестве музыкального образования, либо о том, что при всём качестве публичное музицирование несло некий оттенок неприличности. Или может быть было позволено этикетом исключительно незамужним девицам (все в сад!).
А я думал всех дворян красножопые в 17-м порезали либо они в Ангнию уплыли.
Хотя были исключения, полапать девок в кабаках и графу было не зазорно, если не узнает никто. Но это уже другое.
Я не сильно-то знаю что там в европах творилось в то время. Уверен что то же самое что и в России, но быть может с опережением лет на 10-20. В России же, до Петра был вообще мрак. Пётр I заявил что безграмотный дворянин не имеет права жениться. Чуть позже, кто-то из императриц наших, ввёл закон о том, что (дай бог памяти...):
1. В 10-12 лет, дворянский недоросль должен был сдать гос.экзамен продемонстрировав умения читать, писать, знания арифметики и геометрии («дверь» -- это прилагательное, потому что прилагается к косяку);
2. Лет в 18, наверное, был второй гос, на котором надо было знать географию, фортификацию и истории россии.
Не знаю что делали с теми, кто завалил первый гос. Но заваливших второй принудительно зачисляли в путяги.
Впоследствии, в общем, шло развитие образования, но я никаких музыкальных предметов в расписании уроков небыло вообще. Даже стандартного для советской школы предмета пение. По-моему там вообще не было ничего посвящённого искусству. Никакого тебе МХК.
В путягах тех времён -- в академиях, -- учили рисованию и скульптуре. Но не музыке.
Женский пол сидел дома и от скуки, дожидаясь замужества, учился играть на фортепиано, рисовать, вышивать и тд. и тп. Хотя уже ближе к XX веку, появляются какие-то там «институты благородных девиц» и тому подобное, и учат там тому же самому: как мазурку танцевать, бренчать на ф-но, рисовать и спать исключительно на правом боку -- это Ахматова хорошо описывала.
Конечно же появлялись среди дворянства и выпускники СПбГУ. Тот же Витте, например. Но, СПбГУ -- это значит гражданская карьера, что позволено лишь младшим сыновьям. И, СПбГУ -- это далеко не всем под силу.
И вы учтите, что всё это на базе практически нулевого дошкольного образования -- что с дошколятами делать и как им мозги развивать придумали лишь в XX веке. То есть средний уровень интеллекта тогда был ниже: сейчас даже если родители забивают на ребёнка, то хоть в детском саду ему может какие-то развивающие игры покажут, или правильно выговаривать букву р научат, или быть может даже научат писать слово «мама». А тогда ребёнок лет до семи бегал в рубахе по полям и лугам, совершенно беззаботно и не думая о том, как ему в дальнейшем будут вбивать в голову образование.
> на Страдивари» едва ли не всем желающим. Исследователь
> поясняет: «У нас есть две цели — понять, как работает скрипка,
> и построить репродукции наиболее ценных инструментов мира для
> молодых музыкантов, которые не могут позволить себе оригинал».
Да-да. Конечно-конечно. Хороший инструмент таких бабок стоит... Даже если он и без логотипа «Страдивари». Скрипками я не интересовался, но думаю там та же история, что и с гитарами. Я давненько подумываю купить себе новую гитару, но до сих пор жаба душит отдавать 30kp. Может ещё пару лет поисхожу слюнями и куплю... Но если гитара будет сделана по «технологии страдивари», то есть и использованием новейших технологий и станка собранного по спецзаказу для создания именно этого инструмента, -- в такой ситуации не удивлюсь и шестизначной сумме. И хорошо если шесть знаков будет при выражении стоимости в рублях.
Хм. Я думал об этом, но как-то несерьёзно. Сейчас погуглил, а мануалов-то тьма в интернете оказывается... Почитаю, подумаю.
Я играю на классической гитаре. Но создание классической гитары в домашних условиях, как я тут выяснил, не столь невероятно как кажется на первый взгляд. Что вселяет надежду, так это то, что для получения пристойного результата достаточно умений читать и думать, прямых рук и терпения. То есть не надо обладать каким-то сверхсекретным инструментом, не надо чтобы под окном росли бы палисандры, от которых можно отпилить кусочек для гитары, и никаких особенных талантов тоже не надо.
Это внушает надежду.
www.popsci.com/scitech/article/2009-09/fungus-infected-violin-beats-stradivarius-listening-test
На мой взгляд, статья скорее об интересной демонстрации технологий, чем о попытке скопировать звучание скрипки Страдивари. Последнее было было достигнуто достаточно давно, это не новость.
Хотя, если будет стоять задача на транзисторах повторить ламповый звук... я знаю пару тройку человек, которые с удовольствием за нее возьмутся ;) Один из них кстати занимается производством электроники для гитар :)
Это легко. Вторая гармоника -- это частота в два раза выше чем основная. То есть звук на октаву выше. Третья -- это октава плюс квинта, то есть частота в три раза выше.
> Но, догадываюсь, что на слух, без соответствующего софта,
> ее поймать гораздо сложнее чем разницу между 320 и 512
> килобитным звуком цифры, которую я кстати не улавливаю ))))))
Разницу между 320kbit/s и 512kbit/s действительно уловить непросто. Для этого нужны специальные тренировки -- надо тренировать слух ловить звуковые артефакты кодирования. Ну и аппаратуру иметь достаточно хорошую, чтобы она воспроизводила с достаточной точностью, чтобы артефакты не терялись в процессе преобразования цифры в звуковые волны.
С гармониками же всё гораздо проще. Если вопрос интересен могу предложить эксперимент. Попробуйте пустить в свою звуковушку синусоиду в 440Гц. Потом добавьте к ней 880Гц, но с меньшей амплитудой. Поэкспериментируйте, выясните на сколько дБ меньше должна быть вторая синусоида, чтобы на слух сумма синусоид не отличалась бы от чистой первой синусоиды. Потом проделайте то же самое с третьей синусоидой с частотой в 1320Гц.
Я на полном серьёзе: возьмите, скажем, audacity, создайте три дорожки, в каждую добавьте 10 секунд чистой синусоиды но с разными частотами. А потом проигрывайте результат играясь с громкостью каждой дорожки или даже включая/выключая каждую.
Эксперимент не совсем чистый, поскольку все эти синусоиды будут обрабатываться усилителем звуковой карты, а возможно ещё и усилителем сабвуфера (или что там у вас стоит). Но, уверяю вас, если вторая (или третья) синусоиды будут иметь на 20дБ меньшую амплитуду, то разницу между чистой синусоидой на 440Гц и суммой вы будете слышать отчётливо. Ну разумеется, если у вас нету клинических проблем со слухом. Если же аппаратура неплохая, и достаточно терпения чтобы потренироваться, то вы сможете услышать вторую/третью гармонику даже если их амплитуда будет на 25-30дБ меньше амплитуды основной гармоники.
nordost-cable.ru/product/catalog/valhalla.html
спасибо Михаилу Тоцких за напоминание
www.audiomania.ru/shop/goods-981.html
Александр Иерархов 1 декабря, 23:32
lurkmore.ru/Тёплый_ламповый_звук
Добавить к этому нечего.
Это и есть всего лишь репродукция -и не более! Нашлепайте на принте «Джоконду» ...
Скрипка- сложнейший акустический прибор, в котором имеет значение любая мельчайшая деталь. Элементарное копирование столярной работы(пусть даже с привлечением современных технологий) -это копирование внешнего вида.! Дерево анизотропно ,поэтому найти два абсолютно идентичных куска древесины попросту нереально. Настоящий мастер слушает дерево, и каким-то «шестым» или «десятым» чувством определяет толщины дек.
Помниться ,в 70-х годах прошлого века подобный опыт уже производился , кажется Массачусетским технологическим. Результат : инструмент звучал хуже "фабрички ".
Но даже если (чем черт не шутит ! ) детище Сирра показывает незаурядный звук- давайте послушаем сей инструмент хотя- бы через год ,а лучше лет эдак 5-6 спустя... Музыканты и мастера струнных инструментов считают (и думаю ,вполне справедливо) абсолютно необходимым обыгрывание инструмента: хорошая скрипочка будет звучать все лучше и лучше ,а у плохой звук очень быстро «сядет».
Ну а «секрет» Страдивари «открывают» регулярно-2-3 раза в год. Кто-то кричит что «самое главное» -лак, другой втирает в поры деки пемзу...
А результата чтой-то не слыхать.! Да и пожалуй- не услышим...
тембр; — электроинструмент ,который использует аналогичную программу или что-то иное?
Ну а теперь – серьезно. Термин «итальянский тембр» подразумевает не только амплитудно-частотную характеристику звука инструмента , но и психо-физиологическое восприятие слушателя. Можно, проанализировав определенный звук ,аппаратно создать его полный аналог. Затем еще один , еще… Потом соединить их в какое-то подобие музыкального произведения…Ну а «душу» -не в религиозном смысле- сможете запрограммировать?
Найдется ли программист ,который сможет перевести человеческие эмоции на машинный язык?
Словом , «Страдивариус» будет ,но только без «потрохов».
rnd.cnews.ru/liberal_arts/news/line/index_science.shtml?2012/01/10/472085