Новый опыт показал специфическое пересечение в головах обезьян ощущений разной природы – зрительного и слухового. Самое интересное, что характер такого смешения оказался идентичен наблюдаемому у людей.
Группа биологов из Японии и Германии научила шестерых шимпанзе (Pan troglodytes) играть в простую игру. На сенсорном экране животному показывали два больших квадрата – чёрный и белый, а между ними квадратик поменьше, цвет которого менялся случайным образом (либо белый, либо чёрный).
Чтобы получить вознаграждение, обезьяна должна была выбрать большой квадрат, по цвету соответствующий маленькому, объясняет PhysOrg.com.
После того как животные поняли задачу, условия опыта скорректировали. При выборе квадрата ещё и включался звук, тон которого мог соответствовать или не соответствовать правильному цвету.
Тут необходимо отступление. Известно, что люди, у которых сигналы от разных органов чувств смешиваются, своеобразно воспринимают мир: одни ассоциируют определённые буквы с теми или иными цветами, другие — звуки с красками, а третьи — движения со звуком. Синестетики слышат иллюзорные шорохи при наблюдении за движущимся изображением или ощущают вкус при произнесении каких-то слов.
Считается, что синестезия присуща одному проценту людей. Но некие её зачатки можно найти и у всех остальных.
Например, люди обычно ассоциируют более высокие звуки со светлыми цветами, предметами меньшего размера и более остроконечной формы. Соответственно звуки низкого тона чаще ассоциируются с тёмными красками.
Так вот, если тон сигнала в опыте соответствовал указанному выше принципу (высокий для белого квадрата и низкий для чёрного), обезьяны справлялись с задачей лучше. Они давали 93% правильных ответов против 90%, в сравнении с ситуацией, когда звук был «противоречивым», то есть когда включался низкий тон со светлым квадратом и высокий с тёмным.
Чтобы доказать аналогию с человеком, авторы опыта дали такое же задание тридцати трём добровольцам. Разумеется, люди не ошибались при выборе цвета квадрата, но некий эффект был замечен и тут: при включении правильного звука люди делали выбор чуть быстрее.
В своей статье в PNAS авторы эксперимента делают вывод: «Врождённая тенденция сочетать высокую ноту с высокой яркостью возникла в эволюции до разделения линии человека и шимпанзе. Это свойство — черта сенсорной системы приматов, а не культурное или языковое явление».
Ну собственно в головах обезьян такое пересечение показано не было... Хотя следовало бы. Тем более, что оно показано у многих животных (могу уверенно говорить о рыбках, крысах и мышках) — это крыша среднего мозга, в частности, верхние и нижние бугры четверохолмия.
И вы случайно не путаете с другим типом опытов? В которых сначала вырабатывается рефлекс на некое сочетание факторов (скажем, звуковой и световой сигнал), означающее либо еду, либо удар током. А потом усвоенное сочетание сигналов перекрещивается, вызывая диссонанс с ранее полученным опытом?
Ведь тут важно, что «значение» высокого и низкого тона обезьянам никто не преподавал. Звук просто включали фоном вне связи с вознаграждением или отсутствием оного. А раз корреляция высокий тон — белый квадрат проявилась, значит она имеет более глубокие корни.
Об этом собственно статья — ранее именно вот такое перекрещивание, как я понял из описания, замечали только за людьми.
А в сабжевом опыте мы имеем дело с прямым следствием пересечения — повышением успеха в конкретном задании при некоем сочетании внешних сигналов. Или я что-то не понимаю?
ПС. Кстати «сенсорные чувства» — это тавтология)
— Вероятно я тоже (о моей «причуде» в первом комментарии). Интересно эта особенность локальна или идёт в комплекте с чем-то ещё?
За собой такого никогда не замечал, но могу с уверенностью сказать одно, что (может это для меня так) комфортный уровень звука (той же музыки) для меня зависит только от двух вещей:
1 — уровень шума вокруг (работающие компьютеры, люди которые говорят и т.д)
2 — как долго я пробыл в тишине (слушаем музыку, заходим в тихую комнату, ставим на паузу и ждём минут 20 после чего включаем музыку, громкость музыки будет казаться очень большой).